"УЧЕНИЕ О БЫТИИ"
КАТЕГОРИИ (2). АРИСТОТЕЛЬ
1. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
1. Доказательство можно построить, опираясь на первые и истинные положения.
2. Дедуктивное рассуждение - силлогизм.
3. Как строится дедуктивное рассуждение - силлогизм, доказательство? Этот вопрос - центральная проблема логики [Аристотеля].
4. Индукция - от частного.
5. Дедукция - от общего.
6. Противоположения. Потенциальное - актуальное. Недоказанное - доказанное.
2. ЗАКОНЫ
1. Законы: 1) закон запрещения противоречия; 2) закон исключённого третьего; 3) закон тождества; 4) закон достаточного основания.
2. 1) "Не может одно и то же в то же самое время быть и не быть". "Противолежащие друг другу утверждения и отрицания не могут быть правильными об одной и той же вещи".
3. Это вполне похоже на отмену сочинения! Этот закон обосновать нельзя. Конечно, могут [быть правильными эти утверждения]! Противоположный взгляд нелеп (по мнению Аристотеля).
4. Говорят, что если не признавать [запрет противоречия], всё станет неразличимым единством. Однако это сомнительно.
5. 2) Истинность полагаемого означает ложность противополагаемого. Это невозможно, поскольку одно с другим не связано.
6. Силлогизм [Аристотеля] состоит из трех суждений - двух посылок и заключения. А присуще В. "Если А сказывается о всяком В, и В сказывается о всяком С, то А с необходимостью сказывается о всяком С". Эта необходимость не необходима!
3. ОПРОВЕРЖЕНИЕ
1. Если А сказывается о В, то А не сказывается о С. Если А есть В, то А не есть С. Если А есть С, то А, наоборот, не есть В.
2. Аристотель сказал, что "не может одно и то же в то же самое время быть и не быть". Не может А "в то же самое время" быть и не быть В, как и С.
3. А есть либо В, либо С, а остальное невозможно [по Аристотелю!].
4. Аристотель вместе с его последователями безответственны в своей философии. Они не знали и не знают того, как связать "несвязываемое" и объяснить "необъяснимое". У них получается безответственный и бессмысленный абсурд: "нечто есть это, потому что оно - то".
5. Силлогизм, состоящий из двух посылок и заключения, невозможен.
6. Все заключения всех силлогизмов неправильны (ложны).
4. СТРУКТУРА ПОНЯТИЙ
1. Силлогизм представляет [собой] структуру понятий.
2. В структуре понятий силлогизма понятия большего объёма включают [в себя] понятия меньшего объема.
3. Понятия большего объёма занимают вышестоящий структурный уровень понятийной структуры [мироздания], а понятия меньшего объёма - нижестоящий.
4. Предложение силлогизма "А есть В" структурно означает "А часть В". Здесь понятие В - структурно вышестоящее по отношению к А, а понятие А - структурно нижестоящее по отношению к В.
5. Далее по пути [следования] силлогизма следует предложить структурную подчинённость понятия В.
6. Таково предложение "В есть С" или, что структурно то же, "В часть С". Так получается структура понятий силлогизма - понятия С, В и А.
5. СТРУКУТРА СИЛЛОГИЗМА
1. В структуре понятий данного силлогизма С - понятие "большое", наиболее объёмное, поэтому оно структурно "выше" понятий В и А. Далее следует "среднее", менее объёмное понятие В, которое структурно "ниже" понятия С, но "выше" понятия А. Заключает данную структуру "малое", наименее объёмное понятие А, которое в разной мере структурно "ниже" понятий В и С.
2. Из структуры понятий силлогизма видно, что из предложений "А есть (часть) В" и "В есть (часть) С" нельзя "с необходимостью" заключать, что "А есть (часть) С".
3. Здесь хорошо видна структурная ошибка такого якобы "необходимого" заключения силлогизма. Также ошибочна и "причина" - средний термин В. Суждение "А есть С, потому что оно В" ошибочно и абсурдно.
4. Структурный анализ силлогизма показывает, что любое "истинное" или "ложное" силлогистическое заключение однозначно "ложно" (неправильно). Правильно следует утверждать, что все три указанные понятия А, В и С входят в структуру понятий [определенного мировоззренческого положения], возглавляемую понятием С. Остальные понятия занимают второй (В) и третий (А) уровень иерархии данной понятийной структуры.
5. Без структурного соотношения понятий нельзя сделать правильного предложения. Почему? Потому что вне структуры понятий ни одно понятие не есть другое понятие и не может быть частью другого понятия.
6. Без структуры понятий нельзя сформулировать предложение "А есть (часть) В". Это было бы неправильно. Правильно то, что без структуры понятий никакое понятие А не есть (и не часть) понятия В. Без структуры это просто два разных, никак и ни с чем не связанных, безотносительных понятия А и В.
6. ПРИМЕРЫ
1. Пример-1. Правильное предложение (1) - "любая единица есть число". Правильное предложение (2) - "любое число есть действие". Неправильное заключение (3) - "любая единица есть действие". Хотя с точки зрения логики построения "истинного" силлогизма оно правильное.
2. Правильное предложение (1) - "любая единица [структурная] часть числа". Правильное предложение (2) - "любое число [структурная] часть действия". Неправильное заключение (3) - "любая единица [структурная] часть действия".
3. Почему заключение (3) неправильно? Потому что структурная часть "действия" - это "число", а не "единица". "Действие" структурно состоит из "чисел", а не из "единиц". Из "единиц" состоит "число", а не "действие". Поэтому "любая единица не есть (и не часть) действия". То есть "единица" не может быть "действием".
4. Правда, и "число" не может быть "действием" [вне структуры действия и числа]. Одно понятие не может быть другим понятием [как в структуре понятий, так и вне её]. Но "число" может [в данной понятийной структуре] составлять "действие", а "единица" - нет.
5. Пример-2. Правильное предложение (1) - "всякий человек есть живое существо". Правильное предложение (2) - "всякое живое существо есть тело". Неправильное заключение (3) - "всякий человек есть тело".
6. Почему неправильное заключение? Потому что "тело" структурно состоит из "живых существ", а не из "людей". "Живое существо" - структурная часть "тела". "Человек" - структурная часть "живого существа", а не "тела".
7. ПРОИЗВОЛЬНАЯ СВЯЗЬ
1. 1) Млекопитающие - теплокровны. 2) Лошади - млекопитающие (причина - средний термин). 3) Лошади - теплокровны! Лошади теплокровны, потому что они млекопитающие!
2. Да, но это неверно: причина произвольна, а не необходима. Предикат силлогизма не безусловен! То, что лошади теплокровны, как и то, что они млекопитающие, не безусловно, а условно.
3. Поэтому они могут и не быть теплокровными, а быть [какими-то] другими.
4. Вывод может быть установлен, исходя из двух (1; 2) посылок - общей и утвердительной.
5. Доказать - связать необходимой логической связью то, что связано в действительности!
6. Истинные посылки. Связь через средний термин правильна. Но [объективной] действительности нет. Поэтому доказать - значит произвольно [что-то] связать и объявить это необходимой и действительной связью [уже после "ручного" связывания].
8. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
1. Заблуждается тот, мнение которого противоположно действительным обстоятельствам. Прав тот, кто считает разделённое разделённым, соединённое соединённым.
2. Ничьё [и никакое] мнение не соответствует "действительным" обстоятельствам. Нет "действительных" обстоятельств, которые могли бы быть "единственно действительными" для всех.
3. Поэтому все правы, и никто не заблуждается. Мнение каждого всегда соответствует именно его действительным обстоятельствам. Чьи-либо обстоятельства для него самого всегда действительны.
4. Ничто не соответствует какому-либо мнению в действительности, отличной от этого мнения и предшествующей ему. Нет действительности, предшествующей мнению. Действительность всегда следует за мнением и соответствует ему.
5. Сначала [по порядку] мнение, потом - действительность, соответствующая этому мнению. Здесь полное соответствие действительности мнению, истина, отсутствие заблуждения.
6. Ложь и заблуждение в этом случае [логически] невозможны.
9. ОШИБОЧНОЕ НЕБЫТИЕ
1. Совпадение возможного и небытия!
2. Но небытие в логическом смысле - логическое и смысловое заблуждение.
3. Небытие возможно как мир ошибочных утверждений и умозаключений.
4. Значит доказывать можно только ошибки!
5. Три вида доказательства: 1) аподийтика; 2) диалектика; 3) эристика (софистика).
6. Философия Платона правдоподобна: 1) дедукция истины; 2) вероятность истины; 3) истина ради выгоды.
10. "ОБЩИЕ" ПОСЫЛКИ
1. Дедукция - точное знание, вытекающее из общих посылок. Но происхождение общих посылок не выяснено [Аристотелем].
2. Индукция - наведение. Индукция вероятностна, правдоподобна. Действительна лишь полная индукция.
3. Без индукции нельзя объяснить происхождение общих посылок, являющихся источником дедуктивных выводов и доказательств.
4. Это - логическая ошибка Аристотеля (логический круг). Общие посылки не "происходят" ни с помощью индукции, ни с какой-либо другой помощью. Общие посылки устанавливаются произвольно и безосновательно.
5. Устанавливающий общие посылки не нуждается [для этого] в помощи. Он делает это самостоятельно, потому что он может все. Он - всемогущ!
6. Признание потенциальности форм сознания - влияние платонизма.
--
© 1988-2022, Александр Аритерос (A. Aritheros)
==