Страх и условности; слово и мысль

Аватар пользователя tabularussia
Систематизация и связи
Основания философии

В восприятии моментов бытия и определении отношений к ним скрывается «дьявол», заставляющий «бедного человека делать то, чего он ненавидит, и не делать того, что хочет». В этом – все проблемы выбора, страданий и переживаний личности, раздираемой внутренними противоречиями, мучительно ищущей и не находящей гармонии внутреннего и внешнего начал, души и разума, духа и тела.

Самонаблюдение, как внутренняя погружённость в анализ причин и мотивов своих намерений и поступков, является важным элементом процесса самопознания и совершенствования, но требует честности и искренности. А страх связан с мышлением, отношениями человека к происходящему и выборочностью его восприятий. Однако главную роль в возникновении страха играют бессознательные реакции и психоэнергетические преобразования.

Есть ещё один его аспект, который Кришнамурти называет «обусловленностью». С рождения и до смерти жизнь человека подчинена общественным нормам, традициям (национальным, культурным, религиозным, моральным и пр.) и государственным законам.

Эти внешние условия – выражаемые и понимаемые посредством слов стандартные модели реагирования людей в разных жизненных ситуациях – налагаются на внутреннюю систему безусловных программ и команд (рефлексов и инстинктов) и либо способствуют их проявлению, либо препятствуют. 

А работа рассудка (разума) сводится к оценке применимости тех или иных условно включающихся реакций в сочетании с неконтролируемо действующими безусловными и потребных для этого психоэнергетических затрат (эмоциональных и физических). Именно последние часто оказываются критериями для избрания индивидом своего поведения. 

Фактически «человек рассудочный» становится рабом условностей и своей энергетики (биохимических, психических и иных процессов). Его Эго отвергает высший ум и душу как бесполезные инструменты, отношения и действия становятся непредсказуемыми, а условности оказываются подпорками, такими же зыбкими и ненадежными, как определяющие их слова.  

Рассудок не может до конца на них положиться, и потому возникают неуверенность и страх. Человек прокручивает в мышлении ситуации предстоящих или уже совершённых выборов, пытаясь найти единственно верные решения, и не находит их.

В попытках избавиться от стресса он начинает обманывать себя, отдавая предпочтение тем восприятиям «действительности», которые минимизируют психоэнергетические затраты. При этом сомнения и опасения загоняются в подсознание, создавая постоянно существующие «ниши страха».

Свобода, утверждает Кришнамурти, состоит в освобождении от обусловленности. Это не значит, что нужно жить, вообще ничем не руководствуясь. Но надо стараться не быть рабом условностей, используя самонаблюдение и контроль сознания и управляя своими поступками через познание их глубинных причин и себя самого.

Только так задействуется ум, критериями выбора человека становятся нравственно-духовные ценности, ответственность и любовь, а страх исчезает сам собой. Главное, суметь в момент его возникновения спокойно и трезво заглянуть внутрь себя и понять, что для боязни нет причин, а неожиданные события есть испытания, которые нужно пройти и выдержать, обретая силы духа, веру и любовь.

Жизнь – прекрасна во всех своих проявлениях, пронизана красотой соответствий всего со всем, идеями Божественного Замысла и реализацией Творения. Лишь обусловленность и страх человека делают её тягостной и мучительной. Но всё это – следствия его отношений к субъективным восприятиям. Бо̀льшая часть жизни проносится мимо того, кто пытается укрыться от неё в «снах» мыслепредставлений, создавая множества иллюзий, условностей, догм и привязанностей.

Великие Учения призывают людей к простоте восприятий жизни и следовании её законам, но это оказывается самым сложным. Нет легких решений для суженного, зажатого страхом сознания; оно становиться тюрьмой для души и духа, черной воронкой, вбирающей в себя беспокойство и неуверенность, сомнения и разочарования. Воспринимать жизнь простой, радостной и многогранной способно лишь расширенное сознание, широкая душа. 

Есть две стороны жизни – противостоящие друг другу страх и радость, красота. Человек, живущий в страхе, не способен познать красоту, но для того, кто пребывает в радости от её ощущений, страхи исчезают. А к радости ведут самопознание, самонаблюдение и контроль сознания. На какой из этих «сторон» ты захочешь и сможешь жить, зависит от тебя, твоего выбора и ответственности. Тебе ведомы цель, методы и средства. Так собери воедино волю и мужество, веру и любовь и сражайся, Арджуна.

***

Снова хочу поговорить о сознании, его состояниях и главных проблемах человека. А начну с евангельских фраз, в которых содержится вся «философия сознания и бытия»:

«В начале было слово, и слово было у Бога, и слово было Бог. Всё через него начало быть, и без него ничего не могло быть. В нём была жизнь, и жизнь была Свет. Был Свет истинный (истины), который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире (он) был, и мир через него начал быть.»

Напомню, что сознание есть Ничто, «находящееся» Нигде. Преобразуя психическую энергию («То») и порождая образы, номены и представления посредством иерархической структуры отношений мышления, оно создаёт виртуальный внешний мир, существующий в пространстве и времени. А затем познаёт его и себя. 

Отражение внешних идей вызывает появление на «экране» сознания меняющихся образов-голограмм, подобных картинам телевизора, возникающим при восприятии его антенной электромагнитных волн от программы, на которую он настроен.

Эти конкретные образы отображаются мышлением в абстрактные номены (знаки, слова и понятия) и сцепляются с ними в абстрактно-конкретные представления. Которые, как и их отношения (взаимодействия, качества и свойства) также обозначаются (номенируются).

Номены составляют семантическую сферу мышления и связываются логикой разума. А образы и представления, без которых сознание пусто и мёртво, формируют четырёхмерное пространство-время Мыслимого. Его изменения воспринимаются Мыслящим-«Я» как бытиё в материальном мире и сопровождаются эмоциями, желаниями и отвращениями.

Мы можем либо пребывать в мгновениях настоящего. Либо отображать конкретное в абстрактное и наоборот, непрестанно соотнося пространство образов и представлений с семантической (номенальной) сферой, перескакивая из одной области мышления в другую и автоматически запоминая образы, номены и представления. Трудно сказать, какая из них – главная, а какая дополняющая, обе необходимы. 

Мы сознаём себя как Нечто, существующее среди множеств других Нечто. Но всегда это – «сон» разума, вырванного из настоящего, погружённого в иллюзии прошлого или будущего и в субъективные отношения к ним.

Мы мыслим с помощью слов и речи, они – начало любых знаний и осознавания себя личностью. «Чистота» ребенка – в том, что он рождается вне слов, и лишь к семи годам формируется мышление, действующее посредством номенов.

Слово и мысль – основы нашего бытия, без них оно невозможно. Весь «этот» мир есть психическая энергия сознаний, преобразуемая ими посредством образов, номенов и отношений в иерархические структуры множеств идей-представлений мышления. 

Слово есть Бог, созидающий и разрушающий, а жизнь – череда изменений, вызываемых потоком мыслей, и Свет («То»), в них скрытно содержащийся. Наши знания формируются из слов, поэтому в них всегда присутствуют искажения, заблуждения и ложь.

Свет истины есть недостижимый предел, к которому люди стремятся, преодолевая ступень за ступенью, то приближаясь, то отдаляясь от него. И чем больше их познание, тем существенней понимание своего неведения. Достичь Света и Истины можно, только став ими, Богом в себе самом.

Слово – великий дар, но и тяжкий крест, возлагаемый на человека. Мышление, пребывающее в прошлом либо будущем и никогда в настоящем, оперирующее его отпечатками, хранящимися в памяти, вызывает все страдания, зло, желания и эмоции и есть единственная причина их.

Мысль и память неотделимы и подпитывают друг друга. Память – хранилище образов, номенов, представлений и отношений мышления, а также источник наших желаний и отвращений, зависти, злобы, ненависти и агрессивности.

Контролировать мысли – сложно, почти невозможно. Они порождают отношения и те, как на дрожжах вызревают на них, уносясь неведомыми путями в глубины подсознания.

Разум раздувает неугасимое пламя страданий и наслаждений. Все наши инстинкты и рефлексы неразрывно связаны с мышлением, оно провоцирует их действия, а те в свою очередь вызывают появления новых мыслей.

«Свет (Истины) пришёл к Своим (порожденным Им искрам-монадам), и Свои Его не приняли (исказили). А тем, которые приняли, дал власть быть Сынами Божиими, которые от Бога родились. И слово (мысль, идея) стало плотью (материализованным представлением) и обитало с нами, полное благодати и истины.»

Обычному человеку, «отягощённому злом» страстей и вожделений, не дано воспринимать Божественные Свет и Истину в «чистом виде». Однако он способен постигать их с помощью слов.

Мироздание проникнуто Божественными Идеями, но люди привязываются к своим субъективным представлениям и отношениям и в погоне за миражами «счастья и благополучия» не способны познать себя такими, какие есть. Они создают иллюзии и пребывают в них, не умея отстранённо воспринимать мгновения настоящего в нерасторжимом единстве Мыслящего и Мыслимого.

От мыслей и оценок избавляются, впуская в себя мир во всей его красоте и гармонии, становясь им и ощущая состояние внутреннего покоя. Страх и самость исчезают, когда сознание перестаёт разделять всё на «Я» и не-«Я», но сделать это посредством мышления невозможно, как и научиться любить за счёт одной только воли.  

Жизнь – прекрасна в своём разнообразии и соответствии всего со всем, а каждый её миг есть бесценный дар Блага и Любви. Надо лишь суметь ощутить их в своей душе.

Страданий и зла нет вне наших мыслей и памяти. Свобода, бесстрашие и полнота восприятий жизни не приходят постепенно, шаг за шагом, но обретаются сразу и вдруг (это как броситься с вышки в воду). Хотя у них, как и у любви, существуют множества градаций, но каждая постигается человеком мгновенно и целиком.

Нельзя достичь высших состояний сознания одними внешними действиями, не меняя отношений к жизни, людям, миру и Богу. Но нужно стремиться пребывать в радости и любви, познавать себя, причины своих желаний, страстей и страданий и принципы мышления и научиться останавливать эмоциональные реакции и хаотичный бег мыслей.

Рабство, страх, зло и агрессия, узость мышления и восприятий присутствуют в тебе, как и в каждом человеке, и исчезают при расширении сознания. Если хочешь быть свободным, стань им! Впустив в себя Благо и Любовь, ощути их и «вдохни» всем сердцем и душой.

А контроль сознания, управление желаниями и эмоциями останутся при этом необходимыми инструментами познания себя и самосовершенствования. Ибо мысль, слово и память будут постоянно стараться взять своё и увлечь тебя в сети страха.

Но нам нечего бояться, сознание – неуничтожимо, хотя и способно менять структуру своих представлений и отношений. Вместо прежних обязательно появляются новые, ведь Истина – многогранна и многозначна.

Очень важный момент – терпение. Оно и связанные с ним кротость и смирение, характеризующие духовные силы человека, ведут к успокоению потоков слов и мыслей и вызываемых ими желаний, страстей и страхов. Время – ничто; главное – в состоянии сознания человека, в восприятии им себя и мира своих представлений.

Терпение – путь к трансформации внутренних отношений и затиханию эмоций, важный элемент контроля сознания. Мы не всё можем поменять в нашей жизни, но можем изменить свои отношения к ней и её оценки её. Так что сражайся, Арджуна! Обретай спокойствие, радость и любовь.

t.me/tabularussia2016