"УЧЕНИЕ О БЫТИИ"
КАТЕГОРИИ (3). АРИСТОТЕЛЬ
1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1. Kategoria (греч.) - высказывание, признак; свидетельство, обвинение.
2. Категории - общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания.
3. Категории - формы и организующие принципы процесса мышления.
4. Категории - формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства.
2. КАТЕГОРИИ.
1. Категории: 1) одноименное (одно имя, разная речь о сущности); 2) соименное (общее имя, одна и та же речь о сущности); 3) отыменное (наименование от чего-то, в соответствии с его именем).
2. Категории: 1) сказываемое о предмете; 2) находящееся в предмете.
3. Из всего, что говорится, одно говорится в связи, другое - без связи. "В связи" - словосочетание. "Без связи" - отдельные слова: существительное, глагол, прилагательное и т. д. Подлежащее - сказуемое!
4. Из существующего одно говорится о подлежащем, но не находится ни в каком подлежащем.
5. Другое находится в подлежащем, но не говорится ни о каком подлежащем.
6. А иное и говорится о подлежащем, и находится в подлежащем.
7. Иное не находится в подлежащем и не говорится о каком-либо подлежащем.
8. Всё единичное и всё, что одно по числу, не говорится ни о каком подлежащем. Однако ничто не мешает чему-то такому находится в подлежащем.
9. Категории: 1) род как сказуемое; 2) видовые отличия. Когда одно сказывается о другом как о подлежащем, всё, что говорится о сказуемом, применимо и к подлежащему.
10. Здесь строго указывается на вертикальную сквозную связь подлежащего со сказуемым. Сказуемое относится к подлежащему бесспорно. В этой связи относящееся к сказуемому принадлежит подлежащему. Такое установление принимается как бесспорное.
11. Сказуемое (сказываемое, говорящееся) - относится к обобщаемому, т. е. к роду. Высшие роды сказываются о подчинённых им [родам, видам]. Сколько видовых отличий имеет сказуемое, столько и подлежащее.
12. Вертикально обобщаемая и вертикально подчиняющая структура Аристотеля!
3. ДЕСЯТЬ КАТЕГОРИЙ
1. Сущность (что?).
2. Количество (сколько?).
3. Качество (какое?).
4. Отношение (по отношению к чему-либо).
5. Место (где?).
6. Время (когда?).
7. Положение (находиться в каком-то положении).
8. Обладание (обладать).
9. Действие (действовать).
10. Претерпевание / страдание (претерпевать).
11. Утверждение или отрицание получается благодаря сочетанию категорий.
12. Всякое утверждение или отрицание истинно или ложно. Из сказанного без какой-либо связи ничто не истинно и не ложно.
4. ЧЕТЫРЕ ВИДА ПРОТИВОЛЕЖАНИЯ
1. Противолежание обозначается неодинаково: 1) как соотнесение; 2) как противоположность; 3) как лишенность и обладание; 4) как утверждение и отрицание.
2. Например: 1) двойное противолежит половине как соотнесение; 2) зло противолежит благу как противоположность; 3) слепота противолежит зрению как лишённость и обладание.
3. "Он сидит" и "он не сидит" противолежит как утверждение и отрицание.
4. Или. То, что есть двойное, оно есть благодаря соотнесению его к противоположному, т. е. к половинному или одному.
5. Не будь половинного или одного, противоположного или противостоящего двойному, не было бы и двойного.
6. Определение через соотнесённое противоположение.
7. Крайнее независимое простое разделение без промежуточных переходов и отклонений.
8. Лишённость и обладание говорится относительно одного и того же. Обладание и лишённость сказывается о свойствах, обязанных наличествовать.
9. "Быть лишённым чего-то и обладать свойством - это не то же самое, что лишённость и обладание свойством". Лишённость и обладание относятся лишь к свойствам.
10. Утверждение и отрицание есть лишь соответственно утвердительная и отрицательная речь (о чём-либо). То, о чём речь, не есть ни утверждение, ни отрицание.
11. Лишённость и обладание не переходят друг в друга, а остальное переходит.
12. Утверждение и отрицание как противоположения предполагают попеременно ложность и истинность одного по отношению к другому.
5. ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ
1. Зло противоположно благу. Это показывает наведение в каждом отдельном случае. Благо и зло противоположны злу.
2. Избыток противоположен недостатку. Но то и другое - зло. Умеренность, которая благо, противоположна избытку и недостатку, каковые - зло.
3. При наличии одной противоположности другая [противоположность] может отсутствовать. Где? Весьма уязвимо. Скользкое положение!
4. То и другое (обе противоположности) не может быть в одно и то же время присуще одному и тому же.
5. При наличии одной из противоположностей другая быть не может. Может, если применить масштаб отношений.
6. Противоположности относятся либо к одному виду, либо к одному роду (к противоположным родам, к самому роду).
6. ПРЕДШЕСТВУЮЩЕЕ И ПОСЛЕДУЮЩЕЕ
1. Предшествующее и последующее - по времени.
2. Предшествующее относительно обратного следования бытия - то, от чего нет этого следования.
3. Предшествующее и последующее относительно порядка. Порядок определён!
4. Предшествующее и последующее относительно лучшего и худшего.
5. Обратное течение бытия допускается в случае, если одна вещь составляет причину бытия другой, хотя бы это было в начале не так.
6. То, что о чём-либо говорится истинно, определяет истинность бытия чего-то как бы обратным следованием: если верна речь о чем-либо, значит это есть. Конечно, нет. Истинность и существование произвольны.
7. ДАННОЕ ВМЕСТЕ
1. Данное вместе - то, что возникает одновременно.
2. Возникающие одновременно - не являются поэтому причиной бытия друг друга.
3. Данные вместе - соподчинённые одному и тому же роду.
4. Соподчинённые - противопоставленные друг другу в одном делении.
8. ШЕСТЬ ВИДОВ ДВИЖЕНИЯ
1. Возникновение.
2. Уничтожение.
3. Увеличение.
4. Уменьшение.
5. Превращение.
6. Перемещение.
7. Движению противоположен покой.
8. Видам движения противоположны только виды движения.
9. Превращение есть изменение в качестве.
10. Обладать можно чем угодно!
9. СУЩНОСТЬ
1. Смысл - основной, первичный, безусловный.
2. Сущность - не говорится ни о каком подлежащем, не находится ни в каком подлежащем. Сущность - вторая сущность: подчинённое подразделение.
3. Первые сущности ввиду того, что они подлежащие для всего другого, называются сущностями в основном смысле.
4. Общая черта всякой сущности - не находиться в подлежащем.
5. Об отдельном человеке говорится "человек". Но "человек" не находится в подлежащем (в конкретном человеке).
6. Сущностям свойственно то, что всё, составленное из них, говорится соимённо.
7. Первая сущность не составляет никакого сказуемого. Она не сказывается ни о каком подлежащем.
8. Всякая сущность означает определённое нечто (неопределённо, непонятно что).
9. То, что выражает первая сущность, есть нечто единичное и одно по числу.
10. Сущности ничего не противоположно (!), как ничто не противоположно подлежащему.
11. Сущность не допускает большей и меньшей степени.
12. Сущность способна принимать противоположности как подлежащее.
10. КОЛИЧЕСТВО
1. Раздельно.
2. Непрерывно.
3. Имеющее положение (частей).
4. Не имеющее положения (частей).
5. Количество: 1) раздельно (число, слово); 2) непрерывно (линия, поверхность, тело, время, место).
6. У частей числа нет общей границы. Число - раздельное количество. Слово - слоги - разделение: [в этом] каждый элемент разделен.
7. Линия непрерывна. Граница, указывающая части линии, - точка, а у поверхности - линия. У тела точно так же.
8. Настоящее время - граница [соприкосновения прошлого и будущего].
9. Место - непрерывное количество [соприкосновения частей на общей границе].
10. Части линии имеют положение относительно друг друга, [поэтому] можно определить расположение, соприкосновение. Так же - части плоскости, тела.
11. Число, время: их части не имеют положения, но вроде бы имеют порядок. Ни одна часть времени не неподвижна, как и часть слова.
12. Количеству ничто не противоположно. Но противоположность по количеству можно [иной раз] найти у места: верх противоположен низу.
13. Противоположность - наибольшее удаление друг от друга.
14. Количество не допускает большую или меньшую степень.
15. Количество распространено не в большей, не в меньшей степени [где бы то ни было].
16. О количестве говорится как о равном и неравном.
17. В отношении количества сравнивают.
18. Не сравнивают ни в каком более отношении, кроме как в количественном.
11. СООТНЕСЁННОЕ
1. Соотнесённым называется то, о чём говорят, что то, что оно есть, оно есть в связи с другим, или находясь в каком-то ином отношении к другому.
2. К соотнесённому принадлежит следующее: 1) обладание; 2) расположение; 3) чувственное восприятие; 4) знание; 5) положение.
3. У соотнесённого бывают противоположности: добродетель противоположна пороку. Соотнесённое допускает большую или меньшую степень. Иногда оно не допускает степени, но в очень малом числе случаев.
4. Все соотнесённые между собой стороны - обоюдны, существуют и устраняются вместе.
5. "Но.. познаваемое существует раньше, чем знание: большей частью мы приобретаем знания, когда предметы их уже существуют; лишь редко можно видеть, чтобы знание возникало вместе с познаваемым. С уничтожением познаваемого прекращается знание, но с прекращением знания познаваемое не уничтожается. Воспринимаемое чувствами существует раньше, чем чувственное восприятие; с уничтожением воспринимаемого чувствами прекращается чувственное восприятие, между тем чувственное восприятие не устраняет [вместе с собой] воспринимаемое чувствами. Чувственное восприятие возникает вместе с тем, кто воспринимает чувствами". (Аристотель)
6. Соотнесенное - бытие!
7. Очень трудно или невозможно показать, что ни одна сущность не есть соотнесённое.
8. Познаваемые предметы не существуют объективно!
9. Для познания этих предметов следует сначала установить их существование.
10. Прерогатива и приоритет установления существования предметов [познания] не принадлежит объективному миру или силам, внешним по отношению к человеку.
11. Установление существования (бытия) предметов [познания] всецело принадлежит человеку (субъекту).
12. Человек (субъект) устанавливает бытие предметов [познания] по своей воле (произвольно).
12. КАЧЕСТВО
1. Качество - то, благодаря чему предметы называются такими-то.
2. Качество - свойства: 1) преходящие; 2) постоянные (устойчивые) - продолжительнее, прочнее.
3. Свойства - суть состояния, но состояния - не обязательно свойства.
4. Те, кто обладают теми или иными свойствами, находятся в каком-то состоянии в отношении их.
5. Те, кто находятся в каком-то состоянии, не во всех случаях обладают [соответствующим] свойством.
6. Качество - способность, неспособность, претерпеваемые свойства и состояния.
7. Это - сладость, горечь, терпкость, цвет, поверхность, состояние души, умопомешательство, раздражительность; очертания, внешний облик, прямизна, кривизна. Влияние на чувства!
8. Обозначение качества производными от качества именами: бледность - бледный и т. д.
9. У качества бывает противоположность: белое - черное, справедливость - несправедливость и т. д. Но иногда [у него] не бывает противоположности. Если одна противоположность - качество, то и другая [тоже] - качество.
10. Качество допускает степень - большую или меньшую.
11. Однако, говоря о качественно различных геометрических фигурах, применить степень трудно.
12. Особенность качества: сходство - несходство.
--
© 1988-2022, Александр Аритерос (A. Aritheros)
==