Относительно себя прошлого...

Аватар пользователя Ron

Относительно себя прошлого...

У Гегеля встречается выражение "при_себе_бытие" (духа), оно у него означает примерно то же, что и "для_себя_бытие". Дух (сознание, "я"), создаёт в себе самом представление (у Гегеля - идеальный предмет) о внешнем предмете, и поскольку представление создано самим духом из самого себя, то дух как бы сам пред собой является. Так и получается гегелевское "при_себе_бытие". Однако я предлагаю вложить в это выражение несколько более широкий смысл, до которого, как мне кажется, Гегель чуть-чуть не дошёл, наверно, из-за презрения ко всяким-бяким субстратам.

Дело вот в чём. Во-первых, Гегель говорит об идеальном предмете, но я не нашёл у него ничего о том, из чего слеплен этот предмет. Выражение типа "сознание в нём" (т.е. в идеальном предмете) встречается неоднократно и, как я понял, означает, что предмет воспроизведён сознанием. Но как воспроизведён? Ведь умозрительный предмет, это сложный образ, который не может возникнуть без материала, иначе была бы просто мистика какая-то. Явная недоработка Гегеля (правда, тема почти неподъёмная, без детской наивности её с места не сдвинешь :)).

Во-вторых, дух не может явиться сам пред собой непосредственно, поскольку это сверх крутая, а попросту говоря, невозможная, противоречивая ситуация (рефлексия с нулевым радиусом?). Так что и здесь Гегель чуть-чуть не дотянул до логического завершения картинки. Впрочем, у Гегеля есть принцип опосредствования непосредственного, который показывает как близко Гегель подошёл к феномену субстратного творения. Надо читать Гегеля. Между прочим, этот вопрос неоднократно рассматривал один из участников Ф-штурма - Ystdion (Константин Истодин, Москва). Жаль, что появляется редко.

Так что же происходит на самом деле? Думаю, вот что. Некий, скажем так, рефлексивно-резонансный импульс порождает субстратный модус духа, т.е. дух является пред собой в виде материала и его свойств, в которых дух зафиксировал себя в какой-то момент. И вот, из этого когнитивного материала, т.е. из самого себя в прошлом, дух и лепит свои представления (образы, модели, идеальные предметы). О прошлом здесь говорится в субстанциальном смысле - рождение субстрата есть шаг в субстанциальном времени. Я так думаю.

Таким образом, "при_себе_бытие" должно означать (поскольку это вполне естественно и логично) особое состояние духа как результат фундаментального явления - рефлексивного схватывания (фиксации) духом самого себя. Возникающий при этом материал конечен, дискретен, и в некотором смысле управляем духом - ведь из него более-менее направленно конструируются мыслеобразы.

Что собой представляет материальный (когнитивно-материальный) мир, в основе которого лежит субстратный модус духа? Это соотносительный, реляционный, со-бытийный мир, во-первых, отнесённый объективно к себе (в субстратных композициях) как объект к объекту. Это можно попытаться интерпретировать как психику, а также рассматривать как гегелевский объективный дух - природу (если спроецировать изображаемый здесь механизм на весь мир и разуметь объемлющее человеков "Я"). И во-вторых, дух оказывается рефлексивно отнесённым к себе прошлому, как субъект к своему когнитивно-материальному объекту. Это, по-видимому, гегелевский субъективный дух, в границах которого и получается совпадение "при_себе_бытия" с "для_себя_бытием".

P.S. Представьте себе, как я был возмущён, когда прочитал в "Основах метафизики" Э. Корета следующее: "материя - или лучше материальность как принцип - есть то, что исключает содержание бытия (совершенство бытия) духа, его способность быть при себе и для себя. Материальное сущее есть не при себе, а при другом, оно действует не в себе и для себя, а в другом и для другого".

Позвольте спросить, кто этот "другой"?! Гегелевское узкое понимание "при-себе-бытия" как "для-себя-бытия" вопиёт о недопустимом упрощении. "При себе", вообще говоря, не есть "у себя", "в себе", "для себя", нет! Таковым оно может быть только в частности. А вообще, "при себе", это "рядом с собой", это со-бытийное, контингентное состояние духа, при котором дух как бы распараллеливается, чтобы гармонически и симфонически изображать и познавать себя!

Примечания.

1. Прилагательное "контингентный" можно толковать по-разному, но мне кажется, что первый смысл усматривается в том, что латинское слово contingentis переводится как соприкосающийся, смежный. Таковым и является дух в своём субстратном модусе.

2. Толчком к написанию этого текста явился синектический экспромт участника Ф-штурма Софокла под названием "Тезисы против абсолютности релятивизма".

3. Я уже высказывал на Ф-штурме некоторые идеи о генерации субстратов. Смотрите ЗДЕСЬ дискуссию, начатую Михаилом Петровичем Грачёвым 11 февраля 2009 г.

Комментарии

Аватар пользователя Софокл

Вы сократили текст, попытались сделать его более емким и ясным. У меня не поднимается рука раскритиковать его, ведь мы с вами смотрим в одном направлении. На мой взгляд, вы изначально задали неверную точку отсчета. Гегелевский Дух имеет в своем основании сконструированное, искусственное начало. А потому его нельзя брать за исходное. В общем-то, на мой взгляд, ваша мысль движется в верном направлении. У бытия и мысли единое основание: Дух неустойчив, а потому в стремлении к получению гарантий собственного существования вынужден возвращаться к исходной точке. В этом возвращении он черпает силы, что проявляется и в рефлексии, и в цикличности его бытия, и в получении импульса к дальнейшему существованию.
Тема прошлого вами не раскрыта потому, что вы не смогли соотнести вечное и временное, найти где в бытии концентрируется абсолютное... вы знаете мое отношение к Гегелю, а потому ваша неудача, на мой взгляд, связана с выбором отправной точки рассуждения.

Аватар пользователя Ron

"У меня не поднимается рука раскритиковать его [текст], ведь мы с вами смотрим в одном направлении"

Я этого не оценю. Это какая-то другая культура, что ли? На востоке вроде бы стараются не критиковать родственников в присутствии посторонних. А мы что, ещё круче? :)) Критикуйте, сколько хотите, лишь бы по делу и связно.

"На мой взгляд, вы изначально задали неверную точку отсчета. Гегелевский Дух имеет в своем основании сконструированное, искусственное начало. А потому его нельзя брать за исходное"

Вы говорите загадками. Зачем? Намекните, что это за "искусственное начало". Мне казалось, что Гегель вполне естественно рассматривает духовность (разум, сознание, "я") как данность, т.е. феномены, которые надо понятийно раскрывать, что он и делает.

"У бытия и мысли единое основание..."

Что есть основание бытия в вашем понимании? Сказали бы сразу, почему нет? Мне, например, таковым представляется Логос.

"Тема прошлого вами не раскрыта потому, что вы не смогли соотнести вечное и временное, найти где в бытии концентрируется абсолютное..."

Таких грандиозных задач не ставил (это о времени). Что касается местоположения абсолютного, то я делю Бытие на две или три части: Хаос, Виртуальное бытие и сохраняющееся ядро (оно же абсолют), которое при внешнем взгляде предстаёт как субстанция. Но это опять же не в тему. В представленном тексте я лишь предложил расширить понимание одной из гегелевских категорий, а именно "при-себе-бытия".