Существенным элементом современного мирового кризиса является отношение интеллектуальной элиты разных стран к сложносоставной проблеме отчуждения: «Основным остается вопрос о возможности преодоления отчуждения. Большинство философов 20 в. скептически относятся к такой возможности или же определенно дают отрицательный ответ. При этом основную задачу философии они видят в том, чтобы помочь человеку достойно жить в отчужденном мире, постоянно рождающем страх. На решение этой задачи особенно нацелены экзистенциализм, персонализм, философская антропология. «Пора писать оправдание человека, антроподицею», - заявил Н.А. Бердяев. В любой ситуации человек имеет возможность выбора и потому несет ответственность за свои действия (Ж.-П. Сартр). Не-Я противостоит человеку как глухая, неустранимая и опасная стена, и все же человек обязан заставить себя жить рядом с ней, противостоять ей и творить самого себя (А. Камю). Это относится и к существованию человека в ситуациях на грани жизни и смерти – индивида и всего человечества (перед угрозой термоядерной войны).
Если многие, затем большинство людей воспримут такую ценностную ориентацию и станут соответственно действовать, то изменится и весь общественный порядок. В различных обществах станет меньше отчуждения, больше подлинно человеческих отношений.» (Н.И. Лапин. Отчуждение. // Новая философская энциклопедия. Электронная библиотека Института философии РАН). Смирительный тон и в сущности упаднический характер предложенных увещевательных рекомендаций отражает фактическое бессилие поколений нашей квазикультурной, урбоэтатистской цивилизации в разрешении проблемы отчуждения. Коренной причиной такого положения служит перманентная слабость философского осмысления данного мультимодального феномена, что в свою очередь требует выделения в его составе особенно значимой компоненты.
Чуждые высокопарным гегелевским схолиям, иные политические мыслители Нового времени были солидарны в негативной оценке институционально закрепленного отчуждения: «Теоретики общественного договора (Гоббс, Руссо и др.) истолковывая возникновение общества как акт передачи, отчуждение человеком своих прав политическому организму, видели в этом источник порабощения человека.» (А.П. Огурцов. Отчуждение. // Философский энциклопедический словарь. М. 1983). Однако, сделать надлежащие, уроборически фундаментальные выводы по столь серьезному поводу никто не сумел, что приходиться связывать с догматизмом всего европейского мышления, базовые стандарты которого были фактически заданы Платоном и Аристотелем. Когнитивную матрицу парадоксального европейского менталитета и мировоззрения существенно формирует довольно сомнительное допущение о естественном и непреложном характере известного противоречия между человеком и природой, которое уверенно владеет умами до сих пор: «Известная неясность подразделения всех наук на науки о природе и науки о культуре связана главным образом с неясностью лежащего в основе этого подразделения противопоставления природы и культуры. Это противопоставление является одной из основных оппозиций в философии, культурологии, социологии культуры и др. Оппозиция «культура-природа» лежит в основе определения предметов социологии культуры, культурологии и т.д.» (А.А. Ивин. Аксиология. М.: Юрайт, 2017, с.216); «Природа не торопится выдать человеку то, что ему нужно, по первому требованию. Выжить и приспособиться к природе можно только в результате интенсивного физического и умственного труда. К тому же в этой борьбе союзником природы оказывается наше тело и отчасти даже душа: они ведь тоже порождены природой и являются ее естественной частью.» (А.Л. Доброхотов, А.Т. Калинкин. Культурология. М.: Проспект, 2012, с. 126). Довольно отчетливо видно, что некогда модная ирония в сторону мелкопоместного дворянина и крупномасштабного садовода Ивана Мичурина с его сакраментальным: «Мы не можем ждать милостей от природы,..» была чересчур поспешной.
Древние греки и римляне любили ссылаться на природу, но беспринципно и фатально не видели своего глубокого отчуждения от естества в присущей им цивильной традиции градогосударственности, парадоксально предаваясь последней всею душой, за что в отличие от накрепко языческих китайцев и индусов были стерты с лица Земли. Производные от первопричинного отчуждения общественные противоречия: между городом и деревней, физическим и умственным трудом античные интеллектуалы решали квазикультурной апологетикой низведения большей части общества до уровня «говорящих орудий». Генеологически показательная идейно-историческая экспансия: «Слово «цивилизация» происходит от латинских слов «civilis» («гражданский») и «civitas» («городской»). Уже в римские времена, а затем и в средневековье прилагательное «цивилизованный» применялось для обозначения человека, живущего в городе, «образованного», «воспитанного» и т.д., противоположностью которому был « rusticus» (выд. мной) – «неотесанный», «необразованный», «грубый» сельский житель, одним словом – «дикарь», «варвар». (Культурология. Основы курса и фрагменты первоисточников. / Автор-составитель: К.В. Пашков. – Ростов н/Д: Феникс, 2007, с. 55); «Поганый. Чрезвычайно интересное слово: «паганус» в Древнем Риме было существительным, производным от «пагус» - поле; значило оно «селянин», «деревенский житель». Когда в самом Риме, столице государства, уже распространилась новая религия – христианство, окрестные поселяне – «пагани» - продолжали оставаться заядлыми язычниками. Слово «паганус» в языке римлян-горожан приобрело новый смысл, стало означать «невежда – язычник», «мужлан-язычник», а затем и просто-напросто «язычник», «нехристианин». С распространением новой веры слово это, «паганус» было завезено в Византию, а оттуда проникло и на Русь. Тут его множественное число - «пагани»- превратилось в «поганые» и начало обрастать новыми значениями. «Погаными» стали именовать не только соседей-язычников, в отличие от христиан («крестьян») – русских; слово распространилось на все, что не одобряла или что запрещала новая вера» (Этимологический онлайн-словарь Л.В. Успенского).
Глобально-политическую и политэкономическую подоплеку легковерия отчужденных от природы горожан-пролетариев обнаруживают «Протоколы сионских мудрецов», взявшиеся покончить с традиционными, национальными элитами, раз у каждого «заветно-избранного» должно быть множество рабов: «Аристократия гоев, как политическая сила, скончалась – с нею нам нечего считаться; но, как территориальная владелица, она для нас вредна тем, что может быть самостоятельна в источниках своей жизни. Нам надо поэтому ее, во что бы то ни стало, обезземелить. Для этого лучший способ заключается в увеличении земельных повинностей – в задолженности земли. Эти меры задержат землевладение в состоянии безусловной приниженности. Наследственно не умеющие довольствоваться малым, аристократы гоев прогорят быстро.» (Протокол № 6).
Иерархам РПЦ будет легче уследить за Святой Софией о том, как по преступлению вершится попущение к примерному наказанию.
Комментарии
Серго
Спасибо за превосходную и ёмкую компиляцию!!!
------------------------------------
Но у меня есть тоже "превосходные" возражения,
И если захотите, то могу их Вам представить.
-----------------------
С уважением, Иноземцев.
С удовольствием ознакомлюсь.
Для меня базовым источником коллизий нашего общественного (совместного) бытия является амбивалентность нашего инстинкта самосохранения, который распадается на инстинкт индивидуального и видового самосохранения.
А все общественное развитие движимо нарастанием для нашего сознания значимости, для каждого из нас, видового самосохранения над индивидуальным.
--------------------------------
Хотите верьте, хотите нет, но ……
Метафизика, с богом или без бога, - вечна, как вечны межчеловеческие отношения (отношения: любви и ненависти, добра и зла, да и всяких "высоких и низменных порывов") и которым нет никаких аналогов в натуральном мире.
А развитие метафизики в развитии её этики, функциональный смысл (полезность) которой в расширении границ человеческой общности (род, этнос, нация, человечество).
--------------------------------------
Истоки религии теряются во глубине веков и уже в Тотеме чётко видно её наличие. И именно в Тотеме уже в наличии моменты этики, которая сведена к ответам на два вопроса:
- Кто мы?, Откуда мы? - Что формировало и удерживало в единстве Род.
Мифологическая стадия становления Религии добавила к ним вопросы:
- Что есть Зло?, Что есть добро? …. и сделана попытка ответить на вопросы: Зачем Я? и Что такое благая жизнь? - А это уже формировало единство этноса (племени).
Единобожие ввело в этику ответы на вопросы:
- Куда мы идём?, Зачем Я? и Что такое "благая жизнь"? - Чем была сформирована нация. И именно для единения родственных племён в нацию и потребовало единобожия.
Марксизм-ленинизм расширил состав этики ответами на вопросы:
- Что чьё?, Насколько? и Почему? - Что, вполне возможно, приведёт к единению Человечества. (И нужно иметь в виду, что внедрение в обыденную жизнь новой этики и её идей происходит не просто так, для чего полезно вспомнить этапы внедрения в жизнь идей христианства, на что потребовалось почти 8-мь веков. Ведь, только при Карле Великом христианство стало нормой и в межчеловеческих отношениях и в межгосударственных.)
Причём, всякое новое расширение состава этики требовало переосмысления всего содержания Этики, переосмысления всего состава её идей. И по существу, этика - есть иерархично упорядоченный состав идей.
Этика, а, следовательно и метафизика первична (т.е. метафизика – есть способ мышления, а этика – её результат) - именно из неё следует:
- Система мер (методология) восприятия внешней историко-социальной информации, затем
- идеология - содержательное и логически непротиворечивое единство всего состава идей этики, затем
- Религия со своей моралью и нравственностью.
------------------------
Да!
На теперь состав этических проблем состоит из следующих ответов на вопросы:
- Кто мы?, Откуда мы?, Куда мы идём (пойдём)?.
- Что чьё?, Насколько? и Почему?.
- Что есть Зло?, Что есть Добро?.
- Зачем Я? и
- Что такое благая жизнь?
И именно ответы на эти вопросы формируют характер межчеловеческих отношений.
И надо иметь в виду, что Религия - это не просто вера в бога, а, прежде всего, концептуальная доктрина, предметом которой являются практика межчеловеческих отношений. Именно в этой доктрине представлены нормы, правила и стереотипы Морали и Нравственности, следование которым необходимо для того, чтобы состоялся характер практики межчеловеческих отношений и нужный для осуществления той цели нашего совместного бытия, которая представлена в ответе на вопрос: «Куда мы идём (пойдём)?».
И к тому же. Любая религиозная проповедь во все времена была и остаётся проповедью идей Этики.
При подлинном социализме отчуждение снимается.
Отчуждение будет действенно до тех пор, пока будет необходимо разделение труда.
Да и вообще, разделение труда и есть источник РАБСТВА.
а как вы снимете отчуждение ложкой из миски, обеспечивающее жизнь.
Чушь собачья! Вероятнее всего, что Товарищ не знал, что попал в общество, где "классическая" философия признана наиболее современными и умными людьми "служанкой" церкви (хорошо если бы только) и "дурдомом" для т.н. "Современных" философв , которые ничего кроме пережёвывания изречений своих "апостоло" ничего больше не умеют (ни в быту, ни за столом и, тем более, в обществе образованных и свободных (от политиканства) людей.
С большим приветом,
mitin_vm, а БОЛЬШОЙ ПРИВЕТ----это, как понимается, у вас в голове, как обосновывающее содержание ваших мыслей. Ну, тоды, ОЙ! Ведь если, каков ПРИВЕТ, таков ответ, то значит это будет опуститься самому до вашего уровня, дабы дать вам возможность задавить себя, вашим в этом (явно незаумном) амплуа,----опытом. Но не быть тому, думаю SERGO меня в этом поддержит.