Предварительно: ИСКРЕННИЙ <лишенный притворства, правдивый, откровенный>.
В памятниках письменности отмечается с XI в. Др.-рус. искрьньнии <близ-
кий, родной> образовано с пом. суф. относит, прил. -ьн- от искрьно <от серд-
ца, прямодушно>, в свою очередь производного с суф. -ьн- от -ис-крь <подле,
рядом>, <внутри> (ср. диал. кри, крей. <подле>). Слово искрь заимствовано
из ст.-ел. яз. Следоват., искренний по его этимол. значит <близкий, сердеч-
ный>, вторичн,- <прямодушный, откровенный> (Этимологический словарь)
Что такое искренность, в каких ситуация возможна ее постановка?
1.Путь экзистенциальный.Искренность зависит от субъекта. Связь я-другой, при этом другой мыслиться как другая личность.
2.Путь метафизический.Искренность зависит от объекта. Связь искреность-Абсолют, Абсолют как трансцендентное.
Насколько искренна философия? И "сколько" искренности несут в себе философы?
Несколько контекстов:
1.философия рефлексивна - поэтому искренна. Отсюда и искренность философов, как рефлексирующих субъектов.
2.философия рефлексивна - поэтому не искренна. Философы рефлексируют, однако остаются вежливыми и не искренними. Возникает проблема соотношения искренности и вежливости.
Возможны еще контексты с приставкой "не". То есть философия не рефлексивна и аспект искренности. Но это уход в сторону, он затрагивает проблему определения философии вообще.
Зачем искренность в философии?
Возможны следующие пары: искренность-жизнь (свобода), искренность-необходимость.
Комментарии
2 Vadim
Философия, настоящая философия, то что мы можем обозначить словом "Философия" с большой буквы, безусловно искренна и не может быть другой. Как не может быть не искренним любое Творчество.
Можно сформулировать и обратный тезис: малейшая неискренность в философии, в творчестве мгновенно превращает их в философствование, эпигонство, ремесло.
И тут не имеет значения на каком уровне мы рассматриваем искренность: на "экзистенциальном" или "метафизическом", как честность перед собой или как тождественность Абсолюту. Важно само тождество, с нарушением которого теряется возможность творчества, возможность творения.
В философском творчестве, в отличие от научного, искренность занимает центральное место. В науке критерий истинности (в самом общем случае) понимается как тождество предмета и теории. Это тождество формально, объективно, и поэтому не задевает проблему искренности. Предмет же философии - мышление философа - лежит не вне человека, предмет погружен в философа, как и философ погружен в свой предмет (свое мышление). Поэтому критерий истинности философского творчества - тождественность мышления и мышления мышления - совпадает с критерием искренности. Искренность - это не характеристика философского творчества, а его условие, основание.
Хотя понятно, что критерий тождества мышления не формален, с его помощью невозможно объективно оценить истинность/искренность философского произведения. Но если мы, как читатели, признаем текст имеющим отношение к Философии, то из этого однозначно следует, что этот текст искренен (истинен). Что, по сути, означает, что мышление автора тождественно нашему мышлению, а это тождество невозможно без безусловной, изначальной искренности философа.
Вот тут развитие
http://boldachev.livejournal.com/24378.html
http://ninaofterdingen.livejournal.com/159609.html