За последние 20 лет в РОссии в условиях политической свободы, какой еще в мире надо поискать, появилось около 40 вузовских курсов философии.
Как при этом количество перетекает в качество? Как с гармонией формы и содержания?
Хотелось бы услышать мнение вузовских преподавателей о них.
Ясно, что все преподают, как и требует в основном кафедра, по своим наработкам, спору нет, но хождение имеют "в народе" именно изданные типографски курсы. О них и речь.
Для "затравки" сам назову пару курсов.
Курс "Основы фмлософии" / коллектив под ред. Фролова, в 2-х тт. М., 1991 г. представляется мне наиболее полным и совершенным. Нуждается в дополнении сведениями о мировой философии, недоступных ранее в советское время для общего пользования. - Однако при последующих переизданиях курс по объему и структурно был урезан наполовину, из лидера превратился имхо в серый учебник, качественно неотделимый от заурядной, массовой учебной продукции. Качество было утрачено. Ни структура, ни содержание не представляют особого интереса.
Проф. Поупкин, проф. Стролл. "Философия. Вводный курс". М., 1998. - Множество переиизданий в России - на западные деньги НПО. Реклама идет такая:
"Учебник подготовлен американскими философами Аврумом Стролом и Ричардом Поупкиным и представляет собой вводный курс по философии, используемый в самых престижных учебных заведениях Запада, включая Оксфорд и Кембридж. Благодаря нетрадиционному, увлекательному и доступному изложению сложнейших аспектов философской науки учебник выдержал более десятка переизданий".
С моей точки зрения, этот учебник четко показывает, каким не должен быть учебник. Ибо никаких европейских имен из континентальной философии, типа Гегеля - и до и после него - вы там не найдете. Случайно промелькнул Кант в тексте про этику. Привожу его в качестве примера для обоснования других тезисов: Изучать есть смысл только а/ континентальную философию и б/ на континентальных языках.
Уверен, что не случайно работ по экзистенциализму на английском не существует, поскольку в языке отсутствуют понятия-экзистенциалы (слова в словаре такие есть). - О том же пишет философский энциклопедический словарь в статье "Английская философия". Если тема заинтересует, то можно сделать отдельную нитку на эту тему. Чтобы не затенять тему учебника.
Итак, Ваше мнение об учебниках.
Комментарии
Любопытно, что могло бы подвигнуть преподавателя философии писать здесь рецензии на учебники философии. Мне кажется, в этом плане Вы немножко оторваны от реальности.
У меня, как простого любителя философии, есть на компе несколько учебников философии (Алексеев, Вальяно, Кохановский, Лавриненко, Мамардашвили, Суворова, Харин), я иногда в них заглядываю так же, как в словари и энциклопедии. Интересно столкновение моей собственной доморощенной терминологической и понятийной систем, с профессиональной. Систематически читать не могу - зависаю, мысль растекается...
Затерявшись в чужих словах,
Запутавшись в сетях чужих откровений,
На мгновенье замру, одиночество взяв,
За начало своих измерений....
Это четверостишье только что выдернул из сети, с СамИздата. Надеюсь, автор не обидится, что здесь не указано его имя.
Об одиночестве (одинокости) сильно говорил Иван Ильин, по-моему, он под одинокостью понимал самость. Рискну процитировать пару кусочков.
И.Ильин "Философия как духовное делание":
"В этом, внутренне сосредоточенном и утонченном духовном делании, философствующая душа, как это уже ясно, пребывает в отъединении и своеобразном одиночестве. Она остается в непроницаемом для чужого сознания замкнутости, с глазу на глаз с самостоятельно добытым, испытываемым, интуитивно исследуемым и мысленно раскрываемом содержании предмета. Вообще говоря, никто никого не может впустить в свою душу; никто не может заменить другого в делах духовного строительства; никто не может снять с чужой души бремя самодеятельного очищения души и самостоятельного вынашивания очевидности – бремя одинокого опытного и разумного, духовного познавания"
И.Ильин "Поющее сердце":
"Одинокость есть бремя потому, что было бы гораздо легче затеряться в слитном и несамостоятельном бытии людей, утонуть во всесмешении, нежели утверждать свою самобытность и самостоятельность, и притом – на надлежащей высоте, т. е. самому идти через жизнь, проходя ответственный, сердечно-искренний и творческий путь"
Юрий Владимирович,
Не надейтесь, поэты очень обидчивы. Это была Наталья Владимировна Бульба.
Вот теперь не обидится.
Спасибо!
Я не очень понимаю, что Вам не понравилось в этих комментариях. Но если Вы совсем настаиваете, я их удалю.
Игорь, извините, но я не вижу у себя возражений (комментариев) Ромулуса
Предлагается удалить чужие комментарии к посту автора. ((((
Меня можно, я не против.
.
Удалить чужие комментарии не по делу понятно. Непонятно другое: я не вижу возмущения Ромулуса (нет комментариев с его просьбой об удалении). Или это специфика браузера моего?
Уважаемый Romulus, я нисколько не обижусь, если мой коммент будет удалён. Когда я его писал, полагал, что работаю для Вас и для других участников и читателей форума. А тема одиночества (самостоятельности мышления) мне казалась вполне комплементарной теме учебников (грамотности), т.е. никакого офтопа вроде бы нет, а есть многообразие взглядов на тему...