Под «сознанием» Богданов понимает непосредственный психический опыт, элементарными единицами которого он считает переживания (психические переживания). К переживаниям относятся восприятия, представления, волевые акты и т. п. Переживания — одно из основных понятий концептуальной системы эмпириомонизма. Как психические явления, они органически связаны с деятельностью физиологической системы. Для того чтобы монистически объединить психические offshore foundation переживания и акты физиологической деятельности, Богданов показывает, что между первыми и вторыми существует причинная связь: область «физиологических процессов» является отражением — в социально организованном опыте живых существ — «непосредственных переживаний» (с. 107 и др.). «Этот вывод, — подчеркивает Богданов, — неразрывно связан с представлением о строгом параллелизме обоих рядов явлений и об одинаковой применимости к ним обоим принципов энергетики» (с. 107).
Наличие такого параллелизма, с точки зрения Богданова, решает проблему единства жизни физиологической и психической. «Там, где между различными рядами элементов опыта имеется такая зависимость, самые эти ряды представляют не различные объекты для познания, а один объект» (с. 134; курсив мой. — В. С.). В результате преодолевается и этот второй основной перерыв (разрыв) человеческого опыта.
Третий основной перерыв человеческого опыта Богданов видит в антитезе индивидуального и универсального, а также индивидуального и другого индивидуального. Этот перерыв представляет собой перерыв поля переживаний. Проведя тщательный анализ этой проблемы в главе «Universum» (с. 85—106), он пришел к offshore foundation formation выводу, что этот перерыв может быть преодолен на основе действия закона причинности, определенной его формы, а именно интерференции — интерференции «непосредственных» переживаний и вообще «непосредственных комплексов» (с. 107).
Таким образом, в первой книге «Эмпириомонизма» Богданову удалось решить ряд важных общих проблем построения монистической теории человеческого знания, чтобы в дальнейшем подвергнуть анализу более частные, специальные вопросы.
Комментарии
1. Фактически, Богданов не решил проблемы, а просто констатировал, что она, после его слов, сама по себе решилась. Это похоже на пассы мага. Сказав заклинание, маг верит в том, что после его слов что-то в мире изменилось.
2. Если делать выводы о философии Богданова из этого Вашего сообщения (читать Богданова в наши дни, это все равно, что штудировать "Материализм и эмпириокритицизм" Ленина, который его критиковал), то получается, что Богданов не только ничего не решил, но даже не смог поставить правильно саму проблему. Он не понимает сути того, что такое переживания, если сводит их к сознанию. Сознание и переживания - это просто диаметрально противоположные сущности. Конечно, переживания сознаются, но сами они не есть сознание - сознание нельзя свести к психическим переживаниям. Это фундаментальная ошибка. И только при такой первоначальной редукции (то есть по сути поддтасовки под нужный результат) может получиться объединение психического и физиологического на основе "причинной связи" одного с другим, как Вы сами пишете.
3. Но если сознание, являясь чем-то психическим, не сводится к психическим переживаниям, то не удается психическое редуцировать к физиологическому. Сознание - конечно, нечто психическое ( от "псюхе" - душа), но не относящееся к переживаниям, хотя и констатирующее переживания, когда они у нас есть. Здесь есть еще более фундаментальная проблема соотношения сознания и способностей восприятия, мышления и других - но это еще более сложная проблема, которая Богданову даже не снилась.