Хотел сначала озаглавить тему «Тождество как его нет», но потом подумал, что лучше сказать всю правду о тождестве (как на духу), т.е. как оно есть,.. в смысле - как оно есть, что его нет. И вот что получилось в качестве ответвления темы «Сознание метафизика..»
Когда философский люд изображает в своих бессмертных творениях типичную запись - «А тождественно Б», то надо заметить, что он (люд) - врёт, как собака. Обман в том, что мы - вышеупомянутый люд - выставляя на обозрение простодушной публике запись «А тождественно Б» пытаемся скорчить умную морду говоря о двух вещах (А и Б), а ведь нам, дай бог, не ошибиться бы в более простой записи «А тождественно А».
С двумя тождественными вещами разобраться нам поможет сам господь Бог. Пригласим его – всесильного и всемогущего - на пару минут к нам - на философский штурм. Ему - творцу мироздания - ничего не стоит сотворить для нас две безделушки, два абсолютных совершенства, которые можно считать высшим, божественным тождеством между А и Б. Мы в своих молитвах не ограничивали Бога – эти А и Б могут быть любого размера и созданы из любого материала, даже нам неведомого. Можно даже не из «материала», а пусть эти А и Б будут даны нам Богом в виде двух тождественных идей или эйдосов, или - двух духов, или в виде двух тождественных знаний, значений, смыслов, или даже, не побоюсь этого слова, двух тождественных логосов. [Лично я предпочел бы два совершенно одинаковых «литых» шарика созданных на безатомной основе – супер-божественной Хай Технолоджи.]
Однако, дорогой наш господь, первое же наше отношение к этим твоим тождественным творениям говорит нам, что одно из них А, а другое – Б (одно – первое, а другое – второе). Следовательно мы уже имеем нарушение тождества – как минимум имена у них разные. Кроме того, одно стоит правее (выше/ниже…) другого. Следовательно второе к первому относится не так, как первое ко второму. А к другим предметам? Одно находится ближе к Солнцу, другое чуть дальше (о Юпитере я уже молчу – ему всё позволено, как говаривал президент Путин). Вот так-то! А ещё говорят – бог не фрайер.
Тогда пристыженный нами Бог быстро убирает обратно в рукав шарик Б, и с вершины горы Синай провозглашает правильную философскую запись: «А тождественно А». Аминь!
Аплодисменты! Аристотель с Лейбницем танцуют в паре чечетку. Однако, на философском штурме штормит. А как же – шепчутся между собой штурмовики – быть с этим «А», когда оно в следующее же мгновенье уже не былое «А», а другое, в другой точке Вселенной, и на него действуют уже измененные силы, оно уже не так блестит, или имеет чуть другой оттенок. И даже если это «А» была мысль (спущенная нам Богом), то и она уже успела быть дважды осмысленной, и каждый раз по-своему. Короче, пишут жалобу штурмовики – надо попросить рыбк… в смысле – Бога, не хотим, мол, поддельного тождества, хотим - настоящего!
И тут, как это положено, раздвигается небосвод, звучит гром небесный, и оттуда Бог вопрошает сообщество: «Дайте же и мне (суки) хоть один шанс! Скажите же, наконец, - что вы понимаете под тождеством?»
Молчит люд, не даёт ответа.
Комментарии
У..., какой нехороший люд... молчит и всё тут.
Но если вы к Богу призвали, то у него тоже сказано,что "Отец и Сын - одно!". А также сказано, что Сын ничего не делает от своего имени, но от имени Отца. так что же это за имя такое, имеющее власть над Сыном? Совсем недавно в теме Грачёва чуток "проехались" по Аристотелю,который говорит об "имени" так: "Имена имеют значение в силу соглашения, ведь от природы нет никакого имени".
Осталось выяснить, что же это за "сила..." такая, при которой всё становится одним(тождественным)? Ведь ещё в библии сказано, что потеряв эту силу, всё(вся соль ваших размышлизмов) оказывается ни к чему негодно...
Вот теперь и попробуйте взять себе бога в защитники по поводу наезда на тождество. Ей богу, откажет.
Всё наооборот. Это я - от имени и по поручению Бога - призвал вас (мнж.) дать определение тождеству как полному совпадению. Можно без формулировок, а просто в виде разъяснений. Или хотя бы дать пример полного тождества.
При этом (опять же - от имени и по поручению...) сразу говорю, что тут у нас не канает определение тождества, типа... это такой абсолют, который абсолютен себе самому. Подобные определения я предлагаю печатать типографским способом на туалетной бумаге.
Спокус
Ну, если начало А=А трудно, то попробуйте с конца алфавита, т.е. с Я=Я. Вы говорите словом "Я" о том,что есть "Я" на деле. Т.е. когда вы говорите "Я", то кто это будет -вы или не вы? Далее, вы говорите "Я есть"... и далее, "Я есть(с указанием где/что вы есть)" , по аналогии с богом "Я есмь сущий". Когда вы говорите "Я", то что вы делаете? - наверное совершаете рефлексию на себя,говоря что вы тот же самый по сути.
Ватсон, но это же элементарно! Во всяком случае со мной. Когда я говорю "Я" и добавляю, что это "Я" тождественно "Я", то я даже не успеваю произнести это выражение, а я уже другой. Хоть немного, хоть чуть-чуть, но поглупевший. Вам, молодому, умнеющему хорошо рассуждать, но и вы подумав о своём "Я" через мгновение уже чуть другой, и плевать, что поумневший! Главное - не тождественный. А почему? Да потому что из песни слов не выкинешь: "...летят они, как пули у виска - мгновения, мгновения, мгновения".
О невозможности полного тождества важен совсем другой вопрос - ну и что? [что невозможно полное]. Он на очереди. Шас спою.
Ну если это элементарно, тогда поставим точку. наслаждайтесь мгновениями в пролёте "у виска"
Пусть есть A и B. Если с точки зрения некоторого смысла s они неразличимы, говорим A и B тождественны (в некотором смысле (s)).
По кругу ходим. Снова солидаризируюсь с Корвиным.
Никакие две сущие вещи: скажем река и Слон никогда не тождественны ни в каком отношении. Это еще Лейбниц знал, приводя пример с двумя совершенно одинаковыми, но не тождественными листами с дерева.
Речь о другом. Есть понятие (идея) А и понятие (идея) В, например, "Река" и "Слон". А тут уже всегда можно найти понятийный, идеальный смысл S, который будет присущ обоим понятиям (идеям), например, "принадлежность к объектам на планете Земля". И в части этого, и только этого смысла S, данные понятия (идеи) реки и слона будут тождественными.
Сергей.
Везде и всюду : "смысл", "смысл", .... - А что такое смысл? - Только покороче. И существует ли смысл вне человека. (Только не подменяйте "смысл" "целью". Цель целью, а смысл нечто другое)).
Смысл - это одна из разновидностей идеальных сущностей. Естественно никаких смыслов вне региона сущностей нет.
Сергей.
Ну раз сущность, то покажите её явления. (Сущность являет себя.)
А я то думал, что смысл вкладывает Человек в свою деятельность. (Неужто есть бессмысленная деятельность?)
Да и человеческая речь обладает смыслом только тогда, когда объясняет как этим пользоваться?, либо как это сделать? - И других "смыслов" ни в физике, ни в метафизике Нет.
Если совсем коротко, то "смысл" - это "мера".
Конешно, мясо и репа, с точки зрения жратвы неразличимы, поэтому они как жратва (в смысле жратвы) тождественны.
Хи, хи.
Это уже проходили. Вы предлагаете определение понятия тождества исходя из какого-либо заданного смысла. То есть, сколько мы сможем придумать различных смыслов, столько будет и определений понятия тождества. Мудро. Особенно это будет полезно при коммуникации. Каждый будет держать за пазухой свой смысл, произнося слово "тождество". Особенно удачно пойдёт процесс при непосредственном контакте, когда после часового разговора собеседники предъявят свой смысл, который они вкладывали в понятие "тождество".
Если понятия будут строиться и формироваться по такому сценарию, то я сразу снимаю с повестки дня разбор полётов относительно "тождества". Потому что намного насущнее встанет вопрос о понятии "понятие". Оно ведь тогда потеряет всякое понятие о понятии.
Хорошо, пусть это будет определение тождественности в некотором смысле. На его основе можно построить определение тождественности в любом смысле. Очевидно, что тождественные в любом смысле предметы A и B просто один и тот же предмет.
Тождественность в законе тождества тоже можно рассматривать как тождественность в некотором смысле. В смысле рассуждения. Если мы рассуждаем о стакане на предмет его объема, то нам не важно, что за время рассуждения его успели засидеть мухи, и он стал отличаться от себя прежнего.
Необходимо всегда договариваться о смысле "некоторого смысла", так как во всей Вселенной без этого "некоторого смысла" не найдется двух тождественных атомов того же водорода.
Тождество коммуникации на ФШ
К сожалению, но Вы правы. Так в действительности и происходит. Перечитайте все сообщения этой темы, скажу больше, ВСЕ сообщения ФШ, и Вы с удивлением обнаружите, что все говорят каждый на своем языке со своими нюансировками смыслов, порой до прямо противоположных. Моменты тождественных изоморфизмов за 5 лет на ФШ могу пересчитать по пальцам. И сколько бы особенно рьяные собеседники ни кричали оппонентам: "дурь, фикция, бред сивого мерина, махровый идеализм, ты ничего не понимаешь в Гегеле, Хайдеггере, Канте" (подставьте любого классика по желанию), нет никакой гарантии, что ему тотчас не аукнется от оппонентов: "сам такой" и дальше по списку. Вот и все тождество.
Я пробовал с этим бороться, но воз и ныне там...
Не понимаю, почему смысл обязательно должен быть не известен. Все говориться в некотором контексте. И «сегодня хорошая погода» подразумевает, как правило «не на Марсе». Выражаетесь не ясно часто именно Вы, Борчиков. Что например означает ваше «формальнологическое понятие»?
Я ни секунды не сомневался, что поддержав Вас, получу от Вас же по лбу.
Откройте любой учебник формальной логики и прочитайте, что там подразумевается под понятием. Естественно, говоря о содеражательных (метафизических) логиках, я имею в виду другой смысл понятия "понятие" (см. Гегель и Ко).
Не думаю что у Гегеля какие-то особенные понятия. Во всяком случае, не встречал обоснование их особенности. Диалектика прослеживает связи между понятиями исходя из их содержания (смысла). У Вас содержательной логике предлагается заниматься объектами. Это же ваше – есть понятие бытие, и есть само бытие. Само бытие, как я понимаю, это объект бытие. Содержание понятия оно нами понимается. А содержание объекта какое оно?
Точно.
Если понятие бытия мы понимаем, то содержанием бытия мы обладаем. Только что много говорили на эту тему с Викторией.
Это касается не только ФШ. На любом форуме по любой теме вначале всегда идет полемика по определениям для поиска чего-то общего в понимании проблемы.
Метафизика. Теорию эволюции долой... Доумничал.
А в чём, собственно, проблема?
Лимон тождественен лимону.
Но жёлтый лимон не тождественен кислому лимону.
Критянин тождественен критянину.
Но критянин Эпименид не тождественен другим критянам.
ДУМАЕТЕ МНЕ СЛОЖНО ИЗЪЯСНЯТЬСЯ ТЕЛЕГРАФНЫМ СТИЛЕМ ТЧК ТАК НЕ ДУМАЙТЕ ВСКЛЗНАК
Задело моё "доумничал". Так, со всяким бывает... "Вернись в Сорренто!"
Википедия:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%EE%E6%E4%E5%F1%F2%E2%EE_(%EC%E0%F2%E5%EC%E0%F2%E8%EA%E0)
То́ждество (в математике) — равенство, выполняющееся на всём множестве значений входящих в него переменных (равенство, верное при любых значениях переменных), например:
a^2−b^2=(a+b)(a−b) ,
(a+b)^2=a^2+2ab+b^2
25^2=625
Тождественное равенство, когда его хотят подчеркнуть особо, обозначается символом «≡ ».
____________________________________________________________________
В математике тождество обосновано, так как количественность безразлична к вещи - пять пальцев, пять баранов, пять бозонов, пять понятий и.т.д.
В других областях это синоним, парафраз, идентичность, сродство или что то ещё.
Правильно.
В математике может быть сколько угодно одинаковых цифр и это в то же время будут отдельные друг от друга цифры.
Но не может быть два, три и более одинаковых понятий.
Не может быть два понятия "яблоко", которые тождественны друг другу, так как понятие "яблоко" одно.
В математике тождества есть процедура, например возведение в степень 25^2=625.
В этом смысле сперматозоид слившийся с яйцеклеткой через девять месяцев беременности процедурно тождественен новорождённому?
(C+Я)^беременность ≡ Новорождённый
Или тождественность это перманентное равенство сравниваемых объектов.
То есть или по процедуре или по перманентности?
Вернер,
опять та же грабля - определение, как с бытием, материей и субстанцией. Вот, кто хочет понять, тот понимает, что тождество - это процедура (опять же - ЗАКОН), а кто не хочет, тот не проце-дура, а просто дура.
Но даже физики удивляются, когда я пишу формулу справедливости как Деяние = Бытие. Это капец! Это вызывает ступор.
Но F=ma - это им понятно. А мне не понятно, почему одно им понятно, а другое не понятно. А ведь формулы тождественны по принципу.
Потому что вы используете математический знак (=), слева и справа от которого в математике располагаются числа (или буквы как их заменители).
Вам остаётся лишь привести примеры конкретных чисел для "Деяний" и "Бытий". А дальше понимание у математиков пойдёт, как по маслу.
Филоверум.
Вообще-то, F=m*a следует из m*v=const, которое следует из утверждения Орема и Буридана: "Равномерное и прямолинейное движение не требует указания причин". Которое, в свою очередь, следует из некоторого чувственного основания для того времени, которое физики в дальнейшем определили как "принцип минимального действия".
И между прочим, Бритва Оккама - есть первый формализованный вариант этого принципа.
И если Вы внимательны, то должны были бы заметить, что в физике нет формул типа: Ф=Ф - в них всегда правая часть есть композиция иного (т.е. выражение, например, m*a)
Поэтому, а в Вашем Деяние=Бытие Что и чем выражено?
Может быть так: Бытие = Сумме деяний (Д1+Д2 +Д3 + .....). А Д1, Д2, .... - скаляры или векторы, а может матрицы или тензоры? - Ведь, операция сложения (+) имеет определения только на них.
А деяния кого? - Бога, что ли?, или Человека?, или того и другого вместе? А может быть Природы? И эти деяния - целевые или бесцельные? .... и т.д.
---------------------------
Так что и по-моему, разумнее оставить Бытие бытию, а Деяние деяниям.
Алла,
""Равномерное и прямолинейное движение не требует указания причин".
Как раз, требует. Причина равномерного и прямолинейного движения как раз в том, что нет причины изменения скорости и направления. Причина в отсутствии причин.
Насчет деяний Вы ничего не поняли, потому что не понимаете, что справедливость не имеет железного отношения ни к кому, кроме того, кто совершает деяние. Бог тут не при чем. Только Деяние субъекта и его Бытие.
Формула справедливости, конечно, не раскрыта здесь. Но нет смысла ее раскрывать, если люди не могут понять саму суть справедливости.
Что значит F=ma ? Это означает, что применение силы соответствует (ПРОЦЕДУРНО ТОЖДЕСТВЕННО) ускоренному движению. Точно так деяние СООТВЕТСТВУЕТ бытию того, кто совершает деяние.
P/S/ Алла, а Вы уверены, что равномерное движение не имеет и других причин, кроме отсутствия причин? Вот если я еду на машине и хочу, чтобы моя машина двигалась прямо с постоянной скоростью, то что будет является причиной этого прямолинейного и равномерного движения?
Даже в математике понятие тождество тоже имеет подводные камни. Ключевые слова - "на всём множестве".
В философии это аналог бытия. Потому что и там и тут не всякий сможет объяснить сово "всё".
Математики для этого придумали слово "бесконечность", а философы, чтобы прекратить бесконечные споры, пошли в самый зад от бесконечности и теперь всё объясняют через одно [но они умнее математиков, т.к. в запасе у них всегда остаётся Абсолют].
Похоже что в философию тождество протащили контрабандой.
Вместо того чтобы сказать это то же самое (когда это так в отношении чего-то) говорят тождество.
Ну врет, ну та еще трагедия. Это вовсе не повод упоминать всуе.... Да любое утверждение о реальности - ложь (это - перелицовка вашего тезиса). Абстрактных А и Б в природе не существует. Хуже того, и не абстрактных, нетождественных (А и Б) тоже нет. Кругом одно А. Но дела обстоят на деле еще хуже. Ваше суетливое упоминание, того, которого всуе упоминать не рекомендуется,- упоминание фетиша. Поскольку ваше слово - вовсе не тождественно упоминаемому, и мне лично не известно, чтобы упоминаемый давал вам или кому-то еще право обозначать его этим словом, то ваше слово вообще ничему не соответствует. А попроси я вас раскрыть этот термин, с крайне высокой вероятностью обнаружится, что вы неспособны всерьез это сделать.
Фристайл.
Ну уж нет! - Солнце взошло, Наступило утро, Да и вообще, везде, где присутствуют реальные явления-операции - ложью быть не могут. Он сидит, Он бежит, Он рубит дрова и т.д.
Мне, конечно, лестно ваше внимание. Но случайно так выходит, что на ответах мне вы явно экономите интеллект. "Солнце взошло" - это не утверждение о реальности, это - утверждение о том, как людьми воспринимается реальность ( утверждение в рамках виртуальной реальности). Солнце показалось из-за горизонта - правдивее, но нужно разъяснить терминологию: где границы Солнца, что оно такое, что такое горизонт,... Уверен, вы это сделать не в состоянии.
:-))) Вот мое мнение по данному вопросу.
Тождество - математический термин, значение которого уже обозначено в дисскусии.
Но математика оперирует именами числительными, которые в отличии от имен существительных, прилагательных и прочих имен строго однозначны и создаются по определенному правилу, которое исключает многозначность. Из этой однозначности и проистекают все свойства математики.
Все остальные имена, а именно ими оперирует философия отличаются многозначностью и произвольностью их создания, следовательно применяя однозначный в математике термин, мы придаем ему многозначность, что и приводит к возникшей колизии.
Степень многозначности снижается применением контекста, но не исключается совсем, что приводит к многозначности толкования любой фразы.
Так выражение "её любовь тождественна ненависти" абсолютно безсмыслена с математической точки зрения, но в контексте художественного произведения может быть гениальна.
Философия же вообще царица многозначности и неопределенности своих терминов. В этом я убедился на ФШ. Каждый понимает и творит их, как хочет.
:-)))
Почти точно. Математика оперирует идеальными объектами виртуальной реальности, то есть выдуманным, но по определенным правилам. Идеализированные объекты, то есть обстроганные до размера зубочистки стволы деревьев действительно в строго очерченных рамках могут быть членами математических операций. Всякая попытка людей, плохо изучавших математику, применить математические операции к реальным объектам, просто обречены на провал. Философия - вовсе не царица, а помойка для разнородного интеллектуального хлама всевозможных недоумков.
Вообще то свойство математики возникает из применения пары число-точка. Прежде чем присвоить объекту имя числительное (число) субъект присваивает ему значения точки (взглядом, прикосновением, меткой и т.д.) так он унифицирует разнородные объекты делая их ТОЖДЕСТВЕННЫМИ друг другу (что позволяет считать разнородные объекты (яблоки разных размеров, животных разных видов на подворье и т.д.)
Так происходит счет или определение КОЛИЧЕСТВА.
Для определения КАЧЕСТВА объект необходимо ИЗМЕРИТЬ, т.е. присвоить объекту более одной точки и сравнить их местоположение с каким-либо эталоном.
Это свойство единицы разделять количество и качество ярко отражено во всех языках (единственное и множественное число)
А дальше уже начинается чистая математика, наука гарантированного точного предсказания будущего. (Что будет если к трем яблокам добавить два?)
Извини, что не в тему, но "у кого что болит, тот о том и говорит". :-)))
В связи с тем, что полное тождество невозможно не только между А и Б, но и между А и А, напрашивается вопрос: что из этого следует?
И тут мы соприкасаемся с русской национальной ментальностью.
[
Конечно, не только с русской, а скорее с психологическими типами вообще, но для заострения философских особенностей хочется внести национальный элемент. Иначе, кто ж тебя будет читать? :)
]
Первое что приходит на ум о невозможности полного (абсолютного) тождества, самое простое – дык, ведь вообще ничего абсолютного в природе нет! И ничего, живём. Философию не запрещают. Я лично надеюсь ещё пару дней протянуть без абсолютного.
Тут в ветке было упомянуто [Алла] насчет прямолинейного равномерного движения, которое вроде бы не требует указания причины. Сейчас не о причинах речь, но всё равно вспомним Закон Ньютона: если на тело не действуют никакие силы, то оно находится в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения.
Казалось бы, закон есть закон. Но насколько он абсолютен? И ежу ясно, что его абсолютность совершенно сравнима с абсолютностью тождества А и А. Чтобы убедиться в этом, надо задать совершенно детский, наивный вопрос этому анлгло-саксонскому злопыхателю (сэру, мать вашу!): укажите-ка нам, г.Ньютон, хоть какое-нибудь захудалое место на белом свете, где не действуют никакие силы?
А-а-а! Не можете! Когда мы ставим перед вами вопрос ребром – сразу в кусты! Вам можно, значицца, врать на весь свет, а нас за неточное слово вы готовы в порошок стереть! Вот она – англо-саксонская сущность!
[
Ой, звиняйте, я кажется перегрелся у телевизора.
]
Итак, несмотря на то, что закон этот не абсолютный, а также несмотря на то, что на свете не бывает двух тел (из другого закона), которые притягиваются пропорционально произведению своих масс делённому на квадрат расстояния между ними (потому что на свете не бывает ДВУХ масс, вокруг есть ещё и другие массы), несмотря на любые другие законы природы, которые не абсолютны, мы с успехом ими пользуемся и не считаем лишними. Наоборот – заняты поиском новых, ещё более общих.
И если в физике такое положение дел нас не удивляет, и даже наоборот – именно такое состояние дел мы, собственно, считаем ничем иным как… законом, причем, более полным – законом законов, то в философии это не так.
Русская духовность (как элемент философии) подсказывает нам типичное поведение в случае обнаружения факта неполноты в понятии «тождество». Ах, раз так !!! То:
пропадай моя тачанка – все четыре колеса!
двум смертям не бывать – одной не миновать!
шапку - оземь!
на миру и смерть красна!
[желаемое подчеркнуть]
То есть, если полного тождества не бывает, то захоцу - вскацу, захоцу – не вскацу! Всё дозволено!
Кинув шапку оземь, мы теперь можем говорить о тождестве между мыслью в нашей голове и вещью снаружи этой головы (садовой ли?). О корове, которая тождественна Луне (моя рыжая рябушка точь в точь, как эта глупая Луна). То есть, в полном смысле дозволено теперь всё объявлять тождественным - лишь бы было некое качество сходное между А и Б.
Причем, нас теперь не смущают такие, ставшие совершенно лишними, слова русского языка как сходство, подобие, родственность, похожесть... Теперь они поглощены исконно русским словом «тождество» (и ныне, и присно, и во веки веков ). В общем, русский язык дал очередную промашку! Не ведает своего счастья – понатыкал, пАнимаешь ли, избыточных слов, проходу нет!
А как это обобщенное слово поможет разбирать отдельные нюансы философии – тут двух мнений быть не может. Поэтому начинать надо сразу с тожества между «Бытие» и «понятия о нём». [Или перефразируя задачу - тождество между «ВСЁ» и «всё то, что в моей башке»]. Путь открыт - дан зелёный свет! За работу, товарищи! Правда, хочется напомнить в заботе о трудящихся: шапку-то одень, да!
надень
! ! !
Вадим Владимирович,
Интересно, как это Дебольский Николай Григорьевич уже в 1916 году предвидел, что вам горше тождества только хрен с редькой, и озаботился смягчить гегелевский Identität старорежимным словом тожество.
Спокус
Этот закон есть просто вариант принципа минимального действия для вполне известных обстоятельств (нач. условий).
В самом общем виде этот принцип можно выразить так: движение тела по мировой линии и без "трения" (т.е. если баланс внешних сил равен нулю) не имеет ни начала, ни конца.
Спокусу:
Откуда взялось это порочное понятие полного тождества, которое производит вдобавок еще тождество частичное? Типа 3.14 частично тождественно числу пи. Монета 10р. в некотором смысле тождественна купюре 10р. Не частично тождественно с дефектом 0.02 рубля, а просто тождественна. А в некотором смысле не тождественна – есть автоматы, которые монеты не принимают.
Если человек осознает что сущность его меняется, то он может смело идти к психиатру. Разум может эффективно действовать только в сознании неизменности личности. Разные акциденции не в счет. Если вы помыли свою машину, вы же не идете получать на нее новые документы, потому что это как бы уже новая машина.
Можно с вами согласиться насчет полного/частичного тождества и всегда пользоваться просто понятием тождество. Кто ж против?!
Однако, вся тема ТОЛЬКО ЭТОМУ И ПОСВЯЩЕНА - тому, что под этим «просто» тождество всяк отождествляет всё что придёт в голову. В частности, именно то, что приходит в голову с тем, что есть наруже. Согласитесь, что образованный в голове сетью нейронов и пр. требухи образ Луны «чуть-чуть» не тождественен самой Луне. Не согласны? Ну, тогда хотя бы по размеру сравните (голова всё же меньше Луны). А размер – важен.
Вот и получается, что без нормального определения (объяснения) понятия «тождество», мы под тождественным можем понимать бог знает что.
Не знаю можно ли так сказать. Зависит от определения, которое вы дадите понятию «тождество».
Ну, так я ж на каждом шагу в этой ветке и говорю, что без четкого определения тождества, вы каждый раз будете говорить «в некотором смысле». Ведь в некотором смысле война это мир, дурак это умный, а зима это лето. И если такое (в некотором смысле) возможно, и если такое тождество поставить в начале шкалы, а в конец шкалы поместить тождество «Я это Я», то мы получим полный беспредел обращения с этим понятием. Вернее, оно перестанет быть понятием, а превратиться в полную бессмыслецу.
P.S.
C монетой и купюрой я бы не говорил, что они тождественны. Ну, чтоб не бросаться зазря философскими категориями. Сказал бы - равносильны (одинаково платежеспособны), что подразумевает всё-таки некоторую относительную платежеспособности ("лишь" в 99.99% случаев). Обыденный термин для обыденной (житейской) ситуации.
Что я понимаю под тождеством я уже написал. Но будем рассматривать только варианты тождества того, что в уме и того, что вне ума. В качестве примеров могу предложить:
1. Тождество сознания. Постоянно присутствует в обычном, будничном мышлении.
2. Тождество имени Парменида – мысль и то о чем мысль одно и тоже. Уже Платону стало ясно, что для его обоснования необходимо принять некоторые метафизические установки.
3. Тождество бытия и мышления. Хотя никаких метафизические допущений для него не требуется, оно может быть принято только в некотором предельном состоянии мышления.
Возможно, есть еще примеры, но чтобы убедить в том, что тождество это нечто реальное обращаю внимание на 1-ое.
Еще Антисфен обозначил это затруднение. Возможны только суждения тождества, типа "Сократ есть Сократ" и "Человек есть человек", но нельзя сказать, что "Сократ есть человек". Аристотель, чтобы решить это затруднение, обратился к своему учению о категориях.
Связка "есть" в суждении многозначна, под ней необязательно понимать только отношение тождества, она может также передавать, например, отношение принадлежности признака предмету и т.д. Значение этой связки определяется в зависимости от связываемых понятий. Когда мы говорим: "Сократ есть человек", все нормальные люди обычно понимают это правильно: есть человек и зовут его Сократ, только некоторые философы почему-то всегда везде видят тождество.
А логика, логика тоже у каждого своя?
:-))) Почему знак вопроса? Логика тоже у каждого своя!
Доказать? Просто. Вы начинаете логически мыслить, а потом формулируете(изучаете) правила логического мышления, или формулируете (изучаете) правила логического мышления, а потом начинаете логически мыслить?
Лично я считаю, что не начав логически мыслить, я даже не смогу сформулировать и самой простой закономерности, а не то что заниматься вопросами строения мироздания. Т.е каждый сам создает свою систему логического мышления методом проб и ошибок, а уж потом сравнивая её с другими моделями корректирует свои ошибки. Отсюда вывод: система логического мышления у каждого своя, правда скоректированная под общепринятую, но всё равно со своими нюансами.
А для собравшихся здесь философов это правило в квадрате. (Шутка без всякого сарказма) :-)))
И да, и нет.Формулировать вы можете что угодно, но при этом совсем неплохо осознавать, что любые человеческие языки в конечном итоге гораздо беднее по своей выразительной мощности сложности реальности. Это означает, что на определенном уровне сложности закономерностей реальности сначала обнаруживается предел их выразимости языковыми средствами, а чуть выше - предел невербального понимания. Таким образом, нисколько не умаляя достоинств вашего логического мышления, я обращаю внимание, что далеко не все закономерности реальности вы способны сформулировать. Беда в том, что на определенном уровне сложности без критического переосмысления логическое мышление из мощного подспорья постижения закономерностей превращается в преграду, тормоз. Реальность вовсе не обязана быть логичной, а субъект, привязанный к своему излюбленному логическому мышлению, начинает творить химеры, отрываясь от реальности. Следовательно, человеку свойственно абсолютизировать свои приемы мышления, фанатично верить в свои выдумки, тем самым создавать в своей голове твердыни, препятствующие постижению рельности.
Я могу логически мыслить, даже не формулируя правил логического мышления и даже никогда о них не задумываясь. Это как с речью: мы говорим с детства на родном языке, не зная при этом, по каким правилам работает русский язык. Далее Вы пишите:
Это звучит примерно так: каждый сам создает свою систему правил русского языка, а потом ее корректирует. Странно звучит, да?
Попробую обозначить две позиции, исходя из написанного выше. Первая позиция: мы создаем правила мышления и следуем этим правилам (кажется, это называется нормативизмом). В таком случае, действительно, у каждого своя логика, у каждого свои правила - какие тут могут быть пробы и ошибки? Вторая позиция: мы не создаем, а с помощью рефлексии описываем свое мышление в правилах так же, как мы описываем любое другое явление. В этом случае, логика не может быть "индивидуальной", и здесь уже могут быть ошибки - правильно или не правильно Вы описываете мышление. Я придерживаюсь второго варианта.
:-))) Мы оба посмотрели на конус, только я сверху а Вы сбоку. Я сказал, что вижу круг, а Вы возразили, что треугольник.
Логическое мышление описанное одной простой причинно-следственной цепью, которой и является наша речь и письмо, всегда опишет только незначительную часть процесса. Всегда найдется неописанная часть или иная (тоже верная) точка зрения.
Мы создаем вербальное описание модели. Я лично считаю, что Ваша часть модели также имеет право на существование, как и моя. А пробы и ошибки? Это процесс обучения.
Есть два способа обучения: самообучение и подражание (повторение).
Всё начинается с самообучения, и лишь освоив элементарные навыки логического мышления для прогнозирования будушего, постановку цели и управления телом для достижения цели (и все это методом проб и ошибок) мы переходим к подражанию, как самому экономному способу обучения. Но все это только в том случае, если есть кому подражать. В противном случае все тот же проверенный каждым метод проб и ошибок.
Дмитрий и Борчиков.
Логика одна и та же. - Содержание понятий, хоть и имеют общие части (пересечения), но у всех разное, а, следовательно, и связи между ними (понятиями) разные.
Или по другому, имена посылок у всех одни и те же, а вот в своём содержании они разные (не тождественные). Причём, уровень редукции посылок необходимо дискретный, а, следовательно, ступенчатый. А эта "лестница" оснований посылок общая для всех. - Индивидуальны доступные их дифференциальные уровни и для каждого понятия.
А в общем, логика - есть путь от частного к общему, т.е. разуму, средствами логики, доступны только обобщения. Тогда как достоверные сведения анализа-редукции нам поставляет только практика, либо интуиция посредством гипотез, достоверность которых подтверждается опять же практикой (экспериментом). - Всё это и есть то, чем мы формируем (формализуем) физический (натуральный) мир.
Для метафизики такая метода недоступна. - Здесь господствует интуиция, которая поставляет гипотетическую суть Абсолюта, и из которой (сути) метафизик пытается непротиворечиво и однозначно "построить" Абсолют. Здесь нет и невозможен эксперимент, подтверждающий достоверность гипотетической сути. - А. логика и здесь та же - от частного (сути) к общему (Абсолюту). - И только из непротиворечивости и целостности формализованной модели Абсолюта следует "достоверность" найденной интуицией "сути" Абсолюта.
Метафизики (в частности, Борчиков), так это, или не так?
Логика-то одна и та же, только исторически сложились разные ее дисциплины: формальная логика, математическая логика, диалектичекая логика, трансценденатльная логика (Кант), логика мифа (Лосев), логика культуры (Библер) и еще три десятка логик могу привести.
Да, в метафизике невозможны физический, химический, социологический и др. эксперименты, как впрочем и в физике, помимо физического, невозможны биологический или исторический эксперименты, а в науке истории невозможен эксперимент науки сопромата и т.д. Зато в метафизике возможен мыслительный, познавательный эксперимент (см. Кант, С.Л. Катречко и мн. другие).
Борчиков
Логика одна и та же во всех перечисленных Вами дисциплинах:
- либо силлогистика;
- либо логика Аристотеля и её расширения (с модальностями: возможно, невозможно, необходимо, законы тождества, противоречия и исключение третьего и всеобщего принципа минимального действия (экономии энергии). Есть ещё её модификация для социального мира с модальностями: разрешено, запрещено, обязательно, с теми же законами и с принципом минимума приведенных затрат).
Всё!!! - Других логик НЕТ! - Для всяких других дисциплин существуют: собственный предмет со своей спецификой оснований и со своим набором операций, и со свои содержанием основных понятий языка.
Продемонстрируйте!
И к тому же предикат "познавательный" - излишен. - Таковое является общим приемом, для избежания определенности.
Так что, продемонстрируйте мыслительный эксперимент.
Демонстрирую. Есть мыслительная фраза:
Эта фраза лишь метафизическая гипотеза.
Чтобы ее доказать, надо ее экспериментально верифицировать. Для этого предлагаю Вам мыслительно связаться с Кантом (его системой) и проверить, есть ли там трансцендентальная логика, с Гегелем - есть ли в его системе диалектическая логика, с Лосевым - есть ли у него логика мифа, с Голосовкером - есть ли у него логика Абсолюта и т.д. После мыслебесед и мыследискурссов с классиками и сопоставления Вашей системы с их системами доложить нам результаты эксперимента, кто прав: Вы со своим гипотетическим "Всё!!!" или они со своими логиками.
Хе!
Во-первых, обобщение экспериментом не является. - Суть любого эксперимента поставлять элементарии суждений.
Во-вторых, диалектической логики Гегеля нет, а есть спекулятивная логика, выраженная в среде логики Аристотеля. И у Гегеля (как и у всех других) нет ни одной фразы, которая была бы построена вне алетической модальной логики.
Может Вы попробуете и построите некое осмысленное высказывание и вне требований логики Аристотеля, т.е. вне рамок: возможно, невозможно, необходимо, тождества, противоречия и исключения третьего.
Прошу, Ваш ход.
Счас придёт Нирванус и соорудит одно высказывание с точки зрения гносеологии, и противоположное ему с точки зрения онтологии.
И одно высказывание не будет противоречить другому.
Хотите пример?
Я и вчера был человеком и сегодня я тоже человек.
человек = человеку.
Я вчера был одним человеком, а сегодня я уже немного другой человек.
человек # человеку.
человек одновременно и равен человеку и не равен.
Алле
Сам не буду. Возьму у Вас.
Первое:
Вполне понял, что Вы сказали. Вряд ли логикой Аристотеля описывается.
Второе:
Понял, что Вы сказали, но как понял, что выражена именно в среде, а не в четверге или в пятнице, ни один формальный логик не объяснит.
Третье:
Понимаю, о чем Вы говорите. Как понимаю и тех, кто говорит, что диалектическая логика Гегеля есть. Причину вижу в том, что Вы и Ко и Ваши оппоненты и Ко употребляете один и тот же термин "диалектическая логика" в разных значениях, что запрещено первым законом тождества формальной логики. Но и первые, и вторые вполне преспокойно живут и мыслят, и даже теории строят, а некоторые даже получают ученые степени кандидатов и докторов наук, преспокойно нарушая первейший закон аристотелевской логики.
И, наконец:
Вообще высшей степени мистификация, вводящая в заблуждение многих коллег по общению. Аристотелю и не снилась подобная процедура, а в логику мифа А.Ф. Лосева прекрасно вписывается.
Ну-у. Вы уже совсем. - Зачем так подставляться?
Нормальные физики говорят что все физические теории модельны.
Следовательно с тождеством напряг изначально.
Единственный мостик тождественности это объективная количественность в природе и в голове, потому что количественность не связывается ни с какой физической субстанцией (которые модельны) кроме не физической субстанции количественности, если так можно выразится.
То есть всегда можно что-то сосчитать, а вот что сосчитал, фиг его знает.
PS. Совсем продвинутые пишут , что физика = геометрии, а особо одарённые, что сознание необходимое условие существования материи (которая модельна!)
Значение слова Тождество по Логическому словарю:
Тождество - - отношение между предметами (реальными или абстрактными), которое позволяет говорить о них как о неотличимых друг от друга, в какой-то совокупности характеристик (напр., свойств). В действительности все предметы (вещи) обычно отличаются нами друг от друга по каким-то характеристикам. Это не исключает того обстоятельства, что у них есть и общие характеристики. В процессе познания мы отождествляем отдельные вещи в их общих характеристиках, объединяем их в множества по этим характеристикам, образуем понятия о них на основе абстракции отождествления (см.: Абстракция). Предметы, объединяемые в множества по некоторым общим для них свойствам, перестают различаться между собой, поскольку в процессе такого объединения мы отвлекаемся от их различий. Иными словами, они становятся неразличимыми, тождественными в этих свойствах. Если бы все характеристики двух объектов а и b оказались тождественными, объекты превратились бы в один и тот же предмет. Но этого не происходит, т. к. в процессе познания мы отождествляем отличные друг от друга предметы не по всем характеристикам, а лишь по некоторым. Без установления тождеств и различий между предметами невозможно никакое познание окружающего нас мира, никакая ориентировка в окружающей нас среде. Впервые в самой общей и идеализированной формулировке понятие Т. двух предметов дал Г. В. Лейбниц. Закон Лейбница можно сформулировать так: «х = у, если и только если х обладает каждым свойством, которым обладает у, а у обладает каждым свойством, которым обладает х». Другими словами, предмет х может быть отождествлен с предметом у, когда абсолютно все их свойства являются одними и теми же. Понятие Т. широко используется в различных науках: в математике, логике и естествознании. Однако во всех случаях его применения тождество изучаемых предметов определяют не по абсолютно всем общим характеристикам, а лишь по некоторым, что связано с целями их изучения, с тем контекстом научной теории, в пределах которой изучаются эти предметы.
Ну и что. Выше мы об этом же с Корвиным уже по два раза сказали, только гораздо лаконичнее. Что и требовалось доказать.
Почему тогда Спокус с вами не согласился? Здесь же сказано, только благодаря тождеству образуются понятия (!). Он же его отвергает в части А тождественно В, но не А тождественно А. Например, слон тождествен слону в данный момент и в данном отношении, но не реке. Признаёт различия, но игнорирует сходства (тождество). Спорить с ним бессмысленно.
Не знаю.
Полностью согласен.
Если Вы про материального слона, то я уже высказался, вслед за Лейбницем: ни один материальный объект (слон) не тождествен никакому другому материальному объекту (слону). Найдите два тождественных слона? Даже близнецы не тождественны. Однако если мы образуем понятие "слон" (указывая на дряхлого, старого самца слона) и понятие "слон" (указывая на молодую, полную сил самку слона), то эти два ПОНЯТИЯ: "слон" и "слон" будут тождественны. Аналогично если я укажу на слона и дам характеристику "объект природы", а затем на реку и скажу тоже "объект природы", то эти два понятия "объект природы" и "объект природы" тождественны.
Вот ешё пример тождества:
На тело слона, помещённого в воду, действует сила, равная весу вытесненной им воды.
По-моему, я каждый раз объясняю с чем именно я не согласен.
Там действительно сказано, что благодаря тождеству образуются понятия. Правда, это ещё совсем не означает, что всех удовлетворяют доводы о том, что понятия должны именно тождеству ставить свечки в церкви за своё рождение. По-моему, всё наоборот. Выше по ветке я привёл довод, что именно благодаря расплывчатому определению понятия "тождество", само понятие "понятие" теряет свою строгость в сравнении с той, которую оно имело до того.
АбижаешЪ, начальник! Я не говорил такого, что не отвергаю "А тождественно А". Я его тоже отвергаю, если под тождеством понимать полное тождество, а не относительное.
Тут для полноты надо вспомнить Аристотеля&Лейбница и к вашему "...в данный момент и в данном отношении" следует добавить: ...а также во всех других смыслах, которые могут быть приняты в расчет в рамках какого-либо обсуждения.
Этим дополнением я не стремлюсь вас уточнить, а лишь хочу напомнить, что речь идёт о законе противоречия, то есть о ДОПУСТИМОСТИ ведения дискуссий или вообще - об описании каких-либо явлений, объектов и пр.
Понятие же "тождество" в приведенной вами статье из словаря претендует также и на сравнение объектов реального мира, а не только на гносеологическое СОГЛАШЕНИЕ о допустимости ведения дискуссий. Но, собственно, мои претензии к подобным разъяснениям понятия "тождество" мало касаются именно этого нюанса. Претензии относятся к другому. Я пытаюсь это донести, как могу, в разных ветках темы, и разными словами. Но,.. не судьба. Поэтому предлагаю упрощенный сценарий, где вам определяется главная роль - ведущего:
Попросту, выдайте на-гора какой-нибудь пример А и Б, когда они будут между собой не тождественны в понимании тождества приведенного в этом авторитетном логическом словаре.
А я возьму тогда на себя роль защитника положения: на свете всё тождественно между собой [если следовать логике этой словарной статьи].
Нет вещей абсолютно сходных и различных. Отсюда, тождество может быть как недостаточным в силу существенности различий и несущественности сходства, так и достаточным в силу несущественности различий и существенности сходства.
В метафизике А = А, где А не может быть тождественно не-А (В, С, Д...), закон противоречия.
Однако, противоречие разрешимо. Путём опосредствования образуется новое тождество А и не-А. Оно представляет собой основание, которое к тому же должно быть достаточным для построения нового действия.
Так Гегель преодолел ограниченность метафики.
Например, весовая гиря (А) и кусок сливочного масла (В). Несъедобное и съедобное.
Далее, положим их на чаши весов, уравновесим, получим достаточное тождество по весу.
Нет вещей тождественных. Но есть тождество.
Тождество есть, но с оговоркой.
Явный зелёный свет эрзацу - "идентично натуральному".
1. Нету масла. Но вот маргарин, тождественный по съедобности маслу. И не важно, что он не тождествен по содержанию.
2. А вот и вторая реальность, тождественная первой по съедобности. Неважно, что там "аватары", русалки, кентавры и прочее - оно же съедобно.
3. Сахарин тождествен сахару по ощущению сладости, но по весу, при одном уровне ощущений сладости, различен.
Спасибо, Сергей Васильевич.
Думается, что это прямое следствие работы рассудка, который всячески избегает своей поломки от признания отсутствия тождества (вещей), ведущего к "бессмысленности существования" логики.
Рассудок не может разделить целое (тождественное), не "поломав" его, то есть, признавшись самому себе в своей беспомощности абсолютного познания.
Спокус
Пока не свяжете тождество с различием, вы так долго ещё будете отвергать(на всю оставшуюся жизнь хватит отвергать). Хотя это не так просто понять, что полноты тождества не может быть без различия. Без различия само тождество безжизненно, пустая тавтология.
Так дайте, наконец, ваше определение тождества или какое-нибудь, с которым вы согласны. Иначе разговор невозможен, если мы будем под тождеством понимать совсем разное. Не говоря уже о разном в рамках одного и того же объяснения.
Буду рассказывать своим внукам, что Бог дал мне однажды шанс пообщаться с людьми, которые чувствовали ущербность своего ума на последнем шаге в познании мира, а именно - на этапе к абсолютному познанию. Для которых всякие там относительные знания - открытая книга, давно пройденный этап. До абсолюта, казалось бы, рукой подать, ан, не судьба-с! Вроде как лузеры.
То есть, железная гиря и масло тождественны в каком-то (указанном вами) смысле.
Нормальный пример. Согласен. Он подтверждает определение тождества из словаря, которое приведено выше, а заодно и тот несомненный факт, который из этого вытекает, а именно - на свете ВСЁ тождественно (в каком-то смысле). Отсюда следует, что гносеологическая ценность понятия тождества сводится к нулю, потому что всё переносится на подбор смысла. Бессмертные слова: сейчас вся сила в гемоглобине.
Не в смысле дело. В отношении. Например, нет смысла носить воду в решете, чтобы полить грядку. Есть смысл носить воду в ведре. Решето и ведро в отношении грядки нетождественны.
Носить воду в решете - бессмысленное занятие, таков смысл данного выражения. Понять некоторое выражение, значит усвоить его смысл.
Кроме смысла выражение содержит предметное значение. Два выражения могут иметь одно и то же предметное значение, но различаться по смыслу, так как излагают разные отношения. Например, "самый большой город в России" и "город, в котором сосредоточены все государственные учреждения". Выражаемая в них мысль выступает смыслом.
В повседневности смысл выступает синонимом значения.
Определитесь.
Господа, ведь правильную проблему ставит Спокус: понятие "тождественно" столь неопределенно, что использовать его без пояснения просто преступно.
Оно может использоваться и в смысле "тот же самый" ("Я" тождественно "Я"), и "такой же" (этот стол тождественен, неотличим вот он того стола), и имеет одинаковый параметр (бумажный и металлический рубли тождественны по номиналу) и "означает одно и то же" ("утренняя звезда" тождественна "вечерняя звезда", поскольку имеют одно означаемое - Венера), и "имеет тот же смысл" ("утренняя звезда" не тождественна "вечерняя звезда", поскольку несут разный смысл) и т.д.
Когда я читаю "тождество между «Бытие» и «понятия о нём»" я не понимаю о чем речь? Это одно и тоже? Понятие и есть бытие, а бытие и есть понятие? Или они разные, но неразличимы, как два стола? Или они тождественны друг другу по какому-то одному параметру? Или они различимы, но обозначают нечто третье? Или говоря "бытие" и "понятие о бытие" мы имеем в виду некий один смысл? Я вполне могу представить позиции, с которых могут казаться осмысленными все перечисленные ситуации тождества бытия и понятия. Поэтому и хотелось бы знать, что имеют в виду произносящие слово "тождественно".
Опыт. Дам Вам бильярдный шар. Рассмотрите. Попрошу положить его в шляпу к другим шарам и перемешать. Далее. Выньте шар. Какой он, тот же самый или такой же?)))
Сравнивая, находим различия и сходства вещей. Тождество другим словом - сходство.
Тождество - отношение между предметами (реальными или абстрактными), которое позволяет говорить о них как о неотличимых друг от друга, в какой-то совокупности характеристик (напр., свойств).
Во-первых, тождество - это никак не сходство: тождественны и похожи - это две большие разницы.
Во-вторых, в своем определении ("в какой-то совокупности характеристик") вы только подтвердили неоднозначность понятия "тождество" - в такой форме (как правильно заметил Спокус) все тождественно всему, поскольку всегда найдется "какая-та совокупность характеристик". Скажем, все вещи тождественны, поскольку имеют протяженность в пространстве.
В-третьих, поясните нам, что за "характеристика" имелась в виду при при утверждении "тождества между «Бытие» и «понятия о нём»".
Привёл Вам определение тождества по "Краткому словарю по логике" под редакцией Д.П. Горского. М. Просвещение 1991. Если есть последние словари, где тождество нечто другое, чем сходство, прошу назвать. Боюсь, не назовёте... С другой стороны, уверен, что определите эти "две большие разницы". Было бы забавно.
Это значит, рассматриваются характеристики во всех отношениях. Например, бильярдный шар и воздушный шар отличаются характеристиками, а бильярдные шары между собой и воздушные между собой сходны.
Не пойму, о чём Вы. Я не в ответе за тему. Хотя высказался.
И где в этом определении вы нашли про сходство? Там и слова такого нет. "Тождество другим словом - сходство" - это ваш текст, а не Горского )))
Так "в какой-то совокупности" или "во всех отношениях"? Ведь это две большие разницы )) В какой-то совокупности все шары тождественны, поскольку совпадают характеристикой "шарообразность", а "во всех отношениях" нет ничего тождественного.
Но проблема не в определении - понятно, что когда мы говорим о тождественности, то подразумеваем некоторое совпадение, неразличение. Проблема в слове "некоторое" или как в приведенном вами определении "какой-то". Для констатации тождественности всегда надо указывать это "какое-то". Простая констатация тождественности не имеет смысла. Или может иметь какой угодно смысл. Вот об этом и написал Спокус.
Я вам и предложил высказаться по теме - показать работу определения на примере, который послужил поводом для обсуждения.
Есть "неотличимый" (сходство) и, следовательно, "отличимый" (различие).
К методам познания относится сравнение, в процессе которого устанавливаются сходства и различия объектов.
Оставляю это утверждение на Вашей совести ))). Только лишь повторю: в отношении к разным вещам. Например, бильярдный шар тяжёл, твёрд, предельно упруг, проходит в лузу, способен ровно катится по столу. Воздушный шарик, который поросёнок нёс в подарок ослику, другой в тех же отношениях.
Точно так. В некотором отношении некоторое совпадение, неразличение, или сходство. А в остальном - различие...
Именно поэтому назвал спор со Спокусом бессмысленным.
Мы конечно, сходны с вами, но уж точно не является неотличимыми. )))
Сравните нас обоих с шимпанзе. Для неё мы неотличимы, как, скажем, для нас - китайцы... Если объекты реально сходны, то они и неразличимы. Присмотревшись, найдём и различия: два в одном!
Откройте новый Философский энциклопедический словарь на слове Сравнение. Всё ясно расписано. Кстати, Вы так и не сказали, в чём две большие разницы между тождеством и сходством.)))
Вроде в русском языке все с точностью до наоборот: если две вещи сходны (похожи), значит они однозначно различимы. Вдумайтесь во фразы: "сходны по звучанию" и "неразличимы/тождественны по звучанию", "сходны по цвету" и "неразличимы по цвету". Сходство - это близость различимого. Но именно различимого. Про неразличимые, тождественные вещи мы никогда не скажем, что они сходны. Полным синонимом слова "сходство" является "похожесть": эти две машины сходны, похожи друг на друга - и ясно же, что подразумевается не полная тождественность, не неразличимость машин, а лишь их заметная близость по каким-то характеристикам (размер, форма, технические показатели).
Странно, что приходится объяснять такие вполне устойчивые языковые нормы.
Вы навязываете самодеятельный филологический спор. Тогда как во всякой науке договариваются о понятиях. Ещё раз прошу, обратитесь к философскому энциклопедическому словарю, последнему. Опровергните его определения понятий тождество и сходство.)))
Проблема, поднятая Спокусом, выеденного яйца не стоит. Незнамо как проведённое им отождествление всего привело незнамо к чему - нулю. Как отождествил, что, и как понимать его "нуль" не сказал. Делает вывод, что путём отождествления понятия не получить. Гуд бай, Америка!
Философия работает с предельно общими понятиями, отождествлениями. Весь её понятийный аппарат такой. Если Спокусу не удалось, значит всю философию коту под хвост?!
Теперь о филологии:
Значение слова Тождество по Ефремовой:
Тождество - 1. Абсолютное совпадение с кем-л., чем-л. как в своей сущности, так и во внешних признаках и проявлениях.
2. Точное соответствие чего-л. чему-л.
Равенство, справедливое при всех числовых значениях входящих в него букв (в математике).
Значение слова Тождество по Ожегову:
Тождество - Равенство, справедливое при любых числовых значениях входящих в него величин
Тождество Полное сходство, совпадение
Тождество в Энциклопедическом словаре:
Тождество - отношение между объектами (предметами реальности, восприятия,мысли), рассматриваемыми как ""одно и то же""; ""предельный"" случай отношенияравенства. В математике тождество - это уравнение, которое удовлетворяетсятождественно, т. е. справедливо для любых допустимых значений входящих внего переменных.
Наконец о сравнении:
Нет вещей абслолютно сходных и различных. Это значит, что наряду со сходством присутствуют и различия, и наоборот. Гегель говорил о тождестве и нетождестве вещей одновременно.
У нашей философии принято рассматривать сходства и различия. И толковать об отношениях тождества (сходства) и различия.
Ничего не понял. Я знаю русский язык. В нем словами "тождество" и "сходство" обозначают разные понятия - это не синонимы. Зачем вам понадобилось их отождествлять? Какой смысл вводить себя и других в заблуждение? Не понимаю. Хотя если хочется, то пожалуйста. Просто буду иметь в виду, что когда вы пишете слово "сходные" (темы, понятия, доводы), то вы имеете в виду, тождественные, неразличимые. ОК. Тему закрыли.
Странно. Выделил жирным шрифтом.
Болдачёв
В том-то и дело, что у Спокуса "простая констатация тождественности" мёртвая, неподвижная, а следовательно не доходит до действительной(подвижной) простоты, связывающей силой соглашения(единственным смыслом) понятие А с действительным А. Но если сия констатация не доходит до этой подвижной простоты, то мы и вынуждены будем ограничиться констатированием иной простоты(которая оказывается "хуже воровства") которая и констатирует в тождественности лишь "или-или", т.е. или отсутствие смысла или наличия какого угодно смысла(констатация смыслового произвола). Подвижность же констатации и предполагает некое(определенное) различие в тождестве, без чего тождество и оказывается пустой тавтологией, пусто(то)й, которую мы по невежеству наполняем каким угодно смыслом.
Спокус Халепний: Я не понимаю, что такое А=В и даже А=А.
Геннадий Макеев: А потому что у вас "=" мертвый, неподвижный. А вы попробуйте привнести в него подвижность - подвигайте его, нарисуйте волнистыми линями, и уже не будет пустой тавтологии - будет живая тавтология.
Болдачёву.
У вас опять получилось то самое "или-или", т.е. или мёртвая или живая тавтология. Т.е. вы перескочили через силу соглашения мёртвого с живым(понятия с действительностью). Т.е. перебор также плох, как и недобор в отношении меры. Т.е. и там и там ускользает связующее различие в связке равного образа(А=А) и неравного образа(А=Б)(У Аристотеля,например, доминирует логика начинаний "равным образом"=Аналитика)
Если бы этого различия(движения) не было, то такое понятие как "АБсолют" называлось бы "ААсолют" или вовсе как "Асолют",по той простой логике,что А есть обобщающе заменяющее АА. Однако ничего подобного кроме (обо)значения "АБсолют" не существует. Иначе можно было бы как угодно менять местами буковки в "Абсолют"(как Бсоалют, Ласобют и.т.п) и это бы имело значение. Однако...
Мне об этом соглашении ничего не известно. Поэтому не могу поддержать тему )
Согласен.
Если одно (А) и другое (Б) являют себя одним и тем же в одних и тех же обстоятельствах, то практика считает их тождественными.
:-))) Всем спасибо! Урок, посвященный имени "Тождество" понят и усвоен.
Как я понимаю имя "Тождество". Это имя инструмента, созданного Разумом для оценки качественных и количественных характеристик объектов (предметов, явлений и процессов).
Тождество, как инструмент, используется для создания множеств и подмножеств выделенных по каким либо параметрам объектов. (множество - конфеты (тождественность - конфеты), подмножество - шоколадные (тождественность - конфеты шоколадные), подмножество - карамельки, подподмножество шоколадные с орехами и т.д.)
Далее Разум выделяет количество тождественных объектов: один и много. (единственное и множественное число в любом языке). Потом Разум определяет мощность множества, если оно не равно единице, именуя каждый выделенный при помощи метки (точки) тождественный объект именем числительным (произведя счет).
А далее идет строгий (математический) прогноз будущего (что будет если пяти человекам дать четыре яблока? - Один останется без яблока!)
Именно понятия "Тождество" мне не хватало в формулировке моего понятия "Число" :-))) Ещё раз спасибо!
- Спокус, ты не прав
- А я?
- И ты не прав
- Но так не бывает!
- И ты не прав
Спокус
Тождество есть и нет - противоречие. А вся правда противоречия в его двойственном разрешении - в одном случае - созидательном(единосмысленном) разрешении, а в другом - разрушительном. Не найдя созидающего пути правды, что остаётся кроме правды разрушающей тождество - обессмысливая его(в аспектах А=А и А=Б) или вводя произвол смысла, при котором будет всегда видна некая неопределенность тождества.
Главное, вокруг чего в данной теме вертится обсуждение вопроса о тождестве, касается выражения «в некотором смысле». В смысле, тождество – это то, что тождественно в каком-то смысле. Большой плюс хочется поставить тем, кто хотя бы уточняет, что нехило было бы СНАЧАЛА указать на этот смысл, а ПОТОМ уже говорить о тождестве в этом смысле [За кефир – отдельное спасибо всем.].
Обычно же, философская метафизическая толпа, используя понятие тождество, не утруждает себя подобными оговорками, ибо бог и так (кому надо) ниспошлёт в подсознание необходимое уточнение как раз в тот день, когда оголтелые западные позитивисты решат подать на истинно православных метафизиков в суд за присвоение ими понятия тождество.
Другими словами, идёт массовое отстаивание тезиса о том, что любое А и Б можно считать тождественным, так как всегда можно указать на некий смысл, в рамках которого эти А и Б сопоставляются.
Лозунговая составляющая такого подхода (с чем метафизики выходят на массовые демонстрации) формулируется коротко: сопоставляемые объекты (А и Б) – ничто, условия же сопоставления (т.е. рамки смысла) – всё. Значицца, подыскал подходящий смысл, и считай, - тождество у тебя в кармане. Я бы с этим тоже согласился, если бы имел хоть копейку за каждый найденный смысл между сданными мне в ремонт на отождествление А и Б. [А чё?! Вырученных денег вполне хватит на возведение себе нерукотворного памятника.]
Спокуса посперечатися, з якою «деякі» халепні дописувачі почали обговорення цього питання, полягає в тім, що рішення вищезгаданого суду завжди буде на користь метафізиків, бо вони посилаються на словники з питань філософії.
[Дословный перевод с укропного: Искушение поспорить, с которым «некоторые» незадачливые авторы начали обсуждение этого вопроса, состоит в том, что решение вышеупомянутого суда всегда будет в пользу метафизиков, потому что они ссылаются на словари по проблемам философии.]
Однако даже преступникам в судах даётся последнее слово. И я его беру.
Чтобы говорить о тождестве А и Б, их надо как минимум начать отождествлять. Пусть не вслух, не на письме, но хотя бы только в уме. То есть мы должны привлечь некие наши знания об этих А и Б, чтобы их сопоставить. Нас не должна смущать скорость мышления, с которой мы иногда способны эти знания привлекать, потому что обычно это скорее рефлекторный процесс, чем осознанный. Лишь в особых случаях нам понадобится «напряг», и совсем редко – обращение за консультациями к специалистам или к энциклопедиям.
В приведенном абзаце ключевым является слово «привлекать» [знания]. Ниже будет ясно почему.
По-моему, совершенно очевидно, что чем больше знаний об А и Б окажутся одинаковыми, тем больше у нас становится прав говорить о каком-либо тождестве. Пусть даже - частичном, а в идеале, если все знания совпадут, то это можно будет назвать тождеством во всей ВОЗМОЖНОЙ полноте [в смысле - человеческих возможностей].
Теперь попробую дать определение тождества, не претендуя на окончательное решение тождественного вопроса, но покушаясь на известные определения в словарях. Потому что не совсем точное определение (моё) всё же лучше, чем не совсем правильное (их). Предлагаю такое определение.
А и Б можно считать настолько тождественными на данный момент времени, насколько все возможные привлеченные знания об А и Б совпадают. При этом строгость (сила) тождества будет тем выше, чем эти знания полнее и фундаментальнее.
Позвольте, набросятся на меня метафизики, аки волки, а как же обещанное с самого начала тождество, которое тождество в некотором смысле?
Вспомним, ведь можно же вроде как утверждать, что А и Б тождественны между собой в том смысле, что они одинакового цвета, несмотря на кучу различий. Или, как было указано выше в теме, слона можно отождествить с определённым объёмом воды, в том смысле, что объём этой воды как раз соответствует тому, что вытекло из бассейна после погружения туда слона. Следовательно, в каком-то смысле слон тождественен этой воде.
Получается, что если мы находим у А и Б миллион одинаковостей, но одно различие, и называем это, пусть не полным, но всё же тождеством, то этим же словом мы вправе называть и случай обратный - когда есть миллион отличий и лишь одна одинаковость? Ведь ни один философский словарь, определяя тождество, не требует от нас рассматривать какие-либо количества как критические. А раз так, то в полном соответствии с русской ментальностью … – режь последний огурец! Наш психологический тип позволяет нам называть тождественным всё, что хотим! И пусть кто-то попробует покуситься на нашу свободу выбора слов!
Ну, ладно, критического количества одинаковостей и различий, чтобы называться тождеством, нам бог с небес не выдал, но в таком случае пусть хотя бы свинья не съест! Прописанного количества нет, но ведь тенденция-то существует!? Она же должна как-то влиять на умонастроение в претензии называть всё подряд тождественным?! Есть ли предел или всё-таки традиционный полный беспредел?
И тут надо вспомнить об одной заначке сделанной несколькими абзацами выше. Там было сказано о привлечении знаний об А и Б в процессе их возможного отождествления.
Обратим внимание, что процесс якобы отождествления воды со слоном (в заданном смысле) совершенно обратный! Мы в этом случае наоборот – отвлекаемся от неимоверного количества знаний о слоне и воде, чтобы сосредоточиться лишь на одном знании, а именно - об объёме слона и объёме вытесненной им воды. Такой процесс отвлечения от одних знаний, чтобы сконцентрироваться на определенном знании называется в науке - абстрагированием.
Итак, мы видим, что отождествление и абстрагирование – это как бы обратные процессы, типа индукция и дедукция, анализ и синтез…
Но что нам – метафизикам – какое-то там абстрагирование! Мы это ваше абстрагирование, т.е. отвлечение, если будете себя, суки, плохо вести, тоже отождествим – с отождествлением, т.е. с привлечением. И получим единую картину мира, где привлечение и отвлечение – наше великое одно,.. бля. Оно же – Абсолют [если кому-то покажется мало]. А там, не за горами, и… мир - это война, жизнь – это смерть… и далее, по списку.
За литературный стиль - респект.
За наконец-то четкое логическое определение - респект. Теперь есть основание, о чем говорить.
Следствия.
1) Идея Лейбница: о двух материальных вещах некорректно говорить ни то, что они тождественны, ни то что они не тождественны. Тождество - вообще не функция материальных вещей. Это функция "считающего" так мышления, процедуры мыслительного отождествления.
2) Идея Аристотеля (первый закон формальной логики): тождественными могут быть термины, понятия, идеи, знания, мысли и т.п. – настолько, насколько они совпадают.
3) Вариации две: для простых идей и сложных.
Простые идеи (знания) тождественны, если совпадают полностью: А = А, 1 = 1, Я = Я.
Сложные идеи (знания) тождественны, если совпадают все входящие в них простые идеи. Что и подтвердил автор темы: "Строгость (сила) тождества будет тем выше, чем эти знания полнее и фундаментальнее".
Отчего разгорелся весь сыр-бор? Оттого что последняя ситуация является скорее теоретической нормой, чем реальным инструментарием. Реально в мире существуют масса знаний и масса людей, носителей этих знаний. В каждое знание входят элементы и отголоски других знаний, и их если не бесконечно много, то порой достаточно много, чтобы их сравнить ("со-считать"). К тому же существует и достаточное множество людей, "считающих" по-другому. Взять наш форум ФШ, за все время его работы не помню ни одной ситуации, чтобы мы смогли договориться до тождества по какому-либо одному знанию (например, так до сих пор не прояснено даже, ник "Алла" тождествен "мужчине" или "женщине"). Я не говорю уже о таких сложнейших понятиях, как бытие, абсолют, единое, реальность, субстанция и т.д. В свое время столкнулся с двумя десятками понятий энтропии у физиков (вопрос в науке не решен до сих пор).
Тогда что в реальности?
Пусть есть знание А у одного человека или группы людей об объекте О, состоящее из N простых идей. Пусть есть знание Б у другого человека или группы людей об этом же объекте, состоящее из M простых идей. Если какая-то часть S простых идей из М и N тождественна, то и сложные идеи А и Б являются, во-первых, тождественными на эту часть и, во-вторых, разнящимися на части (М – S) и (N – S).
Что и требовалось доказать.
Как отождествить неживое и живое. Какие знания нужны?
Общее для объектов абстрагируется понятием. Обратное абстракции - конкретизация.
Хохол, что ли?!)))
Абстрагированию противоположна конкретизация, отождествлению – различение.
Отождествление это не свойство вещи или понятия, а свойство мыслительного акта. Я не уверен, что отождествление А и Б выполняется всегда путем подведения их под одно общее понятие. Например, отождествление мыслимого и реальности в акте сознания не означает, что вводится некое общее для них понятие. Отождествление здесь есть свойство сознания, само понятие сознания подразумевает возможность такого отождествления.
Определение исходит из метафизического допущения, что относительные знания сходятся к абсолютному. Но есть влиятельные философские системы (Кант, буддисты) которые это отрицают, позиционируя себя как критические, анти-метафизические.
:-))) Исчерпывающе детально рассмотрен вопрос "Как?" Но в данном случае без ответа "Для чего?" вопрос не проясняется.
Тождество - ноумен (так кажется называются абстрактные конструкции Разума).
Для чего Разум создал такую конструкцию, которая в одинаковой степени делает объекты (предметы, явления, процессы) тождественными и с единственным совпадением на миллион свойст и с единственным отличием.
Без чего не будет тождественности? Без шаблона тождества. Для чего нужно тождество? Для сортировки множества по определенным условиям, заданным шаблоном. (Грубо - куча овощей, нужно рассортировать. Шаблоны -зеленый красный. После сортировки две кучи - зеленая и красная. Сортируем красную - помидоры и редиска. Две кучи - помидоры и редиска. Сортируем помидоры целые и с поврежденные. Две кучи - целые и с повреждением. Целые сортируем по величине - большие на салаты, малые на засолку и т.д.)
Абсолютно тожественными любых два объекта не могут быть просто по различию параметра местоположения. Абсолютно тождественнен объект только сам себе, но это бессмысленное тождество, которое ничего не дает Разуму и поэтому неиспользуется в практических целях.
В своих моделях я использую категории, как пара философских терминов объединенных единством противоположностей ( две крайние противоположные точки отрезка, который можно представить в виде шкалы).
Конструирую категорию: тождественно - различно (отлично) (абсолютно тождественно - абсолютно различно (отлично)). Если кто не согласен - предложите свой термин.
Одна крайность - абсолютно тождественнен - объект сам по себе. Другая крайность - абсолютно отличен - нечто иррациональное недоступное нашему наблюдению (любой наблюдаемый объект будет тождественнен по возможности наблюдения) Это крайние противоположности, а единсво? Возможность отождествления! Шкала - степень отождествления.
Вот вам философский инструмент, который можно передавать в Науку (создание исскуственного интелекта).
Разум (как вы написали - с большой буквы) создал такую конструкцию - тождество - чтобы разумы (с маленькой буквы) этой штуковиной ежедневно пользовались. Заметьте, безвозмездно, т.е. - даром.
Когда мы пытаемся что-то объяснить, то это что-то, на котором мы концентрируем внимание окружающих нас разумов, всё время должно оставаться максимально тождественным себе. Тогда такое объяснение будет движением к Разуму (с большой буквы). Отклонение от тождественности в процессе рассуждений приводит к соответствующему уменьшению в размерах буквы "Р" в слове "Разум". Так что, если уж делать, то по большому. :)
Собственно, это ни что иное как закон [не]противоречия Аристотеля и соответствующее напоминание Лейбница. Мой же номер - 16. Я тут ни причем. Ручки-то - вот они! Просто я хотел этих моих любимцев защитить от психической атаки следующего содержания:
О абсолюте я говорить не готов, но если бы вы позволили заменить это слово выражением "по возможности полное" [тождество], то бессмысленность такой конструкции вызывает некоторое сомнение. В связи хотя бы с тем фактом, что Дума ещё не отменила основной закон Аристотеля (о противоречии), несмотря на движение в нужном направлении. Во всяком случае для различения упомянутой буквы "Р" явно требуются дополнительные диоптрии.
Многоходовка с сортировкой, которую вы описали, правильно назвать абстрагированием, т.к. на каждом шаге вы отвлекаетесь от множества характеристик объекта (знаний об объектах) и сосредотачиваетесь на одной. Абстрагирование - это дословно и есть отвлечение.
Как я уже говорил, при отождествлении мы действуем наоборот - мы привлекаем максимально возможное количесво знаний, чтобы убедиться, что они совпадают для отождествляемых объектов. Если всё совпадёт, то мы будем иметь максимально возможное тождество на данный момент времени и в данных обстоятельствах.
Таким образом в результате объяснений вашего процесса "сортировки" мы получили очередное метафизическое совершенство, а именно: отвлечение тождественно привлечению. Браво!
:-))) Или Вы не в состоянии объяснить, или я не в состоянии понять. Говоря простым языком, кто-то из нас дурак, и я вполне допуская, что это могу быть я потому, что считаю, что для отождествления объектов нет необходимости привлекать максимальное количество знаний. Нужен лишь критерий отождествления (шаблон). Чтобы узнать человека (отождествить объект) не нужны все знания о строении тела человека и содержание его духовного мира. В математике есть такой термин "необходимо и достаточно".
И силуэт обозначенный несколькими линиями и фото с высоким разрешением позволяют одинаково отождествить изображение с объектом носящим имя "кошка"
(Кстатит вот ещё область применения Разумом понятия тождественности - механизм узнавания - отождествление наблюдаемого объекта с эталоном какого либо объекта, сформированного памятью.
"Что за куча за грядкой на огороде лежит? Да это же человек! А воняет как! Так может вонять только один человек. Серега, это ты? Ага, я. (полное отождествление)")
В любом случае при всей кажущейся абсурдности парадигмы данного поста, в качестве учебного пособия для выяснения значения понятия "тождество" прекрасный пример. Не знаю как кто, а я извлек для себя конкретную пользу.
Жаль, что для меня это уже "просто так", небольшое отвлечение от простых житейских забот.
Главная проблема в том, что при помощи вашего отождествления мы можем отождествить всё на свете (беру копейку за каждый придуманный на заказ шаблон).
Какой толк в таком понятии тождества, если оно применимо ко всему на свете?
:-))) Толк громадный именно потому, что его можно применить ко всему на свете(я привел примеры сортировки и узнавания, есть ещё множество других примеров, счет, например). А какой толк в тождестве если его нельзя ни к чему применить? Ну полностью тождественнен объект сам себе, и что?
И зачем мне платить(даже копейку) за Ваши шаблоны, если я их сам строгаю пачками. Да плати ты мне за использование Ваших шаблонов, я все равно буду пользоваться своими. :-)))
Тождество математическое строго потому, что однозначное имя числительное, созданное строго по определенному правилу (разрядно-позиционный метод) получается в результате двух разных действий. (а+в+2 = а+2+в; при любых значениях А и В)
Тождество философское не может быть таким строгим, потому, что оперирует многозначными именами созданными в произвольной форме. Создайте другое правило создания однозначных имен и получите другую математику. (Экспоненциальная форма числа позволяет работать с бесконечно большими и бесконечно малыми числами одновременно).
Отождествить (найти сходство) можно нечто в практически противоположном и найти различия в практически идентичном.
Такова реальность матиё.
Примерно этим занимаются защита и обвинение в суде.