Читаем Гуссерля Запись 15- 23 января 2008

Аватар пользователя surikovvv

Главка:

Абсолютное сознание как остающееся

после уничтожения мира.

Три последних, подводящих итог абзаца достаточно неожиданны. И прежде всего из-за концентрации заложенного в них смысла, не очень соответствующей вольности и легкости предыдущих рассуждений. Или так: категоричность выводов - при достаточной неочевидности посылок и промежуточных умозаключений. Это разрыв страшно осложняет оценку. Речь может идти только о самых предварительных заключениях - в таком качестве и следует воспринимать нижеследующее.

Похоже, что здесь, с одной стороны, в достаточно жесткой форме постулируется субстанциональная двойственность мира - условная независимость, ортогональность бытия сознания и реального (материального) бытия, трансцендентного по отношению к сознанию , понимаемому как имманентное бытие.

Более того, на этом уровне независимости соотношения сознания и бытия они инвертируется ( по отношению к естественному и привычному, стихийно материалистическому) не только номинально (инверсия имманетное- трасцендентное), но и по существу: не реальное бытие отражается в сознании, а сознание выстраивает реальное бытие.

И данной инверсией субстанциональная двойственность решительно перечеркивается...

Этот мощный вывод (я имею в виду три последних абзаца оригинала) сделан, скорей всего, Гуссерлем в виде аванса . И в дальнейшем костяк обрастет чем-то более убедительным. А у нас появится возможность подправить или полностью переопределить сделанные только что выводы

Полностью текст здесь:

http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=novfil/f20080123.htm

------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментарии

Аватар пользователя actuspurus

1. Ничего особенного здесь не сказано. Как всегда неуклюжесть языка Гуссерля простые истины превращает в нечто загадочное. :))
2. Фактически, сказано очевидное - для конституирование мира вещей необходимо сознание, вот как об этом пишет Гуссерль в Вашем отрывке:

мир трансцендентных "геs"(«вещей») совершенно немыслим без сознания, причем не сознания логически измышленного, но сознания актуального

и в то же время, для конституирования сознанием самого себя мир не нужен:

для бытия самого сознания … нет необходимости в каком-либо реальном бытии, в бытии, которое представляет и подтверждает себя по мере сознания через посредство явлений... имманентное бытие есть несомненно абсолютное бытие в том смысле, что оно принципиально не нуждается ни в какой «вещи» для существования.

Простая мысль, но с какими потугами на глубокомыслие. :)))
3. И, конечно, в свете последнего ясно почему можно утверждать, что сознание абсолютно, т.е. независимо ни от чего. Эту мысль Гуссерль описывает как сохранение сознания даже после уничтожения мира.

Аватар пользователя surikovvv

Милостивый государь, Actuspurus!
Признателен Вам, и весьма, за Вашу реплику. Я понимаю, что содержание мысли Гуссерля вполне можно заключить в скобки, и этими скобками, как соковыжималкой, из-жать из Гуссерля необходимый смысл. Как сделали это вы, например. Как сделал это я в своей статье, написанной, но оставленной пока в черновиках.
Но, увы, у каждого свое представление об этом смысле. У насельников Булонского леса, тоже было свое, и они не только жали , но и сумели с помощью полученного при этом эликсира, кардинально изменить стиль отвлеченного мышления в Европе - развернуть его не только на 180 , но и в плоскость, ортогональную его стратегическому направлению.
Так что не интерпретация как таковая представляет главный современный интерес в Гуссерле, а структура и принципы изысканности его мышления. Те неустойчивые, колеблющиеся точки, которые могли стать опорой для тех самых насельников. Или, другими словами, источник болезни отвлеченного мышления - штамм, спровоцировавший эту болезнь.
Так что я продолжу свои занудливые манипуляции с этим текстом Гуссерля.
И вопрос в заключение. Вы не будете возражать, если я помещу Ваши реплики на соответствующей странице своего сайта? С ссылками, естественно

Аватар пользователя actuspurus

1. Можете как угодно использовать мои комментарии, наверное, спрашивать на это разрешение излишне. :)))
2. Теперь по существу. У Вас излишний пиетет к Гуссерлю, как мне кажется мешающий Вам за его "лесами" увидеть простые вещи. Дело не в том, как можно подумать, что Гуссерль будучи "гением" владел каким-то особым философским даром, позволившим ему пробиться к "глубинам" бытия и познания, подобрать "ключи" к их "тайным" комнатам и добыть там некое "тайное" знание, которое в силу своей новизны и неслыханности с трудом ему удавалось донести людям. Скорее, наоборот, простые вещи в его "руках" становились чудовищно громозкими и неуклюжими, приобретали вид бесконечно отсроченного смысла - поистине мышь родила слона. Иначе говоря, нелепый, нарочито сумбурный, наукообразный, сухой стиль его письма - это не достоинство, а недостаток, который мешал ему простые вещи излагать просто и не усложнять там, где не надо усложнять. По-моему, Гуссерль вообще не сказал ничего нового в философии, в отличие, кстати, от его "ученика" Хайдеггера, но благодаря своему "темному", "неудобоваримому" стилю мышления и письма завоевал большое уважение у публики - то, что трудно читаемо и трудно понимаемо всегда истолковывается публикой в пользу особой умудренности и недоступной глубины.
3. Если же подходить к текстам Гуссерля проще и спокойнее, предполагая, что нет никакого "тайного" знания и осознавая что, все, что можно сказать на данную тему - просто и ясно, можно додумать самому, доступно любому пытливому уму, то получится, что у Гуссерля ничего нет - он пустой горшок.
4. Честно говоря, я не понял, кто такие "насельники Булонского леса", французы что-ли? И как один человек может изменить стиль отвлеченного мышления? Скорее, Гуссерлевский стиль является наукообразным академическим стилем, который импонирует всякому позитивистскому уму - вот он и обрел среди них своих сторонников и почитателей.

Аватар пользователя surikovvv

Благодарю Вас и за эти разъяснения. Но Вы все-таки крайне неточно определяете и мое отношение к Гуссерлю, и смысл затеянных мною изысканий. Для меня вовсе не тайнопись его важна….
Я не считаю возможным использовать те резкие оценки, которые используете Вы, поскольку считаю, что Гуссерлем все-таки решалась фундаментальная задача отвлеченного мышления, а именно: проблематизация идеи влияния познающего на познаваемое в процессе познания. Он эту проблему очень серьезно поставил - открыл путь и стимулировал развитие того направления, которое Мамардашвили назовет потом неклассическим рационализмом. Другое дело, что мало расположенная к рационализации проблема прорабатывалась под прямым воздействием тех идей, которые еще требовалось проблематизировать - система строилась почти с чистого листа, идеи прививались на некий боковой отросток исторического древа философии. Сильная вырванность Гуссерля из контекста европейской философской мысли создала исключительные условия для весьма и весьма вольных вариаций на темы Гуссерля. Поскольку Гуссерль разработал свою концепцию в логически завершенной системе понятий, он не мог не оказать влияния на отвлеченное мышление как таковое - слишком сильная комбинация оказалась в его руках: вольная, освобождающая понятия от гнета реальности система с жестким логическим каркасом. Эта комбинация оказалась особенно привлекательной для зарейнских школ. Гуссерль резко ослабил связь понятий, в которых мышление моделирует реальность.. Понятия воспарили и резвые умом, беспечные насельники Булонского леса не могли не воспользоваться этой благодатью. Философский супермодернизм не заставил себя долго ждать.
Меня больше интересует не сам Гуссерль, а те особенности его системы, которые фактически запустили постмодернизм (через вульгарное толкование гуссерлевских идей, прежде всего).
Частично я касаюсь этой стороны проблемы уже в своей очередной записи – от 8 февраля.