Эмоциональный капитализм характеризуется не только проникновением экономических отношений в сферу эмоций, но и резким подъемом индивидуализма. Мы очень сильно завязаны в риторике границ, которые нельзя нарушать. И здесь возникает феномен социального одиночества. Например, новый знакомый на улице не может просто так нас потрогать, обнять.
– Разве когда-то было иначе? Вряд ли лет тридцать назад при знакомстве были уместны прикосновения.
– Но раньше у людей было больше личных контактов. Речь ведь не только о прикосновениях, но и о долгих разговорах по телефону, беседах за чашкой чая на кухне. У людей была сильнее потребность в совместном проживании, чем сейчас. Не так давно вышла книга социолога Эрика Кляйненберга «Жизнь соло. Новая социальная реальность». Он пишет, что современная экономика не рассчитана на то, что люди будут жить совместно. Люди живут в квартирах-студиях, в каких-то пространствах, рассчитанных на одного человека, а не на семью. И доходы человека позволяют ему рассчитывать только на себя самого, а не на то, что он будет содержать супруга и детей. Мне кажется, возможно, через некоторое время, когда мы будем все больше уходить в компьютерные технологии и общаться с голосовыми помощниками, может появиться целая когорта новых профессий, которые будут компенсировать эмоции, которых нам не хватает. По сути, свадебная индустрия нацелена на производство таких эмоций. Она процветает, несмотря на то, что мы наблюдаем упадок брака и трансформацию представлений о семье. Люди по-настоящему не хотят жить вместе, но число свадеб и вариантов проживания свадьбы как события увеличивается. На Западе даже появилась практика, которая называется «сологамия» – когда человек женится сам на себе.
Но это становится массовой практикой. Если я однажды решу, что мне не нужен другой человек, чтобы быть в браке, но свадебный ритуал хочется пережить, я могу заказать себе свадебный костюм или платье, организовать себе выездную церемонию и регистрацию своих отношений с самим собой. Это весьма эксцентрично, но достаточно точно показывает суть эмоционального капитализма.
– Почему в рамках эмоционального капитализма так много людей остаются на обочине и без пары? Они банкроты и неудачники?
– Считается, что, если ты несчастлив в своей личной или профессиональной жизни, ты непременно должен себя немедленно изменить. Записаться к психотерапевту и срочно исправиться. И в этом заключается главная проблема эмоционального капитализма. С одной стороны, он построен на идее поиска собственной индивидуальности. Но по факту тебе говорят: если ты несчастен, ты сам виноват в своих проблемах, исправь себя. И такой подход уже подвергается критике, потому что он мешает человеческому опыту, который у каждого уникален. Важно не оказаться в плену модели, которая требует от нас меняться в угоду экономическим реалиям.
https://www.fontanka.ru/2019/04/22/135/?utm_referrer=..