Речь идет о статье «Карл Маркс: революционер и учёный в свете междисциплинарной общеэкономической теории» (http://philosophystorm.org/professor/2679)
Статья профессора выполнена в присущем ему стиле «и нашим, и вашим», с двусмысленными и по сути издевательскими омерзительно скользкими фразами. Славословие Маркса тут же сменяется недооценкой его научных достижений, пренебрежительным отношением и надуманными претензиями к великому классику.
1. «Капитал» считался хрестоматией советской идеологии", то есть всего лишь сборником систематически подобранных материалов по советской идеологии. Другое дело цитатники Мао или «Краткий курс истории ВКП(б)". Вот их вполне можно отнести к хрестоматиям по идеологии, но никак не «Капитал» Маркса.
2. «Сочинённый Марксом и Энгельсом "Манифест Коммунистической Партии»… Разве человек, действительно уважающий Маркса и Энгельса, употребил бы здесь весьма двусмысленное слово «сочиненный»?
3. «Памятники Марксу, Энгельсу и Ленину во всех уголках нашей страны до сих пор напоминают о нашем советском прошлом». О каком прошлом – темном или светлом? Опять мерзкая двусмысленность в угоду «и нашим, и вашим».
4. «Карл Маркс сформулировал целостное научное мировоззрение». Надо же, всего лишь «сформулировал», а не создал.
5. «Карл Маркс глубоко и всесторонне исследовал природу и характерные особенности капитализма своего времени». Разве только капитализма? А как насчет других способов производства, в частности простого товарного производства?
6. «Феноменальная работоспособность Карла Маркса, его убеждённость и величайшее мужество не могут не вызывать чувство восхищения». Следовательно, то главное, что сделал Маркс – создание целостной и фундаментальной общественной науки, уже не восхищает нашего профессора. Очевидно, по той причине, что экономическое учение Маркса «…не могло предвидеть во всех деталях ход общественно-экономического развития». Предвидеть во всех деталях будущее общество в принципе невозможно, даже научно. Маркс и Энгельс сделали это в общем и целом и в тот короткий срок, который был отпущен им жизненной судьбой. В 1987 г. Издательство политической литературы опубликовало два тома отдельных высказываний великих классиков о коммунистическом обществе, золотыми россыпями разбросанные по всему их научному наследию. Лишь относительно ранний уход из жизни (в возрасте 65 лет) не позволил Марксу более целостно и упорядоченно изложить принципиальное экономическое и политическое устройство будущего общества.
7. А вот настоящий «перл» против Маркса и Ленина: «…современный капитализм является существенно иной общественно-экономической формацией по сравнению с капитализмом времён Маркса». Получается у капитализма не две стадии, а две формации.
8 «Не оправдались…прогнозы Маркса о неминуемой гибели мирового капитализма». Верный своему стилю «и нашим, и вашим», профессор «на всякий пожарный» вставил в этот тезис вводные слова «во всяком случае пока», а слово «могильщик» взял в кавычки.
9. «Не предвидел Маркс…, что капитализм со временем научится предотвращать или смягчать регулярные разрушительные кризисы перепроизводства, которые были ему присущи на ранних стадиях». Такие глупости Маркс не мог и не собирался предвидеть в силу своих научных убеждений. Другое дело он не мог предвидеть современные финансовые кризисы, ибо финансовый капитализм при его жизни только зарождался. Разве эти кризисы не вызывают сегодня потрясений в сфере производства, в том числе его разбалансированность – недопроизводство в одних отраслях и перепроизводство – в других? Кроме этого, современные финансовые кризисы неуклонно ведут к общему кризису капитализма, который Маркс научно предсказал, как, впрочем, и ту развязку, которая наступит в результате разрешения этого кризиса. Он также предвидел различные формы этой развязки в экономике, в политике и в социальной сфере.
10. «За пределами экономической теории Маркса осталось и исследование регулирующей роли государства с целью предотвращения или сглаживания колебаний рыночной конъюнктуры и деловой активности». Опять двусмысленность и потому правда здесь соседствует с откровенной ложью. Не ясно, о каком государстве пишет профессор – буржуазном или пролетарском. Как известно, первое Маркс воспитывал критикой, второму предсказывал, что нужно будет сделать сразу после завоевания пролетариатом политической власти. Уже в «Манифесте коммунистической партии» Маркс и Энгельс указали на целый ряд экономических мероприятий, которые должно было осуществить молодое пролетарское государство и которые, конечно, существенно и самым лучшим образом повлияли бы не только на рыночную, но и общехозяйственную конъюнктуру. «Централизация кредита в руках государства» - вот одно из тех мероприятий. Разве не этим инструментом пользуются современные капиталистические государства в форме централизованного рефинансирования экономики, в том числе для «предотвращения или сглаживания колебаний рыночной конъюнктуры и деловой активности»?
После всего списка глупостей и издевательств над именем Маркса делается соответствующий вывод о том, «что революционное содержание марксизма постепенно стало терять своё значение».
11. А вот совсем смешно: «…многие советские идеологи даже не давали себе труд внимательно и вдумчиво читать подлинные труды Маркса. Ключевые положения марксистской экономической теории часто искажались». И в чем же причина «отступления от марксистской теории в реальной политике»? Профессор объясняет ее весьма «объективно» – «фактом враждебного капиталистического окружения».
12. «Сохранилось ли сегодня что-нибудь рациональное в марксизме?» – задается вопросом профессор. При этом словечко «что-нибудь» опять обнаруживает его пренебрежительное отношение к учению Маркса. Но он уже этого не замечает. Главное ввести читателя в суть того «что-нибудь», что было взято профессором из экономического учения Маркса в качестве теоретического фундамента его «общеэкономической теории». А это всего лишь 190-192 страницы первого тома «Капитала», где речь идет всего лишь о средстве и предмете труда. А это издевательство не только над Марксом и его экономическим учением, но и над читающей публикой.
Комментарии
1. Любопытно как до сих пор о Марксе ведутся "политические бои" на уровне нравится-ненравится, наш-ваш, когда к нему нужно (казалось бы назрело время) справедливо отнестись только на уровне "что сказано" - "что сделано", теория-практика.
2. Ведь на деле, чаяние Маркса не оправдались. Бесполезно говорить о том, оправдаются ли они когда-нибудь. Ведь точно также можно уже сейчас "предвидеть", что однажды на нашу планету упадет метиорит и уничтожит человечество. Для его исполнения впереди бесконечное количество времени. Но "грошь-цена" таким предсказаниям...
3. То, что капитализм однажды сменится другим строем - простой факт наличия динамики в сфере производственных сил и отношений вообще. Тут нет ничего особенного. И Маркс здесь ничего не "открыл", а просто констатировал неизбежное. Другое дело, что он пытался "научно" обосновать способ "ускорения" перехода от капитализма к другому строю. Но мало ли кто, о чем мечтает. Самое наивное в этой мечте то, что почему-то капитализм сразу сменится "гуманным" строем - коммунизмом (или сначала социализмом, а потом коммунизмом - не суть). Вот он новый, настоящий научный "опиум для народа".
А почему бы капитализму не смениться более зловещим строем на базе всеобщего, тотального контроля? Почему впереди только рай, а не новый вид ада? Я уже не говорю о том, почему вообще призывают смотреть и оценивать будущее, а не жить сегодняшним днем...
4. А если быть трезвым, то следует признать, что до сих пор на Земле не было ничего "гуманного". И почему мы должны верить всякого рода пророкам, что однажды будет иначе? На чем основана эта вера? На страстном желании, на мечте? Мир не может быть устроен по мерке наших представлений о добре и зле. Ведь в итоге 2000-летней истории самой гуманной в своих декларациях (возлюби ближнего своего как самого себя, не отвечай на зло злом и прочее) религии - христианства, мы поняли, что все эти гуманистические декларации - только еще один изощренный способ нами манипулировать. На деле люди как жили в насилии друг над другом до христианства, так продолжают жить в насилии над друг другом сейчас. Изменились только формы. Прогресс налицо - Вас больше не делают рабом телесно, Вами манипулируют более тонко, более изощренно - "прошивая" Ваш "биос" (Ваше сознание) простыми теориями добра и зла...
Вы, прочитав мою запись, пожелали лишний раз представить свое мировоззрение как диаметрально противоположное марксистскому. Но разве в ней речь идет о мировоззрении, о теории и практике и т.д.? Прежде всего мне не понравилась лицемерная манера профессора писать свои публицистические статьи - вот я о чем. Одно из двух: или Вы закрыли на это глаза, или публицистика профессора Вам понравилась.
1. Пусть профессор пишет, как он это умеет. "Не стреляйте в музыканта, он играет как умеет". Но ведь Вы не отнеслись к его опусу, исходя не из его содержания, а почему-то начав моралистически "размызывать" указанием на неподобающую форму его сообщения - лукавит, дескать, недоговаривает, и нашим и вашим хочет угодить и прочее.
2. Само выражение в заглавии "поцелуй иуды" - это ведь опять морализаторская ссылка, а не разговор по делу, оценочность, а не серьезные содержательные возражения.
3. И ко мне Вы то же не можете отнестись объективно. Понравилось мне или нет публицистика профессора - это вообще не имеет никакого отношения к делу. Я даже не помню читал ли я вообще его пост. Ведь одно дело - личные дрязги, политические инсинуации, а другое дело - содержательный разговор по существу, где как говорится: "Платон мне друг, но истина дороже".
4. Насчет своего сообщения. Я пытался отнестись к Вашему сообщению содержательно, а не оценочно-моралистически. :))
"Я даже не помню читал ли я вообще его пост". Так почитайте. Иначе как можно содержательно судить о моей реакции на "опус" профессора? Странно и другое. С одной стороны, в пунктах 5-12 моей записи Вы не увидели содержательной части, с другой - выразили свое общее отношение к марксизму. Как это понимать? Поэтому, если взялись комментировать трезво и серьезно, пожалуйста, сделайте это не вообще, а конкретно по каждому из указанных пунктов. Вот тогда и продолжим наш разговор.
actuspurus пишет:
Уважаемый, Булат Гатиятуллин!
Откуда столь упаднические мысли? Посмотрите на свою семью и семьи своих соседей. Там, где люди живут в любви, в дружбе их жизнь даже в условиях диктатуры не назовешь плохой. Но это в семье. В системе государство такой дружбы и тем более любви, как мы видим, нет, и пока не предвидится. И так действительно в любой стране, потому, что люди пока что от системы государство еще не способны избавиться, а главное пока не знают, как ее видоизменить., хотя возможность такая есть. Призыв Христа к царству божьему, а это совсем не религиозное учение, так и не был услышан. Да и не понят. Проанализируйте действие верхушки РПЦ, и сами это увидите. Вы сами отмечаете, что капитализм сменится другим строем. Вопрос лишь в том, как будет происходить такая смена. Если революционно, то можем вернуться к феодализму, что мы уже испытали. Остается лишь эволюционный путь. Вот этот путь самый сложный в понимании, а главное в желании двигаться таким путем. Каждый, хоть чуточку выдвинулся в иерархии социальных институтов, мнит себя истиной в последней инстанции, если над ним не стоит еще более высокая социальная должность. В стране нет общего понимания сущности государства, путей его развития. Даже те, кто хочет изменений в государстве, включая оппозицию, стремятся лишь сменить правящую верхушку, при этом сохранить существующие устои.
Насилие неизбежно лишь при условии диктатуры какой-то части населения над другой, какую – бы оно форму не принимало. При чем, заметьте, что диктатура исходит из исполнительной власти, которая подмяла под себя представительную и судебную власть. И хотя это ни как не соотносится с Конституцией, тем не менее, практика такова. И те, кто может повлиять на развитие страны, либо молчат, либо действуют в разноголосицу. Нет всеобщего понимания что надо делать. Нет потому, что философия до сих пор не дала правильного определения таких понятий как: система, право, человек, государство, демократия, коррупция и многих других, производных от этих понятий. Самое страшное, когда философы будут заявлять, что ничего нельзя сделать, что это определено сверху богом, Абсолютом, законами и т.д. Если вы проанализируете философскую мысль за последние 100 - 200 лет, то может быть увидите, что общество зреет, что философская мысль стремиться к философии, в основе которой заложены пространственные границы системы, включая пространственные границы человека. именно такая философия способна показать миру путь устранения диктатуры. Когда это поймем, то тогда появится возможность самому обществу управлять обществом.
Манипулируют лишь теми, кто этого желает, кто не способен самостоятельно мыслить. Полное или истинное мышление есть сочетание сознания о явление и его познания.
1. Сейчас в государстве - плохо. Но Вы заверяете, что завтра будет хорошо.
2. Далее. Вами не манипулируют, потому что Вы способны самостоятельно мыслить, что ...(см. первый пункт). :))
Самостоятельное мышление ближе к диалектическому, чем к формально-логическому.
Диалектическое мышление описывает диалектическая логика. К сожалению, Маркс не то что не разработал теорию ДЛ, но даже такое словосочетание "диалектическая логика" не употребляет в своих трудах.
Поэтому, Булат, если Вы предлагаете предъявить Марксу счет в отношении того, чего он не сделал в теории, то запишите в реестр и отсутствие у Маркса теории диалектической логики.
--
М.Грачёв
Поставленную задачу в своей заметке выполнили с блеском. Спасибо.
--
М.Грачёв
Владимир Першин: "Опять мерзкая двусмысленность в угоду "и нашим, и вашим""
Предлагаю компромисс - приставку "огого". Например, если речь идёт о нашем советском прошлом, то следует говорить о "нашем огого-прошлом".
И далее в том же духе:
- огого-сочинённый (Манифест)
- огого-сформулировал
- огого-исследовал
- огого-могильщик (!)
- огого-что-нибудь
- огого-издевательство...
Кхм, прошу прощения, последнее не надо, случайно подвернулось...
Спасибо за предложение. Похоже, у Вас зародилось "огого" желание "огого" переплюнуть "огого" последователя Маркса и "огого" создателя "политэкономии XXI века" профессора Фельдблюма.
Капитализм – социальный договор избранных на угнетение человека человеком, где капитал, это боевой трофей, а не экономический результат.
Если за бабки телку можно снять, то и я думаю профессорство не помеха к оплачиваемому минету.
О чем говорить?
actuspurus
"1. Любопытно как до сих пор о Марксе ведутся "политические бои" на уровне нравится-ненравится, наш-ваш, когда к нему нужно (казалось бы назрело время) справедливо отнестись только на уровне "что сказано" - "что сделано", теория-практика.
2. Ведь на деле, чаяние Маркса не оправдались. Бесполезно говорить о том, оправдаются ли они когда-нибудь....Но "грошь-цена" таким предсказаниям..."
Уровень "нравится-ненравится" объективно соответствует автору цитаты. Сколько можно выдавать желаемое за действительное? Нет больше вопроса о тупике капитализма. Да, он ищет новые формы, которые становятся всё более недолговечными, всё более формальными, что делает их антигуманнее и агрессивнее преждних форм. Капитал разрушает сам себя, не это ли подтверждение марксовых теоретических провидений? Всё, чему вас недоучили в политэкономии, актуально. Читайте Маркса.
Фельдблюм долго сидел в комнате без окон и без дверей. Решил выйти из нее. Но как? Стал делать подкоп. А Першину в этой комнате сидеть нравится, хотя в ней давно пахнет дохлой крысой.
Корягину. Ну зачем приписывать свои болезни профессору Фельдблюму? Он смотрит на советскую эпоху и марксизм с точки зрения "химии", а не сквозь призму "дохлой крысы" - вроде Вас.
Кто бы мне показал, что эта парочка "Фельдблюм - Першин" не пиарит Фельдблюма?
Читайте "Анти-Фельдблюм". Там разные точки зрения - от "заказа" профессора до его "пиара".