Несколько мыслей о "Процессе" Кафки.

Аватар пользователя Сергей Александров

Процесс.

Вот выдержка из словаря:

«Процесс - 1. Протекание, ход какого-л. явления. // Совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата.

2. Активное развитие болезни.

3. Порядок разбирательства судебных и административных дела. // Само такое дело.»

На первый взгляд третье значение ,а именно судебный процесс, более соответствует содержанию романа. Но есть ещё два значения, а если хорошо подумать, то их можно найти и больше.

Но о судебном ли процессе повествуется автор?

« Суду ничего от тебя не нужно. Суд принимает тебя, когда ты приходишь, и отпускает, когда ты уходишь.»

Так значит, дело в не том, как Суд к человеку относиться, а в отношении человека к Суду. Вот этот-то процесс и описан в романе! Эволюция отношения Йозефа К. к суду и судебному разбирательству, к своей вине и невиновности перед ним.

Между первой и последней сценой романа проходит ровно год. А может всего лишь день? В первой сцене явились утром двое неизвестных, чем очень возмутили преуспевающего и уверенного в себе К..В последней явились двое неизвестных, и Йозеф безропотно пошёл с ними. Это один и тот же Йозеф К.? Нет! Изменения, которые произошли в нём, очевидны.

Судебный процесс, затеянный против него, явился причиной таких изменений? Нет. Ни одного, действительно, насильственного действия не было направленно против него. За съеденный завтрак охранники поплатились. В последней сцене, если бы К. захотел отделаться от своих спутников, то он прекрасно осознавал, что встретившиеся им полицейские придут ему на помощь. Даже нож он готов был сам в себя вонзить, чтобы избавить от этой неприятной работы служащих Суда.

Вопрос.

To be or not to be?

Извечный Гамлетовский вопрос. А. Камю в эссе «Абсурдный человек» обострил его до предела: «Почему человек не кончает жизнь самоубийством, если она не имеет смысла и конечна?»

Когда Кафка начал писать этот роман, ему, как и его герою в начале произведения , было 30 лет. Когда Христос начал проповедовать Евангелие , ему тоже было 30 лет. Я и сам впервые столкнулся лоб в лоб с этим вопросом примерно в этом возрасте. Что-то в этом есть закономерное и мистическое. Это столкновение, или толчок и является началом процесса. В чём же заключается глубинный смысл этого процесса?

Когда человек находит смысл в обыденной деятельности, радуется её результатам, то ему нет времени задумываться над вопросом бренности бытия. Да – суета сует, но какая сладость возникает на душе от неё, если всё складывается удачно. Но вот смысл куда исчез. Это как у ребёнка или собаки в наказание отбирают что-то вкусное, когда они в принципе не в состоянии понять, в чём же их вина. Чувство оставленности и вины появляется, но они смешиваются с чувством обиды и невиновности.

Человек грешен. Априори грешен. Так гласит любая религия. Некоторые толкователи даже сравнивают Йозефа с Иовом многострадальным, тот и другой столкнулись с проблемой вины и невиновности, только итоги их исканий были противоположны. Есть много общего в этих повествованиях, но есть и кардинальные отличия.

Иов действительно был полностью разорён и страдал физически - у Йозефа жизнь реальная не изменилась ; Иов жаждал суда и оправдания – Йозеф пытался его избежать; собеседники Иова упрекали его за жажду оправдаться перед лицом Бога – собеседники Йозефа наоборот пытались ему содействовать в оттягивании суда. И всё же, несмотря на это, Иов добился встречи с Богом, суда и оправдания – Йозеф, так и умер, не поняв ни смысла жизни, ни смысла смерти. Видимо, Ницше был прав - для европейского человека Бог умер.

Суд, закон, церковь.

Похоже, Йозеф попал в порочный круг стереотипов. Суд - это, в его понимании, юриспруденция, то есть, обе стороны собирают нужные бумажки, потом их представляют перед некой безличной инстанцией и дело на автомате решается так или иначе. Но суд или осуждение - это, прежде всего, отношение между личностями. Христос проклинал законников и фарисеев, именно, за то, что они забыли основу суда.

Суд в Высшей инстанции не Незыблемый и Неприкосновенный Закон, а Личность, Бог.

В какой-то степени этот роман надо рассматривать как пародию. Вот несколько примеров, как Кафка иронизирует по поводу современной религиозной обрядовой практики.

Так выглядят люди в коридорах канцелярии: «Никто не выпрямлялся во весь рост, спины сутулились, коленки сгибались, люди стояли как нищие. Никаких вешалок нигде не было, и у всех шляпы стояли под скамьями.» А может это описаны люди в храме? Даже то ,что заседания назначаются на воскресение , говорит за эту версию.

А посмотрим, как выглядят судьи в его романе: «…остриями вокруг головы судьи возник красноватый ореол, расходящийся лучами к краям картины. Постепенно игра теней образовала вокруг головы судьи что-то вроде украшения или даже короны…» . Титорелли: «Мой отец тоже был судебным художником. … Дело в том, что для изображения разных чиновников установлено множество разнообразных, сложных и прежде всего тайных правил, недоступных никому, кроме определенных семейств. Например, вон в том ящике стола лежат записки моего отца, я их никому не показываю. Только тот, кто их знает, способен писать портреты судей. … Ведь каждому судье хочется, чтобы его писали так, как писали когда-то прежних великих судей, а это умею лишь я один». Явный намёк на иконопись. То есть судьи по этой аналогии святые?!

А кто тогда адвокаты? Очень много намёков на то , что адвокаты это священники. То как они обращаются с «обыкновенными обвиняемыми», на примере Блока, а именно, содержат в крайне униженном состоянии, заставляют читать одни и те же бессмысленные документы. Бывают высшие адвокаты- возможно это епископы, бывают нелегальные – возможно это различные целители.

Итак, в романе можно обнаружить целую структуру, описывающую современное состояние религиозного общества.

Женщины.

Если бы в романе не было женщин и проявления нелепого эротизма , роман, был бы похож на пространный анамнез. Кстати, среди обвиняемых нет ни одной женщины. То есть женщинам, даже скорее женскому началу в романе отведена другая роль – не человеческая. В Библейской «Песне песней» женщина это душа ищущая встречи с Богом.

Со всеми повстречавшимися женщинами у Йозефа К. мгновенно начинаются любовные отношениями. В этой метафоре просматривается изголодавшаяся по интимным, искренним, открытым отношениям личность. Это по Фрейду эротизм нисходит к анальному и генитальному, а в религиозном понимании настоящий Эрос возводит к Богу. Можно предположить, что его таинственная невеста Эльза, это возможность второго пути. Но как мелок, как нерешителен Йозеф .

Привратник.

Самый загадочный эпизод в романе это притча и её толкование. И всё же я попытаюсь предложить своё понимание, толкования этой притчи.

Привратник это и есть Закон. А за вратами Бог – Личность.

«Не человек для закона, закон для человека». Правильно понятый закон приводит к Богу, неправильно понятый не пускает к Нему . В этой притче Закон персонализирован , он своекорыстен и лукав : «Если тебе так не терпится – попытайся войти, не слушай моего запрета. Но знай: могущество мое велико. А ведь я только самый ничтожный из стражей. Там, от покоя к покою, стоят привратники, один могущественнее другого…» Он не имеет права не пропускать, но запугивает неизвестностью. Только имеющий сильное дерзновение может пренебречь его словами.

У Мартина Бубера есть мысль, что существуют два мира, два восприятия : «Я-Ты» и «Я-Оно». «Я- Ты» это мир личных отношений, мир по-настоящему субъективный, живой, эмоциональный, мир, в котором нет ничего постоянного, мир в котором всё измеряется: доверием и предательством, открытостью и гордыней, искренностью и лукавством, обидами и прощениями . «Я-Оно» - это объективный мир, мир законов, норм, правил, мир неизменный, мир судьбы и рока.

Поселянин из притчи выбрал мир «Я-Оно»: « Идут года, внимание просителя неотступно приковано к привратнику». И этот мир непомерно вырос перед его гибелью: «И привратнику приходится низко наклониться – теперь по сравнению с ним проситель стал совсем ничтожного роста».

Это трагедия когда человек попадает под каток своей судьбы, так и не поняв, что есть ещё мир « Я-Ты»