Обращение Жака Дерриды к марксизму оказало сильное влияние на многих левых интеллектуалов на Западе. Попытка известного и влиятельного философа начать разговор об интернационале интеллектуалов, переосмысление сущности философии, сама деконструкция как радикализация определенного духа марксизма в период, когда государственно-политические системы лагеря социализма рассыпались изнутри, - это был вызов, прежде всего, всему постсоветскому пространству. Вызов остался без ответа.
Речь, безусловно, не идет об ответе на вызов, как об обстоятельном академическом пересказе или переводе известной работы Дерриды («Призраки Маркса»), либо о праздном философском любопытстве отечественных интеллектуалов к ненужной и бесполезной для России книге, а о пропущенной и, конечно, неотвеченной интеллектуальной пощечине француза всему академическому «истеблишменту» постсоветского пространства.
.....
Каким образом теперь можно говорить о конце философии? И какое отношение имеет смерть человека к концу философии? К иному порядку, к ничейной зоне?
.......
Жак Деррида, стремившийся отыскать ничейную зону философии попал в мир призрачного бессмертия призраков – советской/постсоветской философии. Он не только ошибся в выборе маршрута. Он напрасно растратил запал и энергию своего блестящего стиля. Он напрасно негодовал и призывал в лице международного сообщества интеллектуалов призрачных представителей той самой ничейной зоны философствования – территории СССР. Все напрасно.
Призраки не реагируют на пощечины.
Они даже не умеют их замечать.
Комментарии
Сергей, я не понял о чем Вы пишете? Какой-то Деррида
дал пощечину российским интеллектуалам в связи с тем, что
развалился СССР и Маркс, на идеях которого он (СССР) был
построен, посмертно облажался. Я не думаю, что Деррида
равен Марксу и его попытки переосмыслить роль философии в современном мире, будут продуктивны. Мне интересен объект
пощечины, как сообщество российских интеллектуалов. Ведь
Вы понимаете, что ни один из советских мыслителей, не сумел
не то чтобы развить марксизм, что невозможно без критики, но
его изуродовали так, что наверное если бы Маркс смог восстать
из гроба, то предпочел бы потихоньку повеситься. Маркс был
ярым русофобом и пророчил, что "эти многолы", если их
не образумить дадут Европе страшный урок. Одно слово - гений
вот только не угадал, что при этом в руках "монголов" будет
знамя с его портретом. Но эти парадоксы не имет важного значения для России и не отвечают на вопрос, возможно ли
появление на нашей почве философской культуры в классическом
понимании, не "оригинальных и великих, исконно-русских" философов, а именно культуры, как суммы философских картин
мира в головах образованного населения. Мне пердставляется, что только на такой почве что-то может вырасти. То, что
происходит сейчас верно выразил наш бывший соотечественник
К.А.Свасьян."Одно дело, когда Европа сходит с ума, увлекаясь
постмодернизмом, ей есть с чего сходить. Совсем другое дело,
когда это пытается делать Россия"
это не более чем заметка в Независимой газете - Exlibris
И потом Деррида не "какой-то" пры, а тот господин, которому все сообщество росссийских интеллектуалов пыталоь и пытается вылизать.... с помента падения железного занавеса.
Именно, что наши наплевали на все свое, (любопытное замечание Мамардашвили, - мол. мы все через марксизм приходим к тому же, что и Европа...) на свой "марксизм", и с протянутой рукой перед Европой шестерят, а свое, такое, что и всей Европе не снилось, увидеть не смогли и не захотели.
А Деррида почуял это, и высказался - да у вас же все под носом лежало и лежит, а вы все за умом в Европу бегаете.
Именно поэтому замечание Свасьяна - отвратительно, все то же заискивание и прогибание перед Европой.
Я к своей концепции смертного человека, смертного сознания, пределов сознания двигался через марксизм
есть такая вот Советская смерть как проект Homo mortalis
и считаю, что это - действительно шаг вперед, и вся истерика Дерриды мне понятна и созвучна.
Я бы мог ему ответить, - на философию хоронить надо, а попытаться, опираясь на постсоветский опыт посмотреть на смертность, конечность, предельность человеческого сознания, как раз в духе Марка и марксизма...
А мы то Бадье сюда тащим и кипятком писаем от этого постмарксизма, То Жижека - и стонут наши интелектуалы - вот, не дали с "мыслителем" встретиться....
Я же двигаюсь в своей концепции русскими традициями, от Достоевского, без всякой пошлятины православия...
ну вот еще Манифест есть у меня смертного человека...
есть желание - там много текстов
http://hpsy.ru/authors/x875.htm
а о постсоветском марксизме много набросков, да все лень, ей-богу, сесть да связно написать...