Одна фраза

Аватар пользователя Vadker

Доктор философских наук, заслуженный профессор МГУ Г.Г. Майоров соглашаясь с фразой Гераклита, направленной против учености Пифагора: «многознание уму не научает», подчеркивает те моменты, которые сродни скорее ученому мужу современности, а не стихотворцу вечной мысли Гераклиту. Типичная роковая ошибка судить по себе (а теперь сравните Майорова и Гераклита, чтобы понять, сколько недобирают студенты на лекциях).

Вот что он говорит.

«Это правильная мысль. Простое многознание ради многознания, эдакая пышная эрудиция (??) без какого-либо нравственного принципа (???) без объединяющего это многообразия начала(?).

О каком нравственном принципе у даосиста Гераклита может вообще идти речь?! Сочтем за кантовскую оговорку.

Объединить многообразие знаний каким-то началом – звучит современно, так похоже на кандидатскую работу или курсовую, которую стоит подытожить, сплести воедино. Ясно как день, что Гераклит говорит не об объединении знаний, а о полном отказе от них!

Открытия Пифагора не позволяют считать его простым коллекционером знаний ради них самих – безусловно, в своих долгих странствиях он находил и приобретал только то, что искал. С другой стороны можно предположить, что это не открытия, а обнародованные знания тех уровней посвящения в мистериях, которых он достигал. Но, боюсь, Майоров не это имеет в виду и традиционно считает П. великим мыслителем, а раз так, то критику Гераклита он осветил неверно и вот почему.

Разница между Гераклитом и Пифагором в том, что последний был способным учеником без учителя (отсюда его странствия по миру, общение с греками, персами, халдеями, египтянами).

Гераклит же – это учитель без ученика. То, что Пифагор собирал по крохам, Гераклиту далось просто так. Достаточно почитать его отрывки ясными глазами, чтобы увидеть мудрость божественного порядка, близко стоящею с изречениями Христа (грубо говоря, это когда мысль сколь глубока столь же и красива – не путать с максимами Ларошфуко, в общем). И достаточно почитать "Золотые правила" Пифагора, чтобы увидеть в этом школу.

По странности перевода фразу «многознание уму не научает» следует читать наоборот:

«Ум» во фразе означает не умение мыслить или понимать, а умение видеть истину в ее тайне, то есть Знание. А «многознание» означает голодный ум. Получается так: «Многоумие – Знания не дает».

p.s. конечно, текст с точки зрения современной философии не выдерживает критики, не состоятелен в научном споре и пр. Прошу учесть этимологию слова "философия" (то есть "люблю истину", а не книги об истине)

Комментарии

Аватар пользователя Софокл

На Майорова нападаете, а сами чем занимаетесь?

То, что Пифагор собирал по крохам, Гераклиту далось просто так.

И откуда вам все это известно? Да, Гераклиту все далось очень просто: бросил сытую, уважаемую жизнь, жил беднее последнего пастуха. Наверно, вашим суждениям как раз и не хватает гераклитовской хавявы.
Больше всего в ваших высказываниях меня умиляет характеристика Гераклита как даоса ( не впадая в обсуждение сопадения мировоззрений). А может даосов надо называть гераклитовцами? Кто жил раньше?
Хотя я с вами согласен в том, что под мнегознанием Гераклит понимает мирское знание, которое не стоит знания открытого ему Богом.

Аватар пользователя Vadker

странно.

Разве занятие в жизни что-то может дать? Вот Майоров - целый профессор философии, а Диоген безработный и что?)

Думаю, концепция инь-ян, сама по себе, все же старше Гераклита, и берет свое начало примерно с самого зарождения мира, но опять-таки какое это не имеет значение...

И биография Гераклита не имеет значение , т.к. в словах "дается просто" вовсе не подразумеваются жизненные обстоятельства, а способность видеть

Аватар пользователя Софокл

Разве занятие в жизни что-то может дать?

Ну, если ничего не дает, то попробуйте быть даосом - ничегошеньки не делать. Только будьте последовательны - вообще ничего не делайте. Откуда известно, что чувство голода не нарушает мирового баланса?

Думаю, концепция инь-ян, сама по себе, все же старше Гераклита

Чем это ваше высказывание лучше высказываний Майорова? Он то же как думает, так и излагает. вам же его изложение чем-то не нравится. причем нвстолько не нравится, что вы даже поделились своим негодованием со своими собеседниками.

И биография Гераклита не имеет значение

Как же не имеет? Если ваш тезис заключается в том, что он способен видеть? Разве индивидуальные особенности не составляют существо биографии? Где все одинаково, там точно биографии не найти.

Аватар пользователя Vadker

как и ожидал меня втянули в бессмысленный спор)
"негодование" это не про меня и вообще софистика меня не интересует, спасибо)

Аватар пользователя Софокл

В чужом глазу и соринка видна, в своем - бревно не заметно. Знание каждого из нас не совершенно. Но мы как-то всегда выводим себя из зоны критики. Ваш пост как раз и проникнут этой мыслью. Майоров, не имеет права, что-то там не знать и вы спешите это поставить ему на вид, про себя же вы скромно умалчиваете.
Что же касается мистического происхождения знания Гераклита, то на этиу тему написано немало работ, в том числе и Бертраном Расселом. Так, что ваше сообщение в этой части не оригинально. Мне так же кажется, что обсуждать более нечего. Всего доброго.

Аватар пользователя maxihorovych

Мне кажется, что Интернет это отличная среда для спора.

Аватар пользователя Derus

.

Аватар пользователя mitin_vm

Совершенно согласен с господином Майоровым !
Знание это информация и навыки работы с ней необходимые и достаточные для расширения знаний.
Существуют две крайности учёных мужей - эрудиты и аналитики.
Эрудиты всё знают, но не могут (современные Философы, литераторы, критики всех направлений и пр.)
Аналитики могут, но не знают (Инженеры, конструкторы и пр.)
Лучше всего дела обстаят у физиков и математиков. Они эрудированные аналитики.