Оставим тождество гири и масла. Ограничимся рассмотрением тождества реальной вещи и представления о ней. Сразу бросается в глаза несопоставимость, не тождественность того, что в голове и того, что вне нее. Однако в рефлексии ума сравниваются конечно не реальная Луна, и представление о ней, а представление о реальной Луне и наше представление Луне.
Пусть передо мной не столе лежит книга. Я некоторым образом знаю ее. Может быть даже знаю весь текст наизусть. Но я понимаю что это знание книги не реальная книга. Например, в книге есть выходные данные (тираж и т.д.). Эти выходные данные есть в реальной книге, а не моем знании книги. Тем не менее понятие об этой реальной книге есть все-таки понятие. Схоласты различали формальное понятие (ФП) – вещь схваченному в уме , объективное понятие (ОП) – указание на вещь. Подробнее «Суарес против Гуссерля»/Г.В.Вдовина - http://www.creform.spbu.ru/main/texts/publications/suares_guss.pdf
Объективное понятие не всегда есть реальная вещь, потому что объектом акта постижения могут быть также отрицания, лишенности, чисто мысленные отношения и всякого рода вымышленные и невозможные сущие, вроде козлооленей, химер и т. п. – короче, все то, что называлось ens rationis – сущим в разуме.
Строгая постановка вопроса: можно ли указать классы объектов, для которых ОП = ФП? Если да, то, рассматривая соответственно класс ОП и класс ФП как две сущности, мы можем говорить об их тождественности.
Комментарии
Корвин
Да, но у вас почему-то этого указания на вещь нет, а есть только указание на то, что представляет вещь(ваше -"представление о реальной луне" ещё не указывает(может и не указывать) на саму луну как вещь, а если не указывает, то тут может быть подстава в виде любого вашего мнения, которое вы и будете рассматривать как "представление о реальной луне", т.е. то,что и называется "принятием кажимого за действительное"). Т.е. не указывая на действительную вещь, вы можете породить "чёрта", который(как любитель вносить путаницу) и спутает фп и оп так, что или не будет никакого тождества или оно будет неопределённым(смысло-произвольным),о чём я уже говорил в теме Спокуса ("Тождество как оно есть").
- Да, можем говорить об их тождественности, ОП и ФП - это одно и то же ПОНЯТИЕ. Ибо и "вещь" - это тоже понятие, хоть "в уме", хоть "вне ума" - на столе. И то, и это - одно и то же понятие, только видоизменённое на пути к его реализации, завершённости от первоначального замысла до внешней реальности.
У меня почему-то данная вами ссылка не работает.
Итак, надо указать классы объектов, для которых объективное понятие...
Так объекты для понятий, или понятия для объектов? Вроде как объекты могут существовать, когда никакими понятиями и не пахнет, так как понятиям негде рождаться. Головы-то и нет ещё, причём никакой, даже инфузориеной.
Следовательно понятия могут возникать для классов объектов, а не объекты для понятий (будь они формальные, объективные или даже притянутые за уши).
Другое дело, если возникло нечто новое, неведомое, некий НЛО (Неопознанный Летающий Объект) и нам надо его (неведомое) подвести под какое-то имеющееся понятие. Если подведём, то оно перестанет быть неведомым, т.к. понятие - это всегда некие знания о классе в чём-то схожих объектов. И опять выходит, что понятие для объектов, а не объекты для понятий.
Ну, ответ-то, в общем-то, на поверхности. Само требование тождественности подсказывает. Такими объектами являются все меры, без существования которых, мир оставался бы неизмерим, а измерим он может быть только в случае тождественности меры, как формального понятия и меры, как объективного понятия. Иначе что и как можно мерить?
Как-то в стороне оказалось качество, как аналог меры. А в общем-то качество - это критерий существования. Там, глядишь, и количество подтянется...