Сергей Борчиков: "Надо прорисовывать всю картину мира, а не отдельные участки"
К сожалению, на такой подвиг я пока не способен. Всё, что могу, делаю - добавляю штрихи к уже имеющимся.
Бытие
Первично протобытие (первобытие). Разумеется, если не считать Логоса - Бога из бездны бесконечности, который и породил наше первичное бытие, а, породив его в достаточном для самостоятельности объёме, растворился в нём, сделав его Бытием-Разумом-Богом. Бытие соткано из ИЗМЕНЕНИЙ. Если брать ближе к классике (к Аристотелю), то это, наверно, будут акты бытия (никак не удаётся вернуться к чтению Аристотеля, чтобы уточнить этот вопрос).
Изменение - первичный мета-феномен, закладываемый в аксиоматику мировоззренческой картины, он не подлежит определению, не редуцируется к чему-либо, просто считается, что все заинтересованные понимают, что это такое. Единственное нетривиальное свойство, которое я приписываю изменениям (актам) и которое трудно принять натурфилософски настроенному человеку - мгновенность, поскольку это всё-таки не физический феномен, а логический.
Видимо, ещё труднее принять идею первичности изменений по сравнению с тем, ЧТО изменяется ("парадокс" с костром и дровами). А дело в присущей первичному бытию неопределённости (предельно онтологической) и в рефлексии, которая эту неопределённость преодолевает по ступеням своего усложнения и усиления. Определённость изменений в рефлексивном плане гораздо проще, чем определённость чтойности, по этой причине чтойность в своей определённости отстаёт от изменений. Костёр в бытии горит по ОБЩЕМУ закону горения, уже определённому, а ЧТО горит - ещё не определилось, не хватает мощности онтологической рефлексии.
Бытию внутренне тотально присуща рефлексия (наследство от Логоса), её можно понимать как момент самопознания бытия, но на самом деле рефлексия для бытия есть нечто большее, она обеспечивает ЕДИНСТВО - как общий определяющий момент самого бытия, так и его частный топологически структурирующий момент (сущности, эйдосы, прочие формы). Бытие есть единство изменений, а рефлексия обеспечивает это единство, поэтому её можно назвать принципом бытия, и в этом смысле она сама есть бытие (выходим на самом общем уровне на парменидовское тождество бытия и мышления).
Сущее
Этот вопрос у меня не разработан, могу только указать направление, в котором, на мой взгляд, следует пробиваться.
Сущее относится к ситуации самопознания бытия, оно есть то, как бытие предстаёт в своём собственном понимании, это видимость бытием самого себя, представление о самом себе. При этом есть градации-ступени: сначала рефлексивно порождается внешнее ПРОСТРАНСТВО и, соответственно, возможность внешнего ракурса. Далее опять же рефлексивно порождается материал и моделируется бытийная определённость в виде сущего во внешнем пространстве. Сущее, это как бы внешняя сторона бытия (бытийной определённости). Возможно, промежуточным между порождениями пространства и материала является вариант порождения поля, но это так, к слову.
Размерность рефлексии
Конечно, тут много вопросов, на которые надо искать ответы. Например, продуктом рефлексии бытия являются и сущность, и сущее. Не означает ли это, что в бытии есть два типа рефлексии? Вряд ли. Я склоняюсь к тому, что для рефлексии бытия характерна не типовость, а мощность или, точнее, размерность. Вспомните гегелевское движение от "бытия-в-себе" к "бытию-в-себе-и-для-себя" - здесь ведь явно чувствуется увеличение размерности рефлексии. Это как инстинкт, который не лишён рефлексии, и сознание, которое значительно превосходит инстинкт по рефлексивной мощности.
Комментарии
Юрий, с Вашей конструкцией можно соглашаться, можно спорить, но безотносительно к этому сам факт ее появления я оцениваю весьма высоко, поскольку Вы пока единственный, кто вслед за моим призывом покусился на созидание картины мира.
Теперь по существу. Мне кажется, что она чем-то напоминает картину мира неоплатонизма. Вот самая ходовая неоплатоническая схема эманаций из Единого всего остального:
Единое -> Боги и числа -> ум -> дух -> душа -> человек -> материя, сущее.
У Вас на первом месте стоит некий единый Логос-Бог, который порождает первобытие, а то порождает или имеет бытие, охватывающее по-видимому и ум, и дух, и душу, и человека, и обладающее рефлексией. Наконец, рефлексия порождает сущее.
Логос -> первобытие -> бытие -> рефлексия -> сущее и сущность
(поправьте, если что-то не так).
Ничего не имею против такой картины мира. Она восхитительна и уже несколько тысячелетий завораживает человеческие умы.
Тем не менее я прихожу к гипотетическим попыткам введения и иных картинок. Чем это вызвано?
Вот смотрите, когда вы, наконец, добрались до сущего, то уперлись в проблему градуирования ступеней бытия-сущего и соответственно рефлексии:
1) «сначала рефлексивно порождается внешнее ПРОСТРАНСТВО и, соответственно, возможность внешнего ракурса»,
2) «далее опять же рефлексивно порождается материал и моделируется бытийная определённость…»,
3) «продуктом рефлексии бытия являются и сущность…»
Это всё я вычленил из Вашего текста. Теперь, если внешний ракурс поименовать сущим (что делают Аристотель и Хайдеггер), бытийную определенность – бытием (что делают Парменид, Платон и Гегель), а сущность как продукт бытия так и оставить сущностью (что делают Фома Аквинский, В.С. Соловьев, и я к ним примыкаю), то возникает схема из трех пунктов:
сущее -> бытие -> сущность.
Эта схема у Вас располагается на конце эманационной иерерхии Логоса:
Логос -> первобытие -> бытие -> рефлексия -> сущее: (сущее -> бытие -> сущность).
Так вот, я задался вопросом: а что как этот конец иерархии (в скобках) на самом деле не конец, а и есть сама онтологическая база, всю неоплатоническую схему обосновывающая в качестве итога градуирования сущности:
сущее -> бытие -> сущность: (Логос -> первобытие -> «бытие» -> рефлексия -> «сущее»)
(взятие некоторых терминов в скобки означает, что это не реалии сами по себе, а их сущности).
В итоге можно отметить, что сравнение моей картины мира с Вашей, в принципе, не выявляет содержательных расхождений, кроме одного формального – направления эманации. То, что у Вас является концом, у меня лежит в начале, а то, что у меня в конце, у Вас – начало.
Сергей Борчиков: "У Вас на первом месте стоит некий единый Логос-Бог, который порождает первобытие, а то порождает или имеет бытие, охватывающее, по-видимому, и ум, и дух, и душу, и человека, и обладающее рефлексией. Наконец, рефлексия порождает сущее.
Логос -> первобытие -> бытие -> рефлексия -> сущее и сущность
(поправьте, если что-то не так)"
В принципе, да, я вижу некоторое сходство своей схемы с нарисованной Вами неоплатонической схемой "эманаций из Единого". Однако в своей схеме я хочу подчеркнуть следующие моменты (независимо от того, разрушит ли это Ваш вариант "онтологической базы" или нет). Рефлексия Логоса едва ли не тождественна Логосу. Логос и рефлексия составляют одно целое, поэтому их надо изображать в виде пары. Точно так же надо соединять в пару первобытие и рефлексию, а далее можно поставить пару (сущее, сущность). В результате имеем:
(Логос, рефлексия) -> (первобытие, рефлексия) -> (сущее, сущность) ->
Как видите, в конце стоит стрелка продолжения. Не буду настаивать, но возможно, здесь нужен ещё один тип бытия - бытие сущего, которое имеет выход на сущность (у меня это будет чем-то вроде обратной связи). Итак, продолжение моей цепочки:
-> бытие сущего -> сущность
Получается, что, отправляясь от сущего, Вы просто не интересуетесь его происхождением, а углубляетесь в какие-то другие вопросы. А я углубляюсь именно в суть сущего и даю его генезис. Таким образом, именно моя схема, по причине её специфической углублённости должна включать Вашу. Так, кажется.
PS
А "направление эманации" понимаю очень смутно. Даже не знаю, что и сказать.
Пока только о направлениях эманации и то двух крайних (остальное чуть позже).
Есть материалистическая эманация (которая именуется развитием):
материя физическая -> материя порождает биос -> биос порождает социум -> социум порождает сознание -> сознание порождает мышление + логос -> логос порождает понятия и сущности.
Есть идеалистическая эманация (которая именуется развёртыванием):
првоначало (любое: Идея, Бог, Единое, Логос, Абсолют) -> первоначало развертывает первый уровень (как правило, Бытие; должно же всё остальное быть) -> бытие порождает второй уровень -> ... и т.д... третий, четвертый, десятый уровни, в зависимости от картины мира -> последний уровень, как правило, это совершенно внешняя, бренная, тленная материя, практическая уже приравненная к иллюзии, Майе.