Недавно в театре «Мариинский-2» мы слушали оперу Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфлай» («Чио-Чио-сан»). Трагическая история молодой женщины, покончившей жизнь самоубийством, волнует меня до сих пор. Самоубийство в Японии не осуждается, если оно обосновано. «Тот, кто не может жить с честью, должен умереть с честью», говорит Чио-Чио-сан, принимая решение о самоубийстве. В руках у неё вакидзаси (ритуальный меч), она совершает сэппуку.
В Японии, в отличие от Европы, смерть не является чем-то устрашающим, скорее наоборот. Почему так? Как связаны смерть и культура?
22 марта 2019 года я побывал в информационном агентстве РОСБАЛТ на лекции писателя Сюзанны Кулешовой «Культура смерти». Участникам встречи я задал вопрос: как они относятся к смерти и верят ли в жизнь после?
Почти каждый фильм, литературное произведение или картина содержит мотив смерти. С детства запомнился эпизод из фильма «Неуловимые мстители», как мстители на кладбище досмерти напугали грабителей батьки Бурнаша. «Глянул, а там гроб с покойничком летает над крестами. А вдоль дороги мёртвые с косами стоят. И тишина…»
Представления о смерти в разных культурах не одинаковы. В одних обществах скорбят по умершим и плачут, а в других обществах радуются и веселятся, поскольку закончилось тяжёлое земное существование и человек ушёл в «лучший мир».
Европейская культура почему-то боится смерти, пугает ужасами посмертного существования.
Говорят, что новое отношение к смерти рождает новую цивилизацию. Отношение к смерти служит показателем характера цивилизации.
Культура входит в понятие цивилизации, является её духовной составляющей. Термин «культура» означает «возделывать». О развитии той или иной цивилизации судят именно по памятникам культуры. В основе любой культуры лежит представление о вечном, о бессмертии, о Высшей Справедливости.
Я исхожу из предположения, что различные типы культур формируются на основе различных представлений о смерти. То или иное представление о бессмертии формирует и определённый тип культуры.
Россия – по преимуществу страна православная. В православии нет понятия «чистилище» (как в католицизме) и от грехов нельзя откупиться. Человек спасается не только верой (как в протестантизме), и не только делами (без которых вера мертва), но прежде всего человек спасается любовью.
Если для протестантов богатство является проявлением благодати, то для нас это чуть ли не проклятие. Для православных благодать выражается не в обретении богатства. Поэтому у нас богатство не в чести, а труд лишь вынужденная необходимость ради поддержания плоти – вместилища духа.
Для православных главное в жизни не труд, а молитва, благодать, общение с богом. Как говорил святой Серафим Саровский: «цель жизни христианской – обретение Духа Святого».
Для русского человека ощущать себя носителем единственно правильной веры (православия) всегда было утешением в этой жизни и надеждой на будущую благую жизнь после смерти.
Для нынешнего секуляризованного западного общества смерть это трагедия, поскольку цель жизни – наслаждение. А для некоторых восточных религий смерть это радость перехода в новую жизнь.
Доктор философских наук Вадим Межуев считает, что мы сейчас живём в культуре, в которой время подменило вечность, и главной заботой человека становится забота о теле и о наслаждениях тела. Там где господствует Время, вечные ценности не имеют ценности; главное событие жизни – это смерть, а главная ценность – только жизнь и её продолжительность.
Философ Жан Бодрийяр признаёт, что нынешняя эпоха изгоняет смерть как антиобщественное явление, но при этом сама становится некроориентированной. «Вся наша культура – это одно сплошное усилие отъединить жизнь от смерти, обуздать амбивалентность смерти, заменив её одним лишь воспроизводством жизни как ценности и времени как всеобщего эквивалента».
Стив Джобс накануне своей кончины говорил: «Смерть – это лучшее изобретение жизни, потому что она причина перемен. Память о том, что я скоро умру – самый важный инструмент, который помогает мне принимать сложные решения в моей жизни. Память о смерти – лучший способ избежать мыслей о том, что у вас есть что терять».
Раньше люди относились к смерти спокойнее, как к естественному переходу из одного состояния бытия в другое, и готовились к этому всю жизнь как к закономерной трансформации.
У многих народов смерть воспринималась как божественная кара и как момент расставания бессмертной души с телом, когда душа направляется к душам предков.
Древние египтяне верили в жизнь после смерти, и эту земную жизнь воспринимали как приготовление к жизни вечной. Во время торжественной трапезы наряду с яствами и напитками вносили и мумию покойника, чтобы она служила напоминанием о бренности жизни.
В классическом труде Владимира Янкелевича «Смерть» говорится: «Быть может, смерть — острие мира потустороннего, врезающееся клином в здешний мир?»
Ислам и христианство утверждают, что жизнь даётся только одна, но после смерти ждёт воскрешение, и через Суд вечная жизнь в Аду или в Раю.
В «Апокалипсисе» говорится, что тела всех умерших будут воскрешены на Страшный Суд к дальнейшему бессмертному существованию.
Иудаизм учит, что после смерти мы переходим либо в «будущий мир» (Эдемский сад), «Небесную академию», либо в геенну – но лишь на время. Затем придёт Мессия, и мёртвые воскреснут.
«Бхагавад-Гита» учит: «Смерть — это всего лишь переход из одной жизни в другую, переоблачение из старой одежды в новую».
Доктор психологии из Университета Аризоны профессор Гарри Шварц утверждает: "Смерти нет. Есть трансформация, переход из одного состояния в другое. Точно также как гусеница не умирает, а превращается в бабочку, так и тело, разлагаясь физически, на самом деле высвобождает энергию, и трансформируется в другое состояние".
Современная наука приходит к выводу: смерть — это не конец, а скорее переход из одного состояния в другое. Научные приборы фиксируют — за телесной смертью что-то есть. Российские учёные сделали уникальное открытие: после смерти энергетика человека не исчезает ещё в течение нескольких дней, а её характер напрямую связан с причиной смерти.
Исследователь изменённых состояний сознания Станислав Гроф в своей книге «Человек перед лицом смерти» пишет: «В настоящее время существуют яркие клинические свидетельства в пользу положений религии и мифологии о том, что биологическая смерть – это начало существования сознания в новой форме… Человек должен прожить жизнь, постоянно отдавая себе отчёт в своей смертности, а его цель и победа в жизни – сознательная смерть».
Смерть не отсутствие жизни, а её завершение. Смерть понимается с точки зрения функционального понимания самой жизни, а не как некая непостижимая трансцендентная тайна.
Так в чём же смысл смерти?
Объективно смысл смерти в обновлении жизни. Старое должно отмирать, чтобы дать место новому. «Смерть включена в программу жизни. Если бы не было смерти, не было бы и жизни», – уверен Нобелевский лауреат Роберт Хорвиц, открывший механизм самоубийства клеток.
С научных объективных позиций смерть представляется регулятором и организатором жизни. Все организмы в благоприятной среде размножаются в геометрической прогрессии. Этот мощный «напор жизни» (по выражению В.И. Вернадского) очень быстро превратил бы земную биосферу в кишащий сгусток организмов.
Если человек будет жить вечно, это означает, что рушится вся система ценностей, гуманность, сострадание, сочувствие становятся не нужны, время теряет всякий смысл. Если человек никогда не умрёт, зачем ему жертвовать собой? Смысл жизни и смысл смерти взаимосвязаны. Если смерть теряет смысл, то и жизнь теряет смысл. А если нет бессмертия, то как говорил Достоевский, если Бога нет, то всё дозволено!
Настоящий философ тем и занимается всю жизнь, что готовится к смерти. Сократ говорил: философия – это наука умирать. В своей последней речи на суде Сократ сказал: «Так что если смерть – такой сон, то я, по крайней мере, считаю её благом. Если же смерть есть переход из этого мира в другой и если правда то, что говорят, будто бы там находятся все прежде нас умершие мудрые и святые люди, то разве может быть благо больше того, чтобы жить там с этими существами?»
Зачем же нужна смерть?
Если для христианских мучеников смерть есть, то для философа смерти нет. Все античные философы не боялись смерти: ни Парменид, ни Сократ, ни Платон...
«Философствовать – значит учиться умирать»,– говорил Цицерон.
Мишель Монтень повторял: «Философствовать – значит готовиться к смерти».
Мартин Хайдеггер утверждал: «жизнь есть бытие к смерти».
Фридрих Гегель книгу «Феноменология Духа» строит на размышлениях о смерти. Смерть, уготовленная человеку от природы, заставляет стремиться к абсолютной Мудрости. Философ должен «смотреть в лицо Негативному» и только так расти в своей мудрости.
Зигмунд Фрейд в работе «Эрос и Танатос» доказал: человек не только стремится к жизни, но в нём присутствует и влечение к смерти, причём эти два противоположных влечения связаны. В работе «Мы и смерть» Фрейд пишет: «В глубине души мы не верим в собственную смерть». «Если хотите суметь вынести жизнь, готовьтесь к смерти».
Маркиз де Сад писал: «Смерть – это изменение формы, переход одного существа в другое… Жизнь отмечена неуничтожимостью, и нельзя считать преступлением мнимое уничтожение того или иного создания».
Датский философ Сёрен Кьеркегор говорил, что такая смерть, как тление, не страшна, она вовсе не является концом, а только переходом к другой жизни. Подлинный страх смерти экзистенциален, так как является внутренним поединком человека со своим Я.
Фридрих Ницше провозгласил «смерть Бога». «Многие умирают слишком поздно, а некоторые — слишком рано. Ещё странно звучит учение: «умри вовремя!» Умри вовремя — так учит Заратустра. Конечно, кто никогда не жил вовремя, как мог бы он умереть вовремя? Ему бы лучше никогда не родиться! — Так советую я лишним людям». (Фридрих Ницше «Так говорил Заратустра»)
После «смерти Бога», считал Альбер Камю, человека охватывает паника, так как внутри обнаруживается пустота Ничто. Бунтуя против этого Ничто, человек впадает в абсурд, преодолеть который оказывается невозможным ни через убийство, ни через самоубийство. В эссе «Миф о Сизифе» Камю убедительно доказал, какой мукой может быть бессмертие, если оно не наполнено смыслом.
Жан Валь в "Метафизическом трактате" пишет: «Без смерти жизнь не заслуживала бы того, чтобы её проживать. Будь проклята жизнь без смерти! Живительная смерть придаёт смысл и окраску смертной жизни».
У французского философа Жака Деррида в работе «Дар смерти» смерть становится даром обретения себя и своей истинной сути. Вместе с тем, смерть обостряет чувство ответственности за себя и за свой собственный уход из жизни.
Перефразируя Жака Даррида, который заявил, что «нет ничего, кроме текста», можно сказать: «нет ничего, кроме смерти!» Смерть – единственный неоспоримый факт.
Людвиг Фейербах в своих «Мыслях о смерти» (1830) признаёт: «…смерть – такое призрачное существо, что оно существует только тогда, когда его нет, и его нет тогда, когда оно существует».
Философ Людвиг Витгенштейн, сидя в окопе на фронте Первой мировой войны, записал в своём «Логико-философском трактате»: «Смерть не является событием жизни. Смерть нельзя пережить».
«Смерть не от мира сего, и всё же она есть событие жизни», – возражает в книге «Эстетика смерти» Кристиаан Л. Харт Ниббриг.
Человеческая смерть – это вызов жизни, это рассказ о том, что человек очень мало живёт и должен много успеть за короткое время, если он не верит в жизнь после смерти. А если он верующий, то он должен укреплять в себе сознание в том, что жизнь продлится после смерти в виде иной ипостаси.
Смерть – возможность измерить свою жизнь наивысшими мерками.
Смерть – это призма, через которую видна истина.
Смерть должна оставаться тайной, чтобы не соблазнялись уходом в более лёгкую жизнь. Как говорила известная прорицательница Ванга: будущее должно оставаться тайной, дабы люди не потеряли вкус к настоящему.
«Самое определённое в жизни – смерть, самое неопределённое – её час».
Поэтому каждое мгновение следует жить так, словно оно последнее.
Следует заботиться о том, чтобы жить не как можно дольше, а как можно правильнее.
«Memento mori» – призывали древние. – «Помни о смерти»!
В 2013 году я участвовал в работе 1-й международной конференции «От смерти к Бессмертию, от нереального к Реальному».
Участник конференции буддийский монах Пхра Аджан Чатри (официальный представитель Верховного Буддийского Совета в России и Восточной Европе) полагает, что чем больше человек думает о смерти, тем больше он счастлив; чем больше человек боится смерти, тем больше он несчастлив.
Мохандас Карамчанд Ганди говорил: «Рождение и смерть – не два различных состояния, а различные аспекты одного состояния. Мы не знаем, что лучше: жить или умереть. Поэтому нам не следует ни чрезмерно восхищаться жизнью, ни трепетать при мысли о смерти. Мы должны одинаково относиться к ним обоим. Это идеальный вариант».
Одна из заповедей японских самураев гласит: «Каждое утро думай о том, как надо умирать. Каждый вечер освежай свой ум мыслями о смерти. Воспитывай свой разум. Когда твоя мысль будет постоянно вращаться вокруг смерти, твой жизненный путь будет прям и прост. Твоя воля выполнит долг, твой щит станет непробиваемым».
Помню, как в детстве впервые столкнулся со смертью (умерла бабушка). Я не мог представить, как это может всё для меня раз и навсегда без следа исчезнуть и никогда уже ничего не будет.
Страх смерти я преодолел на подводной лодке, где мне предстояло служить 2,5 года. Постепенно я смирился с тем, что в определённой ситуации нужно будет умереть, и стал мысленно готовиться к этому. Девиз древних римлян MEMENTO MORI стал моим навсегда.
В прошлом году я побывал в Мексике с целью изучения культуры этой древней цивилизации. Мы посетили Теотиуакан — «место, где родились боги», или «город богов» — заброшенный город, расположенный в 50 километрах к северо-востоку от Мехико. «Дорога мёртвых» ведёт от пирамиды Солнца и заканчивается у 42-метровой пирамиды Луны. В ходе раскопок, проведённых в 1980-е годы, были найдены захоронения 137 человек — по всей видимости, принесённых в жертву: их руки были связаны за спиной...
В ацтекской традиции судьба индивида после кончины предопределялась не его поведением, а занимаемым положением и характером смерти. Те из умерших, которые не попадали ни в один из видов рая, подвергались в Миктлане ряду магических судилищ. Они должны были пройти через девять видов ада перед достижением последнего прибежища. Эти разновидности ада не следует рассматривать как места, куда грешники попадали для наказания. Они считались необходимым промежуточным этапом в цикле творения.
Согласно религии ацтеков, мёртвые проходили ряд испытаний: они должны были переправиться через глубокую реку, охраняемую жёлтой собакой, пройти между двумя сталкивающимися горами, перебраться через гору, попасть под воздействие ледяного ветра, быть пронзёнными острыми стрелами и подвергнуться нападению диких зверей, пожирающих человеческие сердца.
Ацтеки различали три разных рая, куда устремлялись души после смерти. Первым и самым низким из них был Тлалокан – страна воды и тумана, место изобилия, благословенности и покоя. Счастье, испытываемое там, было весьма похоже на земное. Мёртвые пели песни, играли в чехарду и ловили бабочек. Деревья сгибались под тяжестью фруктов, на земле обильно росли маис, тыква, зеленый перец, помидоры, бобы и цветы.
В Мексике до сих пор особое отношение к смерти. Ежегодно 1 и 2 ноября проходит «Праздник мёртвых», посвящённый памяти умерших. По поверью, в эти дни души умерших родственников посещают родной дом. Традиция праздника восходит к племенам ольмеков и майя. По мнению учёных, ритуалы, связанные с почитанием умерших, отмечались ещё 2500—3000 лет назад.
В эти дни устраивается карнавал, готовятся сладости в виде черепов и фигурок одетых женских скелетов.
В мире этот праздник именуется «Хэллоуин», и он становится всё более популярным.
Ещё двадцать лет назад мало кто слышал даже в Мексике о Санта Муэрта – культе Святой Смерти. Сегодня число приверженцев культу уже несколько миллионов человек. Женскую фигурку скелета с косой в одной руке и земным шаром в другой можно увидеть не только в Мексике. Кто-то называет её «Девочка в белом», кто-то – «Красоткой» (Катриной).
«Белую девочку» считают заблудшей душой из чистилища, творящей добрые дела, чтобы расчистить себе путь на небо. Фигурка «Белой девочки» держит в руках косу и земной шар как символ того, что она властвует над всеми живущими независимо от их статуса и богатства.
Культ Святой Смерти появился в Мексике в ХVII веке. Легенда гласит, что когда-то люди были бессмертны, но со временем устали от тягот земной жизни и попросили Бога, чтобы тот подарил им смерть. Бог внял людским просьбам, спустился с небес и вручил косу одной из красивейших девушек, сказав, что она будет собирать на земле людские жизни. Как только девушка взяла в руки косу, так стала бесплотным духом, а коса превратилась в череп. Так на земле появилась Смерть.
В США становится всё больше алтарей Святой Смерти и её почитателей. Американские учёные, занимавшиеся этим феноменом, пришли к выводу, что культ Санта Муэрте возник благодаря слиянию верований древних ацтеков и католицизма. Предки современных мексиканцев почитали богиню загробного мира Миктлансиуатль. Она изображалась в юбке из гремучих змей и с черепом вместо головы.
Хотя Кортес делал всё, чтобы искоренить религию ацтеков, разрушал храмы, убивал жрецов, верования не исчезли. Католическая религия не заменила древние культы мексиканцев, а как бы вобрала их в себя.
Сейчас в Мексике почти все считают себя правоверными католиками. Каждую первую ночь месяца в часовнях и храмах Санта Муэрто проходят католические богослужения. Католики молятся «Белой Девочке» Санта Муэрто, при этом испрашивая на это разрешения у Иисуса Христа.
Несмотря на прямое осуждение культа Римско-католической церковью, число приверженцев Санта Муэрто растёт. Правительство Мексики пыталось бороться с данным культом, но безуспешно. Появилось даже несколько политических партий, поддерживающих «народную религию». Ныне в Мексике более 8 миллионов приверженцев культа Санта Муэрто.
В Мексике мы посетили деревню племени майя, где мне удалось поговорить с одним из потомков древнего племени.
В чём же смысл смерти?
Философский смысл смерти для человека в том, что перспектива смерти делает его жизнь человеческой. Человек может быть человеком, как ни странно, только в перспективе небытия.
Прикосновение к проблеме смерти наделяет нас новой непостижимой трансцендентной силой жизни. Для нас это проверка чего мы стоим, чего мы достигли.
Смысл смерти в том, что она определяет смысл человеческой жизни. Иначе вся человеческая деятельность не имела бы никакого смысла, если бы у человека не было представления о своей конечности и о том, что он должен сделать что-то вне себя в этом мире.
Аристотель полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье, которое состоит в осуществлении человеком своей сущности.
Эпикур провозглашал целью человеческой жизни получение удовольствия, понимаемого не только как чувственное наслаждение, но и как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти. Его идеал — жизнь в «укромном месте», в тесном кругу друзей, неучастие в государственной жизни, отдалённое созерцание.
Согласно учению киников, конечной целью устремлений человека является добродетель (счастье), а добродетель состоит в умении довольствоваться малым и избегать зла. Человек должен стать независимым от внешнего мира, который непостоянен и неподвластен ему, и должен стремиться к внутреннему покою.
Согласно учению стоиков, душа человека бессмертна, а добродетель состоит в согласии жизни человека с природой и мировым разумом (логосом). Жизненный идеал стоиков — невозмутимость и спокойствие по отношению к внешним и внутренним раздражающим факторам.
Смерть – главное событие в жизни человека, даже важнее рождения, ибо рождение не зависит от тебя, а смерть – это итог твоего пребывания на земле, твоя ответственность за прожитую жизнь. Смерть является нашим последним экзаменом в жизни!
О чем сожалеют на смертном одре? Именно этот вопрос был задан медсёстрам, которые работают с умирающими пациентами. Чаще всего люди сожалеют о том, что они не смогли прожить жизнь, сохраняя верность себе. Они сожалели о том, что старались соответствовать ожиданиям других людей, но забывали о том, что хотели они сами. И в итоге большинство из них не приблизились к исполнению хотя бы половины того, о чём они мечтали. Очень многие на смертном одре сожалеют о том, что не выражали все свои эмоции, не проявляли свои чувства, результатом чего становится сожаление о том, что могло бы быть, но уже никогда не случится.
В книге «Фигуры Танатоса (искусство умирания)» философ Александр Секацкий в статье «Ускользание и обман в поединке со смертью» пишет: «Существует только три возможных типа отношений к собственности смерти: смирение, экранирование (погружение её в зону ″невидимости″) и обман смерти».
После одной из моих публикаций, доктор культурологии Татьяна Мордовцева прислала мне две свои книги: «Идея смерти в культе мёртвых» и «Идея смерти в культурофилософской ретроспективе». Она пишет: «Рефлексия смерти буквально засасывает жертву познания в свою бесконечность, препятствуя всякому возможному выходу из её пространства».
ПО МОЕМУ МНЕНИЮ, смысл смерти в том, что он помогает лучше понять смысл жизни. Жизнь потому и имеет смысл, что человек смертен. Именно смерть придаёт человеческой жизни смысл.
Смерть подстерегает нас на каждом шагу. Но если думать о ней и бояться её, то жизнь становится невыносимой. Ожидание смерти страшнее, чем сама смерть.
На вопрос «хотели бы вы знать день своей смерти», 94% респондентов ответили отрицательно.
По официальной статистике, каждый год кончают жизнь самоубийством 1 млн. 100 000 человек. Реально ежегодно в мире кончают с собой более 4 млн. человек. А совершают неудачные попытки самоубийства 19 млн. человек ежегодно.
В мире каждые 40 секунд один человек совершает самоубийство, каждые 26 секунд один человек погибает в автокатастрофе, каждые 15 секунд один человек умирает от алкоголя.
Большинство людей не верят в жизнь после смерти и в Страшный Суд – в неминуемую расплату, когда за всё содеянное придётся отвечать. Они успокаивают себя тем, что религиозные представления о смерти это невежество и предрассудки. Хотя наукой уже доказано, что наш мозг сохраняет всю информацию о прожитой жизни.
Если человек верит, что после смерти его ждёт суд, он живёт осмотрительно, понимая, что за всё содеянное придётся отвечать.
А если человек не верит в бессмертие, если Бога нет, то всё дозволено, нет никаких правил и никакой нравственности, кроме собственных желаний.
Страх смерти на самом деле это даже не страх перед неминуемым Судом, а перед небытием.
Страх смерти – начало всякой мудрости, поскольку он требует от человека жить достойно.
Умирать мучительно тому, для кого ужасна своей бессмысленностью прожитая жизнь.
Когда понимаешь, для чего надо было жить, но уже невозможно ничего исправить, тогда и постигаешь весь ужас смерти.
Франц Кафка полагал, что страх перед смертью лишь результат неосуществившейся жизни.
Бояться надо не смерти, а пустой жизни, – был уверен Б.Брехт.
Лев Толстой исповедовал: чем лучше прожита жизнь, тем меньше страх смерти.
Людей укрощает даже не страх смерти, а страх неведомого. Поэтому Смерть, как и Бог, должна оставаться Тайной.
Для многих самым страшным открытием может оказаться именно то, что смерти нет.
В действительности, люди не боятся смерти, а жаждут её, поскольку для них она конец всего: мучений, сомнений, тревог, лжи, и даже свободы.
Думая о смерти, человек или признаёт её, или не признаёт. Если признаёт, то либо ищет способ убежать от смерти, либо пытается чем-либо преодолеть её.
Как только человек перестаёт бояться смерти, так сразу же перед ним открывается цель пребывания на земле.
Только смерть позволяет быть честным и откровенным с собой до конца. Словно рентгеновскими лучами смерть высвечивает всё скрываемое, делая очевидным, каков ты есть на самом деле. Людям необходима смерть!
Почему же люди боятся смерти?
Смерть – последняя тайна, которая перевернёт наше представление о жизни, и, надеюсь, изменит наше отношение к жизни. Во всяком случае, такое изменение происходит у тех, кто пережил смерть в разных формах или столкнулся с ней лицом к лицу.
Мне посчастливилось пережить во время автокатастрофы нечто подобное смерти (я описал это в романе «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак»). Во всяком случае, в духовном смысле я родился заново, и праздную теперь два дня рождения. Но самое удивительное, что после катастрофы я каким-то необъяснимым образом стал писать стихи.
Нет смерти!
Есть лишь смены формы.
Бессмертны мы! Конец — начало есть!
Всё возвращается! И в вере мы упорны,
Что жизней в Бытии не перечесть.
Всё в этом мире создано на радость,
И даже боль на пользу нам дана.
Прекрасна молодость. Но мудрость — дарит старость.
А жить любовью можем мы всегда.
Любовь есть Бог, а мы — его творенья,
И всякий человек есть Божий лик.
И всякая любовь есть Откровенье,
И всякая любовь есть Богу крик.
Любовь есть путь в бессмертие и к Богу,
И жизнь — шанс уподобиться Ему.
Смысл — он везде, и нужно верить Слову,
И в Вечность дверь откроется тому.
(из моего романа-быль "Странник"(мистерия) на сайте Новая Русская Литература
Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.
Всё что я хочу сказать людям, заключено в трёх основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.
ПРИГЛАШАЮ ПОСМОТРЕТЬ МОИ ВИДЕОРОЛИКИ ПО ТЕМЕ ПОСТА
МЕКСИКА ТЕОТИУАКАН - HD
Мексика Теотиуакан "город богов" 2018 год
https://www.youtube.com/watch?v=cMYt0eJu4PQ&feature=youtu.be
МЕКСИКА ДЕРЕВНЯ МАЙЯ
Деревни племени майя до сих пор сохраняются в Мексике
https://www.youtube.com/watch?v=Hp2CP4gqrOU&feature=youtu.be
СМЫСЛ СМЕРТИ
Философы о смысле смерти
https://www.youtube.com/watch?v=lqNumX9Me_c&feature=youtu.be
ФИЛОСОФЫ О БЕССМЕРТИИ
20.03.2019 на философском семинаре "Искусство как современная демиургия" о проблеме бессмертия
https://www.youtube.com/watch?v=P25D01S-F3A&feature=youtu.be
КОНФЕРЕНЦИЯ ОТ СМЕРТИ К БЕССМЕРТИЮ ПОЛНОСТЬЮ
Мнения участников Первой международной конференции "От смерти к Бессмертию, от нереального к Реальному" 26 октября 2013 года Санкт-Петербург
http://www.youtube.com/watch?v=g2EnTMb0cU4&feature=youtu.be
КАКОВА ЦЕЛЬ ЖИЗНИ
Мнение людей о цели человеческой жизни
https://www.youtube.com/watch?v=21n6rIoz5fw&feature=youtu.be
ИСПОВЕДЬ ПЕРЕД СМЕРТЬЮ
http://www.youtube.com/watch?v=ecrUv10U5tc
ЗАЧЕМ БОЯТСЯ СМЕРТИ
Мнение людей о страхе перед смертью
https://www.youtube.com/watch?v=ftHuqStZ49A&feature=youtu.be
КУЛЬТУРА СМЕРТИ
22.03.2019 писатель Сюзанна Кулешова выступила в информационном агентстве РОСБАЛТ с лекцией "Культура смерти"
https://www.youtube.com/watch?v=BvodOfapQVI&feature=youtu.be
А по Вашему мнению, как связаны СМЕРТЬ И КУЛЬТУРА?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.ru
Комментарии
Как всегда, уважаемый Николай, Вы рассуждаете, как чистый статист, поэтому и Ваши вопросы отражают это Ваше мировоззрение.
Ладно, что есть у Вас, то есть, другого нет.
Поэтому давайте порассуждаем вместе на этой возникшей проблемой у Вас.
Начнем с того, что прежде, чем начинать рассуждать о понятии "смерть", вначале бы надобно задуматься о понятии - "жизнь".
Ведь тот кто не живет, тот не может думать о смерти.
Поэтому вначале надо понять само понятие - "жизнь" и уж тем более жизнь человека.
Далее, Вы соединили понятие "смерть" с понятием "культура".
А что такое - "культура"?
Читаем вместе - Культура -это совокупность ценностей, норм, образцов поведения и прочих человеческих механизмов, которые обеспечивают коллективный характер деятельности людей.
Из этого определения понятия "культура" акцентируем внимание на слове - ценности, точнее - человеческие общепринятые ценности.
А вот уже это понятие ближе всего к понятию - мировоззрение человека.
Потому, как другие механизмы коллективного характера деятельности людей, нормы, образцы поведения, относятся к внешней стороне, то есть взаимодействую, межчеловеческих отношений.
А именно человеческие ценности - это именно то, что связано напрямую с понятием - человеческая личность.
Поясняю. Человек может думать, что угодно, понимать, как угодно, но при своих взаимоотношениях с другими людьми, человек вынужден соблюдать определенные правила взаимоотношений с другими людьми.
То есть может думать одно, а действовать человек вынужден совершенно по другому.
Так вот понятие "думать", это и есть мировоззрение человека.
А когда сталкиваются в голове у человека эти два понятия - смерть и культура?
А сталкиваются в голове человека эти понятия лишь только тогда, когда человек не способен понять смысл своего существования в этом мире!
То есть когда человек не понимает, зачем он живет, вот тогда и возникают у него абсурдные вопросы, типа - отношения к смерти.
И начинает тогда человек, когда не понимает смысл своей жизни, выдумывать всякую чушь, лишь бы успокоить свой бушующий "шторм" в голове, возникший от массы неразрешимых, по его мнению, проблем в его жизни.
Поэтому смерть и культура всегда идут рядом потому, что только в этом сочетании они и могут существовать в голове, полностью не понимающего слысл своей жизни, человека.
Это и есть результат чрезвычайно низкого уровня научных знаний в области межчеловеческих отношений, то есть в области понимания человеческой мудрости.
Об этом предложенный мной видеоролик - мнение людей о цели жизни человека -
КАКОВА ЦЕЛЬ ЖИЗНИ
Мнение людей о цели человеческой жизни
https://www.youtube.com/watch?v=21n6rIoz5fw&feature=youtu.be
Николай Кофырин, 30 Март, 2019 - 08:56, ссылка
То, что Вы, тезка, не поняли смысл моего предыдущего комментария, нет ничего удивительного.
Вы не поняли потому, что не задумывались над смыслом прочитанного Вами.
Как говорят в этом случае - прочитали мимоходом потому, что у Вас, в это время, мысли были зациклены на совершенно другой проблеме, а именно на цели жизни или по другому - на смысле жизни.
Да, действительно "смысл жизни" интереснейшая тема, но ведь Ваша то тема абсолютно не об этом, а о том, как соотносится культура людей и понятие смерти у них.
Разве это не так? Так, так!
А если это так, то тогда причем здесь Ваша ссылка на цель жизни?
Что же Вы батенька, на ходу "меняете портянки"?
Отсюда у Вас и проблемы с пониманием того, что Вы сами желаете понять.
Так ни ничего у Вас, уважаемый Николай, никогда не получится понять что-то конкретное.
Вы спешите, а как известно - кто слишком спешит, тот людей смешит.
Ваше желание понять всё и сразу - это не польза для действительно разумного человека.
Мы с Вами примерно ровесники. И я также хочу знать многое. Но это не дает мне право, относится к любой существующей проблеме наскоком - кавалеристской атакой на ура.
Поэтому мой Вам совет, если уж взялись за осмысление какой-либо одной проблемы, так и думайте о ней, а не прыгайте "с кочки на кочку", так можно и в трясину попасть.
Да, и отвечать на провокации типа "лузер", бессмысленно.
Потому что на земле проживает семь миллиардов лузеров и только воры, бандиты, мошенники, подонки не лузеры потому, что им плевать на совесть и нравственность остальных людей. Ведь они живут за счет труда этих лузеров.
А люди, сумевшие неплохо обеспечить себя своим трудом, отсутствуют в вашей схеме?
Конечно, но никогда люди сумевшие своим трудом неплохо обеспечить себя, никогда не будут насмехаться на другими потому, что понимают, насколько невероятно трудно это сделать.
И только воры, мошенники, бандиты, подонки могут позволить насмехаться над материальными проблемами других - мол дебилы, пойди и укради, а еще лучше, смошенничай и ты в дамках.
Не передергивайте, плиз, здесь никто не насмехался. У Фристайл было
И я согласна с таким мнением.
"Трудом праведным не наживёшь палат каменных", - гласит русская народная пословица.
А как Вам предложение суду в качестве залога 1 миллиард рублей от арестованного олигарха?
Мне нет дела до олигархов. А вот общественное отношение к труду это значимая величина. И если многие настроены мало работать и много получать, то с таким обществом что-то не так.
Кстати, палаты у меня как раз каменные. А у вас?
Как это в фильме "Иван Васильевич меняет профессию":
- Ну, у меня, конечно, не палаты.
- Да уж!..
СПРАВЕДЛИВА ЛИ ЖИЗНЬ
Мнение людей о том, справедлива ли жизнь
https://www.youtube.com/watch?v=O2QPkKAoAa4&feature=youtu.be
Посмотрим как изменится общественное отношение к труду, когда людей начнут выгонять с работы, а им на смену устанавливать роботы.
Об этой проблеме приглашаю посмотреть мой соцопрос на выставке -
ИННОВАЦИИ БУДУЩЕГО
28-30.11.2018 в Петербурге состоялся XI Петербургский международный Иннновационный форум
https://www.youtube.com/watch?v=OHx_CVpjmGY&feature=youtu.be
А кстати, откуда у Вас денежки на каменные палаты?
Ведь точно к месту привел Николай русскую народную пословицу - "Трудом праведным не наживешь палат каменных".
А у вас какие палаты? Деревянные? У нас в таких никто не живет, все больше из кирпича строят.
А откуда у меня денежки? Заработала. Хотя и приходилось работать без выходных и отпусков. Но пока силы были - работа в радость.
А у меня всего лишь собственный дом и до палат в нём, ой как далеко.
Заработать на палаты можно лишь тогда, когда на тебя работают другие или ты участник мошеннических схем с государственным бюджетом. Больше ни при каких условиях невозможно свои трудом заработать на палаты.
Если бы это было возможно, то тогда, прежде всего, все ученые были бы долларовыми миллионерами.
То есть Вы согласны с тем, что семь миллиардов человек неудачники, и только с десяток миллионов удачники?
А разобраться с тем, почему такое соотношение 1 к 700 не хотите ли?
А почему для нормальных людей богатство - это проклятье?
Да потому, что абсолютное большинство людей полагает, что богатство всегда сочетается с подлостью, хамством и всеми уродствами в человеческой душе. Потому, как все эти низменные уродства в человеческой душе исходят только из этой причины.
Уже само обращение - неудачник, это уже есть насмешка над человеческой совестью и нравственностью.
И Вам привел пример Н. Кофырин - миллиард под залог, это разве не насмешка над остальными людьми, которые собирают по копейке, чтобы только смог вылечиться один ребенок?
А с чего вы решили, что 7 млрд человек - неудачники? Вам так хочется думать? Вы сами считаете себя неудачником, и поэтому полагаете, что все вокруг такие? Таки нет, не припомню, чтобы кто-то из моих знакомых считал себя неудачником.
А с какого перепуга Фристайл сказал -
Ведь семь миллиардов понимают, что только от погони за богатством, исходят все несчастья рода человеческого. Значит что, семь миллиардов это лузеры?
Эти семь миллиардов уполномочили вас говорить от их имени? Ошибаетесь, уважаемый. Знаете, какая психология у большинства из этих семи миллиардов? Как сказала когда-то одна женщина, у которой я покупала что-то недешевое. Она сказала: "Дай Бог, чтобы у вас всегда были деньги. Если у вас будут деньги, то и у меня будут".
Конечно знаю. Как и знаю то, какое у них отношение к тем, кто называет их лузерами!
А еще знаю, как еще их называют - плебеи, холопы, чмо и т.п.
Вы же не относились к продавщице с презрением потому, что она всего лишь продавец - неудачница, поэтому и пожелание у неё было соответствующее.
Это у вас в России такие нравы? М-да... :(
Да уж. "Богатый бедного не понимает!" - русская народная пословица.
Вот Вам ответ - приглашаю посмотреть мой видеоролик
Философы о смысле жизни человека и вообще
https://www.youtube.com/watch?v=oAipqY0pkkA&feature=youtu.be
А вот мнение людей -
Мнения людей о смысле человеческой жизни
https://www.youtube.com/watch?v=HTvP8jwlT-c&feature=youtu.be
Так говорят для самоуспокоения все лузеры
Этого человека нельзя назвать лузером. Его ИСПОВЕДЬ ПЕРЕД СМЕРТЬЮ
http://www.youtube.com/watch?v=ecrUv10U5tc
Странно!? Как можно спрашивать человека о каком-то жизненном опыте, если он прожил всю свою жизнь даже не задумываясь над этим самым жизненном опыте.
Это видно уже по его лицу и его мимике - вопрос застал его врасплох.
Поэтому он и отвечает совершенно на другую тему - удовлетворен ли он прожитой жизнью.
А ведь прожитая жизнь и жизненный опыт - это совершенно разные вещи.
Вопросы он знал заранее и к ним готовился. А человек это не простой. Руководил закрытым конструкторским бюро на оборонном заводе "Большевик".
Мне интересно, кто был инициатором этой исповеди? Мне кажется, что не умирающий, потому что он к этой исповеди не готов. А кто тогда? И зачем?
Повторяю. Это мой сосед, с которым мы прожили рядом двадцать лет. Он был мне как отец. Очень умный человек. Но советский. Руководил закрытым конструкторским бюро на оборонном заводе "Большевик". Записать интервью предложил я. Вопросы заранее согласовали. Снимал два дня, снял два часа материала. Сделал ролик 10 минут.
.
Но вы то пишите это не присмерти.
И довольно неблагородно прикрывать свои глупости высказываниями человека как раз находящемся в измененном состоянии сознания перед смертью. Вы за себя отвечайте.
Этот человек умирал в здравом уме и ясной памяти!
Ужасающий ролик, как по замыслу, так и по исполнению. Вопросы дурацкие и явно мучительны для простого больного человека.
//А человек это не простой. Руководил закрытым конструкторским бюро на оборонном заводе "Большевик".\\
"Не простой" - это, к примеру, сидх или экстрасенс, или философ. А руководитель конструкторского бюро - это простой человек, запрограмирован "стандартным соц. набором" убеждений и верований. Очевидно же.
А какие вопросы задали бы Вы умирающему человеку?
Никаких!
Традиция провожания умирающего существует давным-давно - это исповедь. Только то, что захочет сказать он сам без всяких вопросов. Это его прощание с миром, его покаяние в ошибках и его напутствие живым. Умирающему нужен только слушающий, а не вопрошающий.
Когда умирал известный актёр Анатолий Солоницын, он просил брата задавать ему вопросы. и записать на магнитофон их последний разговор.
Может быть, тут надо знать детали. Возможно, брат (как и священник) помогал не сбиться с мысли, направлял своими вопросами. В предсмертном состоянии, как тут правильно заметили, трудно ожидать от человека четкости мышления.
Ролик, который вы запостили, с моей точки зрения, представляет собой неприглядную картину как содержательно, так и технически.
Что конкретно Вам не нравится (содержательно и технически)?
И КАК можно сделать лучше?
Мне, как бывшему телевизионному редактору информационных программ, не нравится всё: освещение, звук, операторская работа. И само содержание ролика, конечно.
А вот рекомендаций, как сделать лучше, давать не буду. Для чего? Для того, чтобы в следующий раз вы получше сняли очередного умирающего? Нет уж.
Я делал всё сам, один. В 2002 году. Ставить освещение для съёмки умирающего нельзя. Прикреплять микрофон тем более. Управлять камерой и одновременно задавать вопросы срывающимся от сопереживания голосом, согласитесь, нелегко. Проявлять чрезмерное сочувствие умирающему недостойно.
Первоначальный вариант был с музыкой. 211 794 просмотра 297 "за" 128 "против".
Потом мне посоветовали убрать музыку и сделать чёрно-белый вариант. Этот вариант Вы видели. Предлагаю посмотреть цветной вариант с музыкой Томазо Альбиони.
http://www.youtube.com/watch?v=cZpLyhF-mgk
Полностью текст исповеди можно прочитать в романе-быль "Странник"(мистерия) на сайте Новая Русская Литература http://www.nikolaykofyrin.ru
Николай Кофырин, 31 Март, 2019 - 12:21, ссылка
Зачем вам надо было делать эту работу?
Для меня это не работа. Я хотел записать и сохранить последний разговор с соседом, чтобы потом описать это в романе. Что и сделал. Полностью текст исповеди можно прочитать в романе-быль "Странник"(мистерия) на сайте Новая Русская Литература http://www.nikolaykofyrin.ru
Но разговор произвёл на меня такое сильное впечатление, что я решил сделать из двух часов видеозаписи краткий ролик. Многие благодарят меня, поскольку не все задумываются над такими вопросами. Кстати, эти вопросы я потом задавал другим людям в других интервью. Ныне здравствующему моему научному руководителю Я.И.Гилинскому. Ему скоро исполняется 85-лет. Приглашаю посмотреть мою видеозапись интервью с ним на его 80-летие.
Я.И.Гилинский профессор, доктор юридических наук, заведующий кафедрой уголовного права РГПУ в Санкт-Петербурге
https://www.youtube.com/watch?v=3YnFIkObReg&feature=youtu.be
Понятно. Тексты читать не буду.
Вот именно поэтому я и сделал видеоролик. Знал, что такой текст мало кто осилит. Но он не менее впечатляющий по исповедальности, чем видеоролик. Ролик посмотрели более 200 тысяч только на ЮТУБ. Всего около 500 тысяч. И продолжают смотреть и комментировать. То, что ругают, это нормально. Важнее - что благодарят за то, что представили себя в подобной ситуации и задали эти вопросы себе.
Вот ещё одно интервью на эту тему:
13.12.2018 Андрей Столяров дал интервью Николаю Кофырину в Русской христианской гуманитарной академии в Петербурге
https://www.youtube.com/watch?v=SqaTC_Z-sY8&feature=youtu.be
Или, как облегчить, какие-то волеизъявления, но не репортаж с петлей на шее.
Ну это вы пишете по христианские традиции, а не про общечеловеческие. Вообщзе навязывание христианами или, что вернее ошибочно мнящими себя таковыми, всем остальным моральных ценностей, стандартов поведения - мерзость запредельная. Скромнее надо себя вести, а не мессионерствовать, и не прилетит вам ответка с вполне обоснованным суждением о глупости и зазнайстве незнайки.
Повторяю: традиция провожания умирающего существует давным-давно, причем, практически у всех народов. В христианстве это исповедь, покаяние, соборование.
У других народов такая традиция может называться по-разному, но общее здесь то, что везде принято находиться возле умирающего (это могут быть родственники и знакомые) и помогать духу покинуть тело (тут уже нужны, так сказать, специалисты).
Традиция "одинокой смерти" существовала лишь у примитивных народов, у тех, где было в обычае оставлять больных, стариков и ненужных детей в дикой местности - в лесу, в горах и пр.
У остальных народов умирающего всегда провожали. Сейчас самый социально-приемлемый вид провожание - именно исповедь, выслушивание последних слов умирающего. Другие виды "провожания" типа барабанного боя или возжигания трав для для того, чтобы указать духу дорогу на небеса и не дать заблудиться, в наше время вряд ли уместны. :)
Да, вы правы. Провожать человека на тот свет можно как угодно, но не так, как это делает Кофырин - предварительно взяв интервью. Совершенно безнравственный, циничный поступок.
Я помог человеку своими вопросами, которые были заранее сформулированы, сосед над ними мог неделю подумать, снимал я два дня с перерывами, отснял два часа, а ролик в итоге получился десятиминутный. Человек хотел дать такое интервью, просил жену не мешать ему отвечать. Мне тоже было нелегко, я едва сдерживал слёзы. Что же здесь безнравственного?
У Вас есть другие примеры? - пришлите ссылку на видео.
Так делать нельзя.
ЧТО именно и КАК именно?
И КАК делать можно и нужно?
Еще раз обращаю внимание: вы любите прятаться за частными и неаргументированными мнениями. В данном случае вы безнаравственно трактуете слова умирающего по своему вкусу. Человек на пороге смерти, да к тому же осознающий это, не рассуждает ровно так же, как это делал бы при полном здравии и в безопасности. Это для любого - объективно экстремальная, ранее не встречавшаяся в его жизни ситуация, да еще отягощенная смертельным недугом. И вы еще смеете утверждать, что суждения такого человека объективны и адекватны?
Любые рассуждения СУБЪЕКТИВНЫ! Но главное - они честные! Это его последняя правда. Умирать в ясном рассудке и твёрдой памяти - достоинство немногих! Да, ему было трудно отвечать, но он хотел отвечать (когда жена отговаривает, он отвечает "не мешай").
Ещё раз повторяю: вопросы были с ним согласованы, он размышлял над ними неделю и мог подготовиться.
Вы раз за разом говорите глупости, а сейчас, и не только сейчас, - перешли границу добра и зла. И все это искренне, честно, как урожденный варвар. Раньше это ваши перехлесты были не столь очевидны, а тут обратили внимание, сколько на вас народу ополчилось? Я могу согласиться: плевать на народ, у каждого из этих ополченцев свое бревно в глазу.
Ваш случай - демонстрация общего принципа: простота- хуже воровства, дурак может натворить подчас больше бед, чем враг, ибо от врага гадостей ждут, а дурак - как навоз на коровьем пастбище, на каждом шагу. Зазеваешься, наступишь, закрытый перелом, гипс.
Имхо, вот такими роликами закладывается новая "традиция": "Вы умираете? Мы вас заснимем и выложим в ютубе!"
Только с разрешения исповедующегося и его родственников.
Я такое разрешение получил.
А зачем вам это было нужно? Вы же сказали, что вы - инициатор. Зачем?
Всегда нужно спрашивать разрешение на интервью и публикацию.
Я, знаете ли, в курсе. Еще как в курсе.
Вопрос был в другом: зачем вам было нужно это интервью у умирающего?
Первоначально я лишь хотел записать и сохранить то, что говорил мне сосед напоследок. Мы часто с ним разговаривали. Я хотел потом описать это в своём романе. Что и сделал.
Полностью текст исповеди можно прочитать в романе-быль "Странник"(мистерия) на сайте Новая Русская Литература http://www.nikolaykofyrin.ru