В молодости Иммануил Кант говорил, что доживёт до 80 лет. За всю свою жизнь он никогда серьёзно не болел. Но когда философу исполнилось 79 лет и 6 месяцев, профессор слёг и уже не поправился. Умер Кант через четыре месяца — 12 февраля 1804 года. Перед смертью он сказал: «Es ist gut» («Это хорошо»).
Когда скончался Кант, траур в Кёнигсберге был всеобщий. 16 дней горожане нескончаемым потоком шли в дом на Королевской горе. Первоначально Иммануил Кант был похоронен в «профессорской усыпальнице» Кафедрального собора и стал последним, похороненным в ней.
После Второй мировой войны собор был огромными руинами. Его не снесли только потому, что там был похоронен Иммануил Кант. Могила Канта была отреставрирована в 1996 году в числе первых работ по восстановлению Собора.
Сейчас могила Канта одно из самых посещаемых экскурсионных мест в Калининграде. Мы пришли к этому месту и попытались узнать, за что же люди ценят Иммануила Канта. Нам удалось поговорить с коллегой-юристом, а теперь и экскурсоводом Ольгой Станиславовной Шолмовой.
С основными идеями Канта я познакомился во время службы на флоте, где читал много философских книг. После службы хотел поступить на философский факультет ЛГУ, учился на подготовительном отделении. Поступал четыре раза, но безуспешно. Позднее узнал, что моя фамилия была в "чёрном списке". Однако я не сдался и посещал философский факультет вольнослушателем, где задавал вопросы преподавателям. "Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума или проницательности", говорил Кант. Профессора принимали меня за студента 4-го курса.
Моя хорошая знакомая, студентка философского факультета ЛГУ, дала мне почитать книгу Канта "Критика чистого разума". Книга долгое время лежала у меня на полке, но прочитать её тогда я так и не смог.
Слова Канта о том, что его восхищает звёздное небо над головой и нравственный закон внутри, побуждало искать нравственный закон. И я его нашёл!
Когда в результате автокатастрофы я пережил состояние, близкое к смерти, то намеренно не стал читать философов и пытался сам осмыслить опыт смерти.
"Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность", — говорил Кант.
"Причина, почему представление о смерти не оказывает того действия, которое оно могло бы иметь, состоит в том, что нам, как существам по природе деятельным, вообще не полагается думать об этом".
"Дольше всего живут тогда, когда меньше всего заботятся о продлении жизни", — говорил философ.
Кант разработал собственную гигиену организма, что помогло ему дожить до преклонного возраста. Однако несмотря на тщательное слежение за здоровьем, организм 75-летнего философа начал ослабевать: сначала его покинула физическая сила, а затем стал мутнеть рассудок. Кант не мог читать лекции, он забывал слова. Философ пробовал написать сочинение «Система чистой философии во всей её совокупности», но не хватило сил.
Кант почти не общался со своими сёстрами и братьями. Встретив однажды на улице свою сестру Катарину Барбару (1731-1807), философ не узнал её. Однако перед смертью именно сестра ухаживала за Иммануилом.
На исходе жизни Кант был весьма состоятельным человеком и смог отблагодарить сестру в завещании. Также своему слуге Мартину Лампе, служившему философу тридцать лет, Кант тоже назначил пожизненную пенсию.
Завещание Канту помог составить Иоганн Фридрих Вигилантиус (1757-1823) — юрист, правительственный советник; он консультировал Канта по всем правовым вопросам.
Свои книги Кант завещал своему другу, профессору математики Иоганну Фридриху Гензихену (1759-1807).
13 февраля 1804 года «Королевская Прусская газета государства, войны и мира» напишет: «Кёнигсберг. 12 февраля. Сегодня в обед в 11 часов на 80-том году жизни здесь умер Иммануил Кант. Его заслуги в ревизии спекулятивной философии знает и ценит весь мир. Ему были присущи верность, благожелательность, порядочность, обходительность – но эту потерю можно по-настоящему почувствовать только в нашем городе, где благодарная память о покойном будет сохраняться ещё долго».
В день похорон жизнь в городе замерла. Гроб с телом покойного сопровождали тысячи людей, звонили колокола всех городских церквей. В Кёнигсберге никогда раньше такого не случалось. Трудно понять этот взрыв народных чувств. Был ли он вызван только репутацией Канта как великого философа и доброго человека?
«Кажется, здесь было нечто большее.... — писал репортёр, — они выразили свою признательность глашатаю прав человека, равенства перед законом, объединения человечества, мира на Земле и, быть может, самое важное, освобождения посредством знания».
Первоначально Кант был похоронен в «профессорской усыпальнице» Кафедрального собора в 1804 году. В 1880 году над могилой Канта была возведена часовня в стиле неоготики. К 200-летнему юбилею Канта в 1924 году на месте старой часовни по проекту Фридриха Ларса было возведено новое сооружение, выполненное в виде открытого колонного зала. Внутри зала стоит каменный гроб, который является кенотафом, останков Канта в нём нет, они покоятся глубже.
После Второй мировой войны могила Канта после войны и надписи на ней напоминали здание Рейхстага.
Сейчас в здании Кафедрального собора находится музей Иммануила Канта. Идея создать музей возникла в начале 70-х годов ХХ века на кафедре философии и научного коммунизма Калининградского государственного университета. В 1995 году Музей был открыт в здании университета.
После восстановления Кафедрального собора на верхних этажах был устроен музей, в который вела средневековая лестница. Несколько комнат музея были посвящены Иммануилу Канту. Сюда были перенесены экспонаты из музея университета. Там же размещена воссозданная «библиотека Валленродта» с уцелевшими книгами и резными украшениями.
Памятник Иммануилу Канту был отлит из бронзы в Берлине Карлом Гладенбеком по проекту Христиана Даниэля Рауха в 1857 году. Однако был установлен напротив дома философа в Кёнигсберге только в 1864 году, так как денег, собранных жителями города, оказалось недостаточно.
В 1885 году в связи с перепланировкой города памятник был перенесён к зданию университета. В 1944 году скульптура была спрятана от бомбёжек в имении графини Марион Денхофф, но впоследствии утрачена. В начале 1990-х годов графиня Денхофф пожертвовала крупную сумму на восстановление памятника.
Новая бронзовая статуя Канта, отлитая в Берлине скульптором Харальдом Хааке по старой миниатюрной модели, была установлена 27 июня 1992 году в Калининграде перед зданием Университета (бывшей Альбертины).
После победы России в Семилетней войне (1756-1763) Иммануил Кант несколько лет был российским подданным. В январе 1758 года Кёнигсберг был занят русской армией. 24 января 1758 года весь город присягнул на верность российской императрице. В каждой городской кирхе пастор зачитывал немецкий текст присяги, присутствовавшие повторяли его, затем скрепляли клятву собственноручной подписью. Вместе с преподавателями университета принёс присягу и доцент Кант. Как и все, он обязался «быть верным и покорным всесветлейшей и великодержавнейшей императрице всех россиян Елизавете Петровне».
Сохранилось прошение Канта на имя императрицы Елизаветы, с просьбой назначить его заведующим кафедры логики и метафизики Университета. Однако до императрицы прошение, похоже, не дошло.
Когда российская армия стояла в Кёнигсберге и ещё «непрофессор» Иммануил Кант преподавал российским офицерам военную архитектуру, пиротехнику и другие дисциплины. Лекции Канта по фортификации посещал и Александр Васильевич Суворов.
В 2018 году жителям Калининградской области предложили проголосовать за имя для аэропорта "Храброво". Один из руководителей штаба Балтфлота призвал моряков не голосовать за Иммануила Канта, назвав его «предателем родины», «негоже аэропорту носить имя чужестранца», и предложил отдать свой голос за маршала Александра Василевского. Выступающий считал, что никто из его слушателей никогда не читал Канта и читать его не будет.
«…Говоря о Канте, все говорят Кант, Кант там ещё чего-то — этот человек предал свою родину, который унижался и на коленях ползал, чтобы ему дали кафедру, понимаете, в университете — чтобы он там преподавал, писал какие-то непонятные книги, которые никто из здесь стоящих не читал и никогда читать не будет, а мы как люди военные, понимаете, люди имеющие отношение к вооружённым силам, к Балтийскому флоту должны помнить, благодаря кому мы находимся вообще сейчас здесь. Благодаря кому существует Балтийский флот. В Балтийске, в Калининграде наши суда стоят. Кто штурмовал вот этот город Балтийск под названием Пиллау и жизни здесь свои положил, понимаете…»
Долгое время в интернет-голосовании за имя для калининградского аэропорта «Храброво» лидировал философ Иммануил Кант. Позже на фоне заявлений, что Кант оскорбляет ветеранов Великой Отечественной войны, на первое место вышла императрица Елизавета Петровна.
Голосование завершилось 1 декабря. По данным на 30 ноября, у императрицы Елизаветы 49100 голосов, у Александра Василевского 39284 голоса, у Иммануила Канта 39018 голосов, у Ивана Черняховского 16541 голос.
Конечно, многие понимают, что исторически Калининградская область это земля германская — восточная Пруссия. Но это не повод пересматривать итоги Второй мировой войны.
Да, немцы много денег вкладывают в реконструкцию и восстановление исторических памятников; спасибо им за это. Но нужно понять и тех, кто погиб, освобождая город от фашизма.
26 ноября неизвестные облили краской памятник Канту, могилу философа на Острове и мемориальную табличку на Ленинском проспекте. Вандалы также разбросали листовки с надписями «Кант предал русскую землю».
Возможно, философу припомнили слова, которые он произнёс после того, как русские войска покинули Кёнигсберг: "Русские — наши главные враги". (или "русские были нашими главными врагами").
Завещанием Канта можно считать его работу "К всеобщему миру" и ответ на вопрос "Что такое просвещение". Эссе «Что такое Просвещение?» было опубликовано в 1974 году в выпуске «Берлинского ежемесячного журнала».
«Просвещение – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого, — писал Кант. — Несовершеннолетие по собственной вине – это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого.
Sapere aude! – имей мужество пользоваться собственным умом! – таков, следовательно, девиз Просвещения».
Русский историк Николай Михайлович Карамзин в книге "Письма русского путешественника" 1789-1790 годы вспоминал: "Вчерась же после обеда был я у славного Канта, глубокомысленного, тонкого метафизика... Я не имел к нему писем, но смелость города берёт — и мне отворились двери в кабинет его".
"Я по своей склонности исследователь, — говорил о себе Кант. — Я испытываю огромную жажду познания, неутолимое беспокойное стремление двигаться вперёд или удовлетворение от каждого достигнутого успеха".
"Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них — это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне".
"Как бы ни близка или как бы ни далека была цель моей жизни, я буду всё же по окончании своего поприща доволен, если осмелюсь льстить себя надеждой на то, что то, чему положили начало мои скромные усилия, будет всё более приближаться к завершению умелыми целеустремлённо и усердно работающими над совершенством мира людьми".
"Было время, когда я думал, что всё это может сделать честь человеку, и я презирал чернь, ничего не знающую. Руссо исправил меня. Указанное ослепляющее превосходство исчезает; я учусь уважать людей и чувствовал бы себя гораздо менее полезным, чем обыкновенный рабочий, если бы не думал, что данное рассуждение может предать ценность всем остальным, устанавливая право человечества".
«... перед простым, скромным гражданином, в котором я вижу столько честности характера, сколько я не сознаю и в себе самом, склоняется мой дух...»
"Совершенно нелепо говорить: вы должны любить других людей. Следовало бы скорее сказать: у вас есть все основания любить своего ближнего, и это справедливо даже в отношении ваших врагов".
"Человек не принимает участия в счастье или несчастье других до тех пор, пока сам не почувствует себя удовлетворённым. Сделайте поэтому так, чтобы он был доволен немногим, и вы создадите добрых людей; иначе всё будет напрасно".
"Дайте человеку всё, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это всё — не есть всё".
"Является ли человек по своей природе добрым или злым? И ни то, и ни другое, ибо по природе своей человек существо вовсе не морально; он лишь становится таковым, когда его разум поднимается до понятий долга и закона".
"Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого так же как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству".
"Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом".
"Законы должны устанавливаться не по прихоти властей, а отражать закономерности человеческого общества и человеческой природы.
— Наши законы — всего лишь правила поведения. Они устанавливаются на основе представлений о необходимом и целесообразном, исходя из перспектив развития общества.
— А если эти перспективы ложные? Вдруг не туда идём? Чего хочет человек? И что есть человек? Какие нужны законы: законы братства, любви, взаимовыручки или закон силы, главенство своего брюха?
— Закон — это воля большинства!
— А если я оказался в меньшинстве? И что есть благо для человека? Что, вообще, есть благо? Разве мы знаем? А если не знаем, то как можем устанавливать то, в необходимости чего сомневаемся?
— Благо — это спокойствие и порядок, а законы служат поддержанию стабильности и порядка.
— Только вот почему-то войны составляют бóльшую часть истории человечества, преступность неуклонно растёт, а о маньяках-убийцах говорят с бóльшим интересом, нежели о святых. Зло гораздо привлекательнее, чем добродетель, во всяком случае, для большинства. А ведь именно это большинство устанавливает законы.
— Ты отказываешь в разумности большинству?
— Скажем так, я сомневаюсь. И потому предпочитаю свободу.
— Свобода, независимость… — иллюзия, чушь! Все мы от кого-нибудь или от чего-нибудь зависим. К тому же, человеческую свободу необходимо ограничить, иначе никаких свобод вообще не будет. Свобода существует в рамках закона; это тебе не вольность. Безграничная свобода только вредит. Человек страдает от свободы, ему нужен порядок. Стремление к подчинению в природе человека. — Депутат многозначительно поднял вверх палец. — Человеку нужна власть, чтобы ограничить его разрушительные инстинкты. И потому закон необходим, он благо.
— Да, когда справедлив. Но ведь вы часто принимаете несправедливые законы.
— Что ж поделать: то, что справедливо, не всегда выгодно экономически и политически. Не могут быть законы справедливыми для всех. Но ведь, согласись, это лучше, чем совсем без законов.
— Однако не на все случаи жизни можно найти соответствующий закон. Как же поступать в такой ситуации?
— Поступать нужно разумно, в соответствии с нравственностью и справедливостью. Совершенных законов, вообще, не существует.
— Не делай другому того, чего себе не желаешь, не убий, не кради, не прелюбодействуй… — разве это не совершенный закон?
— Божественные законы людьми не соблюдаются. Разве это возможно, соблюдать заповеди?! Нет любви, нет. Её выдумали поэты. Люди живут инстинктами. Человек — животное! Все хотят сделать человека лучше, а он не может, не может! В реальности правят другие законы. Право силы — вот реальное право. А добро, справедливость, любовь — это всё... Оглянись вокруг! Развязавшие войну так называемые цивилизованные нации наплевали на ими же установленные законы, а про божественные даже не вспоминают; они убивают, потому что им это выгодно. Выгодно!"
(из моего романа-быль "Странник"(мистерия) на сайте Новая Русская Литература
После реконструкции Кафедрального собора, в начале XXI века стали восстанавливать старинный орган. Сегодня он самый крупный в России. Состоит из современного и старинного органа, которые связаны между собой. Я люблю органную музыку, и мы, конечно же, пошли послушать уникальный орган.
В XXI веке Кант пережил второе рождение в качестве чат-бота, имеет даже свой телеграмм-канал и присуждает премии лучшему просветителю.
P.S. Читайте продолжение в моих статьях: "Моральный закон Канта", "Кант и его доказательство Бога", "Философия Канта и современность". Выражаю признательность Ольге Станиславовне Шолмовой за беседу и предоставленные материалы.
Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.
Всё что я хочу сказать людям, заключено в основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.
4\ Всё есть любовь.
БЕСЕДА О КАНТЕ С ЭКСКУРСОВОДОМ
Беседа с О.С.Шолмовой у могилы И.Канта в Калининграде
У ПАМЯТНИКА КАНТУ
Мнения людей об И.Канте возле памятник ему в Калининграде
МУЗЕЙ ИММАНУИЛА КАНТА
Музей Имманиула Канта в Калининграде
ОРГАННЫЙ КОНЦЕРТ У КАНТА
Органный концерт у музея Канта в Кафедральном соборе Калининграда
А в чём Вы видите ЗАВЕЩАНИЕ ИММАНУИЛА КАНТА?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – https://www.nikolaykofyrin.ru
Комментарии
Скорее всего обливали православные. Православная церковь же терпеть не может (начиная с Филарета (Дроздова) Канта, обвиняя его в атеизме.
Вопрос, был ли Кант безбожником будет обсуждаться особо в следующих постах.