Выбор.
Человек с детства живёт в потоке информации. Его постоянно чему-то учат, чему-то наставляют, каждый желает перетянуть на свою сторону. Мама говорит, что это плохо, а папа что это хорошо. Петя на улице научил чему-то, а в школе учитель за это отругал. В итоге человеку надо делать какой-то выбор. Невозможно одновременно соглашаться со всеми наставлениями, оценками , суждениями. В итоге вырабатывается некое собственное мнение обо всём. Оно может быть точной копей чужого, компромиссом между ними, полной отстранённостью от ряда вопросов, или вырабатывается собственное мнение, минимально зависящее от чужих.
Самоидентификация .
Даже в течении одного дня человек попадает в разные ситуации с разными людьми. Везде ему приходиться приспосабливать, адаптироваться, вырабатывать определённые для разных случаев паттерны поведения. Если человек не сможет все эти паттерны подвести под единую структуру, то возможно раздвоение личности. Человек стараясь избежать этого, пытается сублимировать некий единый стержень поведения, так чтобы во всех ситуациях проявлялся именно он.
Ограниченность сознания.
Философ и первый профессиональный психолог Вильгельм Вундт занимался изучением сознания. И пришёл к выводы, что сознание может одновременно удерживать в зависимости от состояния и способностей человека от 5до 9 элементов. Но человек в течении жизни имеет дело с миллиардами вещей. Для того чтобы увеличить количество удерживаемых сознанием элементов , необходимо создавать понятия, которые будут перекрывать целый класс понятий. Назовём эту рефлексию масштабированием сознания. Появляется потребность в создании класса понятий , которое бы перекрыли всё познанное, воспринятое человеком.
Человек осознавая или не осознавая эту рефлексию к масштабированию сознания, выстраивает целую иерархию , Вавилонскую башню, понятий. Даже появляется потребность увенчать эту башню неким Единым Принципом.
Единый Принцип.
С рефлексом масштабирования сознания( всё подвести под Единый Принцип) происходят забавные вещи.
Особенно это касается религии. Всегда находились учителя, которые начинали утверждать, что все религии можно свести к одной мировой религии, от манихеев до теософов. Но в каждой религии уже есть свой всё обосновывающий принцип , любая его замена разрушает основы религии.
Одними из первых, кто попытался воспользоваться рационально рефлексией к мастабированию, были эллины. Все их тезисы «Всё есть то-то» или « Всё сводится к тому-то», не более чем рационализация к масштабированию сознания.
У меня есть предположение, что притча о библейской Вавилонской башни, именно об этой самонадеянной попытке всё свести к единому понятию, не даром карой было смешение языков(понятий), так что люди перестали друг друга понимать.
Наука и философия.
Любая наука, когда-то отпочковалась от философии. Но всё же цели у них разные .
Цель философствования заключается в том, чтобы объяснить всё. Именно объяснить.
Если цель науки правильно описать. Поэтому для науки основой всегда является непосредственный опыт. Для философии основой является метафизика.
Наука развивается с накоплением опыта и схем , теории удобных для описания. Хотя надо признать, сами научные схемы и теории зачастую имеют в своём ядре ряд аксиоматичных положений.
Но в чём же можно увидеть развитие философии?
Каждый философ выстраивает свою метафизическую систему, которая перекрывает его личный опыт. Продуктивным для философствования опытом можно считать , в том числе изучение различных научных теорий, описывающих накопленный опыт конкретной науки.
Отсюда и возникают новые объединяющие принципы, например, Система, Эволюция, Синергия и так далее. Но можно ли это назвать развитием философии?
У меня есть своё предположение, но хотел бы услышать мнение штурмующих.
Итак вопрос. Что может являться развитием философии?