Резюме учения о познании Владимира Соловьева, разбор которого (учения) я делал, еще будучи студентом университета. В прямоугольных скобках — мои тогдашние комментарии.
Процесс нашего действительного познания какого-либо предмета заключает в своей целости три фазиса, соответствующих трем основным определениям в самом предмете.
I. (вера)
а) Мы утверждаем с непосредственной уверенностью существование некоторого самостоятельного и отличного от субъективных состояний нашего сознания предмета.
б) Этой нашей уверенности соответствует в самом предмете его внутреннее определение как сущего или безусловного. [такая же уверенность должна быть и относительно нас самих] В силу этого определения, он не может быть вполне сведен ни к чему другому и всегда во всех отношениях остается в себе.
в) Это бытие в себе предмета не может быть дано ни в каких относительных состояниях познающего (ощущениях или мыслях), а может быть доступно субъекту только в его внутреннем единстве с предметом, в безусловном бытии субъекта, которое равно безусловному бытию предмета. [Это противоречит вышеизложенному, что в ощутительных действиях предмета выражается его сущность.]
г) Связь эта лежит глубже нашего природного сознания, но и в этом сознании находит себе выражение в акте непосредственной уверенности, д) предшествующем всякому ощущению и всякой рефлексии.
[После критического рассмотрения этих тезисов мы получаем следующее:
а) Мы утверждаем с уверенностью самостоятельность предмета (а следовательно и нашу собственную самостоятельность)
б) Нашему акту уверенности соответствует безусловное бытие в себе предмета (а следовательно, и безусловное бытие в себе субъекта)
в) В своем безусловном бытии субъект и предмет составляют единство и доступны друг для друга.
г) Это единство (= безусловное бытие = связь) находит выражение в акте уверенности.
Отсюда следует, что безусловное единство и тождество субъекта и предмета выражает себя в акте различения, или саморазличения субъекта и предмета.
Наконец, д) Единство, связь субъекта и предмета, выражается в акте уверенности, который предшествует ощущению и рефлексии. (?) => Утверждение самостоятельности предмета предшествует ощущению и рефлексии.
Фактическому различию предшествует идеальное самотождественное различие?]
Комментарии
«… безусловное ЕДИНСТВО и тождество субъекта и предмета выражает себя в акте РАЗЛИЧЕНИЯ, или саморазличения субъекта и предмета». – Хм… точно так? Ведь безусловное единство, по определению, должны быть выше всякого различения и саморазличения…
Видимо, Вл. Соловьёв что-то другое понимал под своим безусловным единством (бытием). Но что?
У Лосева есть очень любопытное определение СМЫСЛА вещи (в «Самом Самом»). Это – САМОСТЬ (заметь – чисто апофатическая точка), ОТЛИЧНАЯ от других самостей. Таким образом, смысл вещи есть то же, что и самость вещи, только уже соотнесённая с другими самостями. Что-то подобное и у Вл. Соловьёва, я думаю (соотнесённость – в пределах безусловного бытия – предмета и субъекта познания)…
И ещё: нужно ведь отдавать себе отчёт, что такое сущность, или идея, у Вл. Соловьёва. Это ведь та же София у Лосева. (Кстати, В.С. совершил, как кажется, грубейшую ошибку, определив Софию как сущность Божества, то есть как единую природу Трёх Лиц, – об этом у него прямо сказано в Философских началах.) Поэтому когда мы говорим, вслед за В.С., что предмет обладает своей собственной идеей, то здесь нужно осторожно провести аналог к диалектике А.Ф. и посмотреть, что там соответствует сущности Соловьёва. Это, очевидно, ЭЙДОС.
Но ведь я только что сказал, что безусловное бытие предмета есть СМЫСЛ (Самость, отличённая от другой самости), или – что то же – ЭЙДОС. Получается, что Бог и София (безусловное бытие и идея) – тождественны у В.С.
Хм… Вот что я подумал… У А.Ф. есть одно маленькое, но весьма существенное различение в сфере самого апофатического Единства (Самости как таковой). Это – 1. Единство как абсолютно вышемысленный исток бытия и слова и 2. Единство как абсолютная единичность, начало диалектического движения.
Может быть, безусловное бытие В.С. – это именно абсолютная единичность (и здесь мы сохранили за безусловным бытием его безусловность, но одновременно вывели его из апофатической замкнутости, сделав его уже СООТНОСИТЕЛЬНЫМ); а идея, софийная сущность – эйдос, то есть самость, отличённая от другой самости…