Смысл как гносеологическая единица выступает в философской рефлексии, одновременно, в двух ролях. Смысл есть искомое философской мысли. И, смысл, также, средство философского мышления, с помощью которого оно ведет поиск. По сути, в философской рефлексии разворачивается действие, по которому смысл ищет сам себя. Мысль находится в состоянии поиска своей идентичности.
Познание смысла возможно через анализ механизма осмысления. Смысл выступает как саморазвивающийся феномен, как самораскрытие навсегда данной и неизменной сущности-истины. Таким образом, он, одновременно и статичен и динамичен. Диалогичность категории смысла распространяется далее – он содержит в себе субъективные начала, и объективные. Смысл – это бытие, обращенное к человеку, через осмысление которого человек обретает свое существование, через приобщение к которому он вступает в связь сущностью. В этом плане, смысл – способ существования сознания. Но, разум только потенциально обладает смыслом, и от него зависит полнота раскрытия смысла. Для разума познание – это обнаружение смысла в предмете. Философская рефлексия отражает иерархию бытия именно через смыслы, приближаясь или удаляясь от источника этого бытия.
Смысл, который ищет философия, по своей сущности диалектичен – в нем одновременно присутствует универсализм и персонализм. Он – процессуален и контекстуален. Он находится в диалектическом единстве с формой. По определению философский смысл абсолютен, аподиктичен и универсален. Специфику философского смысла невозможно понять без обращения к языку философии.
Язык философии выступает в роли материи существования философского смысла, это форма философского смысла.
Смысл – это умопостигаемая или умосозерцаемая сущность вещи. Сущность явлена человеку в двух аспектах – как чувственная данность и как смысловая энергия, которая раскрывается через познавательную активность субъекта. Носителем смысловой энергии является слово. Понятие смысловой энергии указывает на динамичность в постижении смысла-сущности. Смысл развертывается не одномоментно, а постепенно в ходе познавательной деятельности.
Те смыслы, которыми занимается философия, лишены своего телесного референта. Они даны как непосредственно в уме, так и опосредованно, в качестве культурного наследия выраженного в текстах и артефактах. Каждый смысл подчинен более высокому, более универсальному и абсолютному смыслу. Так, в любой философской концепции можно найти системообразующие концепты-смыслы, которые содержат в себе основы или фундируют всю философскую систему в целом и определяют контекст для более частных элементов системы. В этом плане, философская система должна представлять собой единый органически целый смысл.
Человек живет в мире (человек сам является миром) и с этим миром он взаимодействует (и связан) через сферу смыслов. Но, только с помощью философского осмысления он может стать на границу этого мира и увидеть его полностью, как единую целостность.
Мир без субъекта лишается смысла, поскольку в этом мире только человеческое сознание обладает способностью раскрывать смысл.
В смысле, кроме всего выше указанного представлены еще два аспекта – аксиологический и телеологический – оправдание “ради чего” и целесообразность “зачем”. Смыслом обладает то, что для меня не безразлично и то, что обладает перспективой развития.
Смыслы как таковые не являются однородными образованиями. Все смыслы, как предметы исследования, можно разделить на две группы – те смыслы, которые обладают, самоценны, и те смыслы, которые выполняют функциональную, служебную, второстепенную роль по отношению к первым.
(из Леонтьев Д.А. Психология смысла) Смысл обладает двумя инвариантными характеристиками – контекстуальность (смысл определяется в определенном контексте) и интенциональность (смысл указывает на назначение, определяет вектор движения). Исходя из этих характеристик, смысл обозначает место и роль чего-либо в какой-либо системе-структуре.
Анализируя различные подходы к определению смысла, Д. А. Леонтьев указывает основные определения смысла – это высшая интегративная основа личности, базовый универсальный механизм сознания, субъективный конструкт, объективная реальность и результат межсубъектных взаимодействий.
Смысл – это безусловное значение чего-либо. Это мысленное значение не зависит от субъективного усмотрения. Он представляет собой необходимое предположение и искомое любого сознания. Смысл означает общезначимую и безусловную мысль о назначении и ценности.
Объективная, общезначимая, сверхпсихологическая, надындивидуальная мысль есть естественная интенциональная установка всякого сознания. Только при наличии такого рода смысла мышление обладает реальностью, а не является иллюзией. Именно такого рода смысл осознанно или неосознанно задает контекст для смысловой реальности в целом.
Кроме этого необходимо отличать смысл как таковой и состояние осмысливающего сознания. Если ранее было указанно, что для того чтобы избежать фиктивности и иллюзорности наше сознание должно содержать в себе интенцию на безусловный и общезначимый смысл, то необходимо также учесть, что в виду индивидуальности каждого сознания общий единый смысл будет воспринят по-разному. Контекст восприятия смысла будет задавать личный экзистенциальный опыт субъекта. Касательно динамического восприятия любого смысла необходимо указать, что любой динамизм соответствует состоянию сознания, но не смыслу как таковому.
Смысл выступает в качестве идеального содержания, сущности предметов действительности и феноменов сознания, лишенных какой-либо предметности.
Смысл всегда антропологичен – его создателем и адресатом выступает человек. Для человеческого сознания смысловая реальность – это substantia coniuncta и substantia prima. Процессы осознания и осмысления по своей сути тождественны. По отношению к смысловой сфере человек не всегда выступает в роли создателя смысла или реципиента в полном значении этих слов. Дело в том, что в ряде мировоззренческих систем присутствует идея о предзаданности смысла личному бытию человека. Целью субъекта в данных условиях будет раскрытие этого смысла, как например, в платонизме, гегельянстве, христианстве и т. п.
Уникальность смыслов обусловлена их контекстуальностью. В зависимости от контекстуального поля находится спектр возможных трактовок-пониманий смысла, полнота раскрытия внутреннего потенциала смысла. В свою очередь, контекстуальное поле не однородно по своей природе. Оно состоит из двух частей. Первая часть – внешняя, которая представляет собой наличную ситуацию, требующую осмысления. Сюда входят все элементы, феномены “сопровождающие” ситуацию – действия, события, расположение предметов. Вторая часть – внутренняя. Ее составляет интеллектуальный “багаж” субъекта осмысления. От этого комбинационного поля, которое сформировалось в процессе онтогенеза индивида, зависит состояние осмысляющего сознания – его динамизм, интенсивность интенциональности, инструментал.
Трансляция смыслов от одного сознания к другому, от одной культуры к другой возможно при условии наличия аналогичного или даже тождественного опыта сознаний или культур.
К таким феноменам можно отнести набор экзистенциалов – необходимые жизненные ситуации, требующие трансцендентальной рефлексии – жизнь, смерть, свобода, красота. Эти идеи существовали и существуют в любой культуре или в любом сознании. Они составляют смысловой стержень культуры. И, вопросы смысла жизни или смысла смерти принципиально не отделимы от жизни сознания. Различие может быть обусловлено только индивидуальным опытом сознания или культуры, который будет выражаться в форме выражения смысла и в степени его осознанности.
Графически структуру смысла наиболее адекватнее отображает – “поле”, не редко использование понятия “смысловое поле”. Это вызвано тем, что смыслом может обладать не только слово, но и предложение, целостный текст, любое произведение искусства, символ, в широком значении акт.
А, это в свою очередь указывает на диалектику формы и содержания, где выразительность смысла зависит от него оформленности – бессмысленен тот смысл, который нельзя выразить или донести до адресата. Как смысл не существует без формы, так и форма не возможна без смысла. Если при выражении акцент ставится на форме, то это грозит “обеднением” содержания, сужением его смыслового поля, и наоборот, чем более размытой является форма, тем шире смысловое поле. Адекватность акцентуации формы или смыслового поля зависит от контекста.
С антропологической точки зрения смысл сгенерирован из бессмыслицы, из среды, где отсутствует деятельность сознания, из условий, требующих осмысления. Смысл существует в сфере бессмыслицы потенциально, и только через сознательную активность он становится актуальным. По сути, на онтологическом уровне бессмыслицы как таковой не существует, она бытийствует только во временных формах, таких как сознание или культура, но если говорить в сверхвременном смысле, то ее нет. Есть только не актуализованный для человеческого сознания смысл.
Смысловая сфера, как проявление сверхвременного и надындивидуального, существует в условных, ограниченных “носителях” которые обладают универсальным онтологическим свойством – энтропией. Темпоральность есть характеристика сознания или культуры, но не смысла. Но даже, в этом случае нельзя говорить об окончательном исчезновении смыслов. Они теряют актуальность и уходят на периферию смыслового пространства культуры, поскольку так ли иначе, но через форму, средство выражения они становятся артефактами культуры, своеобразным осадком.
Кроме того, следует отметить, что смысл обладает свойством динамичности или процессуальности. Для сознания смысл дан в процессе – в процессе образования, когда сознание субъекта конструирует смысл. В данном случае изменяется сам смысл. Процесс постепенного усвоения содержащихся в культуре смыслов, процесс открытия предзаданных человеческому бытию экзистенциальных смыслов проходит по иному пути. В последних случаях изменяется состояние усвающего смыслы сознания.
Смысловая реальность пребывает в определенном диалектическом единстве со своим творцом. Процесс смыслообразования по мере накопления опыта начинает приобретать более сложную структуру и приводить как следствию к более разветвленной системе смыслового поля. Выходя за рамки личного бытия субъекта и становясь феноменом социокультурного пространства, смыслы обретают свое собственное бытие. Так, если на начальном этапе своего существования смысл находится в зависимости от своего создателя, но в последствии, обретя собственное бытие в социокультурном плане, оно уже оказывает влияние на своего творца и это кругообразное движение происходит постоянно.
Для человечества имеют свое значение такие феномены как культура, язык, история именно благодаря тому, что они производны от смысловой реальности и выполняют по отношению к ней служебную роль.
Неоднозначным касательно природы смыслов является вопрос об их происхождении. Господствующей точкой зрения в этом направлении можно признать ту, которая гласит, что не существует изначально заложенных в природе смыслов. Задача человека заключается в том, что бы предать смысл окружающей его реальности. Здесь необходимо указать, что при таком понимании природы смысла философская рефлексия обречена как субъективистская попытка осмысления.
В связи с осмыслением возникает парадоксальная ситуация – когда человек начинает осмысление чего-либо, то он обязательно столкнется с проблемой потенциальной бесконечности осмысления феномена.
Философский смысл, в абсолютном и безусловном значении – это ключевое понятие, фундирующий концепт, системообразующее ядро любой философской доктрины. Его характеристики, сущностные черты, которыми он должен обладать будут иметь очевидность при условии, что это понятие будет приведено тождеству или другими словами произойдет его самораскрытие. Это можно выразить через тавтологию – при каком значении философский смысл имеет место быть или значимость, ту безусловную ценность, на которую он изначально и по определению рассчитывает. (А.И.Введенский…)
Смысл характеризуется как трехсоставное отношение, где первой составляющей будет объективная действительность, воспринимаемая сознанием. Другим элементом – субъективное отношение к воспринимаемому предмету и, последнее, отношение мотива деятельности связанной с предметной реальностью к целевым установкам.
Если взглянуть на эту трехсоставность смысла с другой стороны, то обнаруживается, что она выражает собой органическое единство личности, сознания и деятельности. Другими словами смысл предстает в онтологическом, феноменологическом и онтическом аспектах.
Об онтологическом аспекте многое было сказано выше, в самых общих чертах он представляет собой отношение субъекта и объекта, где смысл обладает интенциональностью при условии безусловной и аподиктичной значимости для субъекта. Онтологическая составляющая является основой для феноменологического уровня смысла, исходя из которой выносятся оценочные характеристики места и роли феноменов сознания, относящихся к действиям и деятельности индивида в сфере его бытия. Онтологическая составляющая неизбежна, поскольку связанна с бытийными элементами, имманентными любому сознанию. В этом смысле она универсальна и надындивидуальна.
Внешний и внутренний мир личности выступает в роли смыслозадающего контекста, где смысл находится на пересечении двух сфер – внутренней жизни сознания, со всеми ее актами рефлексии, эмоциями, аффектами, и внешнего положения дел, предметной обусловленности бытия субъекта.
С другой стороны, разрешение вопросов, относящихся к онтологическому уровню смысла, всегда будет связанно с индивидуальными особенностями каждого конкретного сознания. Эта индивидуальность будет составлять следующий – персоналистический аспект смысла. Из всей суммы актов сознания субъект отбирает наиболее значимые для него. Именно в зависимости от его волеустремления зависит иерархия занимаемых позиций и ролей, потребностей и мотивов. Эта проекция онтологического в смысле на мир феноменов составляет субъективный образ реальности. Здесь сущностные установки, получив должное осмысление, становятся актуальными для сознания в его соприкосновении с миром феноменов.
Третий аспект – онтический представляет собой проявление первых двух в жизнедеятельности. На этом уровне происходит актуализация смысла в предметной действительности, где он выступает в качестве регулятивного механизма жизнедеятельности индивида.
Обладание Смыслом наступает через интуицию – целостное очевидное “схватывание”, которая является необходимым элементом философской рефлексии. Если в условном, инструментальном смысле содержание разворачивается последовательно и поступательно как некий дискретный ряд феноменов, то Смысл предстает как универсум, содержащий в себе всю полноту возможных актов сознания.
Смысл чего-либо – это есть истинное назначение. Смыслом обладает только то, что действительно может реализовать свое назначение. Понятийная система любой доктрины только тогда обладает смыслом, когда она содержит в себе познавательный потенциал, имеющий действительную возможность чтобы стать актуализованным и артикуляризованным.
Ценность смысла напрямую зависит от значимости цели, которая содержится в этом смысле.
Смысл – это субстанция мысли. Весь мыслительный инструментарий находится в подчинении задачи выражения смысла. Слова, знаки или символы, все то, чем оперирует сознание, имеют подчиненное значение. Смысл дан нам только по средствам речи. В чистом виде смысл есть ничто. Его телом являются определенные мыслительные формы; через них смысл может быть раскрыт сознанию.
Относительные смыслы обладают ценностью в зависимости от того, в каком отношении они находятся к высшему смыслу. Любой смысл всегда указывает на то, что находится вне его. Смысл в абсолютном значении указывает на себя.
Логическим условием существования того философского смысла, ради которого строится любая метафизическая система, является наличие абсолютно ценной цели за пределами нашей мысли. Поэтому, только если существует этот смысл, как универсальное назначение человеческой мысли возможна мышление как таковое.
Этот смысл задает иерархию ценностей для смысловой реальности. Каждый смысл в потенциальном состоянии представляет собой проблему.
С одной стороны, благодаря смыслам, мир предстает как целостность, с другой стороны, опять-таки, именно благодаря им сознание может воспринимать реальность как нечто дискретное.
Смысловое пространство является многоуровневым. Одна и та же комбинация феноменов может обладать несколькими вариантами осмысления, отличающимися как разноплановым восприятием, так и глубиной осознания. Эта многозначность, соответственно предстает перед сознанием как задача, требующая разрешения через создание единого смыслового поля. Бытие смысла состоит из двух противоположных сторон – статики и динамики.
Смысл обладает бытием только при условии его единства с ему подобными, в отношениях с другими смыслами можно обозначить как смысловую реальность. А, это значит, что любой конкретный смысл обретает свое бытие только в границах определенного смыслового пространства.
Любое движение в рамках конкретного смысла или смысловой реальности можно определить и придать ему значение при наличии констант (статической компоненты смысла). Константы, содержащиеся в смысле, выступают своего рода индикаторами для корректирования процесса осмысления. Движения в области смысла происходят между полюсами определенности и неопределенности.
Сознание обладает смыслами, осуществляет с ними какие-либо манипуляции или фиксирует изменения, благодаря мыслительным формам, которые выступают по отношению к смыслам в роли материи. Так, для сознания внемыслительных форм смысла не существует, но не наоборот. Наличие смысловых форм, отражающих смысловую реальность, не говорит об актуальности этой реальности.
Философское архэ выступает в роли семени - рождаясь в одном смысловом континууме (дорефлексивном), оно становится началом и концом для нового – уже отрефлексированного смыслового пространства, которое, по сути, представляет собой самораскрытие этого архэ. Философское архэ выполняет роль принципа, задающего единство для этого смыслового пространства, где все остальные смыслы составляют иерархию, в зависимости от степени принадлежности к нему. Обнаружившее в себе цель философское архэ задает сознанию интенцию, направляет процессы, связанные со смыслами: раскрытие, порождение, энтропию.
Необходимо отметить, что потенциальным свойством любого философского архэ является, независимо от философской доктрины, стремление охватить собой все бытие как целостное единство, свести его к некоему общему знаменателю – всеединство.
В когнитивном плане это философское архэ будет интересовать исследователя до тех пор, пока оно служит источником для появления новых смыслов. Поэтому философское архэ содержит в себе еще и причину смыслообразования. Философское архэ как концентрированное единство смыслового пространства диктует смысловую необходимость – те необходимые отношения на основе которых происходит смыслообразование и которые делают этот процесс независящим от произвола индивидуальной воли.
Индивидуальная воля в данном случае только определяет участие или неучастие сознания в создании и открытии новых смыслов. Смысловая необходимость, логика, определяемая философским архэ, выступает в роли неотъемлемого условия определенности и доступности пониманию смыслового пространства.
Таким образом, философское архэ содержит в себе потенцию для смыслообразования, которое актуализируется через необходимость, задаваемую этим философским архэ, но реализовать эту потенцию может только субъект, через волеизъявление, т.е. философское архэ диктует логику смыслообразования – выступает как системообразующий принцип. Степень реализации смыслового потенциала и его вектор зависят от волевой сферы, которая в свою очередь руководствуется мотивацией. Раскрытие потенциала философского архэ приводит к обогащению существующих смыслов и перестройке структуры смысловой реальности. Философское архэ – одновременно смысл искомый и смысл ищущий. Философское архэ, как выражение предельного смысла, собирает в себе все многообразие свойственное феноменальному миру в единую концепцию бытия, выразителем которой оно и является.
Отчужденные от конкретного индивдуального бытия смыслы попадают в социально-культурное пространство, где обретают самостоятельное существование, обусловленное социальными отношениями.
Философский смысл представлен мыслительной формой, где дан максимум энергийности и минимум предметности. Философское архэ – это смысловой конструкт, с помощью которого происходит осознание реальности, как предметной, так и не предметной. Философское архэ поэтому является субстанцией – вещью, которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя (см. Р.Декарт).
Смысл, взятый сам по себе как “чистой ничто”, ни в чем не нуждается, но наше сознание способно воспринимать его только в формальной оболочке. Искомый философией смысл имеет значение только при условии его абсолютности, и что он обладает бытием вне конкретно существующего сознания. Смысловая реальность существует независимо от человеческого сознания, но отображается только им (перефраз Ленина В.И.) Философское архэ выступает одновременно в двух модификациях – как наипредельная по универсальности и как глубоко личностная категория.
Бытие непосредственно соединено с мыслью. И, оно представляет собой смысл содержания сознания. Через смысл мышление приобщается к бытию. Бытие смысла открывается только через мысль, поэтому смысл и мысль, по своим характеристикам, коррелированны структуре бытия. От уровня мыслительных форм зависит степень выраженности смысла.
Мыслительные формы по отношению к смыслу обладают служебным значением, так как смысл может быть явлен только с их помощью. В процессе социализации индивид усваивает именно мыслительные формы, через них он приобщается к социальному бытию – усваивает заложенные в нем смыслы.
Мыслительные формы не представляют одномерного образования. Это связанно с тем, что сознание отображает феномены с разной степенью предметности. Весь ряд феноменов сознания вмещается в диалектические рамки двух крайностей, в которых данном бытие. Первая – непосредственная чувственная данность единичного объекта – максимум предметности в чувственном восприятии. Вторая, соответственно противоположная первой, - максимально опосредованное восприятие объективной действительности, при котором минимализирована предметность. Между ними располагаются переходные стадии истончения предметности.
Историческое развитие культуры обнаруживает две таких переходных стадии – символы и знаки. На уровне символа сознание воспринимает уже не самым предмет, а только его образ - символ. Этот образ обладает внешней чувственно воспринимаемой схожестью с символизируемым предметом, и он заменяет предмет в транссубъективной коммуникации.
Символ предстает как опосредованное восприятие объекта, который необязательно должен быть дан непосредственно, что расширяет возможности сознания в сравнении с ситуацией, где сознание обладает только непосредственно данными объектами. Соответственно и осмысление на уровне символа будет отличаться от осмысления при непосредственном восприятии. Знак как мыслительная форма не обладает внешним подобием с обозначаемым предметом, и поэтому он наиболее абстрактен. Знаковые системы в более концентрированной форме отражают объектный мир.
Отчуждаясь от конкретного индивидуального сознания смыслы, включаются в смысловое пространство культуры. Здесь, они обретают самостоятельное существование, но обусловленное социальными отношениями. Философский смысл представляет собой мыслительную форму, в которой дан максимум энергийности и минимум предметности. Благодаря философскому архэ происходит осознание предметной и непредметной реальности. В процессе мышления философское архэ обладает субстанциональным значением, поскольку не нуждается в своем существовании, в чем-либо, кроме самого себя (Декарт).
Смысл, взятый сам по себе – как чистое ничто, с одной стороны обладает независимостью, с другой – его восприятие сознанием возможно только в некой формальной оболочке. Смысл как предельно искомое философской мысли может иметь значение строго при условии его абсолютности и универсальности, и имеет свое основание вне человеческого сознания. Другими словами о значимости смысловой реальности можно говорить только при принятии положения, что эта реальность существует независимо от индивидуального сознания, но отображается им.
Философское архэ обладает двумя способами бытия – как наиабстрактнейшая категория мысли и как предельнозначимое для личности понятие. Бытие смысла открывается через бытие мысли. Смысл указывает на то, что находится за мыслью. Через мир мыслительных форм просвечивает сфера смысла. Смысл по-своему обладает и максимумом предметности.
Смысл одновременно выступает как трансцендентное и имманентное сознанию явление. Именно только при допущении этих двух свойств категория смысла не впадает в релятивизм. Так, если смысл имманентен только сознанию и не имеет оснований в трансцендентном, то по сути, такое положение дел можно оценить как солипсизм.
Существенными признаками смысла являются его темпоральность и пространственность. Проявление смысла в культуре зависит от формальных условий, например от существующей в конкретной культуре языковой системы. От структуры языка зависит то, насколько понятно и адекватно отражен смысл, его грамматика и синтаксис, символические формы должны способствовать прояснению мысли. Мысль в свою очередь дает свой ответ в виде рефлексивной корректировки языковых средств. Смысл как искомый предмет философской мысли вносит свои уточнения, как в методику исследования, так и в способ отображения достигнутого понимания. Смысл выразим на столько, насколько позволяет это сделать знаковая система культуры.
Философский смысл в отличие от смысла вообще не отсылает к предмету чувственной данности лежащему в основе его значения. Этот вид смысла указывает на собственную самоценность. Он всепредметен и, одновременно, внепредметен. Философский смысл наделяет значением те категории, что обладают минимальным количеством предметности, и без них невозможно полноценное существование языка.
Смысл не возможен вне структуры. Он всегда представляется как элемент подразумеваемой структуры, где философский смысл задает принцип формирования структуры. Предельный смысл задает все пространство смыслового поля мировоззрения и заведомо содержит в себе все элементы этого поля. Из этого верховного философского смысла имплицируются содержание априорных форм сознания. Трансцендентальные формы сознания обретают свою актуальность через соединение со смыслами