Всемирная история – непрерывный поток смены человеческих поколений во времени, напоминающий реку со своим началом и своим устьем, с извилинами, поворотами, притоками. Для удобства познания его разбили на ступени, этапы, эпохи, формации, цивилизации. Дикость, варварство, цивилизация – простейшее деление, характеризующее собой поднятие человека по ступеням умственного и нравственного усовершенствования, очеловечения дикого природного существа. Всемирная история – прогресс в сознании свободы, говорит Гегель. «На этом различии, – говорит он, – зиждутся все различия ступеней развития всемирной истории». В Древневосточном государстве свободен один – деспот, в Античном мире свободны некоторые, в Христианскую эпоху свободны все. Формально, разумеется, потому что до реального освобождения абсолютному духу предстоит проделать еще огромную работу. Стержень процесса – абсолютный дух, основным определением которого является свобода.
Маркс открыл общественно-экономические формации: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую с ее двумя фазами. Маркс материалист, применительно к истории – экономический материалист. Стержень исторического процесса – развитие материальных производительных сил, они определяют собой формы собственности, формы и содержание политической жизни, идеалы, идеи – научные, художественные и нравственные. Способ производства материальных благ определяет образ жизни людей. В марксизме становление цивилизации связывается с появлением антагонизмов между классами, с углублением разделения труда, появлением законом, выражающих существо классовых отношений. Социализм и коммунизм являются цивилизацией нового типа.
Двадцать одну цивилизацию насчитал в истории Арнольд Тойнби, английский историк. («Постижение истории».) Стержнем цивилизации (всей совокупности материальных и духовных факторов общественной жизни) является духовное начало, которое ставит перед народами проблему и требует ее разрешения – «Вызов-Ответ». Вызов (он же и стимул) – проверка на выживаемость: выживет тот, кто найдет ответ, кто сумеет мобилизовать силы для отпора и дальнейшего движения. Внешние стимулы: природная катастрофа, бесплодная земля, новая земля, нападение извне, внешнее давление. Внутренние стимулы: бедность, рабство, национальная дискриминация. Кто сможет противостоять беде? – Творческое меньшинство плюс пролетариат, по-нашему, – низы. Духовное банкротство меньшинства в особых случаях может быть компенсировано тем, что из пролетариата выделится новая, способная и сильная группа со своими идеями и поведет за собой всех. В противном случае цивилизация гибнет. При всей общности законов общественной жизни цивилизации разнятся, как разнятся отдельные люди, отдельные государства и города. По религиям, культурам, языкам, народным обычаям, степенью продвинутости отдельных направлений развития. Нет линейного поступательного движения человечества к единой цели.
У Освальда Шпенглера восемь культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, арабская, греко-римская (аполлоновская), западно-европейская (фаустовская) и культура майи. Каждая из них замкнута, как организм, каждая выражает коллективную душу народа под определенным символом. Культура у Шпенглера определяется расой, кровью, инстинктом, властью, волей. Отнюдь не стремлением к познанию, к истине. Ее выразитель – аристократия, связанная с землей. Автору близка философия Ницше, оценивающая поступки людей не по принципу: это – доброе, а это – злое, а по принципу: хорошее – плохое. Умирая, культура перерождается в цивилизацию, в которой господствует техницизм, деньги, демократия, а на смену творчеству и развитию приходят бесплодие и окостенение. На выборах в рейхстаг 31 июля 1932 года и 5 марта 1933 года Шпенглер голосовал за НСДАП. «Гитлер – болван, но движение следует поддержать», – объяснил он свой поступок сестре. 18 марта 1933 года он получил от министра пропаганды Геббельса телеграмму с приглашением выступить по радио с речью в поддержку нацизма. Однако, несмотря на советы родных и знакомых принять предложение министра, ответил вежливым отказом. Шпенглера окончательно отвратила от нацизма «ночь длинных ножей». Гитлер публично заявил: «Я не последователь Освальда Шпенглера! Я не верю в закат запада». Автор «Заката Европы» скончался в своей мюнхенской квартире в ночь с 7 на 8 мая 1936 года. Ходили слухи, что он был убит группой гестаповцев, затем они постепенно стихли.
Статья ортодоксального марксиста с псевдонимом Совок здесь, на форуме, «Человеческая цивилизация» представляется мне большим упрощением и искажением проблемы. Почитаем: «Все проблемы и достижения человечества объясняются исключительно достигнутым уровнем общественного разума». Настораживает открытый идеализм: это ведь говорит марксист. Кто же несет людям этот разум? «Учителем был Иисус Христос, огнем и мечом обеспечивший продвижение человечества от примата к хомо сапиенс». В наше время знамя Христа подняли Маркс и Ленин, они создали «инструмент-идеологию – марксизм-ленинизм»… Непросто нормальному человеку переварить подобный «шедевр»: Маркс и Ленин – продолжатели дела Христа. Христос умер, но дело его живет. Но как же быть с материализмом, который все достижения объясняет «исключительно достигнутым уровнем» развития производительных сил, то есть чисто материальным фактором?.. В свое время Ленин, конспектируя Логику объективного идеалиста Гегеля, написал на полях книги: «А, боженьку жалко, сволочь идеалистическая!» Думаю, Совку следовало бы вчитаться в ленинскую характеристику великого немецкого философа. Четверг, 14 февраля 2013 года
Комментарии
Утверждение автора не верно и противоречит марксизму:"Но как же быть с материализмом, который все достижения объясняет «исключительно достигнутым уровнем» развития производительных сил, то есть чисто материальным фактором?.."
Материализм не исключает влияние сознания на развитие производительных сил,а наоборот фиксирует это.
Сововк: Материализм не исключает влияние сознания на развитие производительных сил,а наоборот фиксирует это.
Сергей Корягин: "Не исключает влияния" - это верно. Но здесь речь идет об основном вопросе философии, то есть о самом первом положении марксизма, о первичности и вторичности материального или идеального. Вы исправляете самое главное в марксизме - первичность экономических факторов. Это не просто ревизионизм, это "вывертывание марксизма наизнанку". Как вывертывание пальто или шубы. Это никому не запрещается, но тогда Вы должны позиционировать себя не как марксист, а марксист-наоборот. Не знаю, как это можно назвать. В любой позиции должна быть логика. Молоко нам дает не бык, а корова. А Вы утверждаете противоположное без ссылки на то, что Вы вывели новую породу быков. Успехов!