СЛУЧАЙ
Шёл по лесу ёж помятый
И вовсю ругался матом.
Еле жив. Но отчего?
Толком ёж не внял всего.
Из леса ж шёл грибник поддатый,
Иголками весь зад уткатый.
И матерился тоже всяк,
Костя ежа и так и сяк.
Случайно ль случай приключился?
Иль он как сущее явился
С необходимостью такой,
Чтоб нарушать обычный строй
Своей причиной привходящей,
разнообразие вносящей
(В природы кажущий устой)
Случайное случайно или необходимо?
Сей вопрос требует внесения некоего различия случайного - различия на сущее и
не-сущее, что образует сложность в понимание казалось бы простого случайного(привходящего).
Итак, сложность случайного создаётся из истинного и ложного смысла, которые и привносят в жизнь превеликое множество случаев с разнообразной причинно-следственной связью(псс), которая кажется неуловимой или неуловимо мстящей(подобно неуловимым мстителям), выраженной в своём щадящем или не щадящем следствии.
Отчего, случай может казаться как счастливым, в одном случае, и несчастливым - в другом.
Играет ли Бог, как Сущее, в кости, творя мир? Видимо, да и нет, если учитывать их большее и меньшее разрешающие значения(больше нет, чем да, или наоборот). Отчего, в жизнетворчестве и возможно присутствие преткновения и соблазна - камней способствующих творчеству жизни, имеющей благодаря этому двустороннее существование.
Аристотель(Метаф. кн 5, гл 7): Сущим называется, с одной стороны, то, что существует как привходящее, с другой - то, что существует само по себе.
Тут пока не сказано, какое привходящее - не различается на необходимо-случайное и случайное(присущее сущему).
Главу 30 Аристотель начинает с различия привходящего как случайного, тем усложняя понимание случайного: с одной стороны - оно то,что чему-то присуще и о чём может быть правильно сказано, но присуще не по необходимости и не большей частью, как например, если кто, копая яму для растения, нашёл клад, а с другой стороны - оно то, что присуще каждой вещи самой по себе, но не содержится в её сущности, например: треугольнику свойственно иметь в совокупности два прямых угла.
В кн 6, гл 2 Аристотель ещё усложняет случайное(привходящее), говоря о сущем в различных значениях, разделяя сущее само по себе на сущее в смысле истины(и не-сущее в смысле ложного), заостряя внимание на сущем в смысле привходящего.
Аристотель : " Прежде всего следует сказать о сущем в смысле привходящего, что о нём нет никакого учения, ...а что нет науки о привходящем - это очевидно, ибо всякая наука - о том, что есть всегда или о том, что бывает большей частью".
Итак, здесь Аристотель различает случайное как очевидное в меньшей части(о чём нет науки) и случайное в большей части или всегда, которое не очевидно пока, но очевидность чего будет рассмотрено позже - как наиболее очевидное, о котором уже имеется учение. Т.е. , в зависимости от условий(наличия меньшей или большей части), сдвигается и акцент невозможности учения в сторону возможности.
Вот такие сложности:
В случайной невозможности
Являются возможности -
Наук счастливый случай,
Где случай кажит сущий
Стезёй своей присущей.
....