Рынок труда – в соответствии современной экономической теорией рынок труда есть биржа труда, где заключаются контракты (договоры найма) о том, что работодатель предоставляет наемному работнику рабочее место в обмен на то, что наемный работник обязуется продавать свой труд (а точнее, его результаты) данному работодателю.
Но если рынок есть институт обмена товарами, то рынок труда есть институт обмена труда на плату за труд.
А если на бирже труда обменивается способность к труду на рабочее место, то биржу труда, в лучшем случае, можно назвать входной дверью на рынок труда, но никак не самим рынком труда.
Зачем же в экономической теории родилась этакая путаница?
А затем, чтобы, обмануть честных людей в том, что плата за наемный труд осуществляется на бирже труда, и ни о какой эксплуатации наемного труда в процессе производства товаров речи быть не может.
На самом же деле рынок труда, - институт обмена труда на заработную плату, - имеет место быть на каждом самостоятельном предприятии.
Работодатель-собственник предприятия является монополистом на рынке труда своего предприятия.
Как же ему этим ни воспользоваться.
Естественно он этим пользуется, завышая стоимость собственного труда посредством занижения стоимости труда наемных работников.
И никакой прибавочной стоимости, никакого прибавочного рабочего времени, равно как и никакого абстрактного труда и прочих несуразности трудовой теории стоимости в реальной экономике не существует.
В реальной экономике существует объективная, формирующаяся равновесным рынком, стоимость, которая формирует эквивалентный обмен (стоимость товаров равна стоимости их производства), и субъективная (монопольная) стоимость, которая может, как многократно превышать стоимость производства товар, так и равняться нулю. Вот и вся теория стоимости.
На рынке труда осуществляется обмен результатов труда наемного работника на заработную плату.
Но результатом труда наемного работника является тот или иной товар (даже если это услуга или полуфабрикат товара, продаваемого работодателем на рынке обычных товаров). То есть сущность рынка труда отражается той же формулой (Т - Д), что и рынка обычных товаров.
Чем же в таком случае отличается рынок труда от рынка обычных товаров?
Если в отношении рынка обычных товаров можно говорить о национальном и мировом рынке, то, учитывая, что место работы наемного работника не может быть слишком далеко от места его жительства, а также, имея в виду, что основная масса наемных работников годами, нередко десятилетиями, а иногда и пожизненно продает результаты своего труда одному и тому же работодателю, а также, имея в виду, что масса сделок купли-продажи результатов труда несравнимо больше массы контрактов о вступлении в процесс купли-продажи результатов труда наемного работника, учитывая все это, можно утверждать, что масштабы рынка труда, в основном, совпадают с масштабами предприятия, где осуществляется купля-продажа результатов труда наемного работника.
И если попытаться дать определение понятию "рынок труда", имея в виду коллективного товаропроизводителя и предприятия со всеми формами собственности, то понятие "рынок труда" в наиболее обобщенном виде есть не что иное, как институт распределения произведенного коллективным товаропроизводителем дохода от труда среди членов этого коллектива.
А равновесие рынка труда - (рождение рынком труда равновесных, объективных цен труда) - есть не что иное, как распределение произведенного коллективом дохода от труда в соответствии с объективной величиной стоимости труда каждой рабочей силы, участвующей в производстве этого дохода.
Состояние той части рынка труда, где заключаются контракты между наемными работниками и работодателями, несомненно, оказывает влияние на формирование цен труда работников. Но никакое состояние, как этого фактора, так и таких факторов, как боевитость профсоюзов, активность забастовочного движения, развитость государственных институтов социальной защиты не способно сформировать равновесие рынка труда.
Равновесие рынка труда так же, как и рынка обычных товаров определяется двумя основными условиями.
Одно из них – качественное, другое – количественное.
Количественное условие равновесного рынка труда ничем не отличается от количественного условия формирования равновесия рынка обычных товаров. Это - ограниченность минимального количества субъектов процесса купли-продажи.
Понятно, если имеет место абсолютный монополизм работодателя на приобретение результатов труда наемных работников, то это и есть нарушение количественного условия формирования равновесного рынка труда. Это и есть те условия, где процесс ценообразования результатов труда наемного работника определяется субъективно-психологическими законами. И цена труда наемного работника в этих условиях формируется в соответствии с субъективными представлениями работодателя о стоимости этого труда.
Возможность эксплуатации наемного работника рождается за счет того, что работодатель имеет возможность завышать цену своего труда посредством занижения цены труда наемных работников.
То есть первой причиной неэквивалентности обмена на рынке труда является монополизм работодателя.
Чем же определяется монополизм работодателя? На этот вопрос ответ дан в статье «Частная собственность»
Комментарии
Какой запущенный случай!
Скажите, а честные люди в данном контексте у вас кто? И как вы их отличаете от нечестных?
И с какого дикого бодуна вы решили, что стоимость товаров равна стоимости их производства? Кстати, а что у вас такое стоимость производства? Термин просто малораспространенный, вот я и расспрашиваю, чтобы насладиться полетом вашей мысли. Скажите, а вы учли в стоимости производства аренду помещения, аренду оборудования, налоги, инженерное сопровождение, управленческие расходы, расходы на нормировщиков, отдел труда, стоимость конструкторских разработок, маркетинговые исследования, транспортные и складские расходы, проценты за банковские кредиты на оборотные средства, товарную наценку (ведь товар то надо продать), расходы на обучение и подбор персонала, поборы местных органов власти, убытки при налаживании производства, амортизационные отчисления, расходы на ремонт оборудования и помещения? И как вы собираетесь делить в коллективе выгоду, а также убытки. Ведь дело то может и не пойти, кто будет раскошеливаться (многодетная мать-одиночка, инвалид, группа любителей выпить, ансамбль свистунов на тему справедливости)?
Сильно надеюсь, что вам удастся найти разумные ответы, а то до вас кто только с аналогичными завиральными идеям и ни выступал. И тут же затыкались на конкретике. Я то верю, что вы не такой, не лежа на диване и ковыряя в носу, все это навыдумывали, а ваш опус - плод многолетних исследований. Вот и хотелось бы прильнуть к незамутненным первоистокам живительной политэкономической мысли.
Эк вас, батенька, занесло!
Обменивать, то есть продавать, можно лишь то, что принадлежит тебе. Результаты труда /товары или услуги/ принадлежат не наемному работнику, а его работодателю! Работяга является собственником исключительно своей рабсилы, что и продает в обмен на заработную плату. Здесь с Марксом трудно не согласиться.
Но, поскольку "рабочая сила" не существует отдельно от тела работника, постольку ему приходится продавать себя, причем повременно. Что касается сдельной оплаты труда, которая может создать иллюзию, что токарь, например, продает работодателю изготовленные им детали , то в действительности, всякая сдельная оплата труда это "превращенная форма" оплаты повременной.
Продавшись хозяину, работник не вправе распоряжаться ни собой, ни своей рабсилой. Работодатель волен заставить его выполнять или прямые производственные функции, которые оговорены в трудовом соглашении, или бросить на другие работы, в общем, как говорил известный старшина, может использовать нашего "собственника" результатов труда "заместо презерватива".
ФШ.604
Повод: 09.376
Что же на самом деле продает наемный работник?!!
На мой взгляд, чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо рассмотреть все возможные варианты ответа на него. А они – таковы:
Что еще? Буду рад, если участники темы дополнят мои «измышления». А пока дополню себя сам. Можно, еще, в качестве нулевого пункта, взять те расходы, что несет работник, чтобы создать или восстановить свою способность к труду.
____________________
* Предыдущие пункты я сочинял, имея в виду следующую схему: «продавец труда – покупатель труда в виде работодателя – покупатель труда конечный. Но, думаю, надо, для начала, ее упростить. Рассмотреть только двухзвенный обмен, без посредника в виду буржуя (предпринимателя): «продавец труда – его покупатель и потребитель одновременно». Его результатов.
То есть, тут исполнитель труда еще объединен в одном лице с предпринимателем, а покупатель – с потребителем. Что не так в трехзвенной формуле обмена.
** Пример. Допустим, угодья покупателя труда могут подвергнуться затоплению. Он нанимает меня, я ему строю плотину, и эта угроза устраняется. Старое состояние владений покупателя сохраняется. А я получаю деньги (или товары) за обеспечение этой сохранности.
Причем, тут надо еще добавить, что состояние может быть как внешним, так и внутренним. Мой труд может быть направлен и на некоторые внешние предметы покупателя, и на его внутреннюю среду. Скажем, в виде массажа глубокого…
Человек продает свое время, способности, умения-навыки.
но загадка в другом - что покупает человек при заключении контракта по тьрудоустройству?
Загадки – нет! :)
С позиций моей теории стоимости* работник за свой труд получает, в конечном счете, некоторые возможности. Новые возможности. Те, которых у него не было до продажи его труда.
И тут не имеет принципиального значения – в какой форме эти возможности он получает за свой труд. Это могут быть деньги (в форме зарплаты или других видов вознаграждения за труд); товары материальные; услуги и т.п. В случае натуральной оплаты. Все равно: в конечном итоге – это некоторые новые возможности для продавца труда.
Деньги людям нужны только для того, чтобы обменять их на товары или услуги. Товары приобретенные дают субъекту возможность так или иначе их использовать. Определенным образом взаимодействовать с ними. Дабы удовлетворить свои потребности. А услуги – это взаимодействия, получаемые работником без посредства вещей в виде материальных товаров.
Короче говоря, продаваемый труд есть определенные взаимодействия, совершаемые субъектом для того, чтобы получить в результате обмена возможность совершить некоторые новые взаимодействия. Существующие сначала только в виде возможностей. Абстрактных, далеких от реализации – до обмена, и вполне реальных, близких к действительности – уже после него**.
____________________
* См. http://sovet14.narod.ru/STS/STS.7V.pdf .
** Здесь в явном виде использован метод взаимодействий.
Загадка есть!, есть загадка!
Ну да, конечно! А как же?!!