Сначала было "это самое ... э ...", "как его?" ... и далее ... супервентность*.
Собственно мышление это поиск в памяти образов и понятий соответствующих первичному психо-ментальному намерению или просто желанию с завершающей релевантностью.
Никто без этого поиска (в большей степени бессознательного) двух слов связать не сможет.
Вопрос, что это за "механизм" поиска?
*Суперве́нтность (англ. Supervenience) — отношение детерминированности состояния любой системы состоянием другой системы. Набор свойств одной системы супервентен относительно набора свойств другой системы в том случае, если существование различия между двумя фактами в свойствах первой системы невозможно без существования такого же различия между двумя фактами в свойствах второй системы. Понятие супервентности является центральным понятием современной аналитической философии и часто используется в философии сознания для описания зависимости ментальных явлений от физических явлений. Принцип супервентности интерпретируется различными способами, однако его исходная трактовка была дана Дональдом Дэвидсоном, который в 1970 году попытался избавить материализм от редукционизма, показав совместимость принципа детерминизма с признанием автономии ментальных событий, то есть с признанием свободной воли людей и их способности самостоятельно принимать рациональные и моральные решения. Он сформулировал принцип супервентности следующим образом: «невозможно соответствие всех физических характеристик двух событий (объектов, состояний) ... при различии в их психологических характеристиках»[1]. В настоящее время принцип супервентности широко используется для разработки нередуктивного варианта физикализма, который стал преобладающей формой этого направления исследований в современной аналитической философии[2][3][4].
Комментарии
Мне очень понравилось как супервентность объясняется в книге:
Брокман Д. "Эта книга сделает вас умнее" (стр. 470)
Приведу оттуда цитату:
Становится ясно, почему мозг имеет слои (у млекопитающих 6 слоев). Так, к примеру, может быть созданы ассоциативные связи. Например, образ и знак... Мысль и слово... и т.п. ...
ИМХО!!!
восприятие построено на системе связанных смысловых структур и внимание ходит по этой сети
Понравилась мне и опубликованная работа М. Хайдеггера "О существе человеческой свободы", Санкт-Петербург, «ВЛАДИМИР ДАЛЬ», 2018.
Обращу внимание на несколько мыслей Хайдеггера в своей интерпретации.
1. Один из разделов в данной книге М.Х. назвал так:
Собственно, М.Х. построил практически эйдос (это понятно из контекста книги), поскольку у него вся последовательность кумулятивна:
свобода — причинность — движение — сущее — существование
Данный эйдос имеет (ИМХО) большое значение для самых фундаментальных представлений о сущем не в парадигме предикатного описания, а в парадигме конфигуративности, за которую я радею... Все разговоры о системности мало чего стоят, если их "создатели" не указывают на инварианты, которые порождают их системы в моделировании. В данном эйдосе сущее соответствует структурному инварианту, частным случаем которого является, к примеру, энергия...
Но куда интереснее взглянуть да данный эйдос и сущее в аспекте эйдоса универсальных типов движения:
субстанциальное – фазовое – структурное – комбинационное – стохастическое
Из сопоставления мыслей М.Х. и данного эйдоса сущее представляется (сузив горизонт) неким типом комбинационного движения (можем вспомнить, по важности, хотя бы ДНК)... Но та же супервентная комбинационность позволяет не только строить организм (вещественную материю), но и мышление (семиотическую материю движения)!!!
2. Книга М.Х. очень "навороченная"... Хотя М.Х. говорит о человеческой свободе, на самом деле он апеллирует к различным областям... Интересно, что сущее человека сводится к наличному бытию в котором человек воспринимает любой внешний объект (через декларируемую цепочку) и возвращается к нему рефлексивно через мышление... Как мне представляется, мысли М.Х. хорошо ложатся в представление о супервентности с ее асимметрией. Т.е. мышление "перерабатывает" внешние созерцания (по своей релятивной природе равнозначные) в целевые (неравнозначные) конструкты жизнедеятельности (сущее)...
Цитаты:
3. В чем природа сенситивности? - Да в том, что любое платоновское единство обладает как вещественной "частью" (пассивная субстанция), так и одновременно и активной субстанцией и способностью ее восприятия...
Просто на уровне бильярдного шара, который пнули кием это выглядит вульгарно, а на уровне организма - нет! Но, для того, что бы причинность состоялась нужна принципиальная свобода:
И свобода у М.Х., как и у меня, субстанциональна, хотя М.Х. на этом особо не акцентируется... Вот, к более элегантному представлению о субстанции активности:
...
ИМХО!!!
.
Владимир!
Вы: «Сначала было "это самое ... э ...", "как его?" ... и далее ...супервентность*.»
Ну, положим, вначале были эмоции: замешательство, похоть, любопытство;
Потом супервентность- чувства: смущение, любовь, любознательность.
Или, более просто:
1) физическая боль, типа:
-зубная боль (в описании Чехова): «Венмигласов поднимает колени до локтей, шевелит пальцами, выпучивает глаза, прерывисто дышит…На багровом лице его выступает пот, на глазах слёзы… Света не вижу… Дай дух перевести…» (А.П. Чехов. Рассказы и повасти. М, 1979. С. 31), или: боль от разыгравшейся грыжи: «Боль была так сильна, что он не может выговорить ни одного слова и только втягивает в себя воздух, и отбивает зубами барабанную дробь: «Бу-бу-бу»» (там же. С. 101)
- в описании шумеров: «В охах и вздохах скорбит моя печень» (« я открою тебе сокровенное слово…». «Литература Вавилонии и Ассирии». М. 1981. С. 230)
И духовная боль типа: «Спроси того, кто знает боль разлуки,
Что значит боль и что такое муки!» (Дехлеви А.Х. «Лирика Востока.).
Они, положим, находятся в отношениях ...супервентности.
А какие реальные отношения МЕЖДУ ними? Ведь и эмоции и чувства сосуществуют не просто как «положенные» друг рядом с другом, а как взаимодействующие друг с другом, взаимовлияющие друг на друга.
Или Вы пишете: «Собственно мышление это поиск в памяти образов и понятий соответствующих первичному психо-ментальному намерению или просто желанию с завершающей релевантностью».
Мышление не есть ТОЛЬКО поиск в памяти образов и понятий. Оно есть операции над самими образами схваченное единым понятием «ВООБРАЖЕНИЕ»- суть самого творчества будь оно научным или художественным…
Еще один источник к проблеме мышления:
Бабич А.В. — «Эффективная обработка информации. Mind mapping для студентов и профессионалов» (скачать)
Автор смотрит на мышление в информационном ключе. Но для моих представлений это не имеет значений, поскольку в мире платоновской действительности смыл производится и выражается через эйдос. А его представления очень близки к этому:
Типичная эйдетическая технология с осью: "одно" - "многое". Отмечу очень важный аспект данной работы - в ней акцент делается не на "атомах" (ячейках памяти, понятиях), а на связях между ними... отсюда "mapping" (картирование). Отсюда близка идея философии как картины (map) мира...
*****
Выпустил и свою новую книгу известный психолог Курпатов Андрей. "Мышление. Системное исследование", https://www.twirpx.com/file/2560266/
Характерной особенностью его рассмотрения процессов мышления служит наличие в качестве "атомов", "единиц" - интеллектуальный объектов. И опять же центр его внимания сдвинут в сторону связи между этими объектами в реальности (которое моделирует мышление). Он часто отмечает:
Еще несколько выдержек, что бы понять ход мыслей Курпатова в отношении единения с реальностью...:
*****
1. Отмечу, для меня благоприятный аспект, что оба приведенных мной авторы рассматривают мышление как некую конструктивную технологию...
2. Вижу, по мне, некоторое непонимание авторов, само "отношение отношений" и есть в мышлении фактическое знание, сознание, осознание ... одним словом -структурированное "многое"...
ИМХО!!!