"УЧЕНИЕ О БЫТИИ"
"ПРАВИЛО О НАЧАЛЕ"
1. НАЧАЛЬНЫЙ СОБЛАЗН
1. Никто из тех, кто писал книги (или создавал учения), не избежал соблазна начинать своё сочинение "книгой бытия". Любая книга бытия имеет два [классических] начала, означающих наличие бытия. Либо бытие происходит из небытия, либо оно просто существует или таковым сложилось [в силу тех или иных причин].
2. Например: "В начале сотворил Бог небо и землю". (Быт. 1:1); или "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё через него начало быть, и без него ничто не начало быть, что начало быть". (Иоан. 1:1-3); или "Тогда не было ни сущего, ни не-сущего.." (АМФ, т. 1, стр. 71); или "Есть бытие, а небытия вовсе нету.." (Парменид. АМФ, т. 1, стр. 295); или "Всё возникающее возникает из не-сущего, всё уничтожающееся уничтожается в не-сущее". (Ксениад. Секст Эмпирик., Соч. в 2-х т., стр. 70); или "Ничто не возникает из небытия". (Анаксагор. АМФ, т. 1., стр. 308); или "Ни из чего не творится ничто по божественной воле". (Лукреций Кар. Мир философии., Т. 1., стр. 190) и т. д.
3. Иные, более современные примеры могут показаться менее категоричными. Но они также не лишены указанных свойств начала: "Марксизм представляет собой целостное стройное учение.." (Основы марксистской философии, Стр. 9); или "Мы живем в условиях, характеризующихся упадком культуры". (А. Швейцер. Благоговение перед жизнью. Стр. 44) и проч.
4. Подобных примеров о началах бытия можно было бы привести множество. Но неизменным везде окажется то же стремление к безусловной первоначальной характеристике бытия. Всё, что начинается, начинается с утверждения бытия.
5. Предложенная постановка вопроса по поводу начал и ограниченные примеры, подтверждающие её, могут привести к мысли об использовании авторами учений и других подходов к началам, заведомо исключённых из приведенных здесь примеров. Разумеется, всё, что осталось за пределами этих примеров начал, навевает сомнение по поводу указанного правила. Объективное бытие - это начало начал для всех писателей! Сомнения же не лежат в плоскости учений или их создания. Они относятся к иному взгляду на жизнь.
6. Нет смысла сходу опровергать необходимость "учения о бытии". Хотя в этом безусловно познаваемом учении кроются неразрешимые проблемы и фундаментальные ошибки всех учений и их практических воплощений.
2. ВРЕМЯ НАЧАЛА
1. Любое бытие имеет в качестве начала в первом случае прошедшее время, а во втором - удачное совмещение прошедшего времени с настоящим. Время, указанное в учении, имеет, по мнению его авторов, важное значение в момент восприятия этого учения. Представляется, что главная ошибка, связанная со временем начала "учения о бытии", состоит в игнорировании факта восприятия самого этого учения.
2. Учения, представленные таким образом, как бы вовсе исключают этот факт. Это простая ошибка абсолютизма оригинального писателя или заведомое уничтожение посредством "учения о бытии" многих индивидуальностей?
3. Поскольку прошедшее бытие не может быть настоящим бытием, тем более бытием воспринимающего учение, оно не может быть так же и этим воспринимающим бытием. Даже представление бытия в совмещенном, так сказать, в историческом времени также ничего не даёт для его восприятия. Оно и в этом случае остаётся чужим бытием. А между тем понятно, что "учению о бытии" специально придавалась форма, удобная для восприятия и тиражирования.
4. Сомнения по поводу правила о начале лежат в плоскости восприятия бытия. Действительно, у создателей "учения о бытии" не наблюдается никаких сомнений относительно правила о начале. Наоборот, правило о начале создавалось и использовалось с заведомо поставленной целью.
5. Об этом, применяя иной термин, трактует К. Поппер в его книге об открытом обществе ("Открытое общество и его враги"). По его словам, правило о начале или правило историцизма является насколько мощной, настолько и древней теорией или учением о "доктрине избранных". К. Поппер достаточно вскрыл социальное значение этой доктрины.
6. Однако она имеет и другую сторону - индивидуальную или философскую. Не воздействуя на индивида, не внушая ему с помощью особых приёмов мышления (технологии мышления) его собственного ничтожества, его небытия перед бытием мира или величием касты избранных, невозможно учредить тоталитаризм, идеализм и материализм. Кроме этого, теоретические ошибки "учения о бытии" приводят к нежелательным результатам в социальной и индивидуальной сфере человеческих интересов.
3. ВОЙНА С ИНДИВИДОМ
1. Правило о начале (или историцизм), лишённое временной характеристики, лишается вместе с ней и своего магического воздействия на индивида. Ведь добровольное предоставление индивидом себя течению времени или водовороту событий истории путём простого восприятия учения - есть колоссальный результат временной магии "учения о бытии".
2. Индивид, лишённый своего времени, своего начала, разумеется, не может не поддаться этому учению. Однако, индивида здесь следует понимать обобщённо, а не принципиально. Поскольку временное "учение о бытии" всесильно как массовое учение, его магии поддается лишь массовый индивид.
3. Лишение "учения о бытии" временной категории и перенесение его в пространство индивидуального времени можно считать первым шагом к устранению остальных обманчивых учений. Если "учение о бытии" лишается времени его развёртывания (или истории), оно моментально теряет свой смысл, исчезает как учение и как бытие. Лишение бытия времени означает его полное отрицание. На временное утверждение "это было" следует молниеносный контрвыпад "этого не было", отрицающий не само бытие, а прошедшее время этого бытия. Любое временное утверждение легко опровергается вневременным отрицанием.
4. Защищаясь от указанного контрдовода, создатели "учения о бытии" смещают акцент с прошедшего на настоящее время в надежде снова втянуть индивида в инобытие. Чтобы добиться желаемого, требуется уничтожить кроме довременных и вневременных характеристик бытия ещё и пространственные характеристики, заменив их одновременным свойством. Понятие "было" здесь меняется на понятие "есть", т. е. утверждается "это есть".
5. В такой модификации "учения о бытии" магнетизма гораздо больше, чем в первоначальной временной форме. Утверждение "это есть" задним числом спасает утверждение "это было". Индивид, лишённый утверждения "это есть", ещё в состоянии противостоять началу бытия простым отрицанием индивидуального временного присутствия при этом начале. Индивид же, атакованный утверждением "это есть", почти безоружен перед ним. Это бытие врывается в его время, в его бытие.
6. Единственным слабым оружием для него остаётся категория пространства. Утверждение "это есть" может быть встречено вопросом "где?", расширяющим пространство. Ведь здесь этого нет! Здесь - это сам индивид, а его бытие отлично от того, которое утверждается. Почему же пространственный довод слаб? Потому что пространство преодолимо. Если, по утверждению индивида, "этого здесь нет", то "оно здесь будет". Время же, напротив, непреодолимо, тем более прошедшее.
4. ЛИНЕЙКА ИСТОРИИ
1. "Учение о бытии" или объективное бытие может утверждаться только как вневременное и внепространственное по отношению к индивиду.
2. Для установления бытия необходимо воспринимающего индивида лишить индивидуального времени, заменив его историческим [временем], сообщив ему начало и линейное развитие мирового пространства, сведя всё пространство объективного бытия к личному пространству - точечному.
3. Индивид лишается своего времени и мирового пространства, но награждается историческим (мировым) временем в индивидуальном пространстве. Бытие, таким образом, приобретает историческую, линейную форму.
4. Поэтому понятие "есть" явилось столь грандиозным изобретением, лежащим в основе правила о начале, "учения о бытии", историцизма и тоталитаризма.
5. Понятие "есть" властно лишает индивида обширного пространства, которое служит защитой его индивидуализма от чьего-либо насилия или бытия. Оно так же властно вторгается в индивидуальное время. Лишённый пространства индивид может теперь лишь спасительно вопрошать "почему есть?" и "откуда?". В личном же времени и бытии этого "есть" не было!
6. Теперь легко, после внедрения с помощью утверждения "учения о бытии" "это есть", лишающего индивида пространства, открыть ему правило о начале, применив утверждение "это было". Так индивид включается в линейную временную развёртывающуюся историю, лишённую пространства.
--
© 1988-2022, Александр Аритерос (A. Aritheros)
==