Биологическая эволюция традиционно рассматривается как стихийный процесс по механизму естественного отбора. Естественный отбор подразумевает преимущество для отдельной мутации в передаче своей генетики следующему поколению существ. Поэтому возникает вопрос: почему естественный отбор не привел к возникновению потенциально бессмертных существ, гибель которых возможна только от внешних факторов? Ведь такая мутация получает огромное преимущество в размножении, что привело бы к исчезновению организмов с запрограммированной смертью от старости, и дальнейший отбор происходил бы среди бессмертных существ.
Между тем, согласно последним научным представлениям, смерть от старости предусмотрена генетически, что ставит под сомнение выживание в качестве движущей силы эволюции. Возражение, будто движущей силой эволюции является выживании вида, а не отдельного организма, несостоятельно по трем причинам. Во-первых, естественный отбор по определению реализуется для одного организма, а не его вида, во-вторых, непонятно, почему эволюция должна оказаться более «озабоченной» выживанием видов, которые тоже регулярно исчезают, в-третьих, смерть не может способствовать выживанию чего бы то ни было, поскольку выживание – это отсутствие смерти.
В лекции http://www.youtube.com/watch?v=vwpATkVAfw4 ведущий российский нейробиолог Константин Владимирович Анохин интерпретирует биологическую эволюцию в качестве процесса возникновения существ с наибольшей способностью к пониманию. Учитывается, что восемьдесят процентов всех генов у позвоночных задействованы для поддержания и совершенствования работы мозга. Рассматриваются три основных этапа когнитивной адаптации существ – путем модификации врожденных рефлексов, с образованием индивидуальной картины мира и по типу коллективного процесса познания. Делается предварительный вывод об интеллектуальном развитии как главной цели биологической эволюции.
На основе всего вышесказанного можно предположить, что движущей силой эволюции является стремление живой природы к познанию, а естественный отбор – лишь вспомогательный биологический механизм для реализации главной цели. Понимание важно на всех уровнях существования – от смутных ощущений микроорганизмов до абстрактных человеческих концепций об устройстве вселенной.
Смерть от старости запрограммирована генетически, поскольку существа, исчерпавшие способность к обучению, теряют ценность. В математике итог обучения нейронной сети, после которого уже невозможно возникновение новых идеальных образов, именуется - паралич нейронной сети.
Комментарии
Кирлан.
Кирлан, у меня вопросы: Что такое стремление природы к пониманию?
И: Что такое понимание?
А это очевидно, а станет понятным, если сумеем физикой выразить "способность к обучению".
Спасибо за четкое изложение своего целостного миропонимания. Но...
В процитированной фразе Вы упустили ещё две составляющие биологической эволюции: мутацию и наследование. Отсюда - ошибка в выводах.
Мутация - это ведь то, что вообще возможно на конкретном субстрате. Спектр возможных мутаций ограничен свойствами живого. Ну не оказалось на нашей ветви эволюции такого живого вещества, которое бы чередой мутаций могло обрести индивидуальное бессмертие.
Так что, таки, выживающим объектом является биологический вид.
Ещё - замечание по Вашей методике. Не стоит "поправлять" специалистов-ученых. Так свою адекватную целостную и всеохватную картину мира не построишь.
Привёл. Это человечество.