Что такое исторический прогресс? Может быть, он подобен строительству башни до небес, которая все равно рухнет? Может быть, подобно Сизифу, человечество катит камень в гору, который потом снова скатится к подножью? Может быть, мы просто льем воду в бочку, у которой нет дна?
Есть у Н.А. Бердяева интереснейшая работа – «Смысл истории». И в ней – глава X: «Учение о прогрессе и конец истории». Мысли философа привлекли мое внимание. Сначала придется цитировать. «Идею прогресса нельзя смешивать с идеей эволюции. Идея прогресса предполагает цель исторического процесса и раскрытие смысла его в зависимости от этой цели…Учение о прогрессе есть прежде всего совершенно ложное, не оправданное ни с научной, ни с философской, ни с моральной точки зрения, обоготворение будущего за счет настоящего и прошлого…Научно обосновать можно только теорию эволюции, учение же о прогрессе может быть только предметом веры, упования. Учение о прогрессе предполагает, что наступит какой-то момент в истории человечества, в судьбе человечества, в котором будет достигнуто высшее, совершенное состояние и в этом высшем совершенном состоянии будут примирены все противоречия, будут разрешены все задачи. В это верили и Конт, и Гегель, и Спенсер, и Маркс. Прогресс превращает каждое человеческое поколение, каждое лицо человеческое, каждую эпоху истории в средство и орудие для окончательной цели – совершенства, могущества и блаженства грядущего человечества. Это учение заведомо и сознательно утверждает, что для огромной массы, бесконечной массы человеческих поколений и для бесконечного ряда времен и эпох существует только смерть и могила. Они жили в несовершенном, страдальческом, полном противоречий состоянии, и только где-то на вершине исторической жизни появляется, наконец, на истлевших костях всех предшествующих поколений такое поколение счастливцев, которое взберется на вершину и для которого возможна будет высшая полнота жизни».
Чем, по моему мнению, опасен культ идеи исторического прогресса? Он опасен тем, что санкционирует политическую неразборчивость политических властителей – они идут по спинам и головам предшествующих поколений. Впереди – рай, блаженство, власть передового класса. Впереди жизнь – при коммунизме, где не будет кризисов, противоречий, конфликтов, войн, где каждый отдаст обществу по способности, а получит от него по потребности. А пока все должны работать, терпеть, жертвовать. И вожди никого не щадили. А что получил народ в конечном счете? ГУЛАГ, талоны, длинные очереди за продуктами, развал государства. Бердяев хорошо понимал, что марксизм – ложное учение. И был прав, говоря, что при социализме появится новая форма неравенства и новая форма угнетения. Понимал это и Эдуард Бернштейн (хотя и не на уровне философа), выдвинувший формулу: движение – все, а цель – ничто, формулу, которая должна была смягчить революционный напор, исходящий от основателя.
«В истории нет прогресса счастья человеческого – есть лишь трагическое, все большее и большее раскрытие внутренних начал бытия, раскрытие самых противоположных начал, как светлых, так и темных, как божественных, так и дьявольских, как начал добра, так и начал зла. В раскрытии этих противоречий и в выявлении их и заключается величайший внутренний смысл исторической судьбы человечества. Если можно утверждать какой-нибудь прогресс в истории человеческого сознания, так это обострение сознания, которое является результатом внутреннего раскрытия этого трагического противоречия человеческого бытия. Ни в коем случае нельзя утверждать постоянное нарастание положительного на счет отрицательного, как это утверждает теория прогресса. В историческом процессе происходит усложнение начал».
Что все это значит? Возьмем свободу и рабство. Избавилось человечество от рабства? Никак нет. В XX веке оно расцвело в гитлеровских и сталинских лагерях. Возьмем мир и войну. XX век пережил такие две войны, которые по количеству жертв и разрушений перекрыли все, что было в истории. Здоровье и нездоровье. Чума, холера, проказа, – кажется, эти болезни ушли в прошлое, но появились новые, не менее страшные: рак, СПИД, сердечно-сосудистые заболевания, всякого рода грипп. Снова поднимает голову туберкулез. Семейное счастье и блуд: здесь идет перетягивание каната с переменным успехом. Сытость и голод: значительная часть человечества как голодала в прошлом, так и сегодня голодает. Стоит продвинуть производительные силы – а на земле уже хлеба просят шесть с лишним миллиардов ртов. В прошлом веке Россия пережила три, как минимум, страшнейших голодомора. И при царях голод был нашим частым гостем.
«Неудача истории вовсе не означает того, что история не имела смысла и что совершается она в пустоте… Но тот великий опыт, который раскрывается в исторической судьбе, имеет глубочайший смысл и вне осуществления и реализации; он раскрывается за пределами истории… Неизбежна неудача всякого относительного мира. Это неудача не Божья, а неудача человеческая. Такая относительно пессимистическая метафизика разрывает с иллюзиями, связанными с обоготворением будущего, низвергает идею прогресса, но укрепляет надежду и упование на разрешение всей муки истории в перспективе вечности».
Итак, что можно сказать в итоге? Здесь я стал бы на позицию Гегеля: абсолютное добро в реальном мире все-таки осуществляется, но когда мы подходим к его осуществленному варианту, то обнаруживаем, что это была иллюзия добра. И гоним дальше. Цитирую великого немецкого философа: «Добро, абсолютное добро, осуществляется вечно в мире… В этой иллюзии мы живем, и вместе с тем только она является побуждением к деятельности, она одна заставляет нас интересоваться миром. Идея в своем процессе сама создает себе эту иллюзию, противопоставляет себе нечто другое, и ее деятельность состоит в снятии этой иллюзии». И здесь, думаю, важно, чтобы цель, реально-иллюзорная, не требовала слишком больших жертв для ее воплощения и для ее «снятия». 18 сентября 2009 г.
Комментарии
Нарисована тупиковая ситуация. Хотя выход из нее давно найден - существование человека как духовной, дарящей, и видящей смысл своей существования в этом, сильной личности. Не бойся смерти, жизненных невзгод, дари миру все на что ты способен и мир преобразится, откроется тебе. Идея прогресса тем и слаба и сильна, что связывает свои надежды с изменением мира в эгоистических целях. Противопоставление себя миру и есть тот тупик, который она пытается решить на путях господства.
Спасибо, Софокл, за отклик. Те, кто не продумал смысла жизни, счастливы незнанием, туманом, своими повседневными заботами. Те, кто продвинулся в этом понимании, счастливы тем, что ухватили жар-птицу за хвост. Все равно жизнь - это праздник
Я бы не стал говорить о том, что живущие таким способом счастливы. Вот такой незнающий человек в данный момент счастлив, а в следующий хочет повеситься. Он близко принимает к сердцу чередование удач и несчастий. Его слабость в том, что пережить утрату любимого ему не по силам, несчастье его ломает и нет спасения. Вопрос о понимании смысла жизни заключается в том, что человек, незнающий о своем предназначении, не последователем, не достаточно мужественен, стоек. Такой человек не может быть "другом" бытия, завершенным моментом бытия мира. Соответственно, душевное здоровье как ощущение гармонии с мирозданием, осуществляющее общее дело с Богом, субстанцией, Путем - не его удел. Знающий о своей миссии, в самых тяжелых испытаниях не сдастся и пройдет свой путь до конца. И мир станет чище и светлее. Мир без проблем - иллюзия. Мир - мужественного Пути - путь жизни. Жизни без гарантий, иллюзий, балансирования над бездной. Через тернии к звездам, к чистоте помыслов и деяний, в которых воплощается забота и усилия о других. Такая жизнь и есть праздник. Праздник полноты бытия как момента всеобщей жизни. Такой человек подобен Богу и он его товарищ.
Вы герой по натуре и у Вас свое счастье. Но миллионы, миллиарды людей на земле - рядовые люди. И они тоже счастливы. На своем уровне, так сказать. И кто знает, кому Бог больше сочувствует. Спасибо, Софокл, за умный и содержательный ответ.
Вы не совсем правильно меня поняли. В своем ответе я старался провести только одну единственную мысль. Человеческое счастье разнолико. То, чем счастлив я, для другого будет мукой. Если мы говорим о том, в чем, собственно, должен состоять прогресс человеческого общества, то будем искать ту грань, в которой сольются воедино счастье каждого и счастье всех. Счастлив тот, кто нашел именно свою гармонию с жизнью. Каждый из нас индивидуальность. У нас разные темпераменты, способности, таланты. Эта людская многоликость не случайна. Она зеркальная проекция бесконечного многообразия мира. В мире нет ничего лишнего, случайного, того, что было бы неуместным. Любое существование всегда законно. Но успехи научно-технического прогресса вскружили человечеству голову. Почувствовав свои возможности, человек начал пренебрегать некоторыми видами существования, ранжировать их по собственной шкале ценностей. Не удалось избежать такой участи и самому человеку. Самое страшное случилось, когда люди, забыв о разнообразии своих талантов, начали навязывать стереотипы. Счастье превратилось в разновидность скотского удовлетворения потребностей. Но любой из нас имеет полное право их отвергнуть. Подобно хрупкому, прекрасному цветку, в каждом из нас живет свой неповторимый талант и когда мы развиваем его мы получаем ни с чем не сравнимое наслаждение. Точно так же как все в этом мире имеет право на существование, так и каждый человеческий талант уместен, а значит не может быть вне гармонии с бытием. Да, человек может использовать свои талант в криминальных целях. Но это не означает, что есть порочные по своей природе способности. Счастлив тот, кому удалось найти и реализовать свои уникальные способности. К сожалению, за счастье найти себя, мы вынуждены платить высокую цену. Но тем ценней, то чего мы добились.
Попытки проводить политику эволюции хорошего государства в противоположность политике стремления к идеальной цели несовершенного государства в России были – это «тишина» Алексея Михайловича и «исправленное сословное строение» Николая I. Уже следующие поколения считали эти проекты провальными.
Все, что идет медленно, революционеры считают провальным. Надо "скакнуть", "прыгнуть"! Все бы ничего, но для этого надо положить четвертую, а то и третью часть населения. А результат? И тут мы упираемся в философию Достоевского по поводу слезы ребенка. К тому же жить при постоянной мобилизации, под постоянным страхом, что ты сделал что-то не так, сказал что-то не так, - нормальному человеку невыносимо. Здесь сталкиваются два противоположных принципа жизни.
Здравствуйте.
К сожалению, в данном случае вижу не разумные доводы, а Ваши индивидуальные психологические установки...
Я подчеркиваю, что это только психологические установки, потому что фразы вроде "XX век пережил такие две войны, которые по количеству жертв и разрушений перекрыли все, что было в истории" - это Ваши домыслы. Есть доказательства того, что в четвертичном периоде кайнозоя кровь просто рекой лилась, то есть процент насильственных смертей был около 35-39% (см. http://evolbiol.ru/ "Проблемы эволюции"). Заметьте, что несмотря на рост общей численности человеческого населения, этот процент снижался. Кстати, именно поэтому XX век называют веком "свершившегося гуманизма".
Завязывайте Вы с этим искажением фактов, товарищ...
"Завязывайте Вы..." Что за жаргон! Кто Вы, член бюро ЦК КПСС? Работник ФСБ? Ищете оправдание палачам XX века? Удачи Вам в поисках истины!
Представьте себе рисунок дерева (без листьев)на листе бумаге. Проследите перемещение взгляда от ствола до какой-нибудь последней ветки, охватите взглядом всё дерево - предположим, что так развивается в обществе некая идея. Назовём это эволюцией. Теперь позволим какой-либо веке отторваться от этой поверхности и на следующей, расположенной выше, плоскости стать новым стволом нового дерева. Назовём этот скачок на новый уровень революцией. Затем новое дерево в новой плоскости опять же ветвится, и опять какая-нибудь ветвь выпрыгнет из плоского эволюционного развития в трёхмерное измерение и снова положит начало развитию на более высоком плосткостном уровне. Посмотрим на получившуюся "многоэтажку" с некоторого расстояния и назовём её процессом историческим, революционно-эволюционным или ещё каким. Понятно, что при движении по веткам в восходящем направлении можно говорить о прогрессе, в нисходящем - о регрессе. Схема не моя.(привет всем из отпуска.)
Вот женился человек, нажил ребёнка. То да сё, разлюбил жену. Полюбил другую. Развёлся с первой, женился на второй... И так пять раз. Что же здесь революционно-эволюционного?!
"Революция" преодолевает препятствия положительному развитию, начинает восхождение к новому качеству. Например, холостяк - семьянин: мужчина - муж - отец - семьянин.
Семья по составу может быть разной (ветвистой): много жён у мужчины (Восток) или много мужей у женщины (Тибет). Правда, всегда есть любимая жена и любимый муж... Брак таких - предельное качество супружества.
Горгиппу. Ваш пример стопроцентно вписывается в эту модель: семья (дети, квартира, доход, дача, гараж...) - это развитие в горизонтальной плоскости (в вашем примере нет ничего о духовном и интеллектуальном развитии); развод и навый брак - вполне сравнимо с ревоюцией, т.е. прорыв на новый уровень, скачок на другую параллельную плоскость, в которой будет происходить ваша эволюция в новой семьё. Качественная оценка в данной модели отсутствует.
Посмотрим, что у Вас.
Тут даже не подразумевается.
Философу надо бы быть ближе к человеку, мыслить не "параллельными плоскостями", а судьбами. Спросите оставленных детей, скажем, "великого революционера" в этом деле Михалкова-Кончалоского, каково им было?!
Обе схемы для демонстрации развития и революции приемлемы. Думаю, важно здесь вот что: основное качество при рассмотрении той или иной линии сохраняется. Дерево, человек, способ производства, свобода и т.д. Происходит изменение качества внутри качества. Ребенок в утробе матери, младенец, юноша, взрослый человек, старик. Одно качество переходило в другое качество, а человек оставался. Чем отличается просто развитие от революции? Глубиной перемен. В общественной жизни глубина перемен не всегда сопровождается жестокостью, кровью и т.д. Реформы Александра Второго были революционными. С другой стороны, жестокость и кровь не всегда означают революцию. Большевики много пролили народной крови, но мы, в конечном счете, вернулись туда, откуда ушли. В средствах информации сегодня происходит настоящая революция, но – мирная, спокойная.
Бердяев говорит о прогрессе, о том, что в реальной жизни нет прогресса, а есть эволюция и развитие. Попытайтесь вот здесь ему возразить.
Вот тут весьма познавательно про Россию, которую мы потеряли. Реформы Алексадра II были действительно революционными. Отмена крепостного права внесла если не решающий, то достаточно весомый вклад в революцию 17-го года. Собственно, дети и внуки этих неблагодарных освобожденных крестьян и делали нам революцию.
Вы историю хоть самую малость знаете? Крестьян освободили, а землю не дали. На заметку: в Европе крепостничество отменил Наполеон, т.е. на 40-50 лет (два поколения) раньше. Неблагодарные цари не дали свободу народу, освободившему их от Наполеона. Решающий вклад в революцию в России внесли французы, англичане и немцы. Первые - своей революцией, вторые - техническим прогрессом, третьи - декабристами. Ах, да, ещё евреи всех национальностей и конфессий. И ещё. Никакие стихийные буйства масс не приводили к смене системы, прежде требовалось увидеть эту систему, увидеть её критически, да и определиться с понятием системы.
Хоть самую малость знаю. :)
Надо было мне выделить слова "неблагодарные" и "освобожденные" в кавычки, чтобы был понятен сарказм. :)
Россия – догоняющая цивилизация, «Второй мир». И в этом нет беды. Всегда кто-то идет впереди, кто-то следом, кто-то плетется в хвосте. Идущие позади всегда заимствуют. Французам, англичанам, немцам, евреям – спасибо, у них есть чему поучиться. А Октябрьскую революцию нам принесли марксизм и особые обстоятельства: неудачная война, голод, разруха, бездарность Временного правительства.
Стихийные буйства масс способны привести к кардинальным изменениям: меняли власть, делили собственность и идеологию «уточняли». Большевики безрассудным марксистским экспериментом задержали развитие России. Прежде всего это связано с уничтожением буржуазии – самого активного экономического класса. Далее это связано с уничтожением культурной элиты и насаждением марксизма, на десятилетия остановившего духовное развитие страны.
Корягину.
"Стихийные буйства масс способны привести к кардинальным изменениям: меняли власть, делили собственность и идеологию «уточняли»."
Назовите хотя бы одного Стеньку Разина, сменившего систему. У Реформации были Джон Вайклиф, Лютер, французская революция тоже не обошлась без теоритической основы.
"Большевики безрассудным марксистским экспериментом задержали развитие России. Прежде всего это связано с уничтожением буржуазии – самого активного экономического класса. Далее это связано с уничтожением культурной элиты и насаждением марксизма, на десятилетия остановившего духовное развитие страны".
Ну, это уже ни в какие ворота. Вам уже следовало бы задуматься, почему успехи экономики не делают людей счастливее. Марксизм спас культуру и духовное развитие на шестой части Земли. Не приписывайте марксизму сталинизм - эта уловка для полных идиотов. Откройте глаза и не отрицайте очевидного: капитализм уничтожил и культуру, и духовность (не путать с религиозностью). Это я вам сообщаю из самого успешного из капитализмов - здесь культура держится на голом энтузиазме вопреки, а не благодаря капитализму. Про духовное развитие широких масс вообще говорить не приходится. Духовная убогость буржуазии закреплена в купи-продажной морали, в бюрократии и в законах.
Во всякой революции «стихийное буйство масс» играет если не решающую роль, то значительную. Конечно, ни Спартак, ни Разин, ни Пугачев сами не могли сесть на трон, но их восстания изменяли политические воззрения правителей и подталкивали их к реформам. Даже в том случае, если предводителям отрубали голову, руки и ноги. Сегодняшние события в ряде арабских стран о многом говорят. Теоретическая основа здесь может быть научно обоснованной (как у большевиков), а может быть и без особого обоснования. «Долой Мубарака!» – и вся тут идеология.
Марксизм в России уничтожил экономику. Посылочки от граждан разгромленной Германии многих у нас выручали в 90-е годы. Реализованный в нашей стране марксизм создал небывалый в мире ВПК, здесь все было на уровне. Танков, самолетов, ракет, атомных бомб, автоматов, химического оружия наделали столько, что не знали, где все разместить. Советские снаряды до сих пор рвутся. А мирный сектор к концу советского периода представлял собой развалины. Мы даже утюги и кастрюли разучились делать, не говоря уже об автомобилях, телевизорах и т.д. Наши колхозы представляли собой жалкое зрелище. Все думающие граждане страны были несчастны оттого, что ничего не могут сделать с надвигающимся крахом. Многие из тех, кого мы относим к т.н. массам, были счастливы: можно работать кое-как, а зарплату все равно выдадут; постоишь часочка три в очереди – купишь ливерной колбаски, молочка и еще кое-что.
О культуре коротко. Все значимые писатели либо уехали, либо были посажены, либо были расстреляны, либо держались под домашним арестом. Бунин (уехал), Шмелев (уехал), Гумилев (расстрелян), Цветаева (повесилась), Мандельштам (умер в тюрьме в Магадане), Солженицын (8 лет отсидел, потом изгнали), Бродский (изгнали), Войнович (изгнали), Владимов (изгнали), Пастернак (не позволили получить Нобелевскую премию), Булгаков (писал под строгим надзором), Домбровский (сидел), Шаламов (20 лет отсидел), Разгон (сидел), Евгения Гинзбург (10 лет отсидел), Волков (отсидел 27 лет), Ахматова, Зощенко (их травили морально). Фадеев, когда узнал, что его держали за доносчика, запил и застрелился. Твардовский считался у них подкулачником. Бумагу портили в пользу власти лизоблюды. «Тихий Дон» Шолохова совсем не советская книга. А его «Поднятая целина» – позорное оправдание коллективизации. Прославил Ленина наивный Маяковский – и тем опозорил себя. Горького вынудили писать абсурд. Впрочем, ничего хорошего о Сталине он так и не написал. В театрах, в основном, ставили классику и просоветские пьесы, такие как «Сталевары». Великие композиторы – Шостакович и Прокофьев – лишь формально были советскими композиторами. Какой-то композитор сочинил песню о Берии. Вот была песня!
Философия – не сфера культуры, но хочется сказать, что философию они использовали, как уличную девку.
О «духовном развитии широких масс». Народ пил, пел и плясал под гармошку. В основном, частушки о счастливой жизни в колхозе и о вождях. Какое тут развитие!
Сталинизм – тут все по Марксу: диктатура пролетариата, уничтожение классовых врагов, коллективная форма труда на земле. Право есть возведенная в закон воля господствующего класса. Подавать Маркса как ученого гуманиста – это, действительно, для идиотов. среда, 29 июня 2011 г.
P.S. В отпуск уходить Вам некогда.
И чего это Вы в философском форуме тупую антисоветчину времён перестройки повторяете? Вы мне хотите рассказать, как было при "реальном" социализме? Я при нём жила и работала, именно поэтому знаю точно, что "реальный социализм" с Марксом ничего общего не имеет. Маркс писал о коммунизме, а не о государственном капитализме (гос.собственность на средства производства), к которому после гражданской войны вырулила новоиспечённая советская бюрократия. "Широкие массы" в то время на ликбез ходили, а в бюрократы попадали ваши любимые буржуи. Они-то и дожидались своего часа, и делали всё для его приближения. На их совести всё, что вы приписываете пострадавшим от этой бюрократии. Если Вы желаете эту тему продолжать, переходите на серьёзный анализ общественных взаимоотношений в зависимости от основополагающих принципов общества. Не спешите, у Вас есть время. Отвечу не раньше августа.
Горгиппу. В ответе не только не подразумевается, но на прямую называется то, что в Вашем комменте упущено. Прислушайтесь лучше, чем пытаться манипулировать.
На ФШ уже цитировалось, что незнающему геометрии нечего делать в философии. В этом смысле Ваше: "Философу надо бы быть ближе к человеку, мыслить не "параллельными плоскостями", а судьбами." далеко от философии. Ближе к человеку - это у психологов, лично я ничего не имею против, но философия - это обобщение. Конкретными оставленными детьми в философском ракурсе можно заниматься с точки зрения причин состояния института семьи в современном обществе. Более, чем социологов, философов должны интересовать глубокие корни и процессы, приведшие общество к этому состоянию. Вернусь из отпуска - можно обсудить. Больше бывайте на свежем воздухе, хорошей погоды!