Трагедия старости не в том, что душа остаётся молодой, когда тело дряхлеет, как говорит в одном из его бестселлеров Галатов. Трагедия старости в том, что ещё при молодом теле душа стареет, утрачивая данные ей с рождения: непосредственность восприятия, внутреннее чувство различения добра от зла, открытость новому, способность, играючи, не впадая в уныние, учиться на ошибках и изменяться, не боясь потерять приобретённое. Лишаясь жизненно необходимой гибкости, познавательных и творческих стремлений, душа ужесточается и безнадёжно окостеневает.
Эта тенденция в современности усугубляется ограничением мировоззренческих и познавательных горизонтов, возникающим при доверии к наукам в том, что на все глобальные и жизненно важные вопросы уже есть ответы. Якобы естественные науки дают ответы на вопросы о Вселенной, жизни на планете Земля, человеке, как результате эволюции; социальные – на вопросы о взаимоотношениях между людьми и группами людей; психологические – на вопросы о поведении человека. Философия или вообще не считается наукой, или ограничивается социологией и психологией. Метафизика, как Первая философия (по определению Аристотеля), открывающая возможность целостного мировоззрения, вспоминается только в связи с исследованием учений мыслителей Древней Греции, Индии, Китая. Они якобы заблуждались, т. к. не владели достаточной информацией, чтобы понять реальность. Универсальные принципы бытия Вселенной, основополагающие истины, высшие смыслы, определяющие смысл жизни человека почти никого не волнуют. Смирение с бессмыслицей Вселенной и всего в ней, включая жизнь человека, внедряется как научная доктрина, чуть ли не всеохватно вставшая на место религиозной.
Человек с рождения попадает в среду, где всё, в том числе и информация, поступает к нему в готовом виде. Ему не надо искать какие-то истины: все они, якобы, найдены до него. Ему надо только запоминать и повторять, не прикладывая усилий для вникания в суть. Его познавательная и творческая составляющие не задействованы.
В большинстве случаев развитие души происходит только в раннем детстве на априорно существующих (данных Творцом) мыслительных способностях и потенциале любознательности. В школе оценочная система поощряет успешных повторялок, и тормозит порывы свободного творчества. Мало кто получает удовольствие от узнавания нового и поисков истин. Этическая сторона воспитания остаётся в полном пренебрежении. Смотря на мир взрослых, подростку жизнь представляется не интересной и бессмысленной.
Стимулом к тому, чтобы развивать какие-то свои способности, получать образование, служит в основном только желание обеспечить себе – воспринимаемом в основном как тело – как можно более комфортное существование в будущем с минимумом усилий и максимумом удовольствий. Активная часть общества – в основном карьеристы, устремляющие по молодости свою энергию к тому, чтобы достичь подоходнее поприще или повыше чин, особо не стесняясь в средствах, не озабочиваясь о последствиях для своей души, при неверии не то что в её бессмертие, но и в её существование. И получается, за редким исключением, чем выше чин, тем большее моральное уродство. В хаосе бессмысленной активности омертвение души становится незаметным.
Здесь несколько обострены негативные тенденции современности. Это сделано в надежде на то, что, кто-то обратит внимание, начнёт искать высший смысл жизни, и поймёт, что впереди у него столько чудесных открытий и творческих подвижек, в первую очередь в отношении своей души; поймёт, что от него самого зависит её вечная молодость.
О тупиковых путях философии, при отходе её от своего сущностного призвания – поиска Истины и Главных смыслов, в другом произведении.
Людмила Поликарпова
7.10.23