Анисов А. М. Типы существования // «Вопросы философии», 2001, №7, с. 100. Конспект.
Исходная задача онтологии – установление типов существования, ответ на вопрос «Что значит существовать?». Пот типом существования понимается любое осмысленное суждение вида «Объект x существует (или не существует) в смысле y».
Автор статьи различает типы существования объектов по их отношению к атрибутам пространства и времени. Возможны четыре типа таких отношений: 1) объект обл. пространственными и темпоральными характеристиками; 2) объект не обл. протяженностью и не изменяется во времени; 3) объект не обл. протяженностью , но развивается во времени; 4) объект обл. протяженностью, но не изм. во времени. Четвертый класс объектов явл. пустым.
В соответствии с этими типами отношений определяются три типа существования. Они обозначены, соответственно, как 1) st-реальность (физическая реальность); 2) ¬s¬t-реальность (идеальная реальность) и 3) ¬st-реальность (темпоральная реальность). Т. о. возможны три типа существования: физический, идеальный и темпоральный.
Эти три типа существования образуют два мира: мир физич. вещей и мир ментальных объектов. Второй мир включает в себя объекты идеального и темпорального типов существования. Речь идет только о двух мирах, поскольку типы существования выделяются на основе пространственно-временного критерия, а миры различаются эволюционно (по мнению автора, ментальный мир возникает позже физического).
Касательно вопроса об отношении между мирами автор утверждает следующее. Идеальные (¬s¬t) объекты существуют в качестве самостоятельных образований исключительно в сфере знания. Далее следует: «что касается мира физич. вещей, то ¬s¬tобъекты существуют в этих вещах, но не наряду с ними, не самостоятельно» (С. 103). Идея сферы может существовать в уме наряду с другими объектами, но такой вещи, как сфера, в st-мире нет. То, что в ментальном мире явл. объектом, в физич. мире явл. предикатом. Материальную вещь или процесс нельзя сделать предикатом, но сам предикат физич. вещи или процесса можно сделать идеальной, либо темпоральной вещью (напр. электрон). Такой предикат называется абстракцией, а акт превращения – абстрагированием. Физические вещи даны нам через свои предикаты, кот. сами не явл. физич. объектами. Тип существования любого предиката – либо темпоральный, либо идеальный.
Некот. совокупность или множество объектов включает в себя и предикаты этих объектов. Но тип существования объекта не совпадает с типом существования его предикатов. Здесь существует затруднение, кот. автор разрешает, на мой взгляд не слишком убедительно.
Элементарные познавательные акты – это акты перехода предиката физич. вещи в объект ментального мира и обратно. Каждый такой акт есть акт абстрагирования. Обратный переход от ментального объекта к предикату физич. вещи есть акт предицирования. Такие акты перехода возможны постольку, поскольку предикат матер. вещи и объект ментального мира оба или темпоральны, или идеальны, т.е. оба принадл. ментальному миру. Всякий абстр. объект изначально явл. предикатом физич. вещи, либо ранее полученных абстр. объектов.
Мои замечания.
В статье не дается ответа на вопрос «что значит существовать?», а это следовало бы сделать прежде установления типов существования. Ведь для того, чтобы существовать каким-то образом, необходимо сначала вообще как-то существовать.
Типы существования объектов устанавливаются в зависимости от наличия у них пространственных или временных характеристик. Но возникает вопрос о статусе существования самого пространства и самого времени. К какому из миров они принадлежат? Если они сами суть абстракция в отношении вещей чувственных и принадлежат к идеальному миру, то они не могут быть использованы в качестве критерия при образовании тех или иных миров. С другой стороны, можно сказать, что пространство как объект принадл. идеальному миру, а как предикат приписывается чувственному.
Самым серьезным возражением на мнение автора о том, что ментальный мир возникает позже физического служит утверждение об отсутствии у объектов идеального мира временных характеристик. Если такие объекты не изменяются во времени, то невозможно говорить об их возникновении.
Комментарии
потрясен - В статье не дается ответа на вопрос «что значит существовать». То есть, "исходную задачу онтологии" автор решает без привязки к собственно онтологии? Смело!
не меннее меня потряс "электрон". надо думать, автор выделяет "существование" волны как таковой...
но сам вопрос о типах существования вполне законен, конечно. когда-то сильно над этим задумывался... и ничего лучше платоновского решения не нашел..
Dixi, Actuspurus
1. По-моему, налицо пример современной схоластики. Ведь решена школьная задача - сколько будет миров, если существует два параметра, очевидно 4:
++; +-;-+;--, где + - наличие параметра, - его отсутствие.
2. Предлагаю свою задачу - три параметра: время, пространтво, мысль. И т.д.
Cуществовать -- в отличие от "пребывать" -- значит осуществляться. Осуществляться -- реализоваться самодостаточным образом, самопроизводиться. Отсюда следует, что осуществляться (и существовать), как я думаю, может только "самодействующая" сущность, поскольку сущность составляет существенное в существовании.
Безотносительно к сущности существование правильнее называть бытием, пребыванием.
Кстати, по прочтении Вашего конспекта возник пример объекта, имеющего протяженность, но не меняющегося во времени - пространство... :-))))
А вот это заключение мне не понятно... :-(. Сознание "различает" вовне объекты в соответствии со своей "априорной сеткой". То есть лишь то, что оно уже готово различить... Пространство и время - два важных компонента "априорной сетки" современного человека, поэтому естественно "набросить" данные структуры на бытие, и посмотреть, что получится... :-))))