"УЧЕНИЕ О БЫТИИ"
"ПРАВИЛО О НАЧАЛЕ" (3)
1. ПИФАГОР И "МИЛЕТЦЫ"
1. Пифагорейцы стали считать математические науки началами всех вещей. Пифагор признаёт началами числа и соразмерности между ними. Пифагор принимает также началом монаду (единицу) и неопределённую диаду (двоицу, двойку). Одно из начал [у него] устремляется (относится) к действующей причине, другое - к страдательной (материальной). Действующая причина - бог (ум), страдательная причина - видимый мир.
2. Едва ли число могло быть началом. Число - знак. А знак - далеко не начало. Пифагор считал началом (или элементами) связку "предел - беспредельное". Началом же чисел он считал связку "чёт - нечет". У пифагорейцев имеется целая группа элементов противоположностей. Их примерно десять (10). Это позволяет не считать что-то одно из них началом.
3. Афоризм пифагорейцев "Всё есть число!" (придуманный Аристотелем?!), без сомнения, имеет большой смысл. Но к началам он не относится. Он не относится к тому единственному началу, о котором пытается выяснить философ. Ни одно из всех начал ему не удалось положить как единственное. Противопоставления, вернее, их пары или одна из всех пар не может считаться тем началом, которое раньше остальных. Оно тогда было бы парным (двойным), а не одним (одинарным).
4. Пифагор не занимался теперь [уже] поисками [того одного] начала. У Пифагора [в изложении] нет начала. У него есть разработка всего того, что это начало даёт, что имеет смысл благодаря тому началу, которое либо бессмысленно, либо [пока] непостижимо, либо наоборот, слишком очевидно, либо настолько субъективно, что не достойно изложения, тем более поучительного или назидательного.
5. Может быть последнее [и предпоследнее] вероятнее. Оно соответствует личностному фактору в организации бытия. Формула Пифагора "Всё есть число!" - это не разговор о началах. Это также не разговор о начале, откуда это всё берет начало. У Пифагора нет намёков на поиск вне-начала.
6. Что представляют собой указания на первоначала предшествующих философов и школ Древней Греции? До Гераклита Эфесского имеем Милетскую школу в Малой Азии. Её представители - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и их ученики. Эта школа впервые поставила вопрос о первоосновах всего сущего.
7. Все [эти философы] решали вопрос о первоосновах по-разному. Они одинаково брали за основу различные по характеру принципы. Каждый из них имел в виду принцип, пытаясь угадать и увидеть в его характере всепроникающее, всеобъемлющее свойство.
8. Фалес предпочитал принцип воды. Анаксимандр, убедившись в преходящем характере друг друга сменяющих стихий, кладёт в основу [всего] беспредельное (апейрон), которое не определено. Анаксимен имел в виду принцип воздуха, близкий к апейрону, но определённый в виде некоторой силы, пронизывающей все стихии и все тела. У Анаксимена уже присутствует понятие взаимоотношения первоначала и движения. В дальнейшем эти отношения будут больше развиты в пользу движения, чем первоначал.
9. Несовпадение первопринципов у милетцев не могло не привести подобный образ мыслей к кризису в области первоначал. Они пришли к отрицанию единых первоначал (или единого первоначала).
10. То, что один [из философов] убедительно и успешно доказывал, другой так же убедительно и успешно опровергал. Первоначало, кажущееся одному [философу] таковым, другому подобным не казалось. Разница пролегала даже не в пределах противостояния отдельных школ, а внутри одной школы!
11. Из такого состояния школ и учений следует два направления. Одно из них - принципиальное. Это поиск принципа начала, которое можно было бы легко помыслить, которое было бы одним, предельно общим и менее конкретным, как у милетцев. Другое направление - непринципиальное, не ведущее к поискам общего и единого принципа начала.
12. Пифагор был младшим современником милетцев, противником демократии, но приверженцем аристократии. Нет сомнения в том, что он воспринял учение милетцев и, переселившись в Южную Италию, предпочел избежать субъективность малоазийских греческих философов. Он стал говорить о началах абстрактно.
13. Число, а именно единица, которую он принял за начало, явилось принципом начала, о котором твердили милетцы, но были не согласны в его названии. "Начало всего - единица; единице как причине подлежит как вещество неопределённая двоица; из единицы и неопределённой двоицы исходят числа; из чисел - точки; из точек - линии; из них - плоские фигуры; из плоских - объемные фигуры; из них - чувственно воспринимаемые тела, в которых четыре основы - огонь, вода, земля и воздух и проч.".
14. Уподобление у Пифагора единицы началу и причине свидетельствует о желании крайне обобщить первоначала и первопричины. В этом случае по существу нет никакого отличия Пифагора от милетцев. Оно есть только в том, что первый удосужился предельно обобщить все разнообразные первоначала.
15. Вне-начало у Пифагора не вскрывается. Он здесь не следует предшественникам и не ищет более вне-начало, но останавливается на принципах и обобщённо их углубляет и развивает.
16. Поступая так, Пифагор и другим советует следовать его примеру. Анаксимену он говорит следующее: "Не всегда хорошо вперяться умом в эфир - лучше бывает принять заботу об отечестве. Я ведь тоже не весь в моих вещаниях - я и в тех войнах, какими ходят друг на друга италийцы".
17. Следует упомянуть ещё об одном, о чём были согласны философы, - о движении. Движение немыслимо вне начала. Оно относится к началу и его развёртыванию, но не располагается вне пределов начал и причин.
18. Пифагор, отчаявшись в первоначалах и первопричинах, обратился к развёртыванию того начала, благодаря которому возможно движение. Движение и его развёртывание для Пифагора важнее и яснее первоначал и первопричин. Пифагор не считал движение тотальным. Оно имело у него начало и конец. И то, и другое мыслилось им неподвижным.
2. ГЕРАКЛИТ
1. Гераклит Эфесский обратил внимание именно на движение. Об этом, собственно, учили милетцы и Пифагор. Первоначала же он нашел у них недостоверными. Гераклит окончательно оставил [изложение] первоначал и первопричин из-за явного несогласия по поводу них среди философов и остальных [людей]. Движение, как ему казалось, никто не отвергал.
2. Гераклит принадлежал к царскому роду и смог убедиться в несостоятельности начал власти, которые ему пришлось видеть отвергнутыми, несмотря на их [кажущуюся] неоспоримость.
3. Он отверг те начала, о которых трактовали греческие натурфилософы. Это были [материальные] неподвижные начала. Их неподвижность состояла в неподвижности отдельного принципа, принимаемого философами. Этот принцип наблюдался во всём и имел осязаемую аналогию как подтверждение его всеобщности.
4. Гераклит отверг всякий принцип такого рода начала, узрев в нём подвижность не меньшую, чем им порождаемую. Он полностью исключил вне-начальный принцип, заявив о несотворимости порядка (или космоса) и подтвердив это своей знаменитой формулой "Всё течёт!". Это открытие Гераклита для того времени оказалось потрясающим. Если и сейчас кто-либо, как Гераклит, вдруг поймёт, что "всё течёт", то обратится в ужас.
5. Употребление закона в формуле "всё течёт" ограничило поиски неподвижных первоначал, сохраняющих сущность и всё остальное. Гераклит запретил натурфилософию с её мировым порядком, гармонией и проч. Он уничтожил все найденные ею начала.
6. И всё же многие считают Гераклита подобным философам, учившим о первоначалах, приводя в качестве свидетельства указания на то, что он началом и основой всего считал огонь. Это сходство поверхностно. Огонь не есть физическое состояние, подобное воде, воздуху или даже понятию. Огонь - это процесс. Сходства с подобным и противоречия с собой здесь нет. Этот огонь почти не имеет абсолютного и устойчивого характера. Он произволен и в равной степени волен порождать и уничтожать. Гераклит считает [неопределённую] судьбу регулятором произвола.
7. Огонь не есть первоначало. Однако изменчивость им обусловлена. Вместе с огнем Гераклит похоронил все первоначала, объявив их [не то, чтобы непознаваемыми, а] не имеющими смысла. Но здесь философ вводит принцип причинно-следственного процесса, подобного огню. Этот процесс не довлеет себе. Им управляет судьба. Она скрыта и непознаваема. Так что и процесс, неизвестно кем, чем и как управляемый, весь (в целом) так же подпадает под знаменитую формулу "всё течёт!".
8. Эта формула привела философа к полному недоумению по поводу устоявшихся противоположностей. Предшественники, конструируя устойчивый, упорядоченный космос, придавали каждому члену любой пары противоположностей устойчивое различие, сравнивая его с другим членом пары. Они слабо отличали принципы от вещей, благодаря которым эти принципы созерцали.
9. Противоположение - это то, что лежит в основе бытия. Гераклит это понимает. Однако и здесь, как в случае с началами, он устраняет этот закон. Сказать, что "Одно и то же в нас - живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое, ибо эти [противоположности], переменившись, суть те, а те, вновь переменившись, суть эти", - это всё равно, что лишить каждый член этой (и любой другой) пары какого-нибудь смысла.
10. Философ лишил смысла не только начала [бытия], но и основополагающий принцип его развёртывания - противоположение, не найдя ни там, ни здесь ничего достоверного. Единственное, с чем он мог согласиться, так это с относительностью как начал, так и противоположений. А в абсолютном смысле он пришёл к полному безразличию по поводу всего.
11. Гераклит - узловой пункт в истории мышления. Полная отмена бытия и его принципов всё-таки не стали окончательным результатом его философии. Она и не могли им стать. Ведь окончательной катастрофы из крушения всех устоев [аристократии и её идеологии] не произошло. А бытие, не имеющее [никакой] достоверности, не рухнуло!
12. Гераклит пережил две трагедии. Первая трагедия связана с осознанием текучести всего, вторая - с неуничтожимостью того, что утеряло все основы. Он не мог представить взаимодействия того, что, по его мнению, не взаимосвязано. Он был вынужден оставить релятивизм начал и противоположностей как очевидный, но прошлый факт и взяться за решение загадки управления всем, что течёт.
13. Философ прибег к утверждению того закона, который, в отличие от тотальной изменчивости, был бы неизменен и мог благодаря этому строго управлять ею. На это его натолкнула трагедия о двух действиях. Если огонь, источник катастрофы, не окончил своё разрушительное действо, а довёл его до некоторой степени или предела и затем погас, то, во-первых, огонь управляем, а, во-вторых, есть что-то (или кто-то), устанавливающее ему меру, закон и т. д. Огонь погас, дойдя до меры, и тут же начал иное. Ничто не рухнуло окончательно, но осталось, поддерживаемое в некотором равновесии, очень похожем на закон [мудрости].
14. Это как раз тот закон, о котором как неподвижном и устойчивом трактовали милетцы. Но они, в отличие от Гераклита, не были знакомы с глобальной текучестью всего. Философ указал на закон изменчивости, а не только на закон неизменности, который был уже известен. Закон изменчивости оказался новым и непостижимым. С этих пор Гераклит покинул изменчивость и последовал примеру милетцев.
15. Закон изменчивости, открытый Гераклитом, на этом этапе превзошёл возможности понимания. Он был связан с полной неразберихой после Гераклита в области первоначал. И философ решается на отчаянный и беспомощный шаг.
16. Он пытается втиснуть изменчивость в чуждый ей закон, противоположный первому. "Всё происходит согласно судьбе!". Но до конца изменчивость не поддаётся действию закона [неумолимой] судьбы. Для неё не выявлен закон, а новые меры вряд ли могут ограничить изменчивость.
17. Философ предполагает для неё некоторую меру (или степень) свободы, но только такую, какую считает нужным установить тот, кто управляет изменениями. Превзошедшее меру заслуживает наказание как нарушившее закон равновесия [текучести] через меру отклонения от нормы. Мера и закон здесь остаются произвольными. Это хорошо согласуется с общим учением Гераклита, имеющим произвольный характер.
18. Мера и закон в силу произвола теряют очевидность и объективность и вырываются за пределы познания. Отсюда мистицизм философа. "Природа любит прятаться!" Мера и закон произвольны. Это значит, что они не поддаются предсказанию, прячутся до поры до времени. Так Гераклит намеревается обуздать изменчивость.
--
© 1988-2022, Александр Аритерос (A. Aritheros)
==