Природа растения определяется природой растения, его породившего. Природа животного определяется природой животного, его породившего. А что скажем о человеке? У человека две матери – естественная и общественная, и основные качества его – естественные и общественные. Некие начала заложены в нем в виде задатков, одни из них семья, школа общество разовьют, а другие заглушат. Заглушить следует излишнюю агрессивность, побудки ломать вещи, лгать и пр. Сильные положительные побуждения могут развиться в качества, которые сформируют сильного и полезного семье и обществу гражданина, на слабые задатки надежд немного.
Общественная природа человека определяется тем, откуда он идет и куда направляется. «Откуда» – это его естественный и приобретенный воспитанием и образованием багаж. «Куда» – это цель его жизни. И здесь разные мыслители предлагают ему разные услуги. Один из них говорит: «откуда» человека – это прежде всего тот факт, что он хочет есть-пить, а «куда» требует, чтобы все его естественные задатки и приобретенные в общественной жизни способности были направлены на производство продуктов, удовлетворяющих потребности желудка. Как человек производит, так он и живет, способ производства материальных благ определяет образ жизни людей. Вся его политическая и духовная жизнь – следствие производства. Другой выдвигает в качестве природы человека – его волю к жизни вообще, третий – волю к власти, могуществу, господству сильного над слабым. Ради создания сверхчеловека, гиперборея, нордической личности. Четвертый верен старой традиции: человек – это хомо сапиенс, мыслящее существо. И идет он от незнания к знанию, и через развитие знания – к освобождению от природной и общественной зависимости. Идет к свободе не как к произволу, а как к разумному построению общественных отношений на основе познанной необходимости.
Уважаемый Булат заявил, что нацизм пытался сломать природу человека. «Евреям он как бы предлагал перестать быть евреями. Но человек не может выбрать свою национальность, народ – это не в его власти. Получается, что еврей виноват в том, что он родился таковым». Справедливый упрек. Таково же отношение нацизма и к тем этносам и народам, которые по уровню развития слабее немцев. И опять же можно сказать: никто не виноват в том, каким родился, к какому народу принадлежит. Я хотел бы, однако, сказать, что марксизм – того же поля ягодка: он пытался «сломать природу» тех, кто думает иначе, кто свободу творчества, свободу активной деятельности, ставит выше пассивного и бездумного существования под присмотром «гениального вождя». Он построил жизнь на варварских началах: у тебя слишком быстрые ноги – отрубим их, у тебя слишком шустрые руки – отрежем их, у тебя слишком видящие глаза – выколем их; ты много и бесконтрольно думаешь – поправим твою голову; ты слишком предприимчив в сфере экономики – запишем тебя в паразиты и стяжатели и закуем в цепи. Да, марксизм раньше нацизма начал «ломать природу» человека, нормального человека, накопившего за всю свою историю массу традиций, усвоившего множество привычек, полезных и бесполезных, готового совершенствоваться, но не готового к тому, чтобы его «ломали».
Не могу обойти и другую мысль Булата. «Откуда вообще взялся такой максималистский взгляд на человеческую природу? Это наследие, как мне кажется, христианства, которое верит в возможность кардинального личного изменение человека. Настолько кардинального, что даже утверждается, что человек в течение жизни может обожиться». Гегель, однако, полагает, что именно христианство сделало западного человека свободным, в отличие от восточных религий, сделавших его рабом всемогущего Божества. Я с Гегелем согласен. Христианство предлагает человеку выбор: есть Бог, и есть Дьявол – и полем битвы этих двух сил является душа человека. Можно идти за Богом и строить Царство Небесное, а можно идти за Дьяволом и строить Империю Зла, Царство Великого инквизитора. Пятница, 14 июня 2013 года
Комментарии
Автор в заголовок вынес вопрос о "сущности" человека, а рассуждать начал о его..."природе". Но это "две большие разницы".
Если следовать Аристотелевской традиции, согласно которой сущность человека определяют те из его свойств, без которых он перестает быть человеком, то мы неизбежно приходим к тому, что человек - это "сознательное животное", производящее средства своего существования.
Но вопрос о сущности человека имеет и другую сторону, а именно, когда мы хотим дать характеристику конкретному человеку. Здесь уже на весы должны быть брошены все его личностные свойства - духовно-волевые, нравственные, интеллектуальные, профессиональные, коммуникативные и т.д.
Уважаемый Филозан, прошу простить. Машинально я написал не то. Надо читать: Опять о природе человека.
В детстве мне на голову упал камень. Я на всю жизнь остался дураком. Это естественный или общественный фактор? Хотя вряд ли Вы мне ответите.
Фаталист: В детстве мне на голову упал камень. Я на всю жизнь остался дураком. Это естественный или общественный фактор? Хотя вряд ли Вы мне ответите.
Сергей Корягин: Это несчастный случай. Такое возможно и в царстве животных и в царстве людей. Я Вам сочувствую.
Хахах, "случай" - это Ваше, человеческое понимание. А существует ли для природы такое понятие как "случай"? Отнюдь!
fatalist-nigilist, 14 июня, 2013 - 19:08. ссылка
Изображение пользователя fatalist-nigilist.
Хахах, "случай" - это Ваше, человеческое понимание. А существует ли для природы такое понятие как "случай"? Отнюдь!
Сергей Корягин: Везде необходимость пробивается через море случайностей.
За либерализмом и социализмом стоит христианство и теория среды, за нацизмом - биологический детерминизм и Дарвин. Это раскрывает тему для тех, кто понимает термины.
Биологическая сущность, гены важнее социума.
Вячеслав Лантушко пишет:
Биологическая сущность, гены важнее социума.
Биологический фактор остается основой (основой!) для построения социальной жизнь, сущность которой составляют разум и воля человека. В том и идеологическая слабость нацизма, что он руководствуется философией: слепой должен вести слепого. О политике нацизма и говорить не стоит.
Но социальная жизнь не изменяет природы человека, его основы. Только, пока, непредсказуемые мутации являются предпосылкой изменения духовной и социальной сферы.
Чем же слепы философия и наука, которые видят ровно столько, сколько видит исследователь?
Нацизм - слепая биологическая ненависть. Думаю, что в XX веке прививка сделана основательная против марксизма и нацизма.
"Нацизм - слепая биологическая ненависть."
А не любовь к своему народу?? На Рейх ополчились войной пол-мира, а никак не наоборот. Задушили в колыбели только, что рожденную истину.
Учтите, что против немецкого народа эти пол-мира ничего не имели. Уничтожали тех, кто с оружием. Плюс несколько военных преступников повесили.
Еще как имели. Собирались кастрировать всех немцев...
А кто определяет важность: гены, социум, или Вы (индивид)?
Гены через индивида.
Итак , слепую мутированные гены диктуют через индивида, что они важнее социальных отношений. При этом социальные отношения индивид сам может выстраивать, выбирать, регулировать.
Например, с Николасом случайные мутации генов сыграли злую шутку, но за счёт того, как он выстраивает свои социальные связи, у него полноценная жизнь.
Значит его гены ему сказали, что социальные связи более важны чем они(гены).
Боюсь, что такие логические навороты для вас тяжелы.
"Значит его гены ему сказали, что социальные связи более важны чем они(гены)."
И так появились социалисты, коммунисты, христиане и либералы, какой жеж кошмар-то...
Да , уважаемый , это ваш кошмар. Ибо ваши гены вам лгут, а социальные связи вам скажут больше правды , чем они(гены).
Всех нас рождает мама, а потом она нас учит как жить в этом мире, как любить других людей.
И социальное создал конечно же бог? А не поэты с интеллектом заложенным в генах?
Интеллект заложен в генах? Вы что-нибудь слышали о детях-маугли (феральные дети)?
А слабоумные? На них тоже среда не может благоприятно повлиять?
Так что важнее?
Гены, только в них заложены границы свободы и самовыражения.
Вы поняли , что сказали? Граница свободы? Может граница несвободы?
Впрочем это не оговорка, а неотъемлемая часть любой идеологии.
Любая идеология обещает свободу, как её себе представляет, и так как хочет , чтобы её представляли её адепты. В любом случае свобода это некая ценность. В Вашем случае свобода это хорошо "прочищенные гены" , "чистота расы" , чем они чище , тем больше свободы. Но как ни парадоксально, когда идеология получает власть, то эту ценность-свободу прячет очень далеко и стережёт как зеницу око.
Это будет звучать примерно так: "Вы все быдло, с не чищенными генами, но есть среди нас те , у кого они прочищены, это сверхчеловеки. Дружно порадуемся за них. А теперь арбайтен шнель!"
Сергей Александров пишет:
Да, свобода (в данном контексте) - коричневая чума, которая лезет везде, где есть еда. И (якобы) есть фюрер, который может этой чуме сказать "фу", но не успевает. Как и Бог.
Национал-социализм это немецкая идеология для народа, она обещает каждому немцу место под солнцем через сплоченность нации. Раса господ, эпоха Сверхчеловеков, почему бы и нет? И кто собственно сможет остановить элиту, элитистов? Только другая элита, а никак не анархо-антифашисты.
Вы сами себе противоречите. Вы говорите об элите. Но элита это социальный феномен. Даже сообщество даунов может выбрать себе элиту. При чём здесь генетика. Например, коммунистическая элита совсем не ориентировалась на генетику. Более того, она запретила генетику как науку.
Значит , в то числе и элита немецкого национал-социализма не генетическое явление, а социальный феномен. Поэтому Вы и себя, отнюдь не немца по происхождению, можете причислить к идеологической элите, так полюбившейся вам.
Все из генов и наследственности, среда только акцентуирует наличествующие способности.
Без органов речи и центров речи в мозгу нет и самой речи, ведь так? То, что невозможно без генетических предпосылок, невозможно вообще.
Коммунисты противоречат сами себе, они исходили из своего основополагающего заблуждения что "Бытие определяет сознание", - среда, и что каждый перевоспитуем, если создать необходимые условия. Не только средний индивид противоречил их картине мира, но и ярче всего противоречие проявлялось в гении. Только гений способен изменять мир, остальные только опора для него.
Потом заблуждение, что первобытное общество было коммунистическим, без частной собственности, а орудия труда и средства для охоты, семья, самка и дети все это было в собственности самца. Идиллические бредни коммунистов и демократов мотивируют их на радикальные действия, этих заблуждающихся надо остудить.
А глухонемые умудряется переговариваться руками.
Вопрос стоит по другому. Нет потребности в языке и речи, нет и самой речи. А потребность в языке, в речи, в коммуникации, в диалоге возникает только у социальных существ. Надо всё-таки различать средство и цель. И что для Вас более ценно. Вы предлагаете идеологию средство ради средства. Есть такое философское направление как аксиология. Есть четвёртый тип причин по Аристотелю - телеологическая - "то, ради чего", цель.
Попробуйте выстроить пирамиду ценностей вашей идеологии. Не будет ли там противоречий.
- Появление Сверхчеловека -
- Познание человека и мира -
Остальное - следствия из выше сказанного. Хотя может быть и так:
Высшая ценность - Познание -, познание человека и мира как орудие подготовки к появлению Сверхчеловека. (Отвлечение: Вы говоря о идеологии забываете о новой гносеологии Ницше исходя из которой он предложил новую физическую картину мира выразившуюся в мысли о Вечном Возвращении того же самого. В любом случае ни идеологию, ни личность исследователя не выкинуть из научного процесса, желание быть объективным есть заблуждение идущее от Сократа и возможно в становлении такого хода мысли участвовал и Еврипид, привнесший отображение быта вместо дионисийства (Диониса как героя) в древне-греческую трагедию.)
"Вы предлагаете идеологию средство ради средства."
Я такого у себя не заметил. Укажите где у меня "средство ради средства"? Придерживаться Жизни и биологизма выглядит как придерживаться средств? Я понимаю Вас следующим образом, что у меня не хватает метафизики и идеалистической составляющей, которые в обыденном смысле и выдается за "глубокомысленное" философствование.
И разве в словах "Бог умер" Вы видите почему-то идеологию без философии?
Касательно нашего спора о примарности наследственности над средой или обратного, многое заключается и в том, что до сих пор не взирая на открытия Дарвина, биологов и этологов над нами в культуре и образовании доминируют мощнейший пропагандистский аппарат по промывке людям мозгов идеями Просвещения и идеями Французкой революции о всеобщем равенстве, которому приносится в жертву Истина! Вы пребываете в мареве представлений "Теории среды" (ламаркизма", кровного врага дарвинизма!), что не удивительно, коммунистические и социалистические идеологи действовали еще грубее, чем либералы и демократы. Природное неравенство и злой человек, человек-эгоист портят всю идиллическую картину изображающего первобытного человека как "доброго варвара" и альтруиста и данный идеал Просвещения хочет видеть в этом открытие сущности человека, именно эти представления борются в науке и уже дважды боролись на полях сражений... Если Французкая и Русская революции были кровавыми и их в обществе никто не осуждает, не было "Нюрнбергов" для этих идей и во имя любви к ближнему можно убивать ближних миллионами, почему же тогда в современном мире врагом номер один является нацизм и Адольф Гитлер? Не здесь ли панический страх "современных идей" и современности перед философским утверждением, что зло есть сущность человека? Не здесь ли страх раба, нашедшего "мораль" и оправдание христианством, перед ценностями своих господ? Почему нельзя приносить в жертву человека мысли о том, что некогда будет жить Сверхчеловек? И почему ЛЮБОВЬ К ДАЛЬНЕМУ, если допустить, что данная философская максима была девизом Рейха и Адольфа Гитлера, так подозрительна для слишком человеческого человека, для многих...
Вячеслав Лантушко пишет:
Очень рекомендую просмотреть до конца статью http://furgon.ucoz.com/publ/3-1-0-140
(без рисунов - http://www.znanie-sila.ru/golden/issue_89.html)
Ефимов А.Н. Элитные группы, их возникновение и эволюция. Знание-сила 1/88,
Познавательно. Хотите сказать по его прогнозам любая элита распадается? По мне это вопрос отбора гениев в каждом новом поколении.
Не любая. Например, в конце приводится, как устойчивый, вариант периодической перевыборности. Который мы имеем сейчас.
Ну, тогда претензий не имею к данной теории.
Вячеслав Лантушко пишет:
А судьи кто? Чиновники?
Может и не гении, но с правильной системой ценностей.
И что будет с гением, доказавшим правильность коммунизма?
Он выберет элитистское мировоззрение.
У Вас домашние животные есть? Или это расы, которые недостойны находиться рядом?
Фашисты против домашнего скота ничего не имеют.
Фашисты это очень парадоксальный социум социофобов. Представляет парадокс, люди , типа гитлера, геббельса, которые ненавидят и боятся всеми фибрами души любые сообщества, встретились, и решили ненавидеть социумы вместе, а потом придумали ещё идеологию, как правильно ненавидеть( и бояться).
Глупость.
Вот и я говорю, что это глупость.
Желание свети свободное сообщество людей до антисоциального сверхчеловека.
Разве это не ярко выраженная социофобия? Наверное , правильнее социопатия.
Причем здесь социопатия? Вождь, лидер по-Вашему социопат или высшее выражение воли народа?
Вот и я говорю - парадокс.
Скажите: высшее проявление воли народа - это что? Генетика или всё же нечто социальное?
Исторический процесс, где все сплетено. Но гены, индивид все первичней.
Опять вы забываете о детях-маугли. Современный человек это культурный человек, то есть культивированный, взращенный в идеальных условиях. Любые девиации условий дают непоправимые , необратимые отклонения в поведении.
Не, до идеального тоже не близко, но лучше маразматического.
Хотите сказать, что культура есть самоценность и другого сценария развития европейского человека не предвидится? А вдруг нам только предстоит создать собственную культуру и собственную цивилизацию? Я считаю, что если возможно одичание современного человека, с исчезновением любых культур, то тогда развитие пойдет по какому-то новому сценарию и возможно человечество потеряет остатки представлений о прошлом, на нас будут смотреть с непониманием как мы на мегалиты и Стоунхедж.
"Любые девиации условий дают непоправимые , необратимые отклонения в поведении."
А позитивные девиации от нормы, такие как гениальность? Почему Вы зацикливаетесь на негативном? Есть уровень выше нормы, на него я и ориентируюсь.
Лидер - это замечательно. Но для устойчивости общества лидер должен отражать мироощущение наиболее активной части населения (30-40 лет). Соответственно: лучший вариант - выборы + возрастной ценз для лидера. Хотя... Иногда для эпох можно и повыбирать...
А моя точка зрения ( http://civ.icelord.net/read.php?f=5&i=2571&t=2571 ):
Это не жизнеспособно.
А современная Российская система взаимоотношений общества и лидеров близка к данной модели. И уж, естественно, полицентрическая модель устойчивей моноцентрической.
Попробуйте обосновать Ваш бред.
Бред у Вас.
Марксизм и нацизм - очень сходные позиции. У Маркса экономическое первично, духовное вторично. У Ницше и нацистов биологическое первично, духовное вторично. Из сходных философских позиций вышли две сходные социальные позиции. Вышли два социализма: социализм высшего класса (пролетариата) и социализм высшего биологического типа (немцев). У тех и других основание жизни было превращено в сущность жизни, в содержание жизни, или, говоря словами Гегеля, в понятие жизни. У тех и других прогресс - кровавое шествие. Если мы дух поставим на первое место, то и революции станут духовными, бескровными, человеческими. Вы с кем, мастера философии?
Марксизм-ленинизм - это избавление от паразитов (т.е., от всяких там воров, аферистов, спекулянтов, ростовщиков и проч.).
А фашизм - это приведение к "порядку", как по численности, так и по составу, "неполноценных" (всяких там, гоев, славян, негров и проч. недочеловеков).
А на теперь в мире господствует фашизм сторонников "золотого миллиарда", т.е. еврейский фашизм и с танками, и с пушками, и ...., и с генной инженерией.
----------------
А клин выбивают клином.
Корягин - Иному. Вы раздеваетесь догола. Я это приветствую, это похвально, это честно. Все все видят. Успехов!
Все равно это будут попытки манипулирования.
Формирование собственного мировоззрения должно быть основано на знаниях. Предоставить знания - основная задача. Как программист - лучше в игровой форме http://www.philosophystorm.ru/palex/2664 :-)
И основано на системе предсказания "что, если" с предоставлением исторических аналогий. Соответственно, знания должны быть интернациональными.
Корягин для Палекс. Склонность к игре, к манипулированию, ко всякого рода цирковым трюкам - в природе человека. Примем своего брата таким, каков он есть.