Заинтриговало меня предложение Р.Б. Калмыкова «попытаться проследить определяющие тенденции в общественно-историческом развитии России и обрисовать в итоге наше ожидаемое будущее». Может быть, рискнуть?.. Тенденция синтезирует стремления людей. Есть общие стремления, есть групповые, есть частные. Общие стремления: к сытости, безопасности, продолжению рода, к знанию, вере, красоте. К свободе. Групповые тенденции реализуются через стремления граждан к различным видам деятельности, конкретнее – к различным видам труда. Выделим первые две: стремление к власти и свободной экономической деятельности. Два работодателя – государство в лице его избранных правителей (ныне они приходят не от Бога и не от партии) и частные предприниматели – удовлетворяют запросы всей армии наемных работников в производстве, сфере услуг, в сфере управления, на военном поприще. Групповые тенденции реализуются в науке, искусстве, службе культа.
Чем определяется характер государства, его качество? Преобладанием той или иной тенденции. В Ватикане нет дивизий, развлекательных учреждений; там все молятся. В тоталитарном государстве усилена идеологическая, полицейская и военная охрана политической власти. Тайная полиция свирепствует, армия раздута. Милитаризм во внутренней и внешней политике. Нацизм, коммунизм… В свободном государстве культивируется свобода. Есть государства с порядком разной степени политической жесткости; в них царит видимое спокойствие. Страсть к вождизму порой не знает границ. К чему она приводит? К событиям, которые имели место в Египте, в Ливии, а сегодня развернулись в Сирии. Кто следующий? Есть государства, в которых отношения между различными общественными тенденциями разбалансированы; в них изобилуют политические неурядицы, забастовки, уличные беспорядки и пр.
Сложнейший сектор общественной жизни – материальное производство. Государство стремится к высокому налогу, предприниматели – к высокой прибыли и обогащению; наемные работники стремятся к достойной оплате труда, прибыльность производства их мало интересует, заботы хозяина – не их заботы. И здесь возникает запутанный клубок взаимных отношений. Время от времени на форумах в Интернете появляются теории, пытающиеся навязать рабочему функцию хозяина предприятия, функцию совладельца. Я полагаю, однако, что пироги должен печь пирожник, а сапоги тачать – сапожник. У нормального рабочего свое представление о счастье: отработал «от» и «до», убрал инструменты – и забыл о производстве до завтрашнего дня. А дома ждут жена, дети, друзья, пришедшие поздравить с днем рождения. Выпивка, хоккей по телевизору и т.д. Но прожектеры не унимаются – несбыточные идеи делают их жизнь занимательной.
Сфера производства – основа всей общественной жизни, а от основы зависит, сможем ли мы усилить другие тенденции – продвинуть науку и искусство, решить демографическую проблему, создать надежную армию и т.д. И пользоваться плодами завоеванной свободы. Резкие противоречия разных групп в сфере производства могут стать определяющими факторами в замедлении темпа общественного развития. Спора нет, Россия переживает сегодня нелегкий период становления цивилизованных рыночных отношений. Последователи Маркса используют весь негатив нашей экономической жизни для реабилитации свергнутого советского режима: разжигают недовольства класса наемных работников против буржуазии, клянут государственную политику, прославляют Китай, который якобы нашел лучший вариант перестройки… Тенденция к знанию воплощается в образовании и науке. А образование и наука, в основном, на государственном «пайке». Определяются запросы к повышенному знанию интенсивным развитием производства? Несомненно. Но и производство без интенсивного развития образования и науки перспектив не имеет. Можно, однако, так повернуть политику, что тенденция к развитию знаний будет целиком зависеть от развития производства. Милитаризация жизни страны, подготовка к войне со всем миром определяла темпы и направление развития образования и науки в советскую эпоху. Мы готовились к окончательной схватке с империализмом.
Демография. В продвинутых странах, включая Россию, сегодня налицо тенденция падения авторитета семьи как главной нравственной ячейки общества. Она определила появление другой тенденции – нежелание женщин рожать более одного раза. В пику традиционной семье, появились ее «заменители» – однополая семья, так называемый гражданский брак, поднялся на несколько градусов выше «престиж» проституции. И тут выявляется интереснейший факт: в бедных странах, развивающихся и застойных, никакого падения уровня рождаемости нет, а есть проблема, как остановить высокий прирост населения. Китай с великим трудом остановил эту тенденцию. Если остановил. Сбывается ныне то, что в начале прошлого века предсказал Освальд Шпенглер в своем главном труде «Закат Европы»? Пока снять дефицит рабочей силы удается за счет гастарбайтеров. А что будет дальше? Философам и политикам есть над чем подумать.
Идеал (идеология) общественного развития – тенденция всех общественных тенденций, которая принимает конкретные «одежды» в философии, устоявшемся нравственном кодексе (религиозном или атеистическом), в политологии, политэкономии, обществоведении, истории, в произведениях искусства. Общество так живет, каков у него идеал. Идеал – душа народа, сформированная на протяжении столетий и тысячелетий на основе духовной и экономической жизни, теоретических поисков, практических удач и неудач. Какой фактор здесь вносит значительнейшую лепту? Я бы ответил так: мысль всегда идет «на корпус» впереди дела, а потом снова является и завершает его формулировкой истины. Идеал (нравственный, политический, экономический…) состоит из твердых, устоявшихся, в веках проверенных истин, а также положений, о которых идут вечные споры. Менее других подвержены изменениям нравственные истины. Они под опекой церкви (сегодня немало говорят о десяти важнейших заповедях Христа). В политике ныне никто не спорит, что власть должна принадлежать народу и определяться его волей – непосредственно или через его представителей. Утвердился и основной способ властвования – свободная выборность власти. Но многое здесь весьма зыбко, особенно неуютно чувствует себя политическая свобода. В XX веке в ряде стран мира правили бал настоящие политические дикари, пытавшиеся навязать миру некие окончательные и неизменные порядки. В экономике, после того как Маркс «опротестовал» частную собственность, воцарилась неуверенность. Как следствие – в ряде стран прошли смуты, более других здесь пострадала наша страна. Пропорция частной и государственной собственности в общественном развитии – предмет постоянных споров в парламентах всех стран.
Какова же основная тенденция мирового развития? Куда сегодня показывает главная стрела прогресса? Многие ругают потребительство, особенно те, кто сам много и сладко ест и пьет. Это ханжи и лицемеры. Потребление – основной стимул развития всякого производства, материального и духовного. Тенденция к поднятию уровня производительности труда, прежде всего в материальной сфере, пока голодает целый миллиард, останется одной из главных. Далее. Тенденция к загрязнению природы промышленными и бытовыми отходами должна быть остановлена. Еще далее. Милитаризация экономик и неуемное совершенствование и накопление как оружия массового поражения, так и обычного оружия, должны быть поставлены под строгий международный контроль. На место бряцания оружием и вооруженных конфликтов должны прийти экономическое и культурное соревнование. В конечном счете о народах, которые были и которые есть, мы судим о культуре. Об античных государствах мы сегодня судим по их культуре. А восточные деспотии все на одно лицо, точнее – все без лица. Свободный труд в безопасном и свободном обществе, думаю, сегодня, как и всегда, – главный ориентир для всего мирового сообщества, включая Россию. 13 марта 2013 г.
Комментарии
Виден серьёзный умственный труд. С добрым началом! Дорога далека...
--------------
"Читал букварь, Много думал,"
Викторку. По теме мыслей у Вас никаких. Вы увлечены "штопаньем" марксизма. Причем диктатуру пытаетесь спрятать. О ней ни слова. Но она есть. Своим "штопаньем" Вы стремитесь прикрыть самое страшное зло марксизма - революционную диктатуру пролетариата с ее пыточными камерами, тюрьмами, лагерями. И с палачами, типа Ленина, Дзержинского, Ежова, Берии, Сталина. Прижмите Сталина к своей груди, напишите о нем что-нибудь хорошее, тогда совки, если придут к власти, могут Вас пощадить. Иначе Вы ляжете под топор одним из первых.
Тенденций отмечено много. Но есть ли определяющие? Какие из них будут слагать основное лицо будущего?
Калмыков Р.Б. пишет:
Базовой тенденцией, формирующей наше будущее, является всеобщее желание, производящих средства и условия нашей жизни (т.е. "рабов"), производить оптимум этих средств с минимумом затрат рабочего времени.
А наше понимание этой тенденции и определяет содержание "принципа минимума приведенных затрат", без которого невозможна логика социального языка.
Поэтому всё, что мешает становлению и развитию умственному и физическому Труду, должно быть выявлено и искоренено.
А то, что способствует этому развитию, должно быть оберегаемо и поддержано усилиями и общества и государства.
--------------
Поэтому всякие желания паразитов, которые ищут удовлетворения через: воровство, обман, лицемерие, афёры, спекуляции, и т.д. вплоть до убийства - не могут породить общественную тенденцию и должны быть подавлены и искоренены.
Калмыкову Р.Б. Жизнь - это целый фронт тенденций. И она "бьет" то в одном, то в другом направлении. А в в общем "течет" широкой рекой. И Вы ищете одно решение, "единственно истинное", и Вы стремитесь к окончательному решению всех проблем? Не унимаются люди. Все это пережитки нацизма и марксизма. Вам ключи от квартиры? - Это - в ЖКО.
Сергей Корягин пишет:
Неправильно меня поняли. Я ищу самую общую тенденцию или их комплекс. Человечество развивается вовсе не во всех возможных направлениях. Например, у людей в среднем по мере эволюции увеличивается размер мозга и специализация трудовых функций, а вовсе не размер ушей и скорость заглатывания пончиков. Речь идет о подвластных наблюдению реальных широких векторах развития.
Если Вы не видите таковых, так прямо об этом и скажите. Мы поймем: далеко не всем это дано. А некоторые великие путаники пытаются экстраполировать кратковременные исторические тенденции вроде обнищания европейского пролетариата в середине 19 века на длительную перспективу - и приходят к сумасшедшим идеям о кануне пролетарской революции и приходе Коммунизма. Мальтузианцы предсказывают гибель человечества от голода. Другие предрекают гибель от все более страшных инфекций и пр.
Наша удача была бы в подмечании здоровых тенденций, могущих привести к существенным позитивным сдвигам.
Автор пребывает во мраке невежества древней философии хайдегеров,шпенглеров и пр. мошенников. Истинная философия-это Дарвин,Маркс,Энгельс,Ленин. Только их труды показывают тенденции общественного развития,которые определяются содержанием бытия человечества,которое в свою очередь есть не что иное как эволюция биологического вида со всеми вытекающими отсюда последствиями. Общественное развитие определяется насилием духа,сознания над животным инстинктом и наоборот порабощением духа инстинктом. Тенденция общественного развития одна-это вечная борьба сознания и материи,человека и обезьяны в образе человека. Общественное идеологическое насилие-это необходимый атрибут человеческого общества. Если его нет,насилие становится индивидуальным,животным,уголовным и общество деградирует к своим первобытным истокам,что сейчас и наблюдается в России.
Совок. пишет:
Да нет.
Это изыски еврея в новых для них обстоятельствах, чтобы найти ту нишу, в которой можно сохранить еврейский стиль жизни, т.е. образ жизни воров, аферистов, спекулянтов, ростовщиков и т.д., вплоть до убийств. (Конкуренция всё это (и воровство, и спекуляцию, и подлоги, и фальсификации, и убийства, и проч.) оправдает без особых усилий, "проповедником" которой и являет себя всякий еврей.)
Именно средой конкуренции является: афёры, подлоги, фальсификации, воровство, и проч.. и проч., в т.ч. и убийство конкурента.
Все и всякие преступления оправдывает КОНКУРЕНЦИЯ.
проч., в т.ч. и убийство конкурента.
Все и всякие преступления оправдывает КОНКУРЕНЦИЯ.
Пожалуй вы правы!
Доген. Пожалуй вы правы!
Сергей Корягин. Может быть, Вы все-таки Диоген, а не Доген? И второй вопрос: Вам не надоело "подтявкивать" некоторым форумчанам?
Сергей Корягин пишет:
Сергей Корягин. Может быть, Вы все-таки Диоген, а не Доген? И второй вопрос: Вам не надоело "подтявкивать" некоторым форумчанам?
1. Я не Доген и не Диоген и не среднее, Я есть Я. и 2. говоря о вас не стал бы ставить кавычки! )))
Совку и Иному. Основной принцип дарвинизма – выживание наиболее приспособленного. А выживание осуществляется с помощью конкуренции. Погибают более слабые экземпляры. Если Совок сильно ценит Дарвина, то он мог бы это понять. Странно, что до него это не дошло. Что касается полуказаха-получеченца, зарегистрированного как «Иной», то до него истина доходит, действительно, трудно. Сказывается восточная заторможенность. Печально вот что: совок (открытый большевик) и скрытый нацист объединяются в одно движение, и становятся опасными. И Зюганов пошел по этому пути: он и большевик, и организатор Движения «Русский лад». Новой России предстоит нелегкая борьба, прежде чем она «приведет к послушанию» политических дикарей. вторник, 19 марта 2013 г.
По поводу вечно неуместных встреваний Совка: мне кажется, что это просто компьютерный бот. Предлагаю администратору ФШ рассмотреть вопрос и дезавуировать, если подозрения оправдаются, эту шарманку.