Твой страх

Аватар пользователя tabularussia
Систематизация и связи
Основания философии

Положение (или состояние) людей на Пути самопознания во многом определяется          присутствующим в них страхом. С одной стороны, он оберегает их, не позволяя совершать глупые и опасные поступки, а с другой, заграждает познание. Его преодоление – не просто сложная, но сверхсложная задача. Этому можно и вместе с тем очень трудно научиться.

Страх меняет химический состав крови и энергетическую «ёмкость» тела и способен как повышать физические и психологические нагрузки, так и снижать их. В одних случаях он затормаживает реакции человека, в других, наоборот, резко их ускоряет. 

Страх, как система бессознательных ответов на неожиданно возникающие жизненные ситуации, – естественен и полезен. Его роль и характер можно познать через самоконтроль, выясняя и оценивая причины, вызвавшие страх, учась управлять им и быстро подавлять, не позволяя разрастаться до парализующих разум и волю масштабов.

Он во многом вызывается недостатком стандартных программ реагирования. Человек часто не знает, что надо делать и как поступать, а отсюда – страх и агрессия против тех, кто привели его в это состояние неопределённости и неизбежности выбора.

Противостоя внешнему миру, мы пребываем в постоянном ожидании опасностей с любой стороны и подвохов от каждого. И готовы крушить, уничтожать без разбора и правых, и виноватых, всех, кто нарушают равновесие психики.  

Кроме того, страх всегда присутствует в наших мыслях – в эмоциональных переживаниях прошлого и воображаемых представлениях будущего. Но это – иной его вид: стресс как реакция не на возникшую в данный момент ситуацию, а на события, уже произошедшие или только ожидаемые.

Такой страх при восприятии мгновений настоящего – бесполезен. Он бессмысленно сжигает внутреннюю энергию человека в «топке» эмоциональных переживаний и характеризует нестационарный, неравновесный характер протекающих в нём психических, биохимических, физиологических и пр. процессов. 

В конечном счете, страх связан с неспособностью индивида управлять своими мышлением и энергетикой, а вследствие этого и остальными функциями организма. При таких стрессовых состояниях, подобных алкогольному или наркотическому опьянению, сознание сужается и перестраивается на иные, более энергоемкие и менее эффективные реакции, не позволяя человеку их изменить или ослабить. Вопрос в том, что чем здесь управляет: сознание (через психику) телом или же тело – сознанием и психикой?

Фактически страх оказывается одним из основных регуляторов психоэнергетических процессов и состояний человека. Именно эти вызываемые им слабые или сильные колебания психической энергии относительно некоторого равновесного уровня в большинстве случаев определяют характер наших восприятий и мышления.

Однако человек (правда, не всегда и далеко не каждый) может осознанно менять это состояние равновесия, а также частоту и амплитуду энергетических колебаний вблизи него посредством изменения своих отношений. В этом и заключается искусство управления страхом и его подавления.

Здесь под равновесным состоянием психоэнергетики я подразумеваю определённый уровень самосознания и мышления человека. Который может как возрастать, так и снижаться и связан с его знанием-верой.

Жизненный опыт мало влияет на амплитуду возможных колебаний психической энергии, зависящую от реакций и выборов индивида и его отношений к происходящим событиям. А вот вера (внутренне воспринятые и неукоснительно применяемые знания) не только сокращает эту амплитуду, но способна менять частоту колебаний. 

Воплощаемая в намерения, слова и дела человека, она устраняет страх в любых ситуациях и подсказывает, как следует поступать и относиться. Такая вера, укрепляющая волю и силу духа и реализуемая во внутреннюю любовь, поднимает психическое состояние личности (психоэнергетику сознания) на новый, более высокий уровень равновесия, преодолевая тем самым прошлые страхи и сомнения.

Нельзя «научиться ничего не бояться», но можно жить, не боясь ничего и никого. А для этого надо меняться внутренне, познавать себя и отбрасывать старые страхи как изношенную одежду. И главное, постичь, что все мы не одиноки, каждый – малая часть огромного Целого, которое в иерархическом Единстве составляющих его элементов есть Бог.

Бессмысленно противостоять Ему, ведь все события и ситуации – лишь знаки и указатели в системе отношений человека и Целого. Которыми Оно мягко, но настойчиво побуждает (а иногда принуждает) нас понять свои роль и задачи, назначение и смысл бытия и затем меняться, возвышаясь и занимая новые ниши в составе Единого, применяя другие средства, обретая иные цели и высшие способности.

При этом в совокупной структуре отношений Целого возникает своего рода «броуновское движение» разных частей и элементов. Одни из них, получившие новые энергетические возможности, поднимаются вверх и вытесняют другие, которые, теряя энергию, опускаются вниз на их место. 

Все они нужны, и у каждого – своё предназначение. Эта непрестанная внутренняя смена положений и состояний множеств иерархически взаимосвязанных холонов во внешне неизменном Целом (которое кажется таковым, хотя перемещения и изменения холонов сопровождаются неизбежными сменами Его состояний) определяет суть любой эволюции.

Причём так происходит на всех иерархических уровнях Целого, и вверху, и внизу. Здесь нет ничего отдельного, независимого и несвязанного.

Страх вызывается неизвестностью и непониманием, а знание и вера порождают ответственность и сопричастность. Познавшему себя человеку нечего бояться, однако надо соблюдать бдительность, остерегаясь гордыни и тщеславия, отторгающих его от Целого. Поэтому смотри не на других, но внутрь себя, там – корень всего.

Если человек ведом и идёт, чутко вслушиваясь в себя и всматриваясь в окружающие знаки-путеводители, то ему следует опасаться не мифических врагов (людей и «темных» сил), но того бессознательного начала, которое таится в нём самом. Тех же, кто искренни, чисты, честны и прямодушны, всегда направляют и оберегают Высшие Силы.

Пару слов о «внешнем» страхе как инструменте власти. Он ощущается теми, кто ему соответствует, в ком он способен проявиться. «Извне» на человека воздействуют лишь угрозами и намёками, рассчитанными на внутреннее ожидание, порождение и поддержание им страха в себе самом. Власть щедро разбрасывает «хворост» опасений, которые люди собирают и сжигают в «топках» своих мышлений и эмоций.

Страх не уйдет сам собой «с приходом прав и свобод», но только с обретением человеком самопознания и чувства собственного достоинства, формирующих в нём мужество и бесстрашие. Тот, кто любит (ближних и Бога) и уважает себя, никому не позволит унижать ни себя, ни других, так как признаёт за всеми право на самоуважение.

Пример Европы – не показателен. Европейцы (и американцы) успели привыкнуть к жизни в комфортных условиях, полагая себя защищёнными (внешне) от страха. Но первые же угрозы (в том числе акты терроризма) породят в них «ужасную» истерию страха, от которого некуда бежать. Я же говорю о другом – о внутренней победе человека над своими внешними страхами.

***

О сравнении страха похода к зубному (когда страх ожидания боли, сильнее самой боли) со страхом смерти. Здесь нет полной аналогии, хотя и то, и другое выражается в страхе. Зубная боль страшит новой сильной болью именно потому, что она знакома человеку (ребенок, первый раз идущий к зубному врачу, не боится).

А страх смерти, наоборот, вызван неясными представлениями о том, чего человеку ещё не довелось испытать. Как бы экстраполяцией в пред- и посмертное состояние неких известных ему и крайне неприятных жизненных ощущений, впечатлений и воспоминаний. (Так, «огненная геенна» связана с боязнью огня, «тьма» – с опасностями, таящимися в ночи, «мучения» – со страхом перед болью).

Животные не боятся смерти, потому что не знают, что это такое, но страшатся боли. Человек же осознанно или, что гораздо чаще, бессознательно опасается потерять свою индивидуальность – ту совокупность восприятий, представлений и отношений мышления, посредством которой идентифицирует себя и осознает личностью-«Я».

Он боится этого больше, чем утраты способности самосознания. Спроси любого, себя в том числе, что такое «Я», и никто точно не ответит. Для каждого из нас его «Я» тождественно восприятиям окружающего мира, хотя «мир» и «Я» – не одно и то же.

Нельзя представить того, что ты никогда не переживал, нечто, не имеющее аналогов в мышлении. Именно поэтому «загробную жизнь» наделяют известными атрибутами этой, а смерть, как неведомое состояние перехода (мгновение по сути своей), – страхом известных здесь болей и страданий.

Кроме того, большинство людей интуитивно ощущают внутренний дискомфорт (т.н. «голос совести») от своих неверных выборов, ошибочных решений и предательств себя внутреннего собой внешним. Он кроется в подсознании и проявляется как боязнь возможной ответственности. Многие в глубине души хотели бы стать другими, изменить свои жизни и судьбы, но нет сил для того, чтобы это сделать.

Можно сказать, что страх вызван ожиданием нарушений стабильности отношений к себе и окружающему миру. А также – неуверенностью как неверием и незнанием того, как её сохранить, непрестанно восстанавливая в каждом новом мгновении жизни.

Человеку не дано знать будущее, по крайней мере, своё собственное, что может нарушить его свободу выбора. Этот «страх перед неведением своей судьбы» – неустраним.

Но через самопознание и самоконтроль он способен сохранять внутреннюю гармонию отношений ко всем и всему, т.е. «качество» своих реакций. А приходящие при этом радость и уверенность изгоняют опасения перед неизвестностью будущего (перед новыми проблемами и ситуациями выбора).

P.S. Если публикуемые тексты находят отклик в вашем сердце, для поддержки, подписывайтесь на наш канал Дзен https://dzen.ru/id/6308b032ba429d3b1a3e74cb, телеграмм https://t.me/tabularussia2016 либо на авторский блог на данном ресурсе. Дальше будет еще интереснее…