Случайность; судьба; и предопределение

Аватар пользователя tabularussia
Систематизация и связи
Основания философии

Рассмотрим эти понятия, а также связанные с ними представления и отношения мышления и модели Мыслимого.

1. Случай («всё есть дело случая») характеризует минувшие события, те запечатлённые в памяти мгновения настоящего, для которых разум не нашёл логических причинно-следственных взаимозависимостей в рамках имеющихся моделей бытия. Для человека, верящего в случайность, мир – враждебен и непредсказуем, мышление становится инструментом выживания, а страх и противоборство – определяющими отношениями.

Случайность возможная, но ещё не произошедшая, определяется как вероятность и оценивается с точки зрения «здравого смысла», имеющихся у человека знаний и опыта. Предполагаемая и ожидаемая случайность таковой ещё не является, а свершившаяся уже не является (не есть настоящее). Фактически это – существующий в воображении фантом, которого нет в «чистом» восприятии-отражении сознания.

Случайность есть понятие разума, рассуждающего о своём знании (скорее, незнании) и соответствии синтезированных им моделей бытия воспринимаемым явлениям жизни. А точнее – об отношениях (вторичных) к отношениям (первичным), посредством которых Мыслящий оценивает степень своего неведения. Однако он может размышлять только о том, что известно ему, используя знакомые слова, образы и представления.

Эта сфера познанного (условно-упрощённая модель Мыслимого) – консервативна и инерционна. Цепляясь за старые знания, человек препятствует постижению новых. Ему проще принять идею случайности происходящего, чем признаться в ущербности и ложности прежних своих представлений. Поэтому она оказывается подсознательной попыткой бегства от настоящего.

На самом деле нет никаких случайностей, но есть взаимосвязанность событий. А все т.н. «случайности, вероятности и необходимости» – ярлыки, которые мы навешиваем на них субъективными отношениями. Также и в Триаде Мышления (в Метафизике Разума) нет случайностей, есть лишь закономерности, отражающие качество мышления, состояние сознания и влияние Метафизики Души.

Но не зря говорят об «игре случая» (хотя лучше вести речь об играх разума с самим собой) и Божественной Игре Сверхразума-Сверхдуши, реализуемой в иерархическом Единстве множеств Мыслящих и Мыслимых и проявляющейся в порождаемых и воспринимаемых ими идеях, представлениях и отношениях. Смыслы и цели таких «игр» – в побуждении индивидов к свободному и ответственному выбору отношений и реакций.

К случаю приходится как-то относиться, хотя можно не относиться никак, воспринимая всё спокойно и отстранённо. Случайность и необходимость характеризует субъективную соотнесённость событий отношениями в структуре познаваемого Мыслимого.

Эти понятия определяются состоянием сознания человека и проверяются на прочность многочисленными обратными связями его восприятий и отношений. Внутреннее «психическое» состояние его здесь главенствует; он не столько «притягивает события», сколько материализует их в Мыслимом.

* * *

2. Судьба («всё есть предопределение, Промысел Божий») связана с признанием изначальных Идеи Творения, Божественной Воли и Законов Мироздания, формирующих жизненный путь человека. Он воспринимает происходящее как последовательность событий, связанных с его поведением, действиями окружающих и могущественных сил природы. В нём присутствуют страх и агрессивность, но также терпение и смирение, а мир остаётся непознанным.

Синонимом судьбы как предназначения является не столько безусловно понимаемая разумом необходимость, сколько обусловленная вероятность, которую люди воплощают в действительность бытия, принимая решения. Судьба, как потенция изначально дарованных им возможностей, оказывается выше воли Божеств и любого вмешательства в нерушимый Принцип Свободы выбора.

Главное – не только в обретаемых знаниях, но и в применении их на практике, базирующемся на силе духа, воле и любви, состоянии сознания, разума и души индивида, которые определяют линию его судьбы. «Преступить её предназначение», выйти за пределы своих возможностей, – очень непросто. Здесь есть два аспекта.

Первый – «делать не своё дело», неважно, хорошо или плохо (хотя редко у кого получается хорошо), не меняя состояния сознания и отношений, действуя за пределами своих знаний и руководствуясь личными мнениями, желаниями и интересами. Такое «превышение компетенции» опасно, так как ведёт к росту ошибок и негативных последствий.

Второй аспект заключается в изменении состояния и отношений человека. Он продолжает прежнюю жизнь, но руководствуется иными мотивами и всё чаще переносит реакции из сферы действий в область отношений.

При этом границы его возможностей резко возрастают, он переходит в новое «пространство судьбы» и сам определяет своё предназначение. Однако такой «выход за пределы себя» («переступание предначертанного») – крайне редок, и его можно считать результатом высшего предназначения личности.

«Бесчувственность», бесстрастность судьбы оказывается не столько безразличием, сколько многообразной системой проверок людей «ответами» на любые, в том числе скрытые их намерения. Главное, чтобы возникающие при этом испытания не раздавили их грузом непереносимой ответственности и последствий.

«Жребий и вина (скорее, беда) избирающего» свои желания и поступки человека таятся не в происходящих в его жизни событиях, но в помыслах и отношениях. Которые определяют все его устремления и, раскручивая обратными связями цепи взаимозависимых кармических последствий, формируют спираль судьбы.

Её внешняя кажущаяся прямолинейность и неотвратимость определяется внутренней психоэнергетической первопричиной возможностей сознания. А неопределённость её и страх перед ней рождаются в человеке из-за слабости и невежества, незнания себя.

Судьба, как действие неумолимых законов Мироздания, в принципе не может иметь «мудрость и терпение, бесстрастные желания». Она – лишь абстрактное понятие, субъективная идея мышления, связанная с отношениями и представлениями Мыслящего-«Я» и проявляемая в его восприятиях Мыслимого.

Попытки человека узнать свои судьбу и предназначение рано или поздно приводят его к познанию мира, себя и Бога в себе. Но для этого надо определить внутренние безусловные критерии выбора и верные отношения к жизни.

***

3. Необходимость и неизбежность («всё определено законами Природы») подразумевают высшие установления, которые нельзя обойти и миновать. Они связаны с пониманием относительности знаний и вместе с тем познаваемости мира человеком, который считает душу проявлением психологических, энергоинформационных, химико-биологических и пр. физических процессов.

Его определяющими отношениями, как правило, являются атеизм, превозношение своих сил и возможностей, эгоизм, агрессивность, страх и гордыня. А также суждения обо всём с позиций субъективных представлений, выгоды и личных интересов.

Из необходимости (неизбежности) вытекает детерминизм (причинно-следственные взаимосвязи и иерархия законов природы). В основе которого – иерархический Принцип порождения и соответствия сознаний и идей, неминуемо приводящий к Первоначалу, Первопричине всего (Единому Богу как Сверхличности, содержащей всё в себе, или же безличному Божественному Началу-Абсолюту).

Без ума и Триады Мышления необходимость – невозможна. Она выявляется в Мыслимом и осознаётся Мыслящим в процессах мышления. Собственно, сама Триада Мышления порождена взаимозависимостью и необходимостью каждой её составляющей в двух других, противостоящих и дополняющих.

Первопричина существования – Пуруша-Познающий, источник и сток мышления, всех его образов, номенов, представлений и отношений. А Мыслимое-бытиё оказывается вихревым потоком отражаемых, преобразуемых (отображаемых) и порождаемым Им идей.

Вне Мыслящего-«Я» и мышления не существуют никакие Нечто. Поэтому случайность является ложно-искажённым восприятием иерархически нижестоящими Мыслящими идей вышестоящих, таким же заблуждением, как и «беспричинная необходимость».

Возможны два вида познавания. Первый, «внешний» – познание Мыслимого за счёт построения условно-упрощённых моделей бытия, позволяющих Мыслящему определять желанные цели и реализовывать их в жизни. При этом система Мыслящий – Мыслимое оказывается пронизанной множествами отношений и их обратными связями.

Разум устанавливает «объективные закономерности» бытия как причинно-следственные взаимосвязи разных ограничителей своих желаний и устремлений. И подчиняется им, воспринимая их действия как «познанную необходимость», а себя её рабом и усмиряя Эго.

Второй вид познавания – «внутренний»: познание человеком себя и своих отношений к миру первопричиной всех происходящих в нём событий. Отношения становятся объектами исследования и средствами взаимодействия с Мыслимым, позволяя Мыслящему принимать осознанные решения на основе безошибочных критериев выбора.

В процессах самопознания необходимость плавно перетекает во внутреннюю потребность поиска и выявления оптимальных отношений. Ощутивший её человек становится свободным и ответственным прежде всего перед самим собой.

Наука и разум не способны объяснить «различие между познанным и непознанным», так как в Мыслимом есть только первое, второму там нет ни «места», ни соответствий.

Итак, свобода – не столько «познанная необходимость», сколько осознанная потребность самоуправления. «Внешнее» изучение бытия может возвысить случайность до признания её необходимостью. Но лишь «внутреннее» познание Мыслящим себя, своих разума (мышления) и души возносит необходимость до уровня свободы.