Опыт показывает нам, что бывает; разум определяет, что должно необходимо быть при известных условиях. Но это условное бытие предполагает то, что есть безусловно, что и составляет собственный предмет истинного знания.
Существо истины есть сущее всеединое. Как такое, оно познается первее чувственного опыта и рационального мышления в тройственном акте веры, воображения и творчества, который предполагается познанием. Таким образом, в основе истинного знания лежит мистическое, или религиозное восприятия, от которого только наше логическое мышление получает свою безусловную разумность, а наш опыт — значения безусловной реальности. Будучи непосредственным предметом знания мистического, истина (всеединое сущее) становится предметом знания естественного, т.е., будучи сознательно усвояема человеческим разумом и чувствами, она вводится в формы логического мышления и реализуется в данных опыта. Этим образуется система истинного знания, или свободной теософии, основанной на мистическом знании вещей божественных, которое она посредством рационального мышления связывает с эмпирическим познанием вещей природных, представляя таким образом всесторонний синтез теологии, рациональной философии и положительной науки.
В. С. Соловьев. Критика отвлеченных начал. М., Мысль, 19??, с. 589–590.
Если ощущения и понятия, эмпирические и логические элементы нашего познания, суть два возможные образа или способа бытия, познаваемого для нас, то само познаваемое, самый предмет познания, не заключается ни в том, ни в другом образе относительного бытия, не есть ни ощущение, ни понятие, а то, что есть в ощущении и понятии, т.е. сущее.
Там же, с. 697.
Познание есть взаимоотношение субъекта и предмета; смотря по тому, какой из двух терминов преобладает, это отношение является в форме ощущения или понятия.
Там же, с. 691.
Комментарии
«Существо истины есть сущее всеединое. Как такое, оно познается первее чувственного опыта и рационального мышления в тройственном акте веры, воображения и творчества, который предполагается познанием». – Здесь нужно пояснить, что понимает В.С. Соловьёв под тройственным актом веры, воображения и творчества…
«… процесс нашего действительного познания какого-нибудь существующего предмета заключает в своей целости следующие три фазиса, соответствующие трём основным определениям в САМОМ ПРЕДМЕТЕ».
1. ВЕРА как утверждение предмета в его БЕЗУСЛОВНОМ бытии. «Во-первых, мы утверждаем с непосредственною уверенностью, что есть некоторый самостоятельный предмет, что есть нечто, кроме субъективных состояний нашего сознания. Это уверенности соответствует в самом предмете его глубочайшее внутреннее определение, его определение как СУЩЕГО или БЕЗУСЛОВНОГО, в силу которого не может быть вполне сведён ни к чему другому, ни к какому отношению и всегда во всех отношениях остаётся в себе (an sich)».
2. Воображение как умственное созерцание ОБЪЕКТИВНОЙ идеи предмета. «Во-вторых, мы умственно созерцаем или воображаем в себе идею предмета, единую и неизменную, отвечающую на вопрос, ЧТО есть этот предмет. Этому воображению, или умственному созерцанию, соответствует в самом предмете второе его основное определение, по которому он есть некоторая сущность, или идея, тождественная себе самой и потому остающаяся неизменною во всех внешних положениях и отношениях предмета; эта идея, таким образом, не покрывается никаким частным ощущением и потому не может быть доступна субъекту не в его внешнем, эмпирическом познании как чувственном, а в его собственной, внутренней сущности, или идее». Выражением этого сущностного познания служит «некоторый постоянный образ предмета в нашем умственном существе (субъективная идея [соотнесённая с объективной идеей самого предмета]), первее всякого чувственного впечатления и связанного с ним материального познания».
3. ТВОРЧЕСТВО как воплощение идеи в феноменальном бытии. «… присущий уму нашему образ предмета мы воплощаем в данных нашего опыта, в наших ощущениях… сообщая ему, таким образом, феноменальное бытие или обнаруживая его актуально в природной сфере. Без этого обнаружения или воплощения идеи в ощущениях эти последние, как мы знаем, не имели бы никакого объективного значения, не выражали не представляли бы собою никакого предмета, а с другой стороны, сама идея не имела бы никакой действительности в нашем природном сознании, оставаясь исключительно во глубине метафизического бытия. <…> этому третьему фазису нашего познания, который можем назвать психическим творчеством, соответствует в самом предмете… определение его как актуального, как природного ЯВЛЕНИЯ» (Критика отвлечённых начал. XLV).
Итак, ПРЕДМЕТ как безусловно-сущий познаётся ВЕРОЮ; как обладающий своей собственной СУЩНОСТЬЮ, или объективной идеей, – умственным созерцанием; наконец, как ЯВЛЯЮЩИЙСЯ – психическим творчеством.
Теперь нам стало ясно, что такое тройственный акт веры, воображения и творчества, или – МИСТИЧЕСКОЕ восприятие предмета, от которого (восприятия) «наше логическое мышление получает свою безусловную разумность, а наш опыт — значения безусловной реальности».
У меня есть обстоятельный разбор этих соловьевских идей, который я делал когда-то.
Поделись...
Там очень много. Но, в принципе, можно ограничиться резюме. Сделаю серию записей в дневнике под названием "Познание по Вл. Соловьеву".