дежавю

Аватар пользователя Vladimirphizik

Дежавю? (фр. d?j? vu, МФА (фр.): [de?a vy] (i) — «уже виденное») — психическое состояние, при котором человек ощущает, что он когда-то уже был в подобной ситуации[1], однако это чувство не связывается с конкретным моментом прошлого, а относится к прошлому в общем.

Термин впервые использован психологом Эмилем Буараком[en] (1851—1917) в книге «Будущее психических наук» (фр. L’Avenir des sciences psychiques).

Аналогичные явления — фр. d?j? v?cu («уже пережитое»), фр. d?j? entendu («уже слышанное»), фр. d?j? bais?e («уже от-пробованное»).

Противоположный термин жамевю (jamais vu) — никогда не виденное. Состояние, когда человек в привычной обстановке чувствует, что он здесь никогда не был.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%E6%E0%E2%FE

Замечание в теме Сергея Борчикова "Мыслечувствие":

Vladimirphizik, 11 октября, 2013 - 12:42.

В головном мозге скорость передачи информации составляет величину 100-200м/с. Это значит, что головной мозг - как компьютер - уже отстает от "железных" компьютеров.

Инсайт, интуиция и т.д. появляются "внезапно", без какого-либо мыслительного процесса.

Мыслечувствие не из этого ли разряда?

Если предположить, что на самом деле по нейронам распространяется одна и та же информация с двумя значениями скорости (100-200м/с - электро-химическая и 3х10Е8м/с - скорость света), то кое-что становится на свои места.

Предлагаю обсудить вопрос: если головной мозг - двухуровневый компьютер, то не является ли эффект дежавю свидетельством этого факта?

Комментарии

Аватар пользователя Vladimirphizik

Никто не знает, что такое дежавю?
Ну, инертные мои, всем проснуться и думать, думать , думать...

Аватар пользователя ghjrkznmt

В компьютере распространение сигнала происходит со скоростью многократно меньшей скорости света - существует задержка в каждом логическом вентиле, для исключения гонки состояний из-за задержек в вентилях применяется защелкивание промежуточного состояния в регистрах. Кроме того инструкции процессором выполняются последовательно и только по одной, в любой момент времени в конвейере команд присутствует только одна инструкция. Хотя скорость распространения сигнала между нейронами мала, количество связей между ними через синапсы вида каждый-к-каждому потенциально равно факториалу значения количества нейронов мозга. Даже при 2000 нейронов у виноградной улитки количество связей между ними может потенциально составлять 2000! Каждый нейрон выполняет прием информации и инициирует ее передачу с некоторыми искажениями наводимыми ее переработкой всем остальным имеющим с ним связи одновременно со всеми остальными нейронами. Таким образом мозг есть параллельный вычислитель с количеством процессоров равным количеству нейронов его составляющих. Компьютеры с фон-Неймановской или RISC архитектурой никогда не смогут превзойти человеческий мозг, им бы до моделирования комка нейронов виноградной улитки добраться за ближайшие 100 лет. Некоторые надежды обещает парадигма истинно параллельного выполнения на FPGA(Программируемые Логические Интегральные Схемы - ПЛИС), на них можно реализовать некое подобие параллельного выполнения множества задач на выделенных процессорных ядрах, но узким местом остается разделяемая между ними общая память, доступ на запись к которой строго последователен.

Если появится все же способ организации параллельных каналов передачи информации между процессорными ядрами внутри ПЛИС, то встанет задача создания языка программирования устройств параллельной одновременной обработки информации.

В общем никогда.

Аватар пользователя Vladimirphizik

ghjrkznmt, 12 октября, 2013 - 09:38
В общем никогда.

"Железный" компьютер никогда не догонит биологический.
С этим я согласен. Природу (Творца) - не перещеголять.
Разговор в данной теме о другом. Мы пытаемся понять, что такое инсайт, интуиция и др. мыслительные феномены, не допуская мысли, что головной мозг может оказаться двухуровневым (как минимум!) компьютером. При этом сознанием может выступить процесс сравнения и анализа двух картинок, обработанных отдельно каждым уровнем головного мозга. Не является ли дежавю своеобразным нарушением очередности (или чего-то другого) сопоставления двух картинок?

Аватар пользователя Доген

Vladimirphizik пишет:


ghjrkznmt, 12 октября, 2013 - 09:38
В общем никогда.

"Железный" компьютер никогда не догонит биологический.
С этим я согласен. Природу (Творца) - не перещеголять.
Разговор в данной теме о другом. Мы пытаемся понять, что такое инсайт, интуиция и др. мыслительные феномены, не допуская мысли, что головной мозг может оказаться двухуровневым (как минимум!) компьютером. При этом сознанием может выступить процесс сравнения и анализа двух картинок, обработанных отдельно каждым уровнем головного мозга. Не является ли дежавю своеобразным нарушением очередности (или чего-то другого) сопоставления двух картинок?

 

По мотивам Платона - Человек ничего не открывает и не изобретает, а лишь вспоминает ...
Однажды в состоянии дежавю я вспомнил сон, приснившийся мне и он был один в один с реальностью.

Аватар пользователя Vladimirphizik

Однажды в состоянии дежавю я вспомнил сон, приснившийся мне и он был один в один с реальностью.

1)находился в состоянии дежавю
2)мыслил в этом состоянии (вспоминал, анализировал)
3)события прошлого сна (насколько давнего?) совпали с настоящей реальностью
На Вас, уважаемый Доген, уже можно науку делать (без прикола).

Аватар пользователя Пермский

Vladimirphizik, 13 октября, 2013 - 08:24
На Вас, уважаемый Доген, уже можно науку делать (без прикола).

Открываем новую рубрику на ФШ: Догенология. Основатель - Vladimirphizik. Без прикола?

Аватар пользователя Доген

1. В момент не мыслил, не вспоминал, не анализировал, а просто переживал событие и вспомнил сон через два дня и вспомнив начал анализировать и сопоставлять сон и событие.Это произошло в 1995 году, а сон из 93 года.

Другой случай - 2010г. - в течении месяца мне приснилось два сна 1- мой автомобиль попал в аварию, но управлял автомобилем не я, а некий мужчина, я наблюдал как бы извне; 2 - во сне я проснулся подошел к окну и не увидел своего автомобиля - мысль - угнали! я проснулся и подойдя к окну и увидел автомобитль на месте - приснится же такое! через две недели звонок в дверь - сосед - "сняли ветровое стекло", вот такие пироги!

Аватар пользователя Vladimirphizik

Доген, Вы, проживший такое "навороченное" состояние дежавю, что можете сказать о версии существования в голове человека двухуровневого биологического компьютера?

Аватар пользователя Доген

Vladimirphizik пишет:

Доген, Вы, проживший такое "навороченное" состояние дежавю, что можете сказать о версии существования в голове человека двухуровневого биологического компьютера?

 

Слово компьютер молодое слово и применительно только к голове недостаточно; принято считать, что крайней границей человеческого тела есть кожа, хотя на самом деле она связывает нас с Природой так же как и глаза, уши, нос и рот, т.е. практически тело человека неотделимо от Природы. Вполне разрешимо предствлять человека компьютером, одно-, двух- иль многоуровневым если позабыть о целостности человека-природы.
Бессознательное и сознательное можно назвать двухуровневым биологическим компьютером, если не забывать что это Единое.

Аватар пользователя Корнак7

Доген:

- Однажды в состоянии дежавю я вспомнил сон, приснившийся мне и он был один в один с реальностью.

Об этом написано целое исследование. Когда-то бестселлером было. А сейчас мало кому известная вещь

http://yanko.lib.ru/books/betweenall/Dunne.htm

 

Аватар пользователя ghjrkznmt

Фрейд нашел индивидуальное бессознательное во многом определяющее содержание наших поступков, а Карл Густав Юнг обнаружил источник содержимого индивидуального бессознательного - коллективное бессознательное, далее структурализм и пр. и пр.

Ваше утверждение: "не допуская мысли, что головной мозг может оказаться двухуровневым (как минимум!)" неверно уже более ста лет. Сознание трехуровневое (как минимум!!).

Аватар пользователя Vladimirphizik

ghjrkznmt, 12 октября, 2013 - 15:16
Ваше утверждение: "не допуская мысли, что головной мозг может оказаться двухуровневым (как минимум!)" неверно уже более ста лет. Сознание трехуровневое (как минимум!!).

Вот за это - спасибо.
Еще бы ссылочку...

Аватар пользователя ghjrkznmt

Карл Густав Юнг, он про это писал.

Аватар пользователя Vladimirphizik

ghjrkznmt пишет:

Карл Густав Юнг, он про это писал.

 

Повторюсь: здесь идет разговор о том, что первый уровень компьютера-головного мозга основан на передаче и обработке химико-электрических импульсов, распространяющихся со скоростью 100-200м/с, а второй - только электромагнитных, распространяющихся со скоростью света.
Думаю, Юнг не был знаком с современными механизмами передачи импульсов в нейронах.
За ссылку - спасибо. Дико, но Юнга я не читал (собственно, как и многих других философов).

Аватар пользователя ghjrkznmt

Не знал об этом, спасибо и Вам. Вообще-то это очень нужно - знать Юнгианство, становится понятен, например, символический смысл проезда Владимира Путина по пустой Москве 7 мая 2012 года, согласитесь, зрелище было завораживающее.

Аватар пользователя Vladimirphizik

???????????????????????????????????????????????????

Эксперемент проводился в облости микроэлектроники.
Рабята разработали новый материал для контактов, который при подаче напряжения несколько менял свою форму, а именно на поверхностях контактов, друг против друга, выстраивались несколько дополнительных рядов "атомов".
Была собрана простейшая цепь с несколькими контактами(в пределах десятка), подали определенное напряжение, оценивались параметры прохождения токов... но в какой то момент произошол кратковременный "всплеск" напряжения в цепи, почти в два раза

??????????????????????????????????????????????????

Аватар пользователя Дилетант

в какой то момент произошол кратковременный "всплеск" напряжения в цепи, почти в два раза

Это необъяснимо? В чём вопрос?
В связи с этим "дежавю".
Известный способ измерения частотных и амплитудных характеристик заключается в подаче различных частот сигнала одного уровня, и различных уровней одной частоты.
Для автоматизации измерений, частоты (уровни) подаваемого сигнала меняются автоматически (частота сигнала "качается" при неизменной амплитуде).
При оцифровке автоматических измерений вырабатывается сразу комплекс сигналов (после вычисления соответствующих коэффициентов Фурье), идентичный качающейся частоте с неизменной амплитудой.
При подаче такого комплекса сигналов на вход линии, на её выходе из-за фазовых сдвигов иногда наблюдаются импульсы напряжения в несколько раз превышающие исходные.
И всё бы ничего, но из-за этого перегружаются следующие узлы и вносят искажения в наблюдаемую картину.

Вполне возможно, что фантомы (миражи) - появление наблюдаемых как-бы смещённых вторичных (третичных и т.д.) картин в Реале - являются как результаты подобных искажений.

Аватар пользователя Vladimirphizik

Большое спасибо за дополнительную информацию.
Ее надо будет проанализировать.
Чуть-чуть проясню предыдущее сообщение.
Речь шла о том, что в нейронах, помимо электрохимического сигнала, может проходить и электромагнитный. Скорости прохождения разные, откуда последовало предположение, что мозг является двухуровневым компьютером: одновременно работает и с теми, и с другими импульсами, анализирует их отдельно, а затем сопоставляет. Дежавю - это эффект акцентизации на на более "скоростной" картинке. Но как передаются электромагнитный импульсы? Ведь нейроны синапсами как бы переплетаются, но напрямую не соединяются. На этот вопрос и был дан опубликованный ответ. К сожалению, без ссылки на источник.

Аватар пользователя Vladimirphizik

К слову, к Вике надо относится осторожно. Вот пример:
"Состояние дежавю сопровождается деперсонализацией: реальность становится расплывчатой и неясной. Пользуясь терминологией Фрейда, можно сказать, что наступает «дереализация» личности — как бы отрицание её реальности"(Википедия).
На самом деле всё наоборот, и определения надо поменять местами:
деперсонализация - это нарушение ориентировки в собственной ПЕРСОНЕ, а дереализация - соответственно, в РЕАЛЬНОСТИ.
http://www.proza.ru/rec_author.html?vladimirphizik

Аватар пользователя Потерпевший

Я некоторое время пытался работать со снами: вспоминать, записывать, и перейти к осознанности в них. В какой-то момент я заметил, что некоторые сны пытаются сбыться в реальности. Вначале это было состояние дежавю, когда сон сбывается, потом, при просыпании такой сон вспоминался с отенком пред-дежавю (некоторой странности и заряда), затем я отчетливо узнавал такой сон и ожидал когда же он сбудется. Заметил, что сон не обязательно должен сбыться один к одному по обстоятельствам, а скорее по аналогии , а главное - ощущается разрядка некоторого заряда намерения (несознательного) который подыскивает себе стартовые обстоятельства, для проигрывания своего сюжета. И, похоже, "разрядка" происходила только во второй половине дня.
Состояние дежавю я бы отнес к классу состояний "остранения", по внутреннему ощущению странности и остраненности, и сопоставляя с другими состояниями из этого класса, возникающими, например, когда практикуется "метод сливы" (Джоу Цзунхуа "Дао и-цзина"), или остраненость используется для воздействия как художественный прием.

Виктор Шкловский первым дал имя тому, что называют сегодня «остранением». Сначала, выдвинув это понятие в книге «Воскресшие слова», позднее, терминологически определив его в знаменитой статье «Искусство как прием».
Формальная школа, к которой принадлежал Виктор Шкловский, трактовала остранение как универсальный закон искусства, «обнаруживающийся на всех уровнях художественной структуры», говоря экономичным и точным языком энциклопедий. В этой статье остранение рассматривается не только как универсальный закон искусства, но и универсальный метод человеческого познания вообще – настолько, что с помощью этого понятия можно обобщить весь культурный опыт человечества. Однако прежде чем начать отстаивать данное утверждение, приведем толкование остранения самим автором исследуемого понятия.
Шкловский говорит об остранении в связи с другим замеченным им явлением – «автоматизацией». «Если мы станем разбираться в общих законах восприятия, - пишет он, - то увидим, что, становясь привычными, действия делаются автоматическими. Так уходят, например, в среду бессознательно-автоматического все наши навыки». (Каждый может привести массу подобных примеров: езда на велосипеде, игра на музыкальном инструменте и т.п.) В результате «обавтоматизации», пишет автор, «вещь проходит мимо нас как бы запакованной, мы знаем, что она есть, <…> но видим только ее поверхность». (Нетрудно впасть в поверхностность.) «Под влиянием такого восприятия, - продолжает Шкловский, - вещь сохнет, сперва как восприятие, а потом это сказывается и на ее делании…». И далее: «При процессе алгебраизации, обавтоматизации вещи, получается наибольшая экономия воспринимающих сил: вещи или даются одной только чертой своей, например, номером, или выполняются как бы по формуле, ДАЖЕ НЕ ПОЯЯВЛЯЯСЬ В СОЗНАНИИ. ТАК ПРОПАДАЕТ, В НИЧТО ВМЕНЯЯСЬ, ЖИЗНЬ. АВТОМАТИЗАЦИЯ С'ЕДАЕТ ВЕЩИ, ПЛАТЬЕ, МЕБЕЛЬ, ЖЕНУ И СТРАХ». Остранение вещи (от «странно») и, следовательно, ее восприятия, напротив, представляет собой такой метод, с помощью которого человек высвобождается из оков автоматизированного существования, в которые он заключен.
Развивая свою мысль, Шкловский определяет цель искусства - «ДАТЬ ОЩУЩЕНИЕ ВЕЩИ». Он также говорит, что «ИСКУССТВО ЕСТЬ СПОСОБ ПЕРЕЖИТЬ ДЕЛАНЬЕ ВЕЩИ, А СДЕЛАННОЕ В ИСКУССТВЕ НЕ ВАЖНО». Последняя мысль в духе формальной школы, направленная в частности против последователей Потебни, без сомнения, чрезвычайно интересна для анализа, но не имеет прямого отношения к теме статьи. Обратимся теперь напрямую к остранению.
http://proza.ru/2008/07/26/327

Остранение — феномен осмысления, связанные с изменением вИдения и понимания. Первоначально (термин введен В.Б.Шкловским в 1914 г.[3]) – одно из центральных понятий руского формализма («материальной эстетики»), стилистический прием описания вещей,… … Проективный философский словарь

Один раз во сне мне было дано почувствовать не только закладывание намерение моего подсознания, но и "намерение атмосферы". Первая часть сна "сбылась" около 14-ти часов, когда мужчина и женщина проходящие мимо моего участка, стали очень странно себя вести - они (попав под влияние силовой линии связанной с сюжетом сна) раза три, то порывались пойти в лес, делая несколько шагов , то подходили к моей калитке. Когда моя жена сообщила мне об этом, и я вышел к ним, они "освободились" от влияния этой силовой линии и отправились дальше в направлении, в котором шли. Они объяснили, что их внимание привлек мой кот и, явно, находились под "градусом" дежавю, что проявлялось в их взбодренности и оживленности, и в то же время "странности". Но, после короткого разговора этот "градус" исчез и они "потухшие" пошли своим маршрутом. А ближе к 24-м часам произошла разрядка второго намерения - на нашу местность обрушился торнадо, наломал деревьев в лесу и на участках и, даже слегка попортил крыши домов. В моем сне этому намерению соответствовало созерцание неба и подъем взора как бы по ступенькам атмосферы на высоту около 8-10 км, с ощущением этого "столба высоты". Я пережил этот катаклизм (дома) спокойно, в состоянии отстраненности и, как бы некоторой скуки, но в тоже время в непосредственном ощущении происходящего снаружи.

А, вообще, когда в жизни оказывался в состоянии дежавю, всегда ощущал некоторую скуку и отстраненность. Как бы созерцая из второго слоя автоматизм происходящего в первом.

Если:

деперсонализация - это нарушение ориентировки в собственной ПЕРСОНЕ,
а дереализация - соответственно, в РЕАЛЬНОСТИ.

То остраненность - пробуждение уровня "хозяина", и созерцание слоев реальности и персоны, которые в свете этого взгляда выглядят как бы не до конца серьезными.

Аватар пользователя Vladimirphizik

Комментарий к публикации "Дежавю" ( http://www.proza.ru/rec_author.html?vladimirphizik ):

Никогда не задумывался серьёзно о таких вопросах. Ну скажем так - феномен есть феномен и это своего рода норматив для хомо сапиенс (ноумена пока трогать не буду). Есть немало версий о существовании параллельных миров, чему приписывают дежавю, но я не эзотерик и не мистик. У меня есть свои догадки иного рода. Например душа, как полагается (без версий и гипотез)- она способна находиться одновременно в любой точке пространства и времени, прошлого и будущего. Так что может дежавю это "уже было в будущем"? Программа, энергия и потенция будущего уже есть в натуре каждого из нас и значит, должна быть выражена априори, наперёд, без разницы как субъект её будет реализовать. Это не именно мечты или планы. Я в себе например развил дар прогностики (не путать с пророчеством), это реальное, "рабочее" представление на будущее, где так же условие не обязательно, в каком виде это будет в будущем "на деле", ибо состояние психики и мировосприятие у потомков будет соответственно иное.
Притом, все мы находимся в единой духовной сфере, то есть взаимосвязаны по данной сфере. И как каждый влияет на эту сферу, так же и сфера влияет на каждого из нас. То что душа - частное явление, является уже по сути абсурдом. Душа дана именно для понимания и союза между людьми, "живого союза". А это уже тоже своего рода сеть типа инета, и в сути прогностики люди могут контачить на ментальном уровне без всяких средств связи, хоть находясь на разных полушариях нашей планеты. (Пока природа души нам известна только по биомагнитным излучениям). Так как с пелёнок мы не ощущаем духовную сферу в силу её естества, то можно предположить что дежавю - неосознанный контакт с "родственной душой". Тем паче оригинал не может по идее быть выражен в едином виде и проявлении, обязательно должны быть соответствующие аналоги...
И к тому же есть понятия и не только об информационной сфере планеты, а и о вселенской природе разума. То есть "разум" тоже как единая сфера в которой мы обитаем и которую мы отчасти сами и возделываем.
Второй вариант - сны, которые мы может и не запоминаем большей частью. Например, дежавю - фрагмент из сна, что не сохранился в нашей "явной" памяти...

Аватар пользователя Vladimirphizik

Еще один:

Всё это очень интересно, я сама довольно часто это испытываю! Но вот вопрос (может быть вы знаете ответ?) Мой сын - эпилептик, и очень
яркие дежавю с ним случаются почти каждый день! Почему!!!
А мои самые "нормальные" НИКОГДА этого не испытывали! Я сама "чокнутая",
вот и спрашиваю: это всё-таки какой-то "сбой" в работе мозга?

На него был дан ответ:

Трудно сказать, является ли эффект дежавю сбоем работы головного мозга, или нет. Людей, для которых инсайты, интуиция, вещие сны и т.д. породили неординарные результаты, мы называем гениями, пророками и т.п. Так что есть нормально, а что нет? Если ты, в результате своей "ненормальности", дал результат всему человечеству, то ты гений, а если держишь при себе - то больной?

Аватар пользователя Vladimirphizik

В последние годы появилось много статей, авторы которых пытаются объяснить явление самоподобия, столь часто встречающееся в наблюдаемых случайных процессах. Как правило, в этих работах делаются попытки прийти к самоподобию процесса, отталкиваясь от классических вероятностных моделей, усложняя эти модели. Например, Б.С.Цыбаков доказал, что самоподобным является процесс, образованный из серий, «появление» которых подчиняется закону Пуассона. Такое объяснение, помимо математического изящества, хорошо обосновано «физически». Скажем, в случае наблюдения самоподобного интернет-трафика можно представить себе такую картину: новый пользователь включает компьютер, подключается к интернету и генерирует трафик. Тем самым он образует серию сигналов. Серия имеет свое начало, конец и является отрезком случайного процесса какого-то типа с какими-то характеристиками. Загруженность сервера, обслуживающего несколько таких пользователей, представляет собой самоподобный процесс и, с другой стороны, является суммой таких серий.
Однако самоподобие процессов, как известно, наблюдается и во многих других областях; одно из наиболее известных его проявлений – популярные некоторое время назад «Волны Эллиотта», то есть процесс колебания биржевых котировок, исследованный американским экономистом Эллиоттом. Одно из ключевых мест теории Эллиотта и его последователей – постоянное присутствие в кривых Золотой Пропорции, обеспечивающей подобие графиков котировок на крупных и мелких масштабах времени.
Теория Эллиотта – чисто «описательная», она не содержит сколько-нибудь приличной математической модели, но основывается на большом количестве наблюдений. Главное ее достижение, на мой взгляд, следующее: экспериментально показано, что Золотая Пропорция, т.е. , встречается в наблюдаемых самоподобных процессах «очень часто».
В моей статье «О рекурсивности психического процесса принятия решения» (2005г.) рассмотрено асимметричное решающее правило, которое заключается в следующем. Перед субъектом стоит задача выбора между двумя решениями. Каждое из решений кажется ему одинаково хорошим (на сознательном уровне). Однако, на подсознательном уровне одно из решений имеет приоритет, хотя субъект об этом не догадывается. Вследствие этого (такова гипотеза) алгоритм принятия решения выглядит следующим образом.
Предположим, необходимо выбрать одно из двух решений: A0 («подсознательно правильное») и B0 («подсознательно неправильное»).
http://waltz.314159.ru/goldenmean.htm

Аватар пользователя Vladimirphizik

Мысль вообще нельзя увидеть глазами.
Её можно только осознать. В себе.
Чужую мысль можно "уловить".

Аватар пользователя Vladimirphizik

Для понимания сути работы головного мозга человека можно обратить внимание на следующее:
1. «Из практически бесконечного объема информации об окружающем нас мире на сетчатку поступает всего 10 млрд битов информации в секунду. Поскольку в зрительном нерве, отходящем от сетчатки, только 1 млн выходных каналов, то лишь около 6 млн битов информации в секунду может покинуть сетчатку, и из них только 10 тыс. битов в секунду доходит до зрительной коры.
После дальнейшей обработки информация попадает в отделы головного мозга, ответственные за формирование осознанного зрительного образа. Удивительно, но объем порождающей его информации составляет менее 100 битов в секунду. Столь малого потока данных не должно хватать для формирования зрительного образа, если этот поток — единственный. Еще одно доказательство существования процессов внутренней обработки информации можно найти, подсчитав количество синапсов (контактов между нейронами). В зрительной коре менее 10% от общего числа синапсов задействованы в передаче зрительной информации как таковой. Таким образом, их подавляющее большинство должно участвовать в формировании внутренних связей между нейронами в этой области мозга.»
Маркус Райхл (Marcus E. Raichle)
В мире науки [05] май 2010.
2. Отражённые волны света, воспринимаемые нашими глазами, есть не только поток информации (модуляции волн), но и поток энергии (любая волна имеет амплитуду).
3. Электромагнитные волны могут иметь более сложную структуру, чем привычная нам радиоволна – эта структура простейшая из возможных.
4. С восприятием связаны одни структуры мозга, а за осознание отвечают другие: любое представление данных восприятия в сознании подчиняется правилам трансформативной грамматики, которые наследуются.

А теперь собственно гипотеза, основанная на главах книги Кена Уилбера «Проект Атман; Трансперсональный взгляд на человеческое развитие», посвящённых этапам развития ребёнка.
«Плеромная самость. Для новорожденного не существует никакого реального разделения между внешним и внутренним, субъектом и объектом, между телом и окружающей средой. Сразу же после рождения можно проследить чёткую связь между стимуляцией анализаторов и стимуляцией формирования новых синаптических контактов, морфологически проявляющегося запуском аксонодендритного ветвления, с одной стороны, и увеличением объёма дендритного дерева и, в конечном счёте, - массы соответствующего отдела мозга - с другой». Если от психологии и нейрофизиологии перейти к физике, не вдаваясь в тонкости происходящих процессов, можно предположить следующее: структуры восприятия в мозге формируются следующим образом: аспекты намерения (например, отражённые от предметов промодулированные световые волны) взаимодействуют с синапсами нейронов, тем самым выстраивая активные связи между ними. Структуры осознания выстраиваются так же, но уже посредством волн, источником излучения которых являются структуры восприятия, но это происходит уже на следующем этапе развития ребёнка.
«Тифоническая самость. Осевые образы распознают объекты (как что-то отличающееся от самости), но только наличные объекты». На этой стадии развития работает только распознавание объектов, при этом происходит излучение структур мозга участвующих в этом, но не сформированы структуры мозга, воспринимающие это излучение, то есть, нет возможности вспомнить.
«Образное тело. Возникновение у младенца способности к активному созданию образов отмечает решающий момент в его развитии. Наиболее важно то, что образы позволяют ему постепенно строить протяженный мир объектов и расширенную форму времени; и то и другое значительно способствует установлению "объектного постоянства". С помощью конкретного образа, сначала неточного, размытого и недвойственного, но затем все более и более определенного, младенец начинает великое конструирование нового типа окружающей среды и нового самоощущения». В этот временной отрезок формируются структуры мозга способные воспринимать волны, излученные осознающими структурами. Вспоминая, мы учимся управлять активацией связей данных структур. Результатом этого процесса будет взаимодействие волны с активированными структурами мозга, собственно это и есть само воспоминание.
Структуры мозга, воспринимающие любой из аспектов намерения, при этом сами излучают волны. Эти волны, взаимодействуя с синапсами нейронов, способствуют выстраиванию структур мозга, осознающих данный аспект намерения. Для завершения этих процессов необходимо время и отсутствие «помех» от работы других структур мозга – это обеспечивает внутреннее безмолвие. Сутью любой медитации, как способа расширения границ восприятия и осознания, является именно это.

Аватар пользователя Vladimirphizik

Разделим видиовосприятие и восприятие мысленных образов.
Посмотрим на это:
Цитата
«… Наиболее важно то, что образы позволяют ему [ребёнку] постепенно строить протяженный мир объектов и расширенную форму времени…»
Видиовосприятие всего лишь настраивается, но сам этот физиологический момент подготавливает ребёнка сначала к захвату видиокартинки, и одновременно подготавливает к аналогичному захвату вниманием уже мысленных образов сознания.
И то, и другое есть результат тренировок, а не формирования структур в мозге.
Нет смысла обсуждать, что научаются просто видеть почти все дети.
Освоение же собственного сознания требует внутренних усилий ребёнка и особого воспитания родителями.

Следующее меня не устраивает:
Цитата
Для завершения этих процессов необходимо время и отсутствие «помех» от работы других структур мозга – это обеспечивает внутреннее безмолвие. Сутью любой медитации, как способа расширения границ восприятия и осознания, является именно это.
При концентрации внимания в коре возникают временноактивные зоны, которые обеспечивают энергетическим питанием голограмму сознания. Имеем семь тел сознания, одно из которых подготовлено мозгом. Развёртка сознания полная, только от самоосознанности зависит, на какую глубину будет использовано сознание. Сознание не терпит пустоты, потому что сразу заваливается в фантазии. Только внутренняя концентрация внимания и мыслительная работа приводят к результату – к мыслеобразам.

Аватар пользователя Vladimirphizik

«Медитация-сосредоточение на одном объекте подробно рассматривается в "Йога-сутре" Патанджали. Определение самадхи (третьей и наивысшей стадии медитации-сосредоточения) даётся в третьем афоризме третьего раздела "Йога-сутры" Патанджали: "Тад эвартхаматра-нирбхасамсварупа-шуньям ива самадхих." Перевод афоризма в целом:
"Стадия самадхи достигается, когда тот же самый медитативный процесс приводит к пустоте, из которой объект медитации появляется в своей сияющей тонкоматериальной форме".
Начальную фазу этого процесса можно обозначить как рупа сампраджнята самадхи, промежуточную - как асампраджнята самадхи и завершающую - как сварупа сампраджнята самадхи. Термин сампраджнята самадхи (медитация со "знанием") означает, что во время медитативного процесса в поле сознания наличествует информационное содержание - отражение нашей психикой объекта медитации. Рупа - это грубоматериальная форма объекта медитации, то, как он воспринимается обычными органами чувств. Таким образом, рупа сампраджнята самадхи - это отражение нашей психикой объекта медитации в обычном, грубоматериальном режиме его восприятия. (Тот, кто никогда не занимался энергомедитативной практикой, другого режима восприятия и не знает).
Медитация в режиме рупа сампраджнята самадхи рано или поздно приводит к совершенно необычному состоянию. Неожиданно объект медитации исчезает, хотя процесс медитации не нарушен, ум полностью сосредоточен и находится под полным контролем.»
Мы попадаем в состояние внутреннего безмолвия – это процесс переключения воспринимающих и осознающих структур мозга.
«Эта стадия "пустоты", или "вхождения в облако" в йогической традиции называется асампраджнята самадхи, или медитация "без знания". На этой стадии сознание практикующего проходит "перегородку" между грубоматериальным (вещественным) и тонкоматериальным (энергетическим) планами существования. Таким образом, на стадии асампраджнята самадхи в поле сознания отсутствует какое-либо информационное содержание, хотя медитативный процесс продолжается. На этой стадии грубоматериальное уже не воспринимается, ибо произошло его растворение в процессе медитации; а тонкоматериальное ещё не воспринимается.
Если продолжать медитацию, терпеливо осуществляя сосредоточение своего сознания и не смущаясь отсутствием объекта, - рано или поздно прохождение через "перегородку" между двумя планами (телами) завершится, и наше сознание появляется по другую сторону этой "перегородки". При этом вновь появляется утраченный ранее объект медитации, но уже не в прежнем, грубоматериальном виде, а в "сияющем" тонкоматериальном (энергетическом), являя свою истинную суть (сварупа). Практикующий вновь вернулся к фазе сампраджнята самадхи, вновь в сфере сознания появилось информационное содержание, соответствующее объекту медитации, но это содержание носит уже тонкоматериальный характер, поэтому третья фаза и получила название "сварупа сампраджнята самадхи".» Владимир Каргополов «Путь без иллюзий»

Аватар пользователя Vladimirphizik

"Йога-сутры" Патанджали: "Тад эвартхаматра-нирбхасамсварупа-шуньям ива самадхих." Перевод афоризма в целом:
"Стадия самадхи достигается, когда тот же самый медитативный процесс приводит к пустоте, из которой объект медитации появляется в своей сияющей тонкоматериальной форме".

Изначально санскритское слово "шунья" не означало "пустота". В данном контексте оно скорее обозначает "свобода от самоотождествления" "нирбхасамсварупа-шуньям", чем какая-то непонятная "пустота". Патанджали вряд ли стал бы направлять внимание йога на неопределенные пустые категории.
...............................................................

Я попадал в это состояние, правда не через медитацию, а через непреклонное намерение. То, что ты намереваешься увидеть появляется именно из сгущающейся тьмы, то есть из пустоты, и я бы сказал, что она клубилась, то есть имела какую то структуру («вхождение в облако» – просто удивительно, как точно описаны ощущения).
Свами Сатьянанда Сарасвати в "Древние тантрические техники йоги и крийи" утверждает, что объект медитации сосредоточения служит своеобразным проводником для осознания.
"Проводник для осознания. Для того, чтобы можно было направить осознание в глубины ума, требуется символ, процесс или звук, который действует в качестве проводника или средства, позволяющего зафиксировать внимание. Вам легче удастся достичь глубокого Сосредоточения, если объект приковывает или удерживает ваше внимание".
Когда есть непреклонное намерение узнать что-либо, то можно легко достичь самадхи без медитации. Это что-либо и будет проводником осознания.
...............................................................
это действительно "свобода от самоотождествление" - внутреннее безмолвие. Здесь внешнее проявление - сгущающаяся тьма, пустота, соответствует внутреннему состаянию структур мозга - внутреннее безмолвие.

Мы можем не только выстраивать активные связи между нейронами головного мозга, но и разрушать ненужные, то есть корректировать структуру. Стрессовые ситуации разрушают бывшие когда то устойчивыми связи между синапсами нейронов. Этот метод разрушения старой структуры и формирования новой структуры связей между нейронами головного мозга используется не только в учении дона Хуана, но и в Линь-цзи (яп. Риндзай) дзэне коанов.
.........................................................................

И можно ли в таком положении медитировать на пустоту, когда кругом своё Пространство?

У каждого внутри есть советчик, просто себя спросите.
Когда путем медитации идут к "пустоте" это, как я понимаю, попытка пробиться к своему подсознанию. Считается, что дорога к прямому контакту с Единым лежит именно через подсознание.
.................................................................................

«Свобода от самоотождествления» с чем?
Понимаю, как свободу ограничения себя лишь с телом, лишь с мозгом.
Позже при вырождении практик «освобождались» от самоидентификации себя с пространством, а потому пришли вместо мышления к подвешенному состоянию нирваны. Осмысление жизни при этом совершенно устранялось. Зачем уже напрягаться и думать о своём назначении прихода в земную жизнь. Ведь при отключении сознания иллюзорные картинки астрального плана превращались в приятные мультяшки.

Другое дело самонаблюдение – это ещё мысленный опыт сознания в тонких планах. То, что ниже в цитате – это ещё активная практика:
Цитата
«… позволяющего зафиксировать внимание. Вам легче удастся достичь глубокого Сосредоточения, если объект приковывает или удерживает ваше внимание».
В активном состоянии сознания нет смысла вмешиваться в работу сознания по обеспечению биологической активности мозга. Если уж так хочется масштабировать мозг, то спускаться в осознанных самонаблюдениях надо на уровень ДНК. Там хранится память, там есть скрытые ресурсы. Только те ресурсы могут спалить мозг при неумелом мышлении и постановке задачи.

Путь к подсознанию есть активный поиск взаимодействия с пространством, и соответственно устранение преград на этом пути. На самом деле явных преград на пути к подсознанию нет, мешает только страх и лень мыслить.
...............................................

О сути медитации подробно написано в книге «Путь без иллюзий» В. Каргополова:
«Медитация-осознание, как явствует из самого её названия, представляет собой систематическое усилие, направленное на всё более полное осознание всего того, что существует как данность, существует здесь и сейчас. Эти два слова весьма важны. Сейчас - означает временной аспект бытия, тогда как здесь - пространственный.
Любая форма реалистической (не-фантазийной) медитации развивает как пространственный, так и временной аспект сознания. Этими двумя основными формами медитации-осознания являются:
а) самосозерцание или, другими словами, медитация-самонаблюдение;
б) пространственная медитация, она же - медитация-присутствие, или же медитация-сквозьсмотрение.
При медитации-самонаблюдения мы направляем осознающее внимание на собственное физическое тело (созерцание неоднородности ощущений физического тела), а также на собственное душевное состояние (интроспективное созерцание собственной психики). В такой медитации преимущественно и главным образом осознаётся временной (процессуальный) аспект бытия. Медитацию-самонаблюдение следует выполнять при закрытых глазах, что в значительной степени облегчает интроспективное самосозерцание.
В пространственной медитации реализуется совершенно иной подход, качественно иная медитативная установка. Здесь осознающее внимание направляется не на себя, а на окружающий мир. Идеалом является панорамное (то есть осуществляемое со всех сторон одновременно) восприятие окружающего нас пространства. Панорамность восприятия означает непременную расфокусированность. Если нет расфокусированности - не будет и пространственной медитации. Таким образом, качественная специфичность пространственной медитации заключается в отказе от привычной фиксации внимания на грубоматериальных объектах и феноменах окружающего мира. Нужно смотреть не на всё это, а сквозь всё это. Пребывая в этой медитации, мы стремимся созерцать огромное пустое пространство вокруг нас, пространство-вместилище всех феноменов, всех вещей, явлений и процессов, полностью игнорируя всё то, чем это пространство наполнено».

При медитации самосозерцания мы приходим к безмолвному знанию; а при медитации-присутствия мы стремимся к восприятию и осознанию любых аспектов намерения.
....................................................................

Да я собственно до медитации никак дойти не могу. Тупо занимаюсь Кундалини-йогой, потому, что (как я думаю) понимаю процессы которые при этом происходят в мозге. Собственно есть научнообоснованные методики использующие эти же принцыпы для лечения.
Из собственного опыта могу рассказать о двух случаях, не имеющих отношения к медитации, но говорящих о возможнастях восприятия мозга.
!-й случай
То, что со мной происходило, происходило случайно, сам я ничего не ждал от ситуации. И только по прошествии многих лет я понимал, что это было.
Вспоминали с двумя одноклассницами учебу и дальнейшие жизненные перипетии. Та, что сидела напротив меня рассказывала о моём друге детства и о себе. В какой то момент разговора, сопоставив факты, я понял, что что-то, или кто-то вмешался в их судьбу. Предположение было странным, но логичным: по всему получалось, что жена друга, испугавшись за семью, пошла к ведунье и та сделала заговор. Видимо это предположение и перевело меня в состояние непреклонного намерения. Я про себя решил, если заговор действительно имел место, то я хочу увидеть человека, выполнившего его. Вот тут то всё и началось: прямо передо мной стала сгущаться тьма, а оттуда как бы подсвеченное фонариком (наверно все так в детстве баловались: ставили фонарик к подбородку и подсвечивали лицо) стало выступать лицо незнакомой женщины (при этом боковым зрением я продолжал видеть ту комнату, где мы с девчонками сидели). Понятно, что я хоть и сильно хотел, но никак не ожидал, что это желание сбудется таким вот образом. Стало страшновато, и всё пропало. Но намерение то осталось, и это началось снова. Узнать человека можно по глазам, вот их то я и захотел увидеть у проступавшего из сгустившейся тьмы лица. А дальше я чётко услышал фразу: "Не смотри в глаза", и я перестал воспринимать нагваль.
Начинал я свой путь с произведений Карлоса Кастанеды, поэтому апеллирую к нему. Мне просто повезло, что в тот момент я случайно выполнил два условия: попал в состояние непреклонного намерения, и, время от времени, скашивал взгляд на девчонку, что сидела сбоку от меня.
Вообще непреклонное намерение я бы охарактеризовал так: это высоко эмоциональное состояние с полной отрешенностью от себя – просто наплевать, на то, что с тобой может случиться.
Потом уже прочёл у Кастанеды следующее:
" - Все ловятся на той ошибке, что видение осуществляется глазами, - продолжал он, - но не удивляйся, что после стольких лет ты не понял, что видение - это не дело глаз. Вполне естественно впадать в эту ошибку.
- Что же тогда такое видение? - спросил я.
Он ответил, что видение - это настройка. Я напомнил ему, что он сказал, что восприятие - это настройка. Тогда он объяснил, что настройка эманаций, осуществляемая обычно, это восприятие повседневного мира, а настройка эманаций, которые никогда не использовались в обычном смысле - это видение. Когда такая настройка происходит, человек видит. Следовательно, видение, возникающее от необычной настройки, не может быть чем-то, на что смотрят. Он сказал, что, несмотря на то, что я "видел" бесчисленное число раз, мне все же не пришло в голову отказаться от своих глаз. Я подпал под влияние того, что видение было помечено и описано.
- Когда видящие видят, что-то объясняет по мере того, как возникает новая настройка, - продолжал он, - голос говорит им в их уши, что есть что. Если такой голос отсутствует, тогда то, во что вовлечен видящий, не является видением.
После минутного молчания он продолжил объяснения относительно голоса видения. Он сказал, что равным образом было бы безумием говорить, что видение - это слышание, поскольку это бесконечно больше, однако видящие вынуждены избрать звук в качестве знака новой настройки.
Он назвал голос видения наиболее таинственной, необъяснимой вещью.
- Моим личным выводом является то, что голос видения присущ только человеку, - сказал он, - это может быть так, потому что речь - это нечто такое, чего не имеет никто другой, кроме человека. Древние видящие верили, что это голос могущественной сущности, интимно связанной с человеком - голос хранителя человека. Новые видящие нашли, что это существо, которое они назвали человеческой формой, не имеет голоса. Поэтому для новых видящих голос видения - это что-то совершенно непостижимое. Они говорят, что свет сознания играет на эманациях Орла, как арфист играет на струнах."
Карлос Кастанеда «Внутренний огонь»

«Видение "чистыми очами богов" означает и видение чистыми божественными очами созерцателей, которые пребывают в самадхи, а не просто достигли состояния богов своими заслугами. Но они видят не всегда: сосредоточившись на видении – видят»
Тибетская книга мертвых

А вот ещё из Кастанеды:
«- Здесь нет галлюцинаций, - сказала ла Горда твердым тоном, - если кто-то неожиданно видит что-то отличное, что-то, чего раньше не было, то это потому, что второе внимание этого человека собралось и он фокусирует его на чем-то.»
Карлос Кастанеда «Второе кольцо силы»

2-й случай Полез за знаниями и в даосские методики, но там без собственного опыта в изменённой реальности бывает сложно понять о чём речь, хотя волновые пороцессы отслеживаются чётко.
Начал читать Ошо «Тайна тайн» беседы по трактату Лу-Цзы «Секрет золотого цветка».
Действительно, без своих собственных переживаний, полученных в изменённой реальности, бывает сложно понять суть написанного. Например: «Но мастер находится в том пространстве, куда ты боишься идти, и зовёт тебя оттуда. И я нахожусь не только вовне тебя, ты встретишь меня в своей внутренней пустоте – конечно, не как человека, а как присутствие, не как отдельную сущность, но как одно целое с тобой».
Нечто подобное было со мной в коротком осознанном сновидении в момент релаксации после занятий Кундалини йогой. Скорее всего, это и запомнилось необычностью сюжета и новизной ощущений. Во сне я летал, но понимал это лишь по смене перспектив развёртывающейся картины. В какой-то момент я ощутил присутствие кого-то. Моей ответной реакцией на ощущение присутствия стала концентрация внимания. Я не могу описать, как это делается: ты чувствуешь присутствие и пытаешься найти то, что вызывает у тебя такое ощущение. Я как бы повернул голову, по крайней мере, я так интерпретировал своё действие, и увидел невдалеке нечто похожее на серое облачко, дымку со своей структурой, но она не клубилась, как облако. Я попытался перенести взгляд на себя и ощутил двойственность восприятия: с одной стороны я видел часть себя, ту, что попадала в область концентрации восприятия, как такую же дымку, а с другой стороны я воспринимал всё ту же область как своё плечо и руку. В этот момент я и проснулся.
Думаю, что слова «…не как отдельную сущность, но как одно целое с тобой» могут иметь и такой смысл: как сущность подобную тебе.
Но даже в такой книге встречаются ошибки: «Тогда низшее можно трансформировать в высшее, потому что низшее уже содержит высшее». Низшее может влиять на высшее; через низшее можно построить высшее, но в низшем нет высшего – всё как раз наоборот: низшее есть составная часть высшего.
«Сама идея, что всё взаимосвязано, создаёт возможность трансформации». Да, если говорить о трансформации целого, через влияние одной части целого на другую; то есть процессы в одной части целого могут изменить другую часть целого.
............................................................................

Думаю, что слова «…не как отдельную сущность, но как одно целое с тобой» могут иметь и такой смысл: как сущность подобную тебе.
Нет! Именно как одно целое с тобой!
Одно дело постигать Бога при скоростях озарения – это собственный контакт. Другое разговаривать со своей сутью и оставаться цельным.
И третье ощущать постороннее присутствие – тут хорошо только активное наблюдение и готовность в любой момент к защите от стороннего воздействия. А подобие со "сторонним" распознаете по его намерениям.

Цитата
sanya1980:Мы в состоянии влиять на структуру мозга, осуществляя мыслительную деятельность мы на нее влияем.
Поспешили с подведением итогов.
Не влиять, а только лишь организовывать!
Я же говорил, что временно активные зоны мозга (на коре) и по стойкости, и по размерам зависят от внутренней концентрации внимания. Но в период отдыха их нужно «стирать», чтобы не сжечь мозг.
Да, и не перерождение нужно, а раскрытие своих возможностей познания через собственное сознание.
(Похоже, тема мозга вас уже пугает, ведь совершенно ничего не приведено из личного опыта, а вот обобщения сыроваты.)
.....................................................

Мы можем не только выстраивать активные связи между нейронами головного мозга, но и разрушать ненужные, то есть корректировать структуру. Стрессовые ситуации разрушают бывшие когда то устойчивыми связи между синапсами нейронов. Этот метод разрушения старой структуры и формирования новой структуры связей между нейронами головного мозга используется не только в учении дона Хуана, но и в Линь-цзи (яп. Риндзай) дзэне коанов.

Цитата

При медитации самосозерцания мы приходим к безмолвному знанию; а при медитации-присутствия мы стремимся к восприятию и осознанию любых аспектов намерения.

Патанджали известен как автор, предлагающий технические приемы медитации, сам термин же в йоге является совершенно не техническим. Во всех Ведах о медитации говорится, как о спонтанном сосредоточении ума на некотором объекте (дхьяна). Польза такого сосредоточения очевидна любому, но результат йоги описывается как безмятежность, отсутствие идиотских страхов, доброжелательность и ясное видение. По этим признакам Вы определите достигшего самадхи. Знание техник отнюдь его не гарантирует, как иногда прием лекарств не гарантирует излечения, а избыточный их прием так вообще уводит от цели выздоровления.
..........................................................................

Ещё о мозге.
"Существует три различимых уровня, три эволюционных отдела мозга, неофициально именуемых земноводным (хранилище безусловных, предзаданных стереотипов поведения, глубоко погребенное под поверхностью), древнемлекопитающим или палеомлекопитающим (лимбическая система, центр управления эмоциями, вопросами выживания и сохранения вида, наслаждением и болью) и неомлекопитающим или неокортикальным (связан с недавно выработанными способностями цивилизованного человека - изобретательностью, абстрактным мышлением и прозрением). Пол Маклин, создатель этой теории тройственного мозга, утверждает, что это триединство работает как "три взаимосвязанных биологических компьютера, (каждый) со своим собственным интеллектом, своей субъективностью, своим собственным чувством времени и пространства и своей памятью"." Бонни Гринвел. ЭНЕРГИИ ТРАНСФОРМАЦИИ: ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КУНДАЛИНИ
Интересно то, что животные чувствуют и реагируют на присутствие "тела сновидений". Возможно и само "тело сновидений" как то связано с делением мозга на три отдела.

Аватар пользователя Vladimirphizik

Группа исследователей под руководством Акиры О'Коннор из Сент-Эндрюсского университета приблизилась к пониманию того, какие именно процессы в мозге человека приводят к тому, что он ощущает дежавю. Как выяснилось, это явление не относится к ложным воспоминаниям, хотя, по всей вероятности, и имеет к ним довольно неожиданное отношение.

 

Ученые разгадали природу дежавю и научились его провоцировать

Иллюстрация — indianapublicmedia.org

Дежавю — психическое состояние, при котором человеку кажется, что однажды он уже видел и слышал в точности то же самое, что он видит и слышит в данный момент, причём такого рода «воспоминание» никак не привязано к какому бы то ни было конкретному моменту в прошлом. Учёные до сих пор не могут окончательно ответить на вопрос, как именно возникает подобное ощущение и выполняет ли оно какую бы то ни было практическую функцию.

Для своего исследования специалисты несколько модифицировали эксперимент, применяемый для создания у человека ложных воспоминаний. Суть эксперимента, взятого за основу, состоит в том, что человеку называют вслух несколько слов, по смыслу связанных с одним и тем же, но не названным, явлением. К примеру, участник эксперимента может услышать слова «ночь», «подушка», «кровать» и так далее, но не слово «сон». Если позднее человека спросить, какие слова он слышал, он с высокой вероятностью в числе прочих назовёт и слово «сон», поскольку подсознание «дорисует» ему соответствующее воспоминание.

Принципиальным отличием нового эксперимента было то, что, прочитав список, добровольцев спрашивали, слышали ли те слова на букву «с». Участники исследования отвечали отрицательно, и этот момент не мог не отложиться в их памяти. Впоследствии же, когда добровольцев просили вспомнить слова, которые они слышали, их мозг реагировал на эту просьбу довольно необычно: с одной стороны, что-то всё ещё подсказывало им, что они должны были слышать слово «сон», но с другой, у них было доказательство, что этого слова, как начинающегося на «с», прозвучать не могло. Этот парадокс, как выяснилось, провоцировал у людей чувство дежавю.

При этом, наблюдая за работой мозга участников эксперимента, учёные отметили, что за дежавю «отвечают» не те отделы головного мозга, которые традиционно ассоциируются с обработкой воспоминаний, а префронтальная кора, которая участвует в принятии решений.

Подводя итоги своего исследования, специалисты высказали предположение, что дежавю появляется в момент, когда человек сам не уверен, испытывал ли он то или иное ощущение в прошлом. Таким образом, это явление представляет собой свидетельство исправной работы системы проверки памяти, предполагают учёные.

http://www.mk.ru/science/2016/08/17/uchenye-razgadali-prirodu-dezhavyu-i...

Аватар пользователя NikitD

Может быть эффект дежавю - результат неосознанной памяти? Может быть это эффект неосознанной структуризации элементов прошлого, хранящиеся в памяти? Индивидуальная (личная) память в мозгу индивида. Мозг - это все таки не компьютер, компьютер был создан на основе аналогичной работы человеческого мозга и в некотрых видах работы нас превзошел. 

 

Аватар пользователя Корнак7

Вот здесь масса интересных историй

http://sergeybiryukov.ru/2007/03/chto-takoe-dezhavyu/