зачем для генерации иметь пустоту, если она всегда присутствует в нас как повод к стремлению, значит Хайдеггер и Лакан воспринимали пустоту как что-то не имеющееся у них, с которого надо начинать мыслить, что в свою очередь ставит вопрос о уравновешенности индивида взявшегося за философию и мышление. "Гончар лепит вазу вокруг пустоты. До появления вазы — пустоты не было, потому что не существовало вместилища для нее" - это идея идиота, пустота в индивиде, и около вазы не пустота, а образ, идея пустоты.
Любой акт генерации нового начинается с создания пустоты. Хайдеггер, а вслед за ним и Лакан объясняли этот принцип, прибегая к образу вазы. Гончар лепит вазу вокруг пустоты. До появления вазы — пустоты не было, потому что не существовало вместилища для нее. Ваза создает пустоту, открывая тем самым возможность ее наполнения. “Пустое и полное входят в мир благодаря вазе — сам по себе ничего подобного он не знает”. Акт мышления также начинается с обнаружения пустоты. Это не значит, что для генерации нового необходимо отбросить все прежние наработки мыслительной деятельности. Они должны быть сохранены, но использованы при этом в качестве материала для последующей работы мысли. Для того, чтобы они могли восприниматься как материал, а не как готовый продукт, в них нужно суметь увидеть пустоту — наличие недостаточности.
Пустота как условие модификации
Мышление предполагает модификацию наличного запаса знаний. Чтобы нечто стало модифицируемым, в нем должна быть обнаружена пустота. Для объяснения этого принципа можно воспользоваться примером передвижного пазла. Отсутствие одного элемента пазла обеспечивает возможность передвижения остальных, другими словами, инвариантность пазла возможна благодаря тому, что не все его пространство заполнено. Наша безапелляционная уверенность даже в таких, казалось бы, безобидных истинах, как “дети — самое главное в жизни”, “нужно быть человечным”, вытесняет пространство для модификации наших знаний, то есть лишает нас возможности мыслить. Обнаружить пустоту в существующем знании — значит суметь поставить под сомнение его безусловность и завершенность. К примеру, допустить, что человечность является прикрытием для насилия, а безграничная любовь к детям — вредит самим детям.
https://vk.com/doc8690324_478506758… Жюли Pеше. Введение в философию: пластичность повседневности