Цивилизация

Аватар пользователя Сергей Корягин
Систематизация и связи
Термины: 
Термины: 
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

Всемирная история – непрерывный поток смены человеческих поколений во времени, напоминающий реку со своим началом и своим устьем, с извилинами, поворотами, притоками. Для удобства познания его разбили на ступени, этапы, эпохи, формации, цивилизации. Дикость, варварство, цивилизация – простейшее деление, характеризующее собой поднятие человека по ступеням умственного и нравственного усовершенствования, очеловечения дикого природного существа. Всемирная история – прогресс в сознании свободы, говорит Гегель. «На этом различии, – говорит он, – зиждутся все различия ступеней развития всемирной истории». В Древневосточном государстве свободен один – деспот, в Античном мире свободны некоторые, в Христианскую эпоху свободны все. Формально, разумеется, потому что до реального освобождения абсолютному духу предстоит проделать еще огромную работу. Стержень процесса – абсолютный дух, основным определением которого является свобода.

Маркс открыл общественно-экономические формации: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую с ее двумя фазами. Маркс материалист, применительно к истории – экономический материалист. Стержень исторического процесса – развитие материальных производительных сил, они определяют собой формы собственности, формы и содержание политической жизни, идеалы, идеи – научные, художественные и нравственные. Способ производства материальных благ определяет образ жизни людей. В марксизме становление цивилизации связывается с появлением антагонизмов между классами, с углублением разделения труда, появлением законом, выражающих существо классовых отношений. Социализм и коммунизм являются цивилизацией нового типа.

Двадцать одну цивилизацию насчитал в истории Арнольд Тойнби, английский историк. («Постижение истории».) Стержнем цивилизации (всей совокупности материальных и духовных факторов общественной жизни) является духовное начало, которое ставит перед народами проблему и требует ее разрешения – «Вызов-Ответ». Вызов (он же и стимул) – проверка на выживаемость: выживет тот, кто найдет ответ, кто сумеет мобилизовать силы для отпора и дальнейшего движения. Внешние стимулы: природная катастрофа, бесплодная земля, новая земля, нападение извне, внешнее давление. Внутренние стимулы: бедность, рабство, национальная дискриминация. Кто сможет противостоять беде? – Творческое меньшинство плюс пролетариат, по-нашему, – низы. Духовное банкротство меньшинства в особых случаях может быть компенсировано тем, что из пролетариата выделится новая, способная и сильная группа со своими идеями и поведет за собой всех. В противном случае цивилизация гибнет. При всей общности законов общественной жизни цивилизации разнятся, как разнятся отдельные люди, отдельные государства и города. По религиям, культурам, языкам, народным обычаям, степенью продвинутости отдельных направлений развития. Нет линейного поступательного движения человечества к единой цели.

У Освальда Шпенглера восемь культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, арабская, греко-римская (аполлоновская), западно-европейская (фаустовская) и культура майи. Каждая из них замкнута, как организм, каждая выражает коллективную душу народа под определенным символом. Культура у Шпенглера определяется расой, кровью, инстинктом, властью, волей. Отнюдь не стремлением к познанию, к истине. Ее выразитель – аристократия, связанная с землей. Автору близка философия Ницше, оценивающая поступки людей не по принципу: это – доброе, а это – злое, а по принципу: хорошее – плохое. Умирая, культура перерождается в цивилизацию, в которой господствует техницизм, деньги, демократия, а на смену творчеству и развитию приходят бесплодие и окостенение. На выборах в рейхстаг 31 июля 1932 года и 5 марта 1933 года Шпенглер голосовал за НСДАП. «Гитлер – болван, но движение следует поддержать», – объяснил он свой поступок сестре. 18 марта 1933 года он получил от министра пропаганды Геббельса телеграмму с приглашением выступить по радио с речью в поддержку нацизма. Однако, несмотря на советы родных и знакомых принять предложение министра, ответил вежливым отказом. Шпенглера окончательно отвратила от нацизма «ночь длинных ножей». Гитлер публично заявил: «Я не последователь Освальда Шпенглера! Я не верю в закат запада». Автор «Заката Европы» скончался в своей мюнхенской квартире в ночь с 7 на 8 мая 1936 года. Ходили слухи, что он был убит группой гестаповцев, затем они постепенно стихли.

Статья ортодоксального марксиста с псевдонимом Совок здесь, на форуме, «Человеческая цивилизация» представляется мне большим упрощением и искажением проблемы. Почитаем: «Все проблемы и достижения человечества объясняются исключительно достигнутым уровнем общественного разума». Настораживает открытый идеализм: это ведь говорит марксист. Кто же несет людям этот разум? «Учителем был Иисус Христос, огнем и мечом обеспечивший продвижение человечества от примата к хомо сапиенс». В наше время знамя Христа подняли Маркс и Ленин, они создали «инструмент-идеологию – марксизм-ленинизм»… Непросто нормальному человеку переварить подобный «шедевр»: Маркс и Ленин – продолжатели дела Христа. Христос умер, но дело его живет. Но как же быть с материализмом, который все достижения объясняет «исключительно достигнутым уровнем» развития производительных сил, то есть чисто материальным фактором?.. В свое время Ленин, конспектируя Логику объективного идеалиста Гегеля, написал на полях книги: «А, боженьку жалко, сволочь идеалистическая!» Думаю, Совку следовало бы вчитаться в ленинскую характеристику великого немецкого философа. Четверг, 14 февраля 2013 года

Комментарии

Аватар пользователя Совок.

Утверждение автора не верно и противоречит марксизму:"Но как же быть с материализмом, который все достижения объясняет «исключительно достигнутым уровнем» развития производительных сил, то есть чисто материальным фактором?.."
Материализм не исключает влияние сознания на развитие производительных сил,а наоборот фиксирует это.

Аватар пользователя Сергей Корягин

Сововк: Материализм не исключает влияние сознания на развитие производительных сил,а наоборот фиксирует это.

Сергей Корягин: "Не исключает влияния" - это верно. Но здесь речь идет об основном вопросе философии, то есть о самом первом положении марксизма, о первичности и вторичности материального или идеального. Вы исправляете самое главное в марксизме - первичность экономических факторов. Это не просто ревизионизм, это "вывертывание марксизма наизнанку". Как вывертывание пальто или шубы. Это никому не запрещается, но тогда Вы должны позиционировать себя не как марксист, а марксист-наоборот. Не знаю, как это можно назвать. В любой позиции должна быть логика. Молоко нам дает не бык, а корова. А Вы утверждаете противоположное без ссылки на то, что Вы вывели новую породу быков. Успехов!