Государство – высшая ступень нравственной идеи после семьи и гражданского общества. Однако поскольку логическое движение вперед означает движение к основанию, в глубину, то идея государства есть зерно, из которого развивается весь нравственный организм. Реальное государство положено идеей государства, положено по разуму. Все разумное действительно, и все действительное разумно. Государство не страховое учреждение, логически оно существует раньше каждого отдельного гражданина. С первой минуты рождения человек уже является элементом, клеточкой организма по имени государства. Права и свободы мы можем иметь только в составе нравственного целого. Государство – шествие Бога в мире.
У Руссо человек свободен первоначально, по природе, а государство – продукт Общественного договора между отдельными свободными людьми. Гегель считает, что из такой трактовки свободы и вышла Французская революция, которая привела к массовому террору, когда головы срезались с таким же хладнокровием, с каким мы срезаем кочан капусты или проглатываем воду. Ибо в этой ситуации каждая попытка власти ограничить стихию, внедрить закон приводила к протесту: «Но я свободен первоначально, я свободен по природе!» Крайнюю противоположность учению Руссо составляет «Реставрация» Галлера, которая не хочет видеть в государстве мысли и разума, закона и законодательства, а требует лишь абсолютного господства авторитета, установленного Богом, и слепого повиновения. Могущественный господствует. Так хотел и установил Бог и в мертвой и в живой природе, как это видно особенно в животном мире. А если авторитет заменяется законами и правами, тогда начинают господствовать адвокаты и ябедники, терзающие бедных людей.
Как устроено гегелевское государство? В соответствии с моментами понятия. Всеобщему соответствует законодательная палата, особенному – исполнительная власть (куда входят суд и полиция), единичному – власть князя, монарха. Монарх не избирается, но получает корону по наследству, правит по конституции, и полномочия его поставлены в жесткие рамки. Он может помиловать преступника, назначить или уволить высших советников короны, поставить свою подпись под законом, принятым законодательной палатой. Мы имеем дело с иным разделением властей, чем то, которое потом укоренилось в европейских государствах. В отличие от средневековой монархии с неограниченной властью князей и напоминающей лоскутное одеяло, гегелевская монархия стоит на строгом законе, на конституции и пронизана всеобщей волей монарха. Она похожа на живой организм тем, что все ее части – суть необходимые и приспособленные друг к другу и центру органы. А что касается платоновского государства, то ему, по мнению Гегеля, не достает субъективности: в нем нет личности, личностей, в нем господствует субстанция.
Гегелевский парламент называется собранием сословий. Верхняя его палата – палата лордов – землевладельцев не избирается, но формируется по наследственному праву. Нижняя палата избирается из подвижной части гражданского общества, из сословий промышленности, ремесла, торговли, из должностных лиц, персон, управляющих корпорациями, общинами. Депутаты представляют не себя, не массы, а существенные сферы труда. Если ведение дел сословия не оплачивается, нет необходимости ограничивать цензом избрание в депутаты, считает философ. «Публичность собраний сословий, – говорит Гегель, – есть великое зрелище, главным образом воспитывающее граждан». «Только вследствие обнародования всякого своего шага палаты находятся в связи с общественным мнением». Пресса свободна, но клевета преследуется по закону.
Гегель против «взаимонезависимости», оторванности друг от друга трех ветвей власти, что ведет к конфликтам между ними и созданию хаоса в государственных делах. Потому и ставит он на самый верх монарха, чтобы государственный механизм работал слаженно. И суверенитет народа не должен быть противопоставлен власти монарха, истинному носителю суверенитета. Суверенность государства Гегель называет идеальностью, самостью, самосознанием, «Я». «Я» есть нечто самое единичное и в то же самое время самое всеобщее. К чиновничеству у Гегеля отношение почтенное, ибо на нем держится государство. В хорошем государстве чиновничество хорошо обучено и воспитано в патриотическом духе. Работая в Берлинском университете, философ был вынужден оглядываться на власть и придержать критику реакционных прусских порядков, а государство «рисовал» такое, каким оно, по его мнению, должно быть. Здесь он идет по стопам Канта.
Со времен Гегеля много воды утекло. Культ государства после великого философа еще дважды вспыхивал в Германии. Один раз в виде марксизма, другой раз в виде нацизма. Это были болезненные вспышки. Марксизм поразил Россию, нацизм – Германию. Первый пытался внедрить в мир диктатуру тех самых низов, к которым Гегель испытывал негативные чувства, второй – диктатуру ненависти против евреев и «недочеловеков». Однако победило английское представление о роли государства в жизни человеческого общества, государства как инструмента, обеспечивающего безопасность и правопорядок, где общее не отрывается от частного и единичного, а содержание от формы, где общее как органическое целое, как субъект исторического развития пронизано всеми своими частями (как и части – общим) и работает на них. И здесь Руссо, если бы мог подняться из могилы, сказал бы: «А я был прав, человек с его правами и свободами занял в конечном счете свое место!» Но не будем делать окончательного вывода – вся история еще впереди. Суббота, 19 мая 2012 года
Комментарии
Почему же Гегель против "взаимонезависимости" ветвей власти?! Он против абстрактной "взаимонезависимости" на бумаге. Гегель, как раз, за конкретную "взаимонезависимость" на деле. "Прусское государство" еще не достаточно развилось, чтобы стать воплощением Государства Гегеля. Поэтому в качестве образца своего Государства, в качестве "зерна" его, Гегель и берет наиболее подходящий из существующих "элементов прусского государства" - монарха. Еще Людовик какой-то вполне в Духе Гегеля заявил: Государство - это Я. То есть, по мысли Гегеля, в начале в обществе (в котором есть конституция!) личностью становится монарх, а затем все остальные по примеру монарха становятся такими личностями как и он. И вот когда все - большинство - станут личностями и наступит Государство Гегеля, Платона или Царство Божие Иисуса. Платон же говорил где-то, что демократия возможна только среди философов.
Философ (Платон)=личность(Гегель)=рожденный свыше(Иисус).
Но, как всегда, недоразвитые людишки делают из правильных учений культы и религии и потом пеняют учителям...
Совершенно верно. Понятие - символ Государства или Государство - символ понятия. А у Платона, соответственно, Государство символ эйдоса или эйдос - символ Государства. Различие между Государством Гегеля и Государством Платона - это различие между понятием=логосом и эйдосом.
ГОСУДАРСТВО. КHИГА VII
Символ пещеры
Можно показать, что Государство Гегеля - это пещера Платона расширенная до границ Вселенной. В истории философии существует только эти две системы - Платона и Гегеля. Правда, есть план еще одной подобной системы - Абсолютная мифология Лосева. Лосев под видом Абсолютной мифологии полагал написать философскую систему Иисуса Христа. Но, ввиду жизненных обстоятельств, он отказался от этой затеи. Таким образом, можно прийти к очевидному выводу, что в истории человечества было всего три философа: Платон, Гегель и Лосев. Только у этих трех были системы, доведенные до высшей точки - Государства.
1. Как мне кажется, основная проблема философии, связанная с социумом и социальностью состоит в том, что считать общественным организмом. Надо ли таким организмом считать государство, или быть может общество, или нацию? В зависимости от того, какой будет ответ будет различаться и социальная философия.
2. Гегель посчитал социальным организмом - государство. Действительно, государство есть некоторое единство - имеет четкие границы (индивидуальность), функции (многообразие органов), единство целей и прочее.
3. Насчет нравственности. Проблема состоит в том, кто является носителем нравственности (субстанцией нравственности) - отдельный индивид или социальный организм? Всякая нравственность отдельного индивида всегда сводится к долгу, к долженстованию ради целого. Мы не называем нравственным индивида, который поставил единственной целью самого себя, свое благоденствие и благосостояние. Но это означает, что носителем нравственности (в смысле субстанции нравственности) не является отдельный индивид, а некоторое социальное целое, социальный организм.
4. Объединяя пункты 2. и 3. получаем Гегелевское суждение о нравственности.
Нет, в философских системах так вопрос не стоит - "что считать общественным организмом?". Так вопрос ставится в утопиях. А в системах ставится вопрос - в редакции Гегеля - "с чего следует начинать систему?" Поэтому у Гегеля нет вопроса "что считать общественным организмом?", у него есть ответ на этот вопрос при условии, что начинают отвечать с "бытия".
1. Есть системосозидание - это и есть самая настоящая утопия: все свести к одному, а есть сама суть дела.
2. Мне как-то все равно с чего Гегель "начинает" свою систему и зачем ему нужна система. А вот сама суть дела - это интересно.
"Вон оно что, Михалыч!" (с)
Какого дела и какая суть?! То есть сводить к одному - утопия, а сама суть дела - интересна. А суть - это нечто одно или не одно? А сама суть дела интересна как? Наверно, ее интересно знать? Или суть дела интересно пощупать или еще как к ней отнестись?
Наверное, я только предполагаю, поскольку из вашего "интересно" ничего не следует, что если интересна суть дела, значит интересует знать эту суть и знать наиболее полно. Так? Но! Полное знание - это систематическое или системное знание. Иначе как мы полноту ту обнаружим среди кучи сваленных неупорядоченных хотя бы по алфавиту фактов?!
Системное знание - оно же научное. А почему это все науки "-логиями" зовутся?! А почему это Гегель свой магнум опус "Наукой логики" назвал и долго там обсуждал с чего следует начинать науку, то есть с чего следует начинать систему познания сути всякого дела и как эту систему знания сути дела выстраивать, чтоб получить именно полное систематическое научное знание о всяком предмете.
То есть насчет Гегеля ясно, что его интересовало дело познания - наука. И именно суть этого дела его интересовала - системное и полное знание о предмете всякой науки.
Для actuspurus. Такие понятия, как «общественный организм», «социум», «человеческий коллектив», – отвлеченные понятия, с нечеткими границами. Они говорят лишь о том, что есть некое объединение людей. Хотя «общественный организм» имеет уже некоторый «привкус» цельности от «организма», в котором все части уже не части, а органы, которые не отделяются от целого. «Нация» - понятие более определенное, конкретное, здесь имеется в виду и кровное родство, и единая культура, единая территория… «Государство» – это король среди понятий, обозначающий человеческий коллектив. Оно есть аппарат управления (государственное устройство) и граждане, живущие на одной территории. Оно, как субъект, как суверен, обеспечивает безопасность и регулирует социальные функции. Оно устроено определенным образом. Когда мы называем государство общественным организмом, то подчеркиваем его цельность, субъектность, самость, нераздельность его частей, хотя, конечно, до настоящего организма ему далеко: нередко государства разваливаются, а нация продолжает жить, нация распыляется, но бережет свою культуру, свой язык, свою веру, свои традиции. Те же евреи. Те же русские.
Нравственность – общественное отношение. Что это значит? Это значит, что для существования нравственности необходимы минимум два субъекта, два самосознания, два «Я». Лишь в обществе человек может быть нравственным или безнравственным. А настоящее общество у Гегеля – это государство. Не семья, не гражданское общество, а государство как законченная индивидуальность. Причем разумное, обеспечивающее гражданам их необходимые права. Неразумное государство стоит на слабых ногах, говорит Гегель, и век его недолог. Допускает его позиция разное толкование? Разумеется. Одни, ссылаясь на обожествление государства, выводили из его позиции диктатуру, а другие, ссылаясь на разум, – выводили свободу, ибо без свободы разум молчит. Рабы не могут быть нравственными или безнравственными по понятию, по природе вещей, ибо их поведение полностью определяется требованиями рабовладельца.
«Философия права» Гегеля – это анализ логически взаимосвязанных понятий «разума», «воли», «необходимости», «свободы», «права», «собственности», морали», «семьи», «гражданского общества», «государства». Нравственность начинается с семьи и заканчивается государством. Быть нравственным – это жить по законам государства, построенного на разуме. Государство как нравственный организм, как положенность идеального государства, – в конце, ибо движение идет вглубь, от бытия к основанию, к сущности, к понятию, к идее – единству идеального и реального. Идеальное становится реальным, но не исчезает, остается «внутри», круг замыкается. А что дальше? Но круг замыкается логически, а в земном времени процесс этот – к единству идеального и реального – бесконечен. Вначале был желудь, из него вырос могучий дуб, но желудь снова вырос на дубе. Так я понимаю проблему. Вторник, 22 мая 2012 года
Прежде чем говорить о государстве, необходимо понимать и знать историю его происхождения! Может кто - нибудь будет спорить, что государство существовало всегда? Хотя, наверное я задаю вопрос в пустоту, ведь даже понятие общества никто толком не знает! А ведь без этого понимания, понять, что такое государство невозможно!