Приступив к изучению логики, мы с первых строк любого учебника по логике узнаём, что: «Логика – это наука о правильном мышлении.» Эта основное положение приводится в каждом учебнике по современной логике с некоторыми вариациями, и обобщив варианты определений логики, мы увидим то ли три составные части логики, то ли основные варианты современной логики:
– онтологический, или логика вещей, как необходимая связь явлений объективного мира;
– гносеологический, или логика знания, как необходимая связь понятий, посредством которой познается сущность и истина;
– и собственно логический, или логика высказываний, как необходимая связь суждений в рассуждениях и умозаключениях.
При этом правильность мышления последней, логики высказываний, называемой ещё формальной логикой, определяется не смыслом самих высказываний, не их правильностью, а правильностью связи суждений в умозаключении. Эот постулат сразу рождает глубокие сомнения в самой правильности такой логики. Получается, что из оперирования ложными высказываниями может получиться правдивый результат. Возникает, мягко говоря, сомнение. Поэтому возникает необходимость разобраться с логикой поглубже, понять, что же она предлагает к изучению, какое знание дает.
***
Онтологический взгляд на логику рассматривает связь между явлениями. Но эта связь не дана в объективности как нечто вещественное, и хотя она ощутима нами, но не является в виде четко определённого объекта, вещи, её нельзя пощупать руками, измерить какой-то мерой. То есть, эта связь как вещественная определённость реальности не в объективности мира, не в непосредственной реальности, а в нашем рассудке, в рассуждении. В реальности эта связь является абстракцией, которая материализуется в нашем рассуждении, и стало быть, определение связи между явлениями полностью зависит от нашего рассуждения, и в конечном счете – от правильности рассуждения, так как связь между явлениями реальности может быть опосредована, непосредственно неощутима, и потому может быть определена только в той форме мышления, которую следует назвать «правильным» мышлением.
Но то же самое мы видим с так называемым гносеологическим аспектом, или взглядом, на логику – связь понятий, как и сами понятия, существуют только в нашем рассуждении, а стало быть, истинность как самих понятий, так и их связи полностью зависит от нашего правильного мышления.
Логика высказываний прямо провозглашает своим предметом правильность мышления, и потому здесь разбираться нет необходимости.
Даже непонятно к чему относящаяся эпистемология, которая исследует структуру, функцию, и развитие знания, и которую каким-то боком можно отождествить с логикой, в конечном счете сводится в той же «правильности» мышления. Ведь само знание не может нам сказать правильное оно или нет, это мы можем только узнать сами, сравнив знание реальности с самой реальностью, теорию с практикой. И получается, что правильное знание целиком зависит от правильности мышления, а привильное мышление может нам дать только правильное знание. Получается логический круг, из которого в принятом образе мышления, а стало быть в существующей современной логике, выхода нет.
Поэтому нам не остается ничего другого, как отставить современную логику с её рассуждениями о правильном мышлении для досужих упражнений ума, и взять к рассмотрению то, что осталось. А осталось у нас то, что дано самой природой – человек, ищущий знание об окружающей его действительности; и сама окружающая его действительность, реальность. Из этих исходных данных, и смотря на эти исходные данные как бы со стороны, мы, на данный момент, только можем следить за тем, чтобы наше исследование строго придерживалось действительности, не отклоняясь в пустое упражнение ума, и помнить о том, что в отличие от существующей логики, формулировка определения должна завершать процесс определения, а не предшествовать ему, как это есть в современной логике.
Комментарии
triggg:
Как интересно мы можем придерживаться действительности, если в уме оперируем только абстракциями?
На данный момент даже не начав исследование, вы уже оперируете абстракциями? Откуда вы их взяли, у меня в этом месте даже начала изложения нет, и поскольку отринута современная логика, стало быть, нет ни абстракций и нет конкретики, а вы уже спрашиваете как? Ещё рано, когда абстракции появятся, и тогда тоже можно будет проверять их существование действительностью.
Извините, конечно... Но Вы меня не поняли ))
Я хотел просто уточнить, что действительность существует вне головы, а в голове существуют только абстракции и больше ничего...
Действительность - это всё сущее. Она разделяется на две - действительность внутри нас и вне нас. Так что то, что существует в голове, это тоже действительность, внутри нас. Другое дело, что потом, в ходе дальнейшего определения, она станет субъективной действительностью. Но это в свое время и место.
Вы утверждаете, что тараканы в действительности - это тоже самое, что и тараканы в голове?
Я предвидел этот, мягко говоря скоропалительный, вопрос, а потому добавил здесь, повторяю специально для вас:
Так что тараканы в голове - это не тараканы на столе. Читать надо внимательно.
Нужно различать законы логики и объект логики с набором понятий, отражающих его свойства и свойства его отношений к другим объектам. Объект может быть описан с соблюдением этих законов ли без оного. Эмпирический (чувственно данный) объект субъективен, ибо представлен сознанию опосредованно, в виде качеств органов чувств. Отсюда, формальная логика не касается объективной реальности, ибо таковой является сверхчувственная субстанция, отражённая в логике диалектического субстанциализма (Платон, Гегель). Истинный результат логики говорит только о правильности применения её законов.
Нужно чётко уяснить разницу между традиционной формальной логикой и неклассической - они разнонаправлены по своим результатам. Неклассическая логика находится в глубоком кризисе, о котором профессиональные логики говорят крайне неохотно ( http://plato51.narod.ru/ ).
Написано:
"Нужно чётко уяснить разницу между традиционной формальной логикой и неклассической - они разнонаправлены по своим результатам. Неклассическая логика находится в глубоком кризисе, о котором профессиональные логики говорят крайне неохотно"
Формальная логика альтернатив не имеет.
Что значит: "Формальная логика альтернатив не имеет"? По-вашему, 'диалектическая логика' не логика?
--
М.Грачёв
Диалектическая логика - это логика.
Формальная логика основывается на своих аксиоматических началах.
Смешимать эти логики нельзя.
Хорошо, "Диалектическая логика - это логика", а "Формальная логика основывается на своих аксиоматических началах". И если не смешивать эти две логики, то не будет ли диалектическая логика как самостоятельная дисциплина альтернативой логике формальной?
--
М.Грачёв
Грачеву М.
Думаю, что диалектическая логика не альтернативная формальной логики.
Эти логики существуют самомтоятельно и параллельно.
Некоторые авторы ставили вопрос об вхождении формальной логики в состав диалектичеческой. Т.е. предпологалось, что формальная логика - частный случай диалектической.
Но эти исследования никчему не привели, нет результатов, только предположения.
Да и с самой диалектической логикой есть проблемы.
Я уверен, что в основе логики должны лежать аксиомы, начала, в противном случае это не логика. Может быть мировозрение, некая система мышления, представление и т.д. но не логика.
Диалектическая и формальная логика не находятся в противоречии друг с другом. Имеют разные области применения, разные задачи.
Но четкого определения у меня все равно нет.
Авторы, как правило пишут расплывчиво, иногда с двояким толкованием, нет абсолютно определенных понятий, к которым не приходилось бы многократно возвращаться.
Если ставить вопрос об альтернативе, то альтернатива в чём?
Пусть будет общим предмет двух логик. Скажем, этот предмет - рассуждения, связь мыслей в рассуждении. Формальная логика устанавливает правило для связи мыслей в рассуждении - "запрет на противоречие". Тогда как диалектическая логика в аспекте рассуждений устанавливает альтернативное правило: "противоречие суждений дозволяется".
Следовательно, диалектическая логика является альтернативой формальной логике.
--
М.Грачёв
Можно сказать, что "диалектическая логика является альтернативой формальной логике".
Но суть остается в том, что эти логики опираются на разные основания.
Например в некоторых математических трудах есть попытка создать цепь: формальная логика - математическая логика - математика.
Ничего похожего в диалектике не наблюдается, а формализация диалектики приводит к странным результатам.
Термин "альтернативная" я, пожалуй, не отвергаю, но не вижу особого смысла в его использовании.
Надеюсь на то, что такие мощные усилия, которые предприняты на ФШ не пропадут даром и что-то, все таки, увенчаются успехом, приведет к результату.
Я бы усмотрел суть в другом, прямо противоположном - в развертывании двух логик из одного основания, хотя и по альтернативным направлениям. Общее основание состоит в том, что формальная и диалектическая логика формируются из одной исходной структуры - из суждения.
Именно к связи суждений относятся правила двух логик (запрещенного и разрешенного противоречия).
--
М.Грачёв
Допустим, что диалектика и формальноя логика имеют единый корень(основание) - суждение.
Единый корень - ни сколько не фантастичен, так как у человека пока одна голова, и все находится под управлением разума человека.
Тогда встает вопрос о взаимодействии логик.
1) Они развиваются паралельно.
2) Противоположны
3) Дополняют друг друга.
4) Последовательны в своем применении. Когда работает одна логика другая молчит и т.д.
Применение одновременно логик - воспринимается как невероятное.
Ответ здесь: http://www.philosophystorm.ru/triggg/1261#comment-13957
--
М.Грачёв
Вот это предложение и только. Поскольку в нём нет никакого смысла - какой смысл можно увидеть в предложении "масло - это масло"? Только один - масло масляное.
Смысл такой, что существует мнение, с позиций которого есть только одна логика. И это логика формальная. А то содержание, которое предлагается под вывеской диалектическая логика, не более как философская метафора. За этой метафорой скрывается методология, онтология, гносеология - только не логика.
Поэтому с позиций утверждения "Диалектическая логика - это логика" предполагается развить взгляд на действительно логическую дисциплину.
--
М.Грачёв
Вы можете дать разумное объяснение этой вашей сентенции? К чему и зачем "объект может быть описан с соблюдением....."? Ну может, ну и что? К чему это, зачем? Чистое слоблудие.
Вы хоть знаете что тут сказали? Объясняю - качества органов чувств, это какие же они? Белые, красные, мягкие, твердые, глубокие, низкие,....? Качество глаз какое может быть? Плохое или хорошее. И как должен быть "представлен сознанию" зелёный лист? Плохим или хорошим? Всё таки, советую обдумывать свои писания, а то как у петухов в нашей деревне - лишь бы прокукарекать, а там хоть не рассветай.
Как это вы обнаружили "сверхчувственную субстанцию" можете объяснить? Раз "сверхчувственная", значит, неощутимая органами чувств. Извините, а как тогда вообще вы нашли сию "субстанцию"? Как можно обнаружить то, что обнаружить нельзя? Только если белку поймаешь (белая горячка), или накурившись ганджубаса...
Ну а отсуда пошло поехало - "логика диалектического субстанциализма"...да, тут и не не такое к голову придет...
Взаимная обусловленность формальной и диалектической логики
Нет. Когда работает одна логика, вторая вовсе не молчит. Диалектическая логика служит строительными лесами возведения формально-логического вывода. Строительство вывода из последовательных суждений (от посылок к заключению) поддерживают диалектико-логические формы вопросов, оценок, императивов.
С другой стороны, диалектико-логическое аргументирование собеседников опирается на принятые ими общие посылки совместного рассуждения. Согласившись с посылками собеседник вынужден, следуя законам формальной логики, согласиться и с заключением (знаменитая принудительность формальной логики).
Одномоментное удерживание нити рассуждения "за" и "против" нисколько не невероятная, а вполне штатная ситуация в научной дискуссии, политических дебатах, гражданско-правовом судебном споре. Где каждый из оппонирующих участников обсуждения стремится изложить свою мысль строго формально-логически.
Развитие логики как целостной системы осуществляется в единстве всех упомянутых сторон (аспектов): формальная и диалектическая логика противоположны (вместе с тем дополняют друг друга); будучи самостоятельными дисциплинами они развиваются параллельно (вместе с тем координируют и коррелируют друг друга). Например, диалектические формы мысли: вопросы, оценки, императивы, - хотя и не принимают истинностных значений 'истинно' и 'ложно', однако в современной неклассической формальной логике служат основанием исчислений логики вопросов, команд и оценок.
--
М.Грачёв