Суть дела "Науки Логики" Гегеля
Прошло уже двести лет со времени написания "Науки Логики", а разговоры о ценности этого философского творения Гегеля не утихают до сих пор. Одни Гегеля превозносят чуть ли не как бога, но оговариваются, что окончательное его понимание - дело будущих поколений философов. Другие, наоборот, полагают, что Гегель - редкий шарлатан, который повёл философскую мысль по ложному пути, но тоже оговариваются, что Гегеля не читали. Но никто не попытался понять, как сам Гегель думал, из каких философских посылок и реальностей своего времени исходил, на какое современное ему знание опирался, насколько это знание может быть устаревшим по отношению к знанию нашего времени, а по большому счёту - какая от него вообще в наше время практическая польза.
Надо думать, каждый философ берёт от Гегеля то, что ему больше всего близко, и это благодаря тому, что в "Науке Логики" и других гегелевских произведениях полно размытых формулировок и запутанных ходов мысли, которые можно трактовать вдоль и поперёк. Кого-то такая невнятица вообще пугает и отбивает охоту к внимательному чтению классических философских текстов. После чтения Гегеля начинающему философу начинает казаться, что проще философию пересочинить заново, чем вникать в хитросплетения классической философской мысли. Так возникают всё новые и новые направления философии.
Но Гегеля не перепрыгнешь и не обойдёшь. Философия то и дело спотыкается на тех же ухабах и ямах, приведших систему Гегеля в состояние, которое иначе как окостенением и не назовёшь. Гегеля надо изучать уже потому, что каждый уважающий себя философ должен точно знать, как не надо философствовать, чтобы не превратиться при жизни в окаменелость. Для этого достаточно элементарно структурировать текст Гегеля на составляющие его мысли и проанализировать их, а потом сравнить с тем, что философами о Гегеле от себя надумано.
С чего же начинается "Наука Логики"? В Ведении к ней Гегель говорит о "сути дела" - "Ни в какой другой науке не чувствуется столь сильно потребность начинать с самой сути дела, без предварительных размышлений, как в науке логики." Гегель подразумевает по умолчанию, что философия есть наука и наука, прежде всего, логическая. Не объясняя, почему он так думает. При этом потребность начинать с сути дела Гегелем не мыслится, а чувствуется, как будто его эмоции и есть обоснование самой философии как логической науки.
Однако те вещи, которые автор недоговаривает, лучше оставить на его совести, так как, скорее всего, именно таким образом представляли себе философию в его время. А эмоциальная окраска этого его заявления отражает специфический способ философствования, который заключается в преимущественном одиноком общении философа с самим собой в письменной форме, когда автор то и дело вынужден подбадривать себя сильными выражениями, чтобы не умереть со скуки от обилия абстрактного материала, с которым он имеет дело.
Гораздо важнее понять, о какой собственно сути дела говорит Гегель. Здесь достаточно сопоставить и сравнить два гегелевских выражения - "В каждой другой науке рассматриваемый ею предмет и научный метод различаются между собой; равным образом и содержание [этих наук] не начинает абсолютно с самого начала, а зависит от других понятий и связано с окружающим его иным материалом.", а также - "Логика же, напротив, не может брать в качестве предпосылки ни одной из этих форм рефлексии или правил и законов мышления, ибо сами они составляют часть ее содержания и сначала должны получить свое обоснование внутри нее."
О чём здесь говорит Гегель? Он достаточно чётко проводит различие между частными науками и логикой, которую он представляет себе в качестве эссенции, сущности философии. Для Гегеля в науках существует разделение предмета и метода, формы и содержания понятий, причём содержание науки берут вне себя. Это означает, что понятия частных наук получают своё содержание не из размышления о самих этих понятиях, а из уже готового повседневного опыта обычных людей. При этом инструментом, гносеологическим методом обработки этого опыта для любой науки является логика, устанавливающая, по общему мнению, законы мышления для всех других наук. Однако для самой себя логике свои законы взять неоткуда, кроме как из себя самой. Именно поэтому логика не может, по Гегелю, брать логические законы в качестве предпосылки в процессе рассмотрения своей природы, как это делают частные науки, которые постулируют свои собственные предметы с помощью логики и обращения к очевидности, но вынуждена начинать с нуля, с некоторой изначальной неуверенности, развёртывая обоснование законов мышления как своё собственное, где метод логики есть также и её предмет, а содержание понятий логики есть сами эти понятия и их переходы, трансформации друг в друга.
На первый взгляд кажется абсурдным такое крайнее гегелевское ограничение содержания его логики. В этом мысленном пространстве вроде бы уже не должно оставаться никакого вразумительного мыслимого определения, так как любое его содержание будет уже содержанием понятий частных наук. Налицо интеллектуальный коллапс, спровоцированный раздувшимся профессорским самомнением. Но именно потому, что Гегель берёт в качестве предмета логики не любое случайное содержание, а только самое рафинированное, отфильтрованное от содержания любых частных наук, сам этот предмет становится предельно общим и подчиняющимся не частнонаучным законам, а только своим собственным, которые логике только ещё предстоит сформулировать. Недаром Гегель говорит - "...само понятие науки ... составляет ее [логики] конечный результат: она поэтому не может заранее сказать, что она такое, лишь все ее изложение порождает это знание о ней самой как ее итог (Letztes) и завершение. И точно так же ее предмет, мышление или, говоря определеннее, мышление, постигающее в понятиях, рассматривается по существу внутри нее; понятие этого мышления образуется в ходе ее развертывания и, стало быть, не может быть предпослано."
Однако Гегель сам хорошо осознаёт, что его ограничение содержания логики - отнюдь не новейший логический приём, а, как ни странно, обычная практика преподавания логики в его время. Поэтому он, дистанцируется также и от такой логики, которая оперирует только формами понятий, не принимая во внимание их содержание, - "Если вообще логику признают наукой о мышлении, то под этим понимают, что это мышление составляет голую форму некоторого познания, что логика абстрагируется от всякого содержания, и так называемая вторая составная часть всякого познания, материя, должна быть дана откуда-то извне, что, следовательно, логика, от которой эта материя совершенно независима, может только указать формальные условия истинного познания, но не может содержать самое реальную истину, не может даже быть путем к реальной истине, так как именно суть истины, содержание, находится вне ее."
Можно подумать, что Гегель критикует формальную логику, которая по своей природе занимается исключительно взаимоотношениями высказываний независимо от содержания последних. На это вроде бы указывает его следующее замечание - "... неудачно уже утверждение, что логика абстрагируется от всякого содержания, что она только учит правилам мышления, не имея возможности вдаваться в рассмотрение мыслимого и его характера." Гегель подчёркивает, что до сих пор философы резко отделяли форму логики от её содержания и даже противопоставляли одно другому. Но у Гегеля нет такого понятия как формальная логика, его нет также и в современных учебниках по логике, где формальная и содержательная логики излагаются как единое целое. На самом деле Гегель утверждает и продвигает логику, которая игнорирует не только формальные правила мышления, но и преимущественное его содержание, где логика оперирует в мышлении понятиями низших иерархических уровней, понятиями, соотносимыми с единичными объектами или вещами. В результате у Гегеля остаётся логика содержательная, но лишь такая, которая оперирует исключительно предельными абстракциями, не имеющая никакой ассоциативности с вещами и понятиями о них, логика, работающая с категориями, а именно - с наиболее общими понятиями, которые даже не подчиняются обычным правилам выведения понятий, но подразумевают по преимуществу дескрипции.
Гегель совершенно ясно говорит, что ему нужно от логики и на этот счёт не должно быть никаких спорных истолкований: "В самом деле, если, как утверждают, ее [логики] предмет - мышление и правила мышления, то она непосредственно в них имеет свое, ей лишь свойственное содержание; в них она имеет также и вторую составную часть познания, некую материю, характер которой ее интересует." Здесь Гегель примиряется с логикой формальной, с необходимостью строить свою речь хотя бы по минимальным правилам, но при этом акцентирует, что содержание его собственной логики также должно ограничиваться самым необходимым философским минимумом. Вот вся и суть, основа для не связанного никакими догмами и никаким здравым смыслом гегелевского философского теоретизирования.
Комментарии
Вы понимаете предмет (логика в метафизике). Замечу, что рассуждения подобные вашим(и Гегеля, по существу ) нужны, в первую очередь, как попытка подвести читателя к внелогическому, умозрительному "схватыванию" абсолютных понятий. И обыденный здравый смысл в этом не помогает.Скорее наоборот.
ZVS пишет:
Уважаемый Лев, я всего лишь уточняю и расшифровываю то, что сказал Гегель. От себя я добавляю лишь то, что он, возможно, недоговорил. В своей же концепции я придерживаюсь простой линии - сначала должна идти обычная практическая логика, которую в наше время называют формальной, хотя в учебниках логики излагается одновременно как логика формальная (формы и связи высказываний), так и логика содержательная (понятия и их смыслы). А уж потом, после того, как будет показана ограниченность и даже бессилие этих двух сторон обычной логики, должна вступить в дело другая логика - на грани исчезновения обыденного здравого смысла, максимально очищенная от всякого двусмысленного забалтывания.
Здравый смысл здесь плох именно своей двойственностью, которая, как риф, всплывает то тут, то там, угрожая потопить корабль человеческого интеллекта. Но его, тем не менее, всё же необходимо рассмотреть. Гегель же обычную логику легкомысленно и демонстративно игнорирует и порицает, что ему нисколько не помогает и даже вредит. Недаром Гегель постулировал противоречие как основное достоинство философского знания и даже принцип всего бытия. Это его универсальный путь ухода от ответов на злобные вопросы дня.
Хотя, что бы он ни надумывал о своих революционных открытиях, Гегель всё равно открывает то, что и так уже было известно в его времена. Он обоготворяет всё ту же содержательную логику (как альтернативу логике формальной) и преподносит её как революционный переворот в философии. Так же пытается строить иерархии, как в частных науках, так же их размывает своим занудным лекторским резонёрством. И в результате всё равно остаётся в рамках всё той же двусмысленной разделяющей логики, которую он презирал.
Некоторые философы проклинают Гегеля как мошенника и манипулятора. Отчасти это так и есть. Но знать Гегеля надо, чтобы дважды не попадать на одни и те же грабли.
На недостатки(мутность, двусмысленность текста) Гегеля многие указывают. Однако, как только и я начинаю пытаться более расширенно рассуждать о предметах далёких от велосипедов, выходит что-то весьма похожее, на непосвящённый взгляд(мутновато-двусмысленное). Так что я пока отошёл от подобных попыток.
P.S. И злонамеренным запутыванием рассуждений Гегель не занимался.
"Я сделал что мог, пусть другие попробуют сделать лучше". Это про него.
Удачи в вашем труде.
ZVS-y: ну-да, ибо если считать "злонамеренным запутыванием" то, что Гегель, например, отразил в "Философии права" и в Предисловии к ней (и где он как раз и ссылается на то, как использовать его наработки в "Науке логики") - ну тогда ой!
VIK_Lug пишет:
А где, в каком труде Гегель ссылается на то, как использовать его наработки в "Философии права"? Я боюсь, подобной Философии вообще существовать не может. Сегодня право никому не нужно, пережиток прошлого. Что в Европе, что в Азии, что в Америке. Бери камень да бросай в полицию. А лучше два камня. Рекомендую обсуждать право в другом месте. Здесь тема другая.
Яну Ботеру: дык дело не в обсуждении сути той метафизической сущности, которой является право в процессах организации и реализации жизнедеятельности людей. А в использовании, при определении этой сути того, что Гегель отразил в "Науке логике" (см. Предисловие к "Философии права").
ZVS пишет:
Как-то на форуме вылез пользователь со слёзной просьбой растолковать Гегеля построчно. Я попробовал это сделать для себя. Очень много интересного накопал. И вам рекомендую.
Ну, это вы уже с кем-то другим дискутируете, Лев, а не со мной. Я такого не говорил. Тем не менее, Гегель не импровизировал, он был очень последователен в проведении своей философской линии. Он прекрасно осознавал то, что пишет. Только не до конца. Не смог предугадать печальных последствий.
Это про сочинение на заданную тему. Слишком много гонору для философа. Стыдно философам размерами меряться. Важна система. А она у Гегеля однобокая.
И вам удачи.
Попробую немного пояснить своё понимание трудов Гегеля.
Понимать, что хотел, сказал или не смог сказать(выразить) Гегель, недостаточно. Это как вид(присутствие вдали) вершины, не позволяет еще взойти на неё.. Абсолютный дух у Гегеля, суть то Божественное начало, которое, и до него и после, постигалось(давалась) в откровении, просветлении, и никогда логическим(научным) построением, выводом, как из неких иных посылок. На Востоке просветление достигается специальными медитативными техниками, на Западе скорее даётся через молитву и аскезу. Гегель, видимо, искренне считал, что для постижения любого знания(и высшей истины) достаточно уметь "правильно" рассуждать. Чему и пытался придать вид системы(она, наука логика). Вот хотелось ему ввести в философию "научный" метод(логику, пусть и особую). Очень в духе рационального мышления. Которое уже в то время на Западе практически покончило с религиозными "предрассудками" и отвернулось от метафизики(философии). Как лженауки. Попытка(спасти философию) не очень удалась. На мой взгляд, таким способом и не надо было пытаться. Но это уже совсем другая история(С). Теперь всё.
ZVS пишет:
Очень красиво описали, Лев. Однако меня это не впечатляет, потому что укладывается в мою концепцию единства и многообразия как одна из сторон единого знания о бытии. Я терпимо отношусь к идее Абсолютного духа, тем не менее отношу её к пониманию однородности объектов с точки зрения систем, которому противостоит понимание однородности объектов с точки зрения элементов. Заметьте - к пониманию однородности объектов, а не к пониманию единства бытия. Это уже не онтология, а гносеология, которая занимается бытием множественным, его подразделением на кучки и их познанием. Но здесь-то у меня ещё онтология, которая пройдена только наполовину. Я понимаю ваше нетерпение поговорить на темы, которые вам близки. И мы сможем это сделать, но не сейчас. До моей Гносеологии ещё девять статей.
Я тоже обращаюсь к медитации, мне это интересно. Посмотрите мои записи. Там есть статья "Погружение в бытие".
Не совсем так. Как раз наоборот. Гегель стремился преодолеть односторонность обычной логики, которая запрещала противоречие в знании. Это был тренд романтизма. Недаром другом и учителем Гегеля был Гёте, поэт-романтик. Романтиков того времени не устраивала правильно построенная речь, им хотелось большей свободы в изложении своих мыслей. Поэтому Гегель разработал систему философии, которая была призвана приблизить стандарты письма к естественной свободе мышления человека. А уж мышление, освобождённое от запретов, он уподоблял всему бытию.
Да, научность Гегеля и подвела. Он мечтал из неё выпрыгнуть и одновременно в ней остаться. Чего только стоит его разрешённое противоречие. Гегель же его до конца из философии не устранил, двойственность мышления в его рассуждениях так у него и осталась. И даже больше - Гегель допускает противопоставления то тут, то там, одно возвышает, а другое принижает. О чём это говорит? О бессилии Гегеля создать некую новую универсальную логику. "Попытка(спасти философию) не очень удалась."
Логика - отражение опыта изучения мира. Если изучать мир через логику, то опыт не придет. Кроме того опыт состоит не только из логики.
Это я оправдываюсь, что не знаю Гегеля)