Она проявляется единственно как Свобода выбора и есть высший Принцип, связывающий Мыслящего с Мыслимым, а также иерархию сознаний. Случайность, необходимость, судьба и предопределение – её следствия. Выбирают все, и люди, и божества, своими намерениями, словами и делами.
Их субъективное бытиё, с одной стороны, оказывается результатом отображения доступных идей из иерархической Сферы их, порождаемой всеми сознаниями. А с другой стороны, – индивидуальным пространством мышления и личной «игрой» каждого, состоящей из «вопросов, ставящихся жизнью» (воспринимаемых событий и явлений Мыслимого) и ответов на них (отношений и деяний Мыслящего).
Успехи и неудачи на жизненном пути определяются правильностью этих ответов, не только возможностями мышления, но прежде всего соотнесённостью бессознательных и осознанных реагирований, наличием у индивида знаний, сил духа и воли. Которые зависят от его веры и любви и в свою очередь расширяют его возможности.
Свобода выбора связывает душу и разум в единство сознания, побуждает мышление к активности, отождествлению Мыслящего с Мыслимым и вызывает потребность в самопознании. У знающего и сильного человека реакции из сферы действий постепенно перетекают в сферу отношений.
При сознательном выборе их у него всё чаще появляются вопросы к себе: как нужно относиться и поступать; почему надо делать именно так, а не иначе; и следует ли вообще как-то реагировать, или лучше не относиться никак и не действовать? Иными словами, требуется понять, какие именно отношения обусловливают верные выборы.
Ответы на это можно найти в Метафизике души. Нередко они оказываются парадоксальными, приходя в противоречие с привычными побуждениями рассудка, но полностью соответствуя нравственным заповедям Иисуса. И тогда у человека возникает необходимость принятия иных решений.
Ему приходится выбирать между эгоизмом разума и бескорыстием души, основанными на разных критериях, а также между действиями и отношениями. Изменение последних приводит к повышению уровня его свободы и возрастанию ответственности.
Сознание, погружённое в поиски единственно верных отношений, обретает наслаждение и радость, раскрываясь в полноте истины, духа и любви. А душа задаёт посылы для чистых, неэгоистичных намерений разума, не нарушающих внутреннюю гармонию Мыслящего, Мыслимого и мышления.
Свобода, как абстрактная идея, определяется посредством логических взаимосвязей множеств понятий. Приведение её в соответствие конкретным образам или абстрактно-конкретным представлениям – крайне затруднительно и противоречиво.
Возможно ли «существование свободы до сотворения мира»? Но разве может существовать что-либо без Мыслящего-«Я» (Пуруши-Познающего), посредством мышления творящего своё Мыслимое-бытиё и затем познающего его?
В некотором роде этим оказывается Сфера идей (хотя те порождаются сознаниями) – область чистых абстракций, высшие из которых обозначаются терминами Любовь, Свет, Истина, Благо. Они не отображаются в образы, не имеют чётких определений и постигаются в целостности внутренних взаимосвязей душой. А для неё не существует свободы как антитезы несвободе.
С другой стороны, принципиальная неуничтожимость и всепроникаемость Духа, Блага-Любви и Истины может трактоваться как «свобода» этих тончайших психических энергий. Которые приводят к формированию в мышлении структур представлений и отношений и осознанному выбору последних человеком.
Свобода есть не «живая самостоятельная мыслительная субстанция», но творческая потенция Мыслящего-«Я». Он содержит в себе всевозможные понятия, в том числе свободы, случайности, необходимости, судьбы и пр., а те определяют его Мыслимое-бытиё. Поэтому свобода есть всё и ничто.
Рассуждения о «смысле и ценности человеческой жизни с этической точки зрения», как правило, оказываются субъективными, условными и относительными мнениями, во многом ошибочными. Каждый сам решает эти вопросы соответствием своих намерений, слов и дел, которые редко у кого совпадают, а также применением знаний на практике.
Подлинный смысл жизни состоит в познании, а цель – в совершенствовании людей, установлении гармонии их внешнего и внутреннего начал. Самопознание и обретение сил позволяют им выбирать свои отношения на основе безусловных нравственных критериев.
Свобода – это не процесс и не момент, но состояние, характеризуемое соотнесением разума и души. Каждый свободен настолько, насколько себя таковым ощущает. Совершенный человек осознаёт свободу как внутреннюю раскрепощённость, полноту сил, радости и ответственности. Но те, чьё сознание сужено, воспринимают её в противоположение несвободе – внешним ограничениям, препятствующим реализации эгоистичных желаний и устремлений.
Свобода, будучи предикатом (предустановленным свойством) души, воспринимается и познаётся разумом как атрибут Мыслимого и становится неотделимой принадлежностью или недостижимой мечтой Мыслящего (совокупностью его состояний и отношений), но всегда оказывается Свободой выбора. Поэтому подвергаться моральным или этическим оценкам могут выбираемые им отношения и действия, а никак не свобода.
Душа, её истинный носитель и выразитель, всегда «знает, чего хочет», и безмолвно предлагает человеку так поступать и относиться. А разум мечется в вариантах, жаждая отвечать на ставящиеся жизнью вопросы, но страшась и мучаясь сомнениями, до конца не уверенный ни в чём.
Его ответы есть компромиссы между опасениями и вожделениями и основаны на ложных или неполных знаниях. Если душа «спит», то разум, не способный принимать правильные решения, загоняет себя в трясину ошибок и новых ситуаций выбора.
Превалирование в жизни зла над добром, выгоды и эгоизма разума над любовью и бескорыстием души объясняется не только её молчанием у значительной части людей, но и неведением ими себя, условностью синтезируемых моделей бытия и логикой рассудка. Поэтому свобода их – относительна и иллюзорна.
Понятия блага и греха характеризуют ту составляющую сознания (душу или разум), которая определяет выборы человека и их кармические последствия, а также все его восприятия и отношения. Причём благо всегда противостоит греху, а тот отрицает благо.
Свобода выбора дарована всем, хотя и в разных степенях её реализации, как обращение к разуму или душе и следование зовам внешнего либо внутреннего начала. Но душа через любовь и жертвование, отдавание себя без меры способна противостоять бессознательным действиям инстинктов и рефлексов.
Посредством неясных интуитивных призывов («голоса безмолвия») она постоянно побуждает человека (его разум) к самопознанию, выяснению причин и мотивов своих помыслов и поступков, к нахождению и принятию нравственных критериев выбора. И далее – к обретению сил и воли для обязательного воплощения их в жизни и для новых критических исследований себя на очередных этапах самопознания.
Только так, продвигаясь к совершенству под неусыпным управлением души с помощью мышления, можно обрести свободу как непреходящее высшее состояние сознания, полноту и гармонию бытия, радость жизни.
«Повиновение само по себе» не есть благо и подразумевает отказ от свободы выбора, связанный с недостатком знаний и сил, и следование указаниям других людей. Даже если намерения их добрые, то невежество, безволие и бессилие индивида, неспособность его принимать решения и брать на себя ответственность не могут быть благом.
Также неповиновение не всегда есть грех и зло, но часто – проявление воли и решимости человека, хотя и бывает основано на недостаточном или ложном знании либо на проявлении страха и эгоизма. Злом является принуждение к повиновению, посягающее на основополагающий Принцип Свободы выбора и лишающее её.
Строго говоря, неповиновение, как и повиновение, – следствия выбора людей. Злом (грехом) или добром (благом) их делают критерии и мотивы, которыми те руководствуются (первичные отношения мышления, лежащие в основе всех поступков). А также субъективные восприятия и оценки окружающих.
Не существует «свободы вообще, означающей свободы всего и от всего», но есть только Свобода выбора. А её «носителями» являются конкретные личности, которым дарованы свыше право и силы свободно выбирать и действовать.
Не все люди способны осознанно принимать решения, многие делают это автоматически, следуя инстинктам и рефлексам. Поэтому Свобода выбора, как первичная необусловленная потенция, вторично обусловливается их возможностями, проявляемыми в разных жизненных ситуациях.
В отличие от человека, в «объектах, событиях, энергиях и т.п.», их взаимосвязях и взаимодействиях нет выбора, а, следовательно, и свободы, но есть изначально установленные и однозначно определяемые законы соответствий (сил и энергий). Свобода выбора – принадлежность мыслящего разума.
Бессмысленно рассуждать о ней «как определённой и самостоятельной субстанции» и «реальной свободе». Такие попытки – тоже проявления свободы: знать или заблуждаться.
«Страх перед свободой» есть боязнь предстоящего решения и неизбежно наступающей за этим ответственностью. Во многом он связан с недостатком сил и неведением человеком последствий, а в конечном счёте, с неустойчивостью системы критериев выбора, которую расшатывают его противоречивые желания и отвращения.
Поэтому большинство людей предпочитают не столько несвободу как бегство от свободы, сколько отказ от выбора. Неуверенность и бессилие порождают в них страх перед необходимостью принятия решений и самой жизнью, который трудно победить инструментами разума. Изгнать его способна душа, наполняющая сознание любовью, а она не оценивает и не размышляет, но сама есть выбор, единственно верный.
Свобода (как и жизнь) может казаться пребывающей в прошлом или будущем, но она – всегда в настоящем и есть состояние сознания и души, мгновение восприятия. Свобода – относительна и субъективна, но также абсолютна, так как составляет суть бытия. В некотором роде она является несвободой, отрицая иные возможности выбора самоограничением человека и возложением на себя ответственности.
Настоящая свобода наступает, когда он не задумывается о том, что и как ему делать, но совершает безошибочный выбор естественно, без каких-либо внутренних усилий. А тот становится частью бытия личности, восприятием разума и состоянием души.
«Мир – моя воля». Мыслимое, как структура представлений и отношений Мыслящего-«Я», реализуется в его желаниях, целях и средствах их достижений (воле). «Всё, что движется исключительно волей», есть результат совершаемого выбора. Необходимостью оказывается то, что он считает таковой. «Всякое событие необходимо» не только «по отношению к своей причине», но и в соответствие с отношениями к нему человека.
Необходимость – категория не «объективной реальности», но субъективных восприятий (отображений) идей мышлением. А также тех представлений и отношений (знаний) Мыслящего, на основании которых он производит свои выборы. Свободы у него всегда – ровно столько, сколько «необходимо» для принятия решений, обусловленных его возможностями (очередное противоречие мышления).
Как непостижимое познаётся через превращение в знание и отождествление с ним человека, так и «Душу Мира» он может постичь, приобщившись к ней и став ею.
t.me/tabularussia2016