Что есть истина? Я полагаю, что более других в этом вопросе компетентен Гегель. Поэтому начну текст с цитаты из его «Малой логики» (Параграф 19. Прибавление 1-е): «Истина есть великое слово и еще более великий предмет. Если дух и душа человека еще здоровы, то у него при звуках этого слова должна выше подниматься грудь» С другой стороны существует отношение к истине, которое звучит в презрительном вопросе Понтия Пилата, обращенном к Христу: «А что есть истина?!» «Если она и есть, то ничего не стоит», – полагают эти, отравленные политической властью люди. Однако формула Гегеля «Все разумное действительно, и все действительно разумно» работала и работает: неразумные, то есть неистинные, политические образования история рушила неумолимо. Особенно искусственно раздутые государства, империи. В прошлом веке пали тоталитарные чудовища, в начале нового века разум приводит в соответствие отклонения предмета от истины в арабском мире.
Истина – это соответствие. Для обыденного сознания оно означает соответствие наших представлений (нашего знания) реальному предмету, который находится вне нас, перед нашим взором, рассудком, интеллектом. Для философского сознания оно означает соответствие реального предмета своему понятию. Истинный (настоящий) врач, учитель, друг, истинное произведение искусства, истинное государство соответствуют своему понятию. Все истинное – самого высокое качество. Неистинное произведение искусства непопулярно, неистинное государство стоит на слабых ногах. Могут возникнуть вопросы: «Как познать истину предметов, политических и экономических учреждений, которые являются произведениями наших рук? Как воспитать истинного человека, создать истинную партию, построить истинную жизнь?» Послушаем Гегеля: «Единственно лишь Бог есть истинное согласие понятия и реальности. Но все конечные вещи имеют в себе неистинность, они имеют понятие и существование, но это существование не соответствует их понятию. Поэтому они должны погибать, и эта их гибель служит их проявлением несоответствия между их понятием и их существованием». («Малая логика», параграф 24.) Ответ Гегеля звучит неутешительно, однако надежду оставляет.
Вопрос об истине как ориентире и стимуле развития особенно остро встал в философии Гегеля. Исторический процесс – бесконечная смена поколений, которая уже пройдена в Боге, или в Абсолютном духе, пройдена логически, не во времени. Реальный человек, живущий в реальном времени, не имея возможности достичь идеала, имеет шанс подойти к нему ближе. Наше строительство реальных отношения представляет собой ступени истины, приближающие нас к Абсолюту. Всемирная история – прогресс в познании свободы. Именно в познании (освоении, овладении), а не введении ее указом, которое обычно оканчивается кровавой вакханалией, а потом тиранией.
Человек строит свою жизнь по образу и подобию Абсолюта (Бога). План его жизни, его понятие может быть более разумным (истинным) и менее разумным. Разумный план при добросовестной организации дела может дать адекватный результат, а не разумный наверняка окончится провалом. Ученый экономист, обществовед, идеолог, политик создает модель общественного устройства. Разумная (истинная) модель не гарантирует успеха, но создает максимум возможностей для успешной реализации, неразумная модель приведет к явному неуспеху. Все разумное действительно, говорит Гегель. А неразумное? – Недействительно, неразумное, если оно родилось, должно погибнуть, прекратить свое существование.
Очень важный вопрос – из чего вытекают наши планы. Все конкретное, все человеческое берет свое начало в Абсолютном духе, как малое в большом, временное в вечном, относительное в абсолютном, частное в общем. Идеальное берет свое начало в идеальном, в самом себе как первопричине всего сущего. (Субстанция – причина самое себя, causa sui, полагал также Спиноза.) И строит жизнь, действительность. Это позиция Гегеля. У Маркса иная позиция: все идеальное вытекает из материального, экономическая теория определяется экономическими отношениями, способом производства материальных благ. Экономический интерес производит общую идею, на основе общей идеи создаются конкретные планы по преобразованию общества. Здесь и план по революции, и по экспроприации, и по диктатуре и т.д. Истинность общей идеи проверяется исторической практикой, отнюдь не соответствием ее абсолютному духу. Истинность конкретного плана проверяется его соответствием главной идее, отнюдь не успешностью реализации, которая чревата отклонениями, нарушениями.
Сегодня марксисты утверждают, что их теорию опровергла не историческая практика, но отступление от главной линии. Так сказать, головокружение от успехов. Ретивые исполнители поторопились, забежали вперед паровоза. И в пример приводят Китай, который, чтобы спасти дело, сделал два шага назад (те самые – ленинские). И потому, полагаю я, нельзя исключить, что европейская цивилизация повторит неудавшийся эксперимент, переживет еще одну кровавую эпоху, какую она пережила в XX веке. Суббота, 9 июня 2012 года
Комментарии
Если уж говорить о марксизме, то нельзя забывать его оценку "великим и ужасным" "товарищем" Лениным - "Марксизм вечен потому, что верен". И эта уверенность не на пустом месте потому, что в основе марксизма заложен и работает механизм законов диалектики.
Рассматривая работы Маркса-Энгельса с современных позиций неоклассической философии, можно понять их позицию по отношению к "материи" и "духу" на то время состояния науки и влияния церкви. Это раз.
Второе "блюдо" для людей, допускающих наличие чужого мнения.
В.И.Ленин, которого я уважаю до сих пор, был "не хорошим человеком" потому, что хорошо знал, что нельзя перескакивать из одной общественно экономической формации в другую, минуя промежуточную - капитализм, преимущество которого на его ранней стадии развития основано на частной собственности, как средство на то время для становления свободной личности.
И наши современные беды связаны с тем, что мы, россияне, рабы не только государства, а и внутренние, по состоянию души. Нужны или 40 лет, что вряд ли, или лет 100-150 на становление и защиту института частной собственности.
А жаль, что жить в эту ... .
Уважаемый Вячеслав Митин, спасибо за отклик и интересные замечания. «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно», – сказал Ленин. А как определить верность учения? В марксизме есть такой определитель, в марксизме практика – критерий истины, критерий верности. Собственно, и Гегель использует тот же «инструмент», хотя и не называет его практикой. «Все конечные вещи… имеют понятие и существование, но это существование не соответствует их понятию. Поэтому они должны погибать». Обратите внимание: практику Гегель называет существованием. И его мысль следует понимать так: все конечные вещи имеют понятие и практику, и если эта практика не соответствует понятию, она должна погибать. Или вот еще: «Все разумное действительно». А неразумное? – А неразумное, естественно, недействительно, то есть должно погибать, потому что не соответствует своему понятию. Учение Маркса – не божественного происхождения, а весьма «конечная вещь», поэтому историческая практика его опровергла; в состязании с буржуазной идеологией, истинность которой жизнь доказывает ежедневно, ежечасно, оно потерпело поражение.
Маркс рассчитывал на развитой капитализм. Но таковой его не принял, он, правда использует учение Маркса, но исключительно как предупреждение для буржуа: хочешь сам жить – дай жить и другому. «Другой» – это все наемные работники капиталистических предприятий. Капитализм двинулся вперед, принимая законы и утверждая институты, которые гарантируют достойную жизнь подавляющему большинству граждан, и, что очень важно, сохраняя при этом все политические и духовные свободы. Да, «классовые битвы» были, есть и будут, но они играют роль клапана, выпускающего пар из кипящего котла, они лишь сотрясают воздух и потому не смертельны. Социалистическая революция сегодня в Европе нереальна, как и в Северной Америке; не пройдет и диктатура, типа нацистской, потому что XX век на этот случай сделал глубокую прививку.
Марксову теорию «принял» развивающийся капитализм. Особая ситуация в России – война, голод, разруха – помогла русским марксистам, большевикам, вероломно захватить власть. В первый период революции Ленин искренне верил, что рая ждать недолго и обещал его молодежи на III съезде комсомола. Лишь столкнувшись с крестьянской стихией, он понял, что надо сделать «два шага назад» и объявил НЭП. Сталин исправил ленинский «зигзаг»… После войны страны Восточной Европы были силой загнаны в советский социализм. Потом Советская Россия силой своего оружия помогла Китаю и Корее, Китай помог Вьетнаму – и образовалась т.н. мировая социалистическая система. Если учесть разбросанные в Азии, Африке, Латинской Америке режимы, выкормленные нашим хлебом, то образовалась большая сила. Сегодня этот феномен почил в бозе, мир его праху. Иные полагают, что советский социализм погиб случайно. В политбюро пришли случайные люди, которые приняли случайные решения… (Торопился пешеход и пошел через дорогу, не увидев красного сигнала светофора.) Но случайная гибель государства в мирное время – явление в истории маловероятное. Советский социализм, незаконнорожденное дитя марксизма, погиб потому, что был построен не на разуме, а на голом насилии.
Маркс просмотрел возможные тенденции исторического развития. Но это лишний раз говорит о том, что люди – не Боги. Его надежды на страны развитого капитализма не оправдались. Не оправдалось и недооценка России как страны, где его поклонники могут прийти к власти. Сочинитель «всесильного учения» не увидел, что диктатура, которую он навязывал обществу, обречена быть вечной диктатурой, потому что стремление человека к экономической свободе – вечное стремление. Не увидел, соответственно, и того, что там, где диктатура, неизбежны массовый террор и лагеря. Так в чем же «всесилие» учение Маркса, если в самом главном и в побочных вариантах он ошибся? Нет всесилия, но есть бессилие, есть неспособность предложить обществу разумный проект.
Клянут коммунисты сегодняшний порядок России. Им это положено по природе: их прогнали от кормушки, у них отняли абсолютную власть. Их поддерживают и многие молодые люди, не знающие от чего мы ушли; они не пережили ситуации, «когда общество разделилось на два класса – на тех, кто сажает, и на тех, кого сажают» (слова Анны Ахматовой). Призывают к бесчинствам и псевдолибералы, которые, бок о бок с «красными», «коричневыми», «белыми», «зелеными» и прочими «петлюровцами», идут на Болотную площадь, чтобы покричать и похулиганить. Испытание свободой переживает Россия – после крушения государства-концлагеря, которое спроектировал Маркс в своем «всесильном и верном» учении. Воскресенье, 10 июня 2012 года
Вопрос: Истинны ли следующие суждения:
1. У Геракла три ноги
2. Баба Яга летает на ступе.
3. Человек стремится к экономической свободе
4. В начале 90-х баррель нефти стоил 5 долларов
5. Стоимость барреля нефти в 5 долларов - это историческая случайность.
Уважаемый господин Захаров, спасибо за реплику. Я должен Вам напомнить, что самые трудные вопросы - это те, которые задают нам дети.
Меня не интересует детский ответ. Мне интересен Ваш ответ.