Проект "Свет Авраама" представляет:
Структура личности и Тора.
Тора – очень важный текст в том числе и для изучения структуры полноценной личности.
Тора представляет нам знания о человеке через нарратив – через выстраивание сюжетов и прописывание характеров персонажей, которые действуют в этих сюжетах.
Но чтобы правильно понять подход Торы, нужно иметь адекватный опыт и знания.
Недавно я читал в Интернете вполне интересный и толковый текст одного автора (интеллигентный нееврей) в котором он дает интерпретацию некоторых еврейских идей.
И вперемежку с разумными концепциями он вбросил несколько моментов, которые меня «зацепили». Он в частности написал, что Сара была «суровым самодуром». Понятно, откуда у автора могла возникнуть подобная интерпретация. Сара в частности требует от Авраама выгнать из дома Агарь с Ишмаэлем, что (для неподготовленного наблюдателя) выглядит актом чрезмерной жестокости.
Другой автор обвинил Яакова в чрезмерной любви к женскому полу исходя из того, что у него было четыре жены.
Мы видим, что поверхностный взгляд может увести читателя от правильного понимания посланий Торы.
Прольем свет на структуру личности через ключевые идеи и сюжеты.
Наши два первых Праотца символизируют качества хесед и гвура.
Хесед – это желание сделать максимум добра, помочь максимуму людей, повлиять на весь мир.
Аврааму удалось реализовать эту роль, он стал живым воплощением хеседа.
Но мы знаем, что чрезмерный хесед может быть опасным. Есть такое выражение «сесть на голову», когда добротой человека злоупотребляют.
Поэтому рядом с таким человеком должен быть очень «жесткий» партнер, который «отсеивает» и отсекает тех, кто не заслуживает потока хеседа или злоупотребляет им.
Поэтому фигура Сары выражает идею жесткого контроля, который должен поддерживать и сопровождать хесед, чтобы он мог успешно функционировать.
Второй Праотец Ицхак – символизирует гвуру. Этот термин имеет множество «оттенков», но главный из них – это жесткое следование закону, выстраивание правил.
Это – очень полезное качество, особенно в мире страдающем «разболтанностью».
Но и в таком качестве есть проблемность.
Не всегда мир оптимально управляется только жестким законом.
Недаром часто суд изображают в виде Фемиды с завязанными глазами.
Кстати, как и Ицхак, которого Тора называет плохо видящим или даже ослепшим.
Более того, часто система с жестким управлением закрыта к внешнему контакту с другим мнением.
Поэтому для балансирования такой системы Тора представляет нам его жену Ривку и ее главное достижение, выражающее суть тактики балансирования жесткой гвуры.
Ривка разрабатывает очень хитрый и точный план как Яакову «переиграть» отца и получить благословение.
Суть сюжета не в обмане и не в коварстве, а в том, что миру в добавление к гвуре необходим для оптимальной жизни механизм который компенсирует «оборотную сторону» чрезмерной жесткости (называемый гибкость).
Ситуация с Яаковом и женами – другая. Яаков – представляет качество тиферет, которое является умением сбалансировать и сгармонизировать хесед и гвуру.
Но Яаков также представляет систему, которая работает параллельно в нескольких разных областях.
Гармоничный человек должен уметь реализовываться в материальном мире. И он должен полноценно взаимодействовать с духовным миром. И также в этих мирах есть главные и второстепенные «проекты».
Четыре жены Яакова (в том числе) воплощают идею разностороннего применения качества тиферет в реальном мире.
Мы знаем, что по-настоящему талантливые люди успешно реализуют себя сразу в нескольких областях. Им «тесно» в одной области.
Приведу пару интересных примеров.
Очень многие каббалисты также являются талантливыми музыкантами или поэтами или художниками.
Много лет назад наша семья организовала в Киеве выставку «Ученые рисуют» и я был знаком с талантливо рисующими академиками (физики и лирики в одном человеке).
Все вышеупомянутые качества – как основные, так и балансирующие – ценно воплотить внутри нашей личности и иметь в виду при поиске спутника жизни.
Углубляясь в детали сюжетов Торы можно узнать и более тонкие механизмы искусства жизни.
При этом важно осознавать, что хотя Тора писалась несколько тысяч лет назад, ее сюжеты выражают вечные и универсальные аспекты бытия.
Тора также помогает строить мосты между родителями и детьми, если родители смогут научить детей с помощью Торы искусству полноценной жизни.
Комментарии
Хи-хи! - Может это прочтешь: http://philosophystorm.ru/chto-est-tora-asmaturus-u
Мне понятен ход вашей мысли. Но может быть вы проследите ход моей, и это в чем-то вам поможет?
1) Прежде всего иудаизм - вера вовсе не в Б-га, а в то, было ли Моше ниспослано Учение на горе Синай, или ниспослание - всего-лишь легенда, или быть может Моше в чем-то был неточен.
2) Предположим все же, что Письменная и Устная Тора были таки ниспосланы, причем Устную Тору Моше воспринял на невербальном уровне, то есть лично он был никак не ограничен возможностями языка по передаче смысла Учения. И вот тут таятся сразу 2 проблемы:
1. "Голова" Моше - вовсе не дом Советов, и воспринять он был в состоянии вовсе не все, что счел необходимым ниспослать Б-г, а лишь то, что была в состоянии воспринять его "голова", которая явно уступает мудрости Всевышнего.
2. Моше должен был как-то при помощи языка передать смысл Устной Торы своим ученикам. Но ведь язык рекурсивен, то есть большинство значений слов в нем объясняется через набор других слов. И только некоторые слова хоть как-то сопоставляются с объектами реальности таким образом, чтобы можно было ткнуть в четвероногое пальцем и сказать "собака". Но даже назвав собаку собакой, мы не в состоянии передать собеседнику всего того комплекса сведений о том, что представляет собой собака. Большинство же абстрактных понятий, например "Б-г", просто не могут быть объяснены простым тыканием пальцем во что-то реальное. Таким образом, у Моше, будь у него 7 пядей во лбу, была неустранимая проблема с передачей словами своим ученикам смысла Устной Торы, воспринятой им от Б-га на невербальном уровне. Тем самым, есть проблема люфта смыслов, которая нарастала подобно снежному кому при передачи смысла от одного поколения учеников к другому.
3) Предположим таки, что Моше семи пядей во лбу. Но ведь его спутники - бывшие рабы, дети и внуки рабов,люди невысокого образования и интеллекта, которым он просто вынужден передать и Письменную Тору тоже. Письменная Тора должна им быть понятна и поучительна, иначе её свиток пойдет для розжига очередного костра. Следовательно, Письменная Тора должна иметь множество уровней смыслов, в противном случае она навсегда останется сборником поучительных историй для людей невысокого интеллекта, и тем самым ограниченной этим уровнем объемом Учения, вложенной в нее. И вот здесь я подхожу к тому, о чем вы написали: вы позволяете себе трактовку Письменной Торы. Как понятно, для такой трактовки вам строго необходимо:
1. Знание Устной Торы, ибо ею исчерпываются все ортодоксальные трактовки, позволяющие проявлять более высокие уровни Торы;
2. Знание значений слов, которые они имели в момент ниспослания Торы;
3. Понимание наличия неизбежного люфта при восприятии трактуемой части Торы, и крайне бережное и тщательное обозначение вариаций смыслов в пределах этого люфта.
К сожалению, вместо указанных "танцев с бубнами", о которых я писал, без ссылок на ортодоксальные комментарии вы сразу "берете быка за рога" и излагаете свое видение темы. Мне такой подход представляется поспешным, если не сказать еретическим.
Фристайл, 3 Январь, 2016 - 19:13, ссылка
Прочел. Не помогло.
Да и "еврей со взаимопомощью гою" - не лезет в рамки Торы и не только Торы.
А почему ваш бог выбрал один народ избранный, а не несколько? Они бы конкурировали меж собой за благоволение к пахану, и в результате бы в лидерство выбился какой нибудь один. Зато каким бы народом он был! Не чета еврейскому, с его меогократным отступничество от своего господина!
И еще. А почему ваш бог ввел обрезание как залог признания обрезанным верности ему? А почему, к примеру - не отрезание части мочки уха, типа акта Павленского?
sum, 3 Январь, 2016 - 23:07, ссылка
Ну это понятно: "почему?". - О мочке уха мы вспоминаем только при упоминании о ней.
А вот об "обрезанном" мы помним чуть ли не постоянно, да и он сам частенько напоминает нам о себе. Так что, приобщение к богу через обрезание неосознанно создает "святую двоицу" - как только прозвучало слово "бог", так сразу же, там в тылу, возникает член. И наоборот, как только подумал о нем, так сразу же в тылу проявляется "бог". А левиты, создавая Тору, знали о неразрывной мужской "двоице" - "Я и мой член". Эту то двоицу они и реализовали в обрезании.
Из истории обрезания:
"Мужчина по нескольку раз в день, при каждом мочеиспускании, на протяжении всей своей жизни получает напоминание о завете, о том, что существует Бог, о том, что он принадлежит к избранным. Боль, кровь, в возрасте ребенка, когда он уже осознает себя как личность и начинает помнить события своей жизни, являются мощнейшим стрессом, навсегда заставляющим осознать мощь высшей силы или мощь вождей и старейшин."
--------------------------------
Так что, эта "святая двоица" у еврея сидит в "подсознании".
Так вроде иудеи у египтян обрезание взяли
Ну допустим, это так: чтоб почаще бога помнили. А иудейки значит не повезло, и вот почему они - тётеньки - как и в христианстве - второй сорт?
Не согласен с вами о цели обрезания. Говорят, там быстро все заживает, и процесс писания ничем у иудеев не отличается от необрезанных. Вот если бы господь, к примеру, приказал вшивать горошину в пенис, а лучше - в язык, то тогда чаще бы вспоминали о нем.
И вообще, господь ихний явно или прикольщик, или отчасти эротоман.
Вы это у бога спрашиваете?