Феноменология Гуссерля в контексте различия чувственного, воображаемого и умопостигаемого

Аватар пользователя Ruthinker

О том, что феноменологические сущности не охватывают собой понятийной сферы, а ограничиваются сферой воображения, свидетельствует следующее сравнение самого Гуссерля. «Есть основания для того, чтобы в феноменологии, как и во всех эйдетических науках, вызывание, а, точнее, свободное фантазирование обретало преимущественное по сравнению с восприятием положение» (§70). Далее автор «Идей…» проводит сравнение геометра и феноменолога. «Геометр в своем исследовательском мышлении несравненно больше оперирует с фигурой или с моделью в фантазии, чем в восприятии… Рисунок следует за фантастическими конструкциями, следует за осуществляющимся на основе фантазии эйдетически чистым мышлением… В самом общем смысле ничуть не отличается от этого положение феноменолога, который имеет дело с подвергшимися редукции переживаниями и относящимися к ним по мере сущности коррелятами». Здесь следует обратить внимание на три вещи. Первое, отождествление работы феноменолога с работой геометра. Второе, отождествление воображения (фантазии) и мышления. Третье, то, что Гуссерль называет «эйдетически чистым мышлением» в строгом смысле относится к сфере воображения, а не мышления; это та сфера, которую Платон называл «незаконнорожденным умозаключением». Именно на нее делает акцент Гуссерль в своих рассуждениях. Помнится, у Платона геометрия была своего рода препедевтикой для диалектики (негеометр да не войдет). Но именно препедевтикой, преуготовлением для более высокой ступени, содержательно отличающейся как от чувственного восприятия, так и от воображения.

(«Согласно Платону, математика служит подготовкой мышления к постижению идей, которое осуществляется с помощью науки, стоящей выше математики, а именно диалектики. Математическое познание как бы посредине между «мнением», опирающимся на чувственное восприятие, и высшей формой знания — диалектикой, или философией». Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. М.: 2003. С. 297. «Показывая, что геометрические конструкции по своему статусу отличаются от вещей чувственного мира, Платон в то же время не может отождествить их с собственно идеальными объектами… Пытаясь найти онтологический статус геометрических объектов, он приходит к мысли о том, что пространство - стихия геометрии - есть нечто среднее между идеями и чувственным миром». Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. М.: 2009. С. 127)

Связанные материалы Тип
Философия феноменологии сознания Роман999 Запись

Комментарии

Аватар пользователя Корвин

«Показывая, что геометрические конструкции по своему статусу отличаются от вещей чувственного мира, Платон в то же время не может отождествить их с собственно идеальными объектами… Пытаясь найти онтологический статус геометрических объектов, он приходит к мысли о том, что пространство - стихия геометрии - есть нечто среднее между идеями и чувственным миром». Гайденко П.П.

Платон, может быть, и пришел к такой мысли, а Вы, Ruthinker, верите в то, что существует «нечто среднее между идеями и чувственным миром»?

Аватар пользователя Ruthinker

Отвечу кратко, - да.
В любом случае, сфера воображения и сфера мышления - не одно и тоже. Привлечение данного пассажа из Гайденко имеет целью показать, что аргументация Гуссерля вращается в рамках трансцендентальной эстетики (проще - сенсуализма), что собственно, и не позволяет называть феноменологию "наукой о сущностях". Феноменология как была, так и осталась наукой о явлениях, эстетико-психологической препедевтикой к собственно философии (что кстати не означает, что данная препедеатика обязательно переходит в философию - можно всю жизнь топтаться в области феноменологии, если сразу не обозначить границ между двумя этими сферами; и кроме того, к философии можно прийти и минуя феноменологию)

Аватар пользователя Дон Рэба

Когда наступит лето??...или Странности определения начала времён года...или романтика температурной феноменологии (негуссерлевской;-))

Из всех времён года - самое странное определяется - начало наступления лета!!

Вообще есть два способа определения наступления того или иного времени года, это температурный и феноменологический.

Понятно, что время года - это условность, понятно так же, что температурный способ более точный. Как это делается (или должно делаться):

для каждой конкретной местности ведётся(или должен вестись) температурный график. При помощи компьютерной программы непрерывно 24 часа в сутки следят за температурой воздуха в 2 метрах от земли, калиброванными, с особой точностью, электронными термометрами, и откладывают на график значения и рассчитывают интегрально по графику и среднесуточную и среднемесячную и среднегодовую температуры.

Но главное среднесуточную, которую можно вывести в таблицу или также составить график(программно).

1) Ка определяется начало наступления зимы?? У нас по Челябинску синоптики-аналитики определяют зиму смешанно температурно-феноменологически 12 ноября. По феноменологичекой характеристике - установление снежного покрова.

Среднесуточная в это время -5 С. Имеются ввиду усреднённые значения среднесуточных за сто лет, на самом деле, я думаю, за меньший период, и подозреваю, что до сих пор показания температуры снимаются не электронно-программно-компьютерным модулем, а вручную спиртовыми термометрами и значения записываются на коленке в судовой журнал.

Но не суть. Речь не о точности снятия показаний, а о методе определения начала наступления времени года.

Теперь критика:
Критика очень простая: а если снег не выпадет или выпадет поздно?? А температура минусовая среднесуточная?? И такое было неоднократно. В кои годы снег выпадал и в декабре и даже под новый год. А бывало, что выпадал, стаивал и потом долго не выпадал до января...

Так что такой способ определения начала наступления зимы, очевидно некорректен.

Зиму надо учиться определять только тепмературно! А вот какое значение среднесуточной температуры брать за точку отсчёта - это надо подумать..или 0 С или -5 С.

Отдавая дань феноменологической романтике предпочтительней конечно -5 С, так как - это устойчивый минус, то есть минусовыми будут и дневные и ночные температуры и если снег и выпадет, то по крайней мере стаивать не будет и вероятность его установления будет высокой(но это опять же нужны данные статистики)

В то время как 0 С - это, как правило, дневные температуры в плюсе и значит снег если и выпадет в это время будет таять, хотя может и не растаять совсем, по ряду причин.

Вощим ещё раз - начало наступления зимы

ДОЛЖНО ОПРЕДЕЛЯТЬСЯ ТЕМПЕРАТУРНО!!!

, а установление снежного покрова определять отдельно как второстепенный феноменологический фактор.

2) Теперь весна.
У нас, по Челябинску синоптики-аналитики, определяют время наступления весны опять же смешанно температурно-феноменологически - 24 марта. По феноменологической характеристики - сход снежного покрова, среднесуточная в этот время -5 С.

Теперь критика:
Тоже всё очень просто. Температура может две недели после 24 марта телепаться около нуля, а схода снежного покрова, может не быть, даже несмотря на его интенсивное таяние, по простой природной причине - он всё время падает или выпадает или идёт и тает и снова идёт...понятно вощим да??

Так вот:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЧАЛА НАСТУПЛЕНИЯ ВЕСНЫ ДОЛЖНО ВЕСТИСЬ ПО ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ - УСТОЙЧИВЫЙ СХОД СНЕЖНОГО ПОКРОВА.

Что такое это самое Устойчивый сход снежного покрова - это когда количество снега на ландшафте(в окружающей среде) стабильно уменьшается с течением времени.

Понятно, что определить время наступления весны возможно только задним числом.

По-скольку снег может выпасть-добавиться в любое время, и вроде целую неделю фиксировался устойчивый сход снежного покрова, а потом БАЦ и он снова навалил и всё началось заново. Понятно, что такие расчёты должны вестись также непрерывно итегрально расчитывая количество снежного покрова в единицах измерения веса воды (гр.) на единицу измерения площади (кв.м.). Но это теоретически, а практически даже трудно представить себе эту методику.

То есть замерять вновь выпавший снег не представляется трудным, но как измерять стаивание ума не приложу :-P

============

Теперь странное...

Начало наступление лета и осени у нас по Челябинску определяется только феноменологически.

Например лето - по дате зацветания шиповника - в среднем за сто лет 6 июня, а осень по расцвечиванию листьев берёзы - в среднем 7 сентября...

Почему так я не знаю, это скорее традиция, по чему-то надо ориентироваться, поскольку других более чётких параметров нет, как в случае зимы-весны, поэтому и прикопаться вроде не к чему. Тут вступает в силу РОМАНТИКА ФЕНОМЕНОЛОГИИ.

Это, кстати говоря,довольно индивидуальное дело, мне например больше нравится звук ласточек (когда они несутся стайкой на большой скорости...ммм... - эти два эффекта квазихаотическая голосовая полифония стаи и допплеровские эффекты системы слушатель-пролетающая стая). Но городские ласточки(в отличие от деревенских) прилетают относительно рано в середине мая. В разгар весны, потом ещё предлетье с 22 мая...А то, что спорный и плохо наблюдаемый ориентир я поспорю!!! Просто с чем сравнивать то??

Вот есть, осеннее расцвечивания берёзы - это ориентир стопудовый его вряд ли можно будет поколебать))))

В то время как цветение шиповника это не ахти какой наблюдаемый ориентир, его в городе фик где найдёшь да и в садах, что характерно его тоже никто не садит, может один куст перед станцией метеорологов и остался, а это не серьёзно;-)

Поэтому хочется подчеркнуть, что на данный момент СТОПУДОВОГО ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО ОРИЕНТИРА для определения начала наступления лета у нас нет!!!!!!!!!!!Так то вот!!!!!!

Аватар пользователя Евгений Волков

Дон Рэба
Начало наступление лета и осени у нас по Челябинску определяется только феноменологически.

 

С каких пор Тортуга стала Челябинском.