В конце XIX века алгебраическая логика уже проникла в Германию, где ведущим её распространителем и популяризатором был Эрнст Шрёдер. Однако реакция на нее была неоднозначной.
Многим философским логикам пришлось не по вкусу несколько наивное представление о формальном языке, да и сам стиль обращения с символами, который имплицитно был заложен в программе Буля-Шрёдера.
Вот как об этом позже написал К. Твардовский, основоположник Львовско-Варшавской школы: «Опасность быть захваченными символоманией и прагматофобией исходит от алгебраической логики, то есть логистики, каждое утверждение которой «должно быть полностью дедуктивно доказано при помощи формальных правил исчисления без обращения к значениям символов, которыми мы оперируем» (Janiszewski Z. Logistyka). Этот принцип не обращения к значениям совершенно правилен, пока речь идет о совершении логистических операций, но не может быть понимаем так, словно эти символы вообще не обладали значением. Ведь тогда логистика выродилась бы в лишенную содержания, сугубо формальную комбинаторику.»
Если бы при конфликте между утверждениями, которыми мы обязаны логической символике, и убеждениями, независимыми от этой символики, проблема механически решалась бы в пользу первых, то, по словам Твардовского, «в этом случае символика торжествовала бы над тем, что она символизирует, а кто был бы заинтересован исключительно в этом триумфе, тот представлял бы собой законченный тип символомана и прагматофоба.»
В историческом плане от алгебры логики больше других пострадал Фреге. Если бы он опубликовал Begriffsschrift (1879) лет на 7 раньше, возможно, расклад сил был бы совершенно другим!
Благодаря усилиям Шрёдера, в конце 1870-х гг. появилась целая серия статей об алгебраической логике, и она быстро стала модной (особенно среди математиков). А в 1880 г. главы, посвященные алгебраическому подходу, появились и в наиболее тиражируемых тогда германоязычных учебниках по философской логике.
На этом фоне книга Фреге смотрелась как нечто странное и инородное. Довольно сжатое, формальное изложение материала затрудняло понимание революционного замысла фрегевской работы среди читателей-философов, непривычных к такому уровню абстракции и формализации. Математики также считали фрегевскую систему чрезмерно запутанной и усложненной: двумерные древовидные конструкции Begriffsschrift казались им гораздо менее привлекательным, чем простая линейная структура алгебраических формул. «Что касается его основного содержания, – писал в своей рецензии Шрёдер, – «Исчисление понятий» можно, на самом деле, рассматривать как транскрипцию булева формульного языка. Однако в том, что касается изложения, оно отличается по сложности восприятия, и это вовсе не идет ему на пользу».
Между 1879 и 1882 гг. Фреге предпринимал многочисленные попытки объяснить и отстоять свою новую логику. Он написал серию статей, наиболее крупной из которых была работа «Булева вычислительная логика и мое исчисление понятий». К сожалению, эта статья так и не была опубликована при жизни автора – ни один научный журнал не изъявил желания её напечатать. Между тем, в ней Фреге исчерпывающим образом сформулировал, в чём именно заключается различие между его подходом и подходом алгебраистов. В отличие от Буля и Шрёдера, как пишет йенский логик, конечной целью его устремлений была «некая lingua characterica, предназначенная прежде всего для математики, а не ограниченное чистой логикой исчисление – calculus». Begriffsschrift он замышлял не как формальную технику вычислений, а как средство выражения определенных содержаний (прежде всего, математических) более точным и ясным способом, чем это позволяют сделать слова естественного языка.
Поразительно, но Шрёдер упрекал Фреге ровно в том же самом! По словам Шрёдера, фрегевское сочинение обещает шаг «вперед к лейбницевскому идеалу универсального языка», но на самом деле, «название совершенно не соответствует содержанию (…), вместо движения к «универсальной характеристике» эта работа (…) определенно склоняется к лейбницевскому calculus ratiocinator» На фоне высказываний самого Фреге, такая интерпретация звучит неожиданно и нуждается в комментариях.
Прежде всего, необходимо отметить, что оба мыслителя не случайно формулировали свои разногласия в терминах Лейбница – источником вдохновения для них служила одна и та же статья Тренделенбурга «О лейбницевском проекте Универсальной Характеристики». Интересно, что в данной работе не только пересказывается лейбницевский замысел идеального языка, который был бы зеркалом природы, но и содержится призыв реализовать его на базе кантовской эпистемологии – а именно, той её части, которая касается трансцендентальной логики. Согласно Тренделенбургу, Кант усовершенствовал идею Лейбница, сместив центр внимания с проблемы упорядочения эмпирических понятий на проблему конструирования понятий формальных. Поскольку человек не способен знать все эмпирические свойства объектов и, следовательно, не может обозначить все эмпирические понятия в идеальной символической системе, кодифицировать надо именно формальные понятия.
В этом смысле фрегевское «исчисление понятий» оказывается ближе к кантовскому подходу, чем к исходному замыслу Лейбница. Формальные понятия, призванные составить основу логического символизма – объект, функция, условная связь, отрицание, всеобщность и тождество – не являются для Фреге производными от понятий эмпирических, скорее наоборот: только имея полный набор формальных понятий мы оказываемся способны передавать в языке то или иное эмпирическое содержание. Как отмечает Л. Хаапаранта, Фреге выводит свои формальные понятия из трансцендентального анализа суждений – примерно так же, как Кант дедуцировал из анализа суждений свою таблицу категорий. По крайней мере, кантовский принцип эпистемического приоритета суждений над понятиями явно присутствует и у Фреге – его знаменитый «принцип контекста» («значение слова нужно объяснять не в его обособленности, но в контексте предложения») является лишь лингвистической формулировкой данной идеи.
Шрёдер же, напротив, под «идеальным языком» понимает такую систему знаков, в которой можно «сконструировать все сложные понятия посредством некоторого числа простых, полностью определенных и ясным образом классифицированных операций из минимального возможного числа фундаментальных понятий». Фрегевский символизм, с его точки зрения, не справляется с такой задачей. Он в лучшем случае позволяет выводить из одних суждений другие (то есть является исчислением, в понимании Шрёдера), но не сконструировать сами суждения из неделимых в логическом смысле частей – понятий. И пожалуй, здесь Шрёдер оказывается ближе по духу к атомистическому взгляду на язык самого Лейбница, чем к той кантианской версии проекта lingua universalis, которая представлена в работе Тренделенбурга.
Так был ли Шрёдер символоманом и прагматофобом?
Комментарии
Мнения de se в Элементарной диалектической логике - оценка
Оценка — форма мысли, отображающая рефлексивное отношение субъекта рассуждений к своим и чужим высказываниям, а также, к предметам (вещам, объектам, процессам) внешнего и внутреннего мира (см. Грачев М.П. К различению оценки и суждения).
--
Могу только посочувствовать вашим ученикам!Это же какая глобальная проблема, выяснять кем там был Шрёдер!)))
Вопрос сегодня однозначен-дальнейшее развитие логики! И пока вы не усвоите,не введете в практику результаты Гегеля,ваш удел заниматься подобной болтовней!Для начала советую определиться с понятиями:знака,символа,прагматики...
За версту несет безграмотностью!
Формальная философия оппозиций
30 октября в рамках 37-го заседания Логико-философского клуба состоялся доклад Фабьена Шанга - французского философа и логика (университет Нанси-2), специалиста по эпистемической логике и абстрактной теории оппозиций
Фабьен Шанг
Видеозапись доклада
Видеозапись дискуссии
Фактически, Фабьен Шанг предложил новое, эпистемически-ориентированное понимание абстрактных логических систем как упорядоченных пар <L, O> - где L представляет собой язык системы, а О - оператор противоположности.
В отличие от классической трактовки Тарского, где ключевую роль играет заданное на множестве формул языка отношение логического следования, докладчик центральным считает понятие оппозиции (противоположности) - причем оно распространяется естественным образом не только на высказывания, но и на выражения других семантических категорий - индивидные константы, предикаторы, функторы или даже целые логические системы.
В качестве ообобщенного понятия логического значения в подобных системах используются булевы последовательности нулей и единиц, на которых определены операции различного рода. Эти последовательности "кодируют" вопросно-ответные процедуры, с помощью которых мы задаем объекты, классы или высказывания. Стоит отметить, что в своей трактове логических значений автор стоит на позициях семантической относительности. Логическое значение любого элемента зависит от (а) типа вопросов, которые задаются о нем, (б) различных наборов вопросов, которые могут быть заданы относительно данного класса объектов, (в) один объект может принадлежать к различным множествам, и как следствие, его оценки могут различаться.
А поскольку сами последовательности, в свою очередь, соответствуют натуральным числам, записанным в двоичном коде, это открывает возможность арифметизации основных положений теории оппозиций в духе лейбницевского идеала calculus ratiocinator.
С помощью оператора "О" также оказывается возможным определить различные виды отрицания - классического, параконсистентного и параполного типа. Обобщая традиционный "логический квадрат", Фабьен Шанг предлагает общую стратегию построения "логических многогранников", в которых ребра различных цветов соответствуют логическим отношениям различного типа - контрарности, субконтрарности, контрадикторности и индифферентности.
После доклада состоялась дискуссия о статусе полученных алгебраических систем (в каком смысле они являются логическими?), о достоинствах и недостатках представленного подхода по сравнению с другими стратегиями посроения неклассических логик (Белнапа, Шрамко и Ванзинга, Безьё и др.), о метатеоретических свойствах обсуждаемых систем (являются ли они дескриптивно полными - ведь для описания любого объекта - конкретного или абстрактного - в них требуется неопределенно большое количество вопросов) а также о плодотворности использованных формальных методов в области философии и социальных наук.
Горбатов В.В
Источник: https://phil.hse.ru/news/65023436.html
--
В отличие от классической трактовки Тарского, где ключевую роль играет заданное на множестве формул языка отношение логического следования, докладчик центральным считает понятие оппозиции (противоположности) - причем оно распространяется естественным образом не только на высказывания, но и на выражения других семантических категорий - индивидные константы, предикаторы, функторы или даже целые логические системы.
То есть, если сигнатура трактовки Тарского:
<L, следование [|-]> (1)
по Фабьену Шангу:
<L, противоположность [О]> (2)
Здесь уже недалеко до парапротиворечивой логики.
<L, противоречие [|]> (3)
--
ПРОПОЗИЦИЯ
Дефиниция1 (Высказывание).
"Высказыванием называется повествовательное предложение, о котором можно сказать в данный момент, что оно истинное или ложное, но ни то и другое в одно время" (Горбатов В.А. Фундаментальные основы дискретной математики. - М.: Наука.,2000. - С. 94).
1. Данная дефиниция определяет пропозициональную логику, в которой вопросительные, императивные и оценочные предложения не рассматриваются, поскольку о них нельзя сказыть истинные они или ложные.
В пропозициональной классической формальной логике род "высказывание" тождественнен виду "суждение". При том, что в неклассической логики четыре вида высказываний: вопрос, оценка, суждение, императив.
Дефиниция 2 (истинностное значение высказывания).
"В пропозициональной логике истинность или ложность предложения есть истинностное значение высказывания", (там же).
2. Истинностное значение - это характеристический параметр высказывания. У высказывания-оценки характеристический параметр: "адекватность". У императива - "исполнимость". У вопроса - "корректность".
Дефиниция 3 (Означивание).
В классической логике под означиванием (приписыванием истинностных значений 'истина', 'ложь' пропозициональным переменным) понимают функцию, приписывающую каждой переменной значение Т или F.
3. Сопоставим каждому высказыванию переменную равную 1, если высказывание истинно и равную 0, если оно ложно.
4. Если P и Q - некоторые высказывания, то можно образовать сложные высказывания "Р или Q", "P и Q", "не Р", введя операции дизъюнкции (V", конъюнкции (&) и отрицания (~).
5. Действия этих операций задаются таблицами истинности, каждой строке которых взаимно однозначно соответствуют набор значений составляющих высказываний и соответствующее значение составного высказывания.
--
В учебнике 'Логика' В.В. Горбатов пишет:
Разве опровергать логику и опровергать самого себя - это одно и то же? Что значит опровергать логику? И какую логику (формальную, диалектическую)?
Возникает вопрос: опровергает ли Поппер сам себя, когда отрицает существование диалектической логики (утверждая, что она невозможна)?
Известно, всякая аналогия хромает. И в нашем случае, первая (морская свинка) - реально существующее животное, чего нельзя сказать о диалектической логике - теоретической модели. Допустим, Виктор Викторович имеет ввиду содержание, которое в диамате называют диалектической логикой - ДЛ(дм). Та действительно не логика, а философская метафора.
Или В.В.Горбатов стоит на позиции Поппера? Мол, диалектическая логика в принципе невозможна?
--
Уважаемый, Виктор Горбатов, Шрёдер , как и все модернизаторы P.M. ---был и символоманом, и прогматофобом. Лишь с оговоркой на умеренность этих математических парафилий. Думаю вам не нужно объяснять, что любая новая топология (а Шрёдер вводил неинтерпретируемое исчисление Буля в интерпретируемую P.M.)---это и дополнительная символика, которая проверяется временем и мат. интуицией так же во времени. Потому---смело вешаю Шрёдеру ярлык ---СИМВОЛОМАНА. И этот же Шрёдер хотел же оставить своё детище действующей парадигмой P.M.?, а нам , по Гёделю, Тарскому известно, что окончательной парадигмы быть не может, что делало Шрёдера ступенькой P.M., но, как всегда, временной. Ныне топология эти грани размыла (вместе с релевантной логикой), что делает из Шрёдера самопопулистского ПРОГМАТОФОБА. Что-то похожее есть в аналогии в признании в честности супружества---сексуального предпочтения. Это тоже и не свинка и не морская, как и логика не диалектическая и не логика, но то всё же животное, а это---логически ассоциированное нормирование; так и честные супруги---имеют секс-предпочтение всему другому, но не аморальны. Уважаемый, Виктор Горбатов, наверное P.M. нуждались в твёрдом переходном фундаменте, вплоть до карьеризма, для обобщения в современность, а Фреге был мягковат, что всё же делает Шрёдера ПРОГМАТИЧЕСКИМ СИМВОЛИСТОМ, несмотря на его и мании и фобии. СВЯЗЬ ВРЕМЁН ПРЕРВАЛАСЬ И ЗЛОДЕЙ И СВЕТЛЫЙ ГЕНИЙ ТЕСНО СПЛЕЛИСЬ В ОБЪЯТЬЯХ ИХ РАЗДЕЛИТЬ НЕЛЬЗЯ!!! Я в БЛЕФЕ http://philosophystorm.ru/blef доказываю, что всякая наука и даже философская рефлексия---МИФОЛОГЕМА, что однако не умаляет ваших, уважаемый Виктор Горбатов, заслуг в оживлении философски интерпретируемого мыслительного пространства по крайней мере на ФШ. Благодарю за точно поставленный вопрос и корректный к нему контекст, Я. Хинтикка остался бы вами доволен:
Проблема истины в современной философии. 1994. Я. Хинтикка----- Можно легко понять постороннего наблюдателя, первым впечатлением которого при взгляде на арену современной философии было бы то, что говорящие не слушают друг друга. Философы, принадлежащие к различным аналитическим традициям, кажутся непроизводительно расходующими свою изобретательность и способность к точным формулировкам на незначительные технические проблемы, не имеющие большого значения, в то время как мыслители герменевтического и деконструктивистского направлении часто представляются манипулирующими общими понятиями, выраженными на помпезном жаргоне, предназначенном, скорее, затемнять, чем прояснять идеи. Иначе говоря--- "конец философии", который на практике означает вырождение философии в умный диалог ради умного диалога. Эта картина может - или не может - удовлетворить социолога знания, но она не должна удовлетворять философа. Для философа реально возможно достижение особых результатов, вносящих существенно новый вклад в проблемы, затрагивающие все различные философские традиции. Философская мысль может дать больше, чем проявления политически корректного остроумия. - Она в силах дать ответы на вопросы, которые глубоко затрагивают предпосылки более чем одного философского направления. http://www.philsci.univ.kiev.ua/biblio/Hintikka.html
Всего вам наилучшего, с ув., Роман.