. Взаимосвязь относительной истины, абсолютной истин и блага в этике. Как рождаются ложь и заблуждения. (Теория истины)
(Выдержка из книги "Формирование гражданского сознания с помощью законов этики")В истории познания мыслители пытались определить истину, как условие, путь достижения блага. Первым это понятие ввел в философию Парменид. Понятие истины уже носило характер критерия, оценки знаний, которое противопоставлялось мнению при достижении тождества мышления и бытия. По Платону такое состояние достижимо, если истина связана с душой, с миром идей. Поэтому многие философии средневековья отстаивали концепцию о врожденности истинных понятий. По Аристотелю и Ф. Аквинскому истина должна рассматриваться в соответствии с благом.
Определение, что истина обеспечивает адекватное отображение действительности в сознании, сохранилось и до наших дней во многообразных уточнениях.. Благодаря возможности абстрагирования в критериальных возможностях истины стали выделять абсолютную истину, относительную истину, объективную истину, а в ней необходимую истину, случайную истину, аналитическую истину, синтетическую истину и т. д. В таком способе познания как мы уже показали выше сама истина теряет свое критериальное значение и не может противопоставить себя мнению, заблуждению и даже лжи. В истории познания мы обнаружили только отдельные концепции о видах истины. Теория истины, если выделить основную идею из всех концепций, должна иметь как критериальную, так и организующую сущность в науке и любой деятельности человека.
Это определение было подсказано всем известными словами Господа «Я есмь Путь и Истина и Жизнь». Путь это множество относительных истин, которыми мы ориентируемся. Истина – абсолютная истина в своем процессе позволяющая познать Создателя. Жизнь – человек, человечество существуют в качестве цели как Благо, которое есть возможность существования жизни.
Определение теории истины. Критериальная и организующая сущность истины возникает только в рамках ЦЕЛОГО, когда множества оценок, обозначающих их принадлежность к множеству «относительная истина» (А), могут соотноситься с регулятивными возможностями этапов подмножества «абсолютной истины» (В), развитие которой направлено на приумножение и сохранение подмножества «благо» (С).
А) Организационная сущность истины.
Определение истины предполагает и порядок организации познания, то есть основы теории познания. Наличие обратных связей (АВС, АСВ, ВАС, ВСА, СВА, САВ) позволяет получить полное представление о целях познания и обеспечить их истинность. Поскольку логика мышления и действия совпадают, то следование истине позволяет значительно экономить ресурсы в практической деятельности. В этом случаи теории становятся практичными и мы уходим от методов проб и ошибок в парадигмальных концепциях и гипотезах. «Путь истины»:
- на первом этапе определяется пространство, сфера познания через выделение множества относительных истин. Выбор признаков конкретизируется соотношением множеств АВС и АСВ. В этом случае необходимость и достаточность их будет определяться наличием представления о ЦЕЛОМ;
- на втором этапе, через этапы истины как процесс, формируется методология процесса познания устанавливаются оптимальные пути достижения результата и уточняется круг пространства множества относительных истин; Наличие обратной связи в рамках ЦЕЛОГО (ВАС, ВСА) определяет методологию процесса познания.
- на третьем этапе оценивается соответствие предполагаемого приращения нового знания (нового продукта) представлению о множестве Благ, как принадлежащему представлению о ЦЕЛОМ. Наличие обратной связи вносит элементы нормативности в развивающийся процесс познания (САВ, СВА). Достижение блага как цель познания.
Резюме. Понятия «путь истины», «истина как процесс» имеют всеобщий характер, так как участвуют в формировании ЦЕЛОГО и его типичных состояний.
Организационная сущность природы истины становится основой для типовой специализации наук в обеспечении полноты исследований:
АВС- прикладные науки, опытные заводы ориентированные на производство новых продуктов потребления (А), которые отражают будущие потребности (В) общества и обеспечат увеличение блага в какой-то сфере жизни;
АСВ – прикладные науки, опытные лаборатории ориентирование на создание новых технологий в различных видах производства (А), которые позволят достичь блага в конечных результатах за более короткое время и экономичнее (С), что обеспечит развитие общества в будущем (В);
ВАС – фундаментальные науки, ориентированные на совершенствование системы образования (В), которое обеспечит подготовку рабочей силы и научных кадров (А) для обеспечения материального и духовного роста благополучия (С) общества;
ВСА – фундаментальные науки, ориентированные на создание новых теорий и концепций (В), которые позволят создавать экспериментальные науки и опытное производство (С) и обеспечат рост интеллектуального капитала общества, в лице его граждан;
САВ – экспериментальные науки, позволяющие за счет новейшего научного оборудования (С), получать новые научные достижения (А), которые обеспечивают существование будущего в науке (В).
СВА – экспериментальные науки, использующие сложное наукоемкое оборудование (С), позволяющее делать фундаментальные научные открытия (В), которые обеспечат получение новых продуктов и технологий.
Комментарии
Программа грандиозная, пока оценить трудно. Но в свете последних споров на ФШ, в связи с выявлением в познании, помимо истины, еще и лжи, фикций разума, социальных предрассудков, идолов и эйдолонов (Бэкон), химер и т.п., не могли бы Вы уточнить, предполагается ли соответствующая программа для выявления Фикций и Эйдолонов в человеческом познании и бытии.
Вот она, философия!
"...с выявлением в познании, помимо истины, еще и лжи..." ----
Нет в познании лжи, ложь - это преднамеренное враньё. В знаниях есть только апирия (незнание), ирреалис (ошибочные знания, несоответствующие реальности) и истина (истинные знания, соответствующие реальности).
Есть в знаниях и познании:
1. Истина.
2. Апирия.
3. Ирреалис.
Самый вредоносный - ирреалис, потому что заставляет 100%-но ошибаться. Апирия приводит к случайным правильным действиям. А истина всегда приводит к абсолютно правильным действиям, поэтому истина - это абсолютное благо.
Если справедливость является законом природы, то единственно правильной программой для выявления фикций и эйдолонов является Культ Правды, чтобы все прекратили врать. Лжец истину никогда не познает, даже если он врёт только своей жене, он всегда будет иметь в своих знаниях фикции, эйдолоны, иллюзии, заблуждения... Лучше бы он ничего не знал, тогда мог хотя бы угадывать правильное. А так, эрудированный лжец всегда ошибается в действиях.
Не буду спорить о словах. Тем более что мне нравится и апирия (на санскрите, у Патанджали - авидья) и ирреалис. Не понял? почему Вы не включили сюда бэконвсикие эйдолоны.
Ничего не имею против этической максимы "Культ правды". Но если этот культ немного перенапрячь в культивировании, то он из этической максимы легко превращается в идеологический эйдолон. Сходите в библиотеку и почитайте газету "Правда" за все годы прошлого столетия.
Зачем включать эйдолоны, если есть общее - ирреалис (ошибочные знания), куда входят эйдолоны?
Насчет "лжи", хотя бы Вы начинайте использовать это слово правильно, чтобы не возникало в философских словарях таких идиотизмов как "антонимом истины является ложь".
Культ Правды и газета "Правда" - это разные вещи. При Культе Правды такой газеты бы не было.
Конечно, перегибы не нужны, но сам Культ Правды не даст возникнуть этим перегибам, потому что он идет в совокупности с признанием бессмертия сознания и признанием существования природного закона справедливости. Если создавать Культ Правды отдельно от бессмертия и справедливости, то это будет - идиотизм, потому что Правда не имеет ценности в условиях смертности человека. Смерть вообще разрушает все смыслы, смерть все знания превращает в хлам - иллюзию. Смерть дает только одну истину - все умрут, а в жизни правит случайность. Случайность запрещает рациональность и познание. Удивительно, как долго существует иллюзия в знаниях людей, что смертные могут быть мудрыми, логичными и образованными. Смертный может быть только беспомощным фантазером, решившим, что он может что-то существенное знать.
Истина - заблуждение, правда - ложь.
Человек смертен, человечество бессмертно. Порассуждайте в таком ключе.
Над чем мне рассуждать?
Над этой глупостью и извращением: "Истина - заблуждение, правда - ложь"?
Кто Вам сказал, что человечество бессмертно? Вы про Йелоустоун не знаете? Про астероиды ничего не слышали? Нифига человечество не бессмертно, а очень даже смертно.
Нашли тему для размышления:)))
Не нужно играть словами и уходить от темы. Поскольку истина - это результат доказательного спора, а ложь - это умышленно искаженная истина.
Истина относительная - совокупность информации, признанная соответствующей относительной реальности группой людей.
Истина абсолютная - Истина абсолютной реальности, Абсолютная информация, доступная исключительно Богу и являющаяся Богом.
Все остальное (фикции, эдолоны и прочая белиберда) - выдумки людей, не постигших понятия истина.
Симон Вайнер
Истина и заблуждение - понятия философии. Правда и ложь - понятия (социальной) психологии.
Когда-то бытовало заблуждение, что Земля плоская. Выяснилось - шарообразная. Соответствие мышления предмету есть истина (Гегель). Корреспондентская теория истины. Другие - заблуждения.
"Формирование гражданского сознания с помощью законов этики" ----
А где законы этики? Истина должна быть привязана к этике, если уж с помощью ее законов строится теория истины. Или название ничего не значит?
"Законов этики" - уже ученые обнаружили такие законы природы? Или этика - это уже всеми признанная наука? А почему Обама врёт напропалую, если есть законы этики?
Вместо этики написано только об экономике. Странно всё это.
Здравствуйте Николай. А как быть простому человеку, в быту. Как Вы ему бы смогли помочь понять что есть Истина. Если их (истин) много то почему так выходит. Вы бы могли для меня (обывателя) на пальцах объяснить теорию множественности истины : то она действительность, то уже благо, то она какой то критерий. В чем ее относительность, в чем абсолютность? Не отвечайте пожалуйста на все вопросы сразу (я запутаюсь) давайте сначала общее потом уточняться если Вам это не сложно. Просто простота (обывательская) мне кажется здесь не помешает.
Я повторю мою мысль. Думаю, задача философа помогать человеку в быту понимать не что есть истина (с этим справятся другие науки и отрасли знания), а что есть фикции, иллюзии, предрассудки, заблуждения, эйдолоны. Вот это люди порой понимают плохо и с удовольствием в них окунаются.
Но мне кажется автор статьи считает, что именно истину как "Истину" он хочет разобрать в теме. И да при необходимости отделить ее от фикции, иллюзии.....
Я просто хотел его попросить (Если он МОЖЕТ , это не оскорбление т.к. это редкий дар уметь разъяснять сложные вещи на пальцах, при этом не упрощая и чего либо упуская из рассматриваемого предмета. Я и хотел что бы он подыскал обывательские слова для дальнейшего своего рассуждения (со мною)
Вспомнился Кришнамурти - отбросив ложное человеку открывается истинное;
примите мои поздравления, товарищ Борчиков!
Уважаемый Николай Викторович!
Примерно понятно.
Если Истина - абсолютная истина в своём процессе, то относительная истина НЕ абсолютна в своём процессе, которого может и не быть как процесса непрерывного.
А если "процесс" НЕ непрерывный, а прерывный, дискретный, то каким образом "мы ориентируемся" в этом "множестве относительных истин"?
То есть, Вы даёте определение Благу как "возможности существования жизни", а человек - тоже Благо, как некая Цель.
У меня складывается представление о человеке/человечестве (как и всякой живности) как "средстве" достижения некой цели.
Хотелось бы увидеть Ваше понимание обоснования "совпадения логик мышления и действия". Ведь если бы логики совпадали, то и не надо было бы заниматься практической деятельностью, о чём и заявляете в следующем пункте:
В этом случае "мы" уходим не только от "методов проб и ошибок", но и от практики вообще.
Для чего двигать руками и механизмами, если и так известно, что задуманное всегда получится? (Авенариус).
То есть любое задуманное абсолютно детерминированно. И "я" знаю, что будет через много тысяч лет со мной и моими "шевелениями". То есть "матрица".
Но ведь что-то всегда "идёт не так".
Спасибо.
Николай Мигашкин здравствуйте. А Вы где. Вы же наш собеседник или Вам все равно что на Вашу тему думают. Или это так просто Чтоб мы знали кто нас Посетил. Я прочел кто Вы... Ох не простой человек, не простой... Может мы чего не так говорим (глупости) вот Вы и молчите?
"Это определение было подсказано всем известными словами Господа «Я есмь Путь и Истина и Жизнь». "
стоит ли аппелировать к персонажам еврейского фольклора ?
Русское "путь" - с греческого "метод, способ". "Ориентирование" - это процесс выбора пути, метода. "Истина" - это существительное от глагола "есть". "Жизнь" - от русских корней "живот+знание", означает процесс создания и получения опыта, который образует "переживания" или "со-бытие с тем, что есть".
В целом, выражение "Я есмь Путь, Истина и Жизнь" можно понимать как ответ на вопрос - "что есть Я?". Ответ таков: любое Я - это способ или метод познания, путь к тому, что есть (к познанию истины). Я - и то, что есть (истина). И Я же - процесс создания+получения различного опыта, который Мне (моему Я) нужен или желателен (поэтому любой опыт является благом для человека и человечества).
Ну, а так как "никто не приходит к Богу, кроме как через Я (Меня)" и, поняв Я (себя), обнаруживает, что "Я и Отец (всего, что есть) - одно", то приходит к абсолютной истине: Я есмь Создатель (Я=Бог). Отсюда же "путь к себе", "человек познай себя" и дисциплина "самопознание", включающая АВС во всех комбинациях.