1. Традиционно, философия – это аскетическое когнитивное экспериментирование в сфере абстрактного (общего) интеллекта (intelligence). Как аскезу в познании, ее занимает схватывание сознания (mind) через призму диверсифицируемого множества способностей или практик, чье применение воспринимается как само сознание или то, что сознание делает: специальные действия, которые следует предпринять, чтобы интеллект можно было считать налаженным, а способность мышления была приведена в движение. Сводя сознание ко множеству практик, философия экспериментирует с возможностями, обусловленными разложением поведения сознания на специальные действия и практики. Возможности, приносимые этим практическим разложением, многочисленны и во многом остаются неустановленными. Схема этого функционалистского абстрагирования предполагает как минимум две непосредственных импликации. Первая заключается в том, что – через разложение сознания на множество практик – философия способна определить себя в качестве подлинной среды для усиленного нуса [I] именно в смысле систематического эксперимента по симуляции сознания. Таким образом, сознание понимается – не столько в смысле того, что оно есть, сколько в смысле того, что оно делает и может делать – вне его непосредственных и жестких ограничений. Другими словами, философия одновременно расширяет как поле экспериментирования с сознанием, так и поле того, чем сознание может быть и что может делать. Вторая импликация состоит в том, что разлагая сознание на множество практик, философия прогрессивно осознает себя скорее в качестве практической, чем теоретической мудрости, где «сознание как теоретический объект» замещено «сознанием как системой практик». Заранее наполненное прагматико-функционалистскими и социально-коммунальными жестами, практическое разложение сознания, соответственно, трансформирует философию в область практической мудрости и делая это, предоставляет пониманию и манипуляции сознания возможность стать коллективным предприятием активных социальных практик. Как только сознание обозначено на уровне социальных практик, манипуляция социальной тканью в смысле диверсификации активных социальных практик, дизайна новых социальных моделей поведения и администрирования социальных организаций приводит к конструктивной манипуляции или, более точно, практической абстракции сознания в качестве коллективного горизонта. Действительно, философия устанавливает связь между интеллектом и способами коллективизации таким образом, при котором освобождение, организация и комплексификация последних предполагают новые одиссеи для первого, что означает интеллект и эволюцию нуса. Таким образом, философия представляет первую коллективную модель общего интеллекта, согласно которой то, «чем является интеллект» и «как он может быть освобожден» более не ищутся только лишь в работах сознания как строго структурно-сдвоенной сущности. Другими словами, реализация сознания в материальности (то есть воплощение) и естественный замысел (то есть оптимизация принципов, ассоциируемых с естественной эволюцией) более не являются адекватными критериями для его идентификации и освобождения. Напротив, реальность интеллекта (чем он является и что он может делать) находится в строго функциональной области «сознания как системы коллективных практик», которая – в силу автономии функции по отношению к условиям собственной конституции – способна на пролиферацию в новых сложных структурах и организациях. Коллективная спецификация характеристик, присущая этой модели, – это то, что предает интеллекту определенную пластичность, которую можно модифицировать, распределять, задействовать и даже ускорять. Подытоживая: постоянно обращаясь к сознанию как вектору граничной абстракции и абстрагируя сознание до множества социальных практик и действий, философия указывает в сторону единичного и до конца еще не понятого события в современной эпохе – в ее противостоянии традиционным формам – интеллекта: самореализация интеллекта совпадает и имплицитно связана с самореализацией социальной коллективности. В таком случае активация и тщательная разработка этой связи между двумя вышеупомянутыми измерениями самореализации как абсолютно единый проект постулируется в качестве единственной наиболее значимой исторической цели.
2. В наиболее общем смысле философия является одновременно и строгой программой абстракции, и платформой автономного развертывания дискурсивных практик, чья миссия заключается в достижении (или более точно: осмыслении) того, что стало пониматься греками как logoi, или истины. Цель философии – вхождение в игру истин и разработка необходимого предрассудка игры, game-bias (бытие истинным для игры). Но это не игра в смысле игривости или приверженности непостоянству. В той мере, в которой это – основанное на правилах упражнение, без судьи, и чьи правила могут быть пересмотрены суждением коллектива, это – игра. Разум (reason) является просто именем для пространства упомянутых правил, не являющихся ни законами природы, ни социокультурными конвенциями. Процедурная активность оценивания, навигации и следования за пространствами практик, основанных на правилах, называется рассуждением (reasoning). Систематически признавая и следуя этим правилам, человек исполняет первое условие возможности свободы и самореализации. Функциональная автономия – ее нельзя путать со структурной суверенностью и аисторическим генезисом – этих правил вывода создает компульсивную и трансформирующую среду, заменяющую происходящую из состояния скованности законами природы импульсивность компульсивностью, присущей следованию правилам и навигации их пространств. Эту среду следует рассматривать как обеспечивающее условие [II], так как сосредоточение внимания на функциональной автономии правил делает возможными способы поведения, организации, навигации и мышления, которые не диктуются импульсами и не определены какой-либо привилегированной и закостенелой системой координат, укорененной в порядке здесь и сейчас. По факту, это и есть сама идея процедурности как смены и субъекта, и его перспектив, согласно с функциональной автономией правил, то есть в соответствии с тем, как правила и их пространства развиваются согласно своей логике и своим собственным нуждам. Как только пространство правила предстает перед человеком, а его функциональная автономия понята как компульсивная и трансформирующая среда, для человека, коллектива и даже человечества становится возможным стать чем-то отличным от того, с чем они идентифицируют себя в данный момент. Пространство правила не только осуществляет радикальную ревизию взглядов и поведения, но и требует конструктивной адаптации к ревизионистской силе правила. Так как функциональная автономия уже предполагает самоактуализацию пространства правил, или разума, в соответствии с его собственными нуждами и реальностью, то в осознании этих требований и удовлетворении их, трансформирующая траектория человеческой самости или человечества в целом управляется, оформляется и реализуется самоактуализацией самого разума. Входя в основанную на правилах игру истин и принимая отношение между выведением и истиной как ее суть, философия принимает форму проекта, чей телос лежит в функциональной автономии и, соответственно, в самоактуализации стремления разума – сценарий, в котором разум освобождает свои собственные пространства, вопреки тому, что кажется естественно необходимым или тем, что имеет место.
3. Согласно вышеприведенной дефиниции, первая задача философии – локализировать доступ, или пространство входа, в универсальный ландшафт logoi. Короче говоря, первая задача философии – это локализация места, или топоса, из которого смогут быть доступными logoi. В игре истин локализация является первым обязательством философии. В качестве обязательства, включающего определенные решения относительно продвижения, ориентации, навигации и изначально изменяемого отношения к истине, локализация также определяет и последующие обязательства и права («что еще?» первичного обязательства). Так как в игре истин ничего – ни стандартный ландшафт, ни определенное место в нем – не должно браться как данное, локализация места, соответствующего истине, является вопросом определенной формы организации. Эта организация управляется путем контролируемой дегомогенизации гомогенного информационного ландшафта (ландшафта, который не направлен ни к субъекту, ни хочет рассказывать историю) для того, чтобы вызвать качественную возможность и позволить дальнейшую организацию. Другими словами, «локализировать», или «определить место» – это вопрос разделения, демаркации и организации пространства во в противном случае подобном пустыне ландшафте, где все кажется одним и одинаковым и, таким образом, нельзя совершить ни движения, ни навигационного обязательства по отношению к logoi. Подобно игре, в которой первый ход выявляет определенные последствия, независимо от того, какие пертурбации коснутся процесса его эволюции, локализация в смысле первичного обязательства развертывает конкретное множество побочных обязательств, превращая первичное обязательство в жест, засеивающий постоянно изменяющийся навигационный ландшафт обязательств, побочных обязательств и их ответвлений. Ступить по этому ландшафту, определить отношение к истине или предложить выбор стороны – это никогда не является чем-то нейтральным, так как никогда не оставляет чего-либо нетронутым. Но излишне подчеркивать выбор топоса и первичное обязательство как сверхдетерминирующий фактор эволюции того, что происходит потом (что еще, какие еще обязательства и ответвления он провоцирует) едва ли является чем-то большим, чем крайней недальновидностью. Ибо как только установлено обязательство, его ответвления – или в качестве других обязательств, или как иные нормы – растут экспоненциально. Разветвленная структура пути, открываемая первичным обязательством, является полностью асимметричной по отношению к этому обязательству. Если навигация разветвленных путей всегда предполагает принятие решений, то это не означает, что первичное решение, его условия и утверждаемое содержание сохраняются в ходе навигации. Это – не что иное, как структура процедурности как разветвляющегося пространства навигации, препятствующего консервации решения путем организации побочных обязательств и их ответвлений в ревизионную силу, прерывающую любую законсервированную систему координат или контекст решения из будущего (настоящего момента). Открывая разветвленные пути и конструируя навигационный ландшафт, локализация предлагает радикальный подход к истине. Вместо того, чтобы задавать вопрос «что есть истина?» или, более обще – «что это?», она спрашивает: «как можно подойти к истине?», «где начать?». Вводя «где начать?» в ландшафт, чья карта не дана, философия исследует дискурсивную цепную реакцию, ибо вопрос где, топического места или адреса, необходимый для любого возможного подхода, распадается на ряды элементарных дискурсивных навигационных вопросов: Где я? Откуда я пришел? Куда я направляюсь? По какому пути мне следует продвигаться? [1] Это – топическая разложимость, в которой ландшафт logoi отражается как изменяемая и расширяемая карта ниспадающих каскадом связей вывода и дискурсивных путей между topoi, осмысляющих истину через навигацию. Философия, таким образом, оказывается полностью функционалистской дисциплиной. Она схватывает сознание как множество практик, считающихся функцией сознания, она измеряет истину в терминах рядов топических дискурсивных вопросов или адресованных и основанных на правилах путей, которые впоследствии могут быть пересобраны и синтезированы во множество карт для различных навигационных задач. Устанавливая объединенную связь практической разложимости сознания и топической разложимости логоса, философия по-настоящему выделяет себя как дисциплину, способную на указание входа и выхода с простым предположением, что оба вряд ли могут быть одним и тем же. Она может пролить свет на то, куда мы направляемся, основываясь на нынешних обязательствах человечества, и том, как эти обязательства разветвляются. Против любого манифеста имплицитного провинциализма она представляет себе реальные альтернативы, способные на обход или преодоление локалистских слепых пятен и препятствующих затруднений, ибо что предлагает альтернативный адрес, как не диверсифицируемый синтез различных путей и способов организации новых коллективных практик? Тем не менее, связь между практической и топической разложимостью сознания и истины, предлагает куда более влиятельную роль для философии, которая в данный момент может быть объяснима только через некоторые неопределенные характеристики и нечеткие признаки: это «философия как программное ядро для самореализации интеллекта», (1) путем указания на то, что находится внутри и снаружи различных эпох, и активации навигационных связей имплицитных в истории; (2) путем схватывания интеллекта как коллективного предприятия и, следовательно, проведения комплексной непрерывности между коллективной самореализацией и самореализацией интеллекта как такового, некоторым образом не отличной от этической программы «всеохватывающего самоконструирования, привязанного к отмене рабства», выраженной людьми вроде Конфуция, Сократа и Сенеки. Усвоенная проектом интеллекта, философия обращается к тому, что она есть, в контексте скорее того, чем она может быть, чем прямо прибегая к контингентно дислоцированным начальным условиям или фундаментальной дефиниции, полученной от саморефлексивной институциональной истории философии. В качестве универсального рабочего интеллекта, система философии – пользуясь выражением Сюня Шили [2] – не характеризуется дефиниционной тотальностью, которая сама по себе является иллюзией, но интеграцией своих функций, а именно способностей достигать цели, которые неуклонно избегают оков контингентно положенных конституций. Единственной когерентной минимальной дефиницией философии является та, которая позволяет философии сохранить ее шаг в ногу с интеллектом и, более того, вызывает ее переходы. И в той мере, в какой интеллект реализует себя, реконституируя себя, систематическое и историческое стремление философии сохранять шаг в ногу с интеллектом означает, что философия всегда реконституирует то, чем она должна была быть. Она создает историческое предчувствие, чье осуществление всегда превосходит и выходит за ожидание с точки зрения здесь и сейчас, будь это сохраняемый индекс настоящего, укорененного в прошлом, или прогрессивное представление о фиксированном настоящем, направленном в сторону будущего. Функциональное разложение того, «что такое философия?» на дискурсивный и исторический вопрос того, «куда философия может привести себя и нас?» разветвляется на ряд альтернативных путей или адресных карт, навигация которых требует развития новых способностей и, по сути, переопределения природы философии и нас. Представление философии о самой себе – не согласно тому, в чем заключается это понятие философии, но где это понятие находится в истории и в универсальном ландшафте истины – становится существенной частью самотрансформации философии. Это означает, что конкретное представление философии о самой себе стимулирует изменение в том, представлением чего оно является, путем распространяющегося каскада, который вечно беспокоит статическое равновесие – круг стагнации – между представлением и реализацией, и порождает новые транзитивные пространства между тем, чем она есть для себя, и тем, чем она есть в себе, таким образом, что изменение в одном предоставляет другому новые выборы неравновесия или трансформативных альтернатив.
4. [Перед тем, как двигаться дальше, полезным может быть краткое прояснение «локализации» с помощью примера: философия обычно связана с различными модальностями места или локального пространства входа к logoi в одно и то же время. Она постигает себя как мультимодальное столкновение с истиной. Например, она проводит свои процедуры через топос концепта (концепция), представляет себе более крупномасштабные влияния через локальный земной горизонт (геофилософские обязательства) и конкретно исполняется через место самости (этические обязательства). Для китайцев, греков и римлян осуществление свободы и процедурный подход к logoi по существу были частями обязательства по отношению к последнему, то есть месту самости. Философы не должны осуществлять какого-либо влияния на других, кроме тех случаев, когда они осуществляют административную заботу или, более точно, организацию самости. Чтобы избавиться от любого вида рабства, – или укорененного в импульсах и желаниях, или социальном и политическом господстве – философы должны заботиться о себе. Организуя место самости таким образом, который не только ведет к развитию новых способностей и сфер ответственности, но еще и защищает это место или локальное отношение к logoi от захвата импульсами и различными формами господства. Тем не менее, чтобы заботиться о себе, философы должны знать себя («познай себя»). Чтобы знать или идентифицировать истины о себе, они должны рассматривать себя как гипотезы, то есть, фаллибильные или устойчивые к ошибке объекты понимания-via-конструкции и экспериментирования. Самость, таким образом, открывается как то, что конструируется и организовывается в процессе, и ничто больше. Таким образом, локальный объект определяется и на него совершается воздействие без обращения к какому-либо основанию, некой необходимой природе, сущностной личности или подлинной идентичности. Локализация qua организация самости развивается следующим образом: Заботься о себе → Познай себя → Относись к себе как к доступной для манипуляций гипотезе и конструируй себя соответствующим образом. Стрелки здесь указывают на определенную форму разложимости, которая дает право на конструктивность и, в этом случае, дизайн и конструкцию продвинутой деятельности, которая не является необходимо персональной или индивидуальной. Одно множество способностей (разные подходы к свободе и субъектификации) может быт разделено на другие множества практик (знание), которые в свою очередь тоже могут быть разработаны через разложение на другое множество способностей или практик (обоюдно конструируемые индивидуальные и коллективные действия). Манипулируемость, которую эта ориентируемая разложимость разрешает в различных стратах практик и способностей, предоставляет этике новое значение и новые возможности в деле служения интеллекту и его самореализации.]
5. Локализация является конститутивным жестом концепции и первым движением в навигации пространств разума. «Локализировать» означает «постигнуть» гомогенную и квантитативную информацию в квалитативных упорядоченных пространствах информации, наделенных различными модальностями доступа. Этот квалитативный процесс «постижения» характеризует работу концепции и связывает рациональную и продвинутую деятельность (деятельность, которая ведет себя в согласии с репрезентацией правила и способна на разграничение считать истинным [believing true] и делать истинным [making true]) с logoi. Допускающая навигацию связь между рациональной деятельностью и logoi через пространства разума маркирует горизонт знания. Подобно тому, как концепт является квалитативно упорядоченным пространством информации, локальным объектом, снабженным различными модальностями доступа, знание является системой навигации пространств концептов, наделенных универсальной ориентацией. Соответственно, онтология концепта геометрически и топологически определяется его пространством, его обтекаемой и различным образом доступной локальной ситуацией в пространстве навигации или знания. Знать означает подчиняться правилам навигации в пространствах концептов. Соответственно, знание – это компульсивность, больше не являющаяся природной, но нормативной. Она отражает определенное поведение, происходящее не из подчиненности природным законам, но из подчиненности репрезентации рациональных норм и их требований. При этом первое описывает, чем являются природные импульсы, а второе олицетворяет концептуальную компульсивность как двигатель знания. Это – форма компульсивности, являющаяся устойчивой к ошибкам, ориентационной и ревизионной, то есть способной на ревизию самой себя. Этот ревизионный вектор – поддерживаемый устойчивыми к ошибкам нормами и различными навигационными стратегиями – превращает рациональность в вечную борьбу, представляющую себя в качестве подлинной модели свободы, конструктивную практику сохранения и увеличения вольностей через нормативные ограничения. В этом случае свобода становится ответственностью скорее делать что-то, чем регистром освобождения от обязанностей и их ограничений. Она положена как коэкстенсивная цели, требующей ориентаций, направлений действия, навигационных стратегий и суждений на различных путях. В одном ряду с универсальностью logoi, знание должно также оставаться универсальной ориентацией в пластических границах разума. Более того, универсальная ориентация знания как системы навигации требует разделения специализированных стратегий для синтезирования партикулярных и родовых случаев, колеблющихся между локальным-к-глобальному и глобальным-к-локальному пространствами и вводящих концептуальные карты с различными уровнями в податливую согласованность. Запрещено рассматривать поведение концепта как всегда тождественное себе, сглаживать статус различных концептов (релятивизировать их) и смешивать различные экстенсионалы карт концепта друг с другом. Локальный объект знания не может быть слишком чрезмерно расширен до универсального ландшафта logoi (догмы – будь они концептуальными или метафизическими – в основном являются выражениями раздувания или чрезмерного расширения локального до глобального). Не могут различные локальные объекты или концептуальные карты и быть удлиняемы или просто добавлены друг к другу плюралистическим образом (риск концептуального смешения, тривиализации и антиуниверсальности). Для того, чтобы сохранить универсальную ориентацию и нетривиально участвовать в игре истин, требуются различные стратегии навигации и интеграции концептуальных карт.
6. Реализованная различными стратегиями навигации, универсальная ориентация представляет знание и, более широко, философию как платформы для освобождения от предположительно необходимых детерминаций локальных горизонтов, с которыми, как представляется, накрепко связана рациональная или продвинутая деятельность. «Отвязывание или эффект вырывания с корнем» навигации, снабженной универсальной ориентацией, становится условием разблокирования философии по отношению к выбору обязательств (утвердительных, выводных, референциальных, практических, …) и их импорту в игру истин (как далеко может зайти множество обязательств и куда оно ведет?). Другими словами, без этого эффекта снятия с якоря философия неспособна на предусмотрение траектории разума вне непосредственных ресурсов локального объекта. Философия предлагает аналитико-синтетические методы нахождения путей в том, что Роберт Брэндом описывает как рациональную систему обязательств [3]. Она анализирует обязательства, исследуя, к каким иным обязательствам те ведут (прилежно распаковывая нормы, относящиеся к каждому обязательству). Но она также синтезирует побочные обязательства для того, чтобы совершить ревизию первичного обязательства или прийти к новым обязательством более высокого порядка. Поступая таким образом, философия или разлагает комплексное обязательство на его составляющие или улучшает простое обязательство до комплексного, требующего освобождения новых способностей для того, чтобы оно могло быть применено и мобилизовано. В этом смысле философия измеряет импорт обязательств, путем доведения их до их последних выводов через индуктивные, дедуктивные и абдуктивные способы рассуждения. Как только множество обязательств распаковано до его ответвлений и побочных обязательств, оно вынуждено быть пересмотрено или даже отброшено под асимметрической ревизионной силой его ответвлений. Любое обязательство в этом смысле производит разрыв непрерывности – или то, что Рене Том называл «обобщенной катастрофой» – по отношению к его нынешнему содержанию [4]. Это катастрофическое изменение в настоящем обязательстве ретроактивно управляется из его будущего, а именно из его ответвлений, открытых философской навигацией этого обязательства. Как дисциплина, близко следующая процедуре создания обязательств, философия демонстрирует конструктивную адаптацию к логике катастрофы, ускоренной асимметрическими ответвлениями определенного обязательства в будущее. Она конструирует всеохватывающую модель для ноэтической и социальной эволюции, согласно с ревизионной и, поэтому, разрывающей непрерывность силой будущего. Освобождая настоящее от ярма его сохраненного отношения, укорененного в прошлом, и понимая реальность времени как свободно выраженную в разрыве непрерывности со стороны будущего по отношению к прошлому и настоящему, философия секуляризирует силу будущего как силу ревизии. Таким образом, она изображает миф искупления устаревшим, как старомодный теологический курьез, возникший из непонимания времени, смешения или тривиализации связей между прошлым, настоящим и будущим, и, наконец, как пристрастное предпочтение истока месту назначения. Но реальность времени не может быть исчерпана истоком или тем, что уже случилось. Наоборот, это судьба заставляет нас пересматривать свои позиции и ориентации по ходу того как она развертывается. Судьба выражает реальность времени как всегда превосходящего исток и, по факту, разрушительного для него. Чтобы приспособиться, чтобы действовать во времени, нужно понимать реальность времени, то есть как время свободно выражает себя из перспективы места назначения. Это место назначения, опять же, не является единственной точкой, но возникает как траектории. Как только заявленное место назначения достигнуто или случается, оно перестает управлять исторической траекторией, ведущей к нему, и заменяется рядом новых мест назначения, начинающих управлять различными частями траектории, приводя к их разветвлению на многочисленные траектории. Философия рассматривает действие в настоящем в терминах судьбы и разветвлений, что означает: основываясь на реальности времени. Она конструктивно приспосабливается к приходящей и оборачивающейся стреле времени, вдоль которой в форме многочисленных будущих мест назначения, вновь входящих в горизонт того, что уже случилось, развертывается нынешнее когнитивное и практическое обязательство. Соответственно, философия работает как виртуальная машина по предсказанию будущих обязательств и представлению проекта для необходимого плана действий или адаптации согласно траектории или траекториям, расширяющимся – обратным путем – из будущего. Она дискурсивно заглядывает в будущее. Короче говоря, философия – это номенклатура для универсальной симуляционной машины. Именно внутри этой симуляционной машины предчувствуется самоактуализация разума, вынашивается план побега от локалистской недальновидности, а нарисованный на песке портрет человека предан неумолимым волнам ревизии. Учреждая игру истин путем предоставления функциям разума их собственной автономии – в сущности, планируя и практикуя их автоматизацию – философия устанавливает себя в качестве парадигмы Следующей (вычислительной) Машины, вернувшейся из будущего.
7. Не только разум способен продвигаться независимо от своей связи с законами природы, но и, помимо этого, режим нормативных причин должен быть отделен от режима естественных причин. Комбинация этих двух фактов должна быть рассмотрена как первый симптом способности разума к автоматизации. Говоря кратко: автономия разума предполагает автоматизацию поведения согласно разуму. Если же мы возражаем, что разум укоренен в биологической и физической областях (то есть законах природы) и, поэтому, автономия разума является несостоятельной, тогда мы также должны придерживаться того, что концептуальная компульсивность ограничена природными импульсами (в силу утвердительного обязательства, которое мы только что взяли на себя). Более того, мы можем даже утверждать, что возможно определить комплексный вывод или развитой математический концепт, равно как и его отношения к другим концептам, просто раскладывая его до биологических основ. Сейчас это утверждение выглядит весьма сомнительным. Второе возражение против автономии разума является возражением с помощью защиты многоуровневой запутанности между физико-биологическим и нормативно-концептуальным горизонтами (ср. Джузеппе Лонго). Чтобы придерживаться этой позиции, следует быть готовым точно указать уровни, конституирующие это смешение для того, чтобы избежать концептуального смешения, возникающего из-за использования родовой концепции смеси, неизбежно ведущей к путанице разных объяснительных, функциональных и структурных уровней. Как только уровни смеси определены, мы должны быть готовы отделить различные концепты и их прагматические роли на основе их специфических уровней запутанности с физической и биологической областями. Опять же, это окажется сомнительной задачей, возможной только путем обращения к концептуальному смешению и чрезмерному расширению одного объяснительного уровня на другой без учета их разрывов и специфических ограничений. Третьей альтернативой будет то, что рациональные нормы являются обусловленными физическими и биологическими законами через посредство эволюционных процессов, но они функционируют независимо и их нормативный статус не может быть объяснен исходя из их эволюционной обусловленности (ср. Уильям Ловер). Эта альтернатива, в действительности, не несовместима с абсолютной автономией разума, предполагаемой игрой истин. Разум – это не закон сам по себе, но концепция закона, другими словами – это логика правил, а не правила сами по себе, это функция, а не полная цепь причин. Разум не отделен от законов природы и не изолирован от социальной конструкции, но, тем не менее, он ответственен за себя, определен своими собственными несводимыми ни к чему потребностями и может оцениваться только самим собой. Автономия и, соответственно, автоматизация разума лежат в асимптотической автономии и экстрагируемости ее функции. Автоматизация разума, соответственно, происходит из способности его нормативной функции на автономное применение. Автоматизация здесь отсылает не к повторению, но к бутстрэппингу [III] примитивных способностей до комплексных. Этот процесс бутстрэппинга продвигается согласно нормам, а не вопреки им. Хотя последнее («продвижение вопреки нормам») определяет повторение как механическую форму манипуляции с символами или рудиментарную автоматизацию, первое («продвижение согласно с нормами») очерчивает автоматизацию как разветвляющуюся процедуру, то есть программную схему следующей машины. ________________________________________________________________
Примечания:
[I] Нус (nous) – термин, обозначающий способность человеческого разума, описываемую в классической философии в качестве необходимой для понимания того, что является истинным или реальным. Иногда соответствует понятиям «интеллекта» и «разумности» (intelligence) (Римскими цифрами отмечены прим. пер.). [II] Обеспечивающее условие (enabling condition) не следует путать с причиной. Например, причиной крушения самолета будет неисправная деталь в его конструкции, а обеспечивающим условием – гравитация, просто позволяющая причине реализовать свое следствие. [III] Бутстрэппинг (bootstrapping) – термин, обычно отсылающий к самозапускающемуся процессу, предполагающему определенную цепь состояний. Примером тут может быть включение компьютера, при котором запускается процесс, включающий в себя такую цепь шагов, когда на каждом этапе более простая и маленькая программа запускает более сложную, относящуюся к следующему шагу. [1] См.: Guerino Mazzola, The Topos of Music: Geometric Logic of Concepts, Theory, and Performance (Basel: Birkhäuser, 2003). [2] См.: Xiong Shili, A New Treatise on Consciousness-only (Taipei: Lianya chubanshe, 1981). [3] См.: Robert Brandom, Between Saying and Doing: Towards an Analytic Pragmatism (Oxford: Oxford University Press, 2008). [4] См.: Rene Thom, Structural Stability and Morphogenesis: An Outline of a General Theory of Models (Massachusetts: W. A. Benjamin, Inc., 1975); Рене Том, Структурная устойчивость и морфогенез (Москва: «Логос», 2002).
Комментарии
Что такое философия? Древние говорили: она - любовь к мудрости. Но что же есть мудрость? Может быть, философия любви? А что тогда такое любовь? Разве она не естественная мудрость природы и не философия лучших, прозревающих истинные цели Всевышнего и сознательно исполняющих их делом и словом, продолжая вечный, никогда не прекращающийся Акт Созидания?
Так все ставится на места свои ищущим Разумом череды смертных людей, постепенно открывающих и создающих себя, Вселенную, Бога...
Уважаемый дружище, Владимир Зорин, я слабо ознакомился с этой статьёй, но сам подход уже с самого начала неясный, имеется ввиду формулировки когнитиного метода философии. Потому я решил сразу же тебе дать инфу по подготавливаемому мною посту, именно во взгляде на когнитивные стили. В данном философском стиле личное когнитивное пространство настолько освобождено от собственной проблематики, что уже возможно стать в свободное отношение к знанию вообще, а т.к. философия---это осмысление предельных оснований мира и бытия, то философский стиль---это предельных мыслительных эквивалентов, связанных с поставляющими их эмпирическими эквивалентами. Контекст когнитивного диссонанса здесь задаёт личные притязания к философскому разрешению наблюдаемого противоречия (диссонанса), и понятно, что Научный когнитивный стиль---суть основа и философского когнитивного стиля.
Степень когнитивного диссонанса можно измерить на основании голограммы Фурье http://openbooks.ifmo.ru/read_ntv/8316/8316.pdf (цитирование). Когнитивный диссонанс (КД), проявляет конфликт между двумя когнициями – уже наличествующим знанием, представленным в виде внутренней картины мира, и знанием новым, ей противоречащим. С КД неразрывно связан защитный механизм его редуцирования, направленный на обеспечение субъективной непротиворечивости внутренней картины мира. Можно выделить две парадигмы редуцирования КД, соответствующие 2-м когнитивным стилям---научному и обыденному. Для 1-го, ориентированного на адекватность картины мира реальности, характерно повышение когнитивной активности для получения новой информации, позволяющей согласовать диссонирующие когниции их дополнением. В этом случае КД может формально рассматриваться как ошибка обучения, устранимая также методами обучения. Во 2-м случае обыденного когнитивного стиля---характерен примат устойчивости картины мира, даже вопреки ее адекватности реальности, и КД относится уже более к психологической, чем формально-логической противоречивости. Здесь только дообучение не даст эффекта в силу иных приоритетов носителя данного когнитивного стиля.
Динамический характер нейронной сети, обусловливает колебательный тип динамики как частный случай КД, возникающего при восприятии противоречивой информации. Редуцирование КД определяется диссипативным характером системы и данный диссипативный фактор и соответственно механизм редуцирования КД---имманентен модели. Этот механизм может быть соотнесен с характерным, для обыденного когнитивного стиля, конфликтом между стремлением к устойчивости внутренней модели мира и необходимостью учета нового знания---в отказе от сложившихся стереотипов. Если система релаксирует, то она приходит в устойчивое состояние безразличия или толерантности. Этот сценарий, характерный для обыденного когнитивного стиля, неприемлем в рамках научного стиля познания---по необходимости механизма, останавливающего итерационную процедуру. Тогда, скорее всего, он должен быть внешним по отношению к модели и может быть соотнесен с присущим интеллекту высокого уровня---механизмом саморефлексии. Отметим, что остановка итерационного процесса---лишь первый шаг формирования новой внутренней картины мира. Эта картина должна быть не только адекватна реальности, но и внутренне непротиворечива. Иными словами, если это предположение верно, то логика с исключением---закономерный и необходимый, но лишь промежуточный этап процесса познания, как процесса формирования и постоянной корректировки внутренней картины мира, адекватной реальности.
Существование диссонанса, независимо от степени его силы, принуждает человека избавиться от него полностью, а если по каким-то причинам это сделать пока невозможно, то значительно уменьшить его. Чтобы уменьшить восприятие диссонанса, человек может прибегнуть к нескольким способам: Изменить своё поведение. Изменить одну из когниций, то есть убедить себя в обратном. Фильтровать потребляемую информацию относительно данного вопроса или проблемы. В некоторых случаях индивид может предотвратить появление диссонанса (и влиянием на внутренний дискомфорт) избеганием любой информации относительно своей проблемы, вступающей в противоречие с уже имеющейся информацией. Что по сути и есть прецедент на изменение личности и интеллектальной её атмосферы в ответ на стресс и лишение свободы, безмерно усиливаемый полным игнорированием системой УИН индивидуальной интеллектуальной этики. В обыденном когнитивном стиле для человека намного проще согласиться с существующим положением дел, подкорректировав свои внутренние установки, согласно сложившейся ситуации, вместо того, чтобы продолжать мучиться вопросом, правильно ли он поступил. Часто диссонанс возникает как следствие принятия важных решений. И выбор из двух в одинаковой мере заманчивых альтернатив даётся человеку нелегко, однако сделав, наконец, этот выбор, человек часто начинает ощущать «диссонирующие когниции»[3], то есть положительные стороны того варианта, от которого он отказался, и не очень положительные черты того, с чем согласился. Чтобы подавить (ослабить) диссонанс, человек старается всеми силами преувеличить существенность принятого им решения, одновременно приуменьшая важность отвергнутого. Вследствие этого другая альтернатива теряет всякую привлекательность в его глазах[3].
Моё дополнение задаёт общий формат разрешения философских методик и удостоверяет, что не всем они доступны, но они именно умом возвышающе подчёркивают личность человека. Но осмысление этих категорий всегда исключительно полезно и значимо, потому еденицу в оценке Виталия Иванова, я переправляю на отлично в своём аспекте рассмотрения, кстати В. Иванов подлая душа, он любит упиваться своим величием и всегда ни во что ставит интеллектуальный труд других. Всех благ, дружище.
Количество наличных "белых ворон" говорит о немногочисленности жертвователей привитыми убеждениями ради устранения когнитивного диссонанса с действительностью. Остальным намного легче жить без диссонанса с актуально-популярной мифологией "православных коммунистов - олигархов", "интеллигентных силовиков - рекетиров" и т.д.
Уважаемый, Владимир Фёдорович ВФКГ, поймите, что человек может и не знать (не определять), что у него имеется когнитивный диссонанс, это ему на мета языке интуитивно сообщает его эпохе, и непременно инициируется совестью, как высшей мыслительной непременностью. Это неустранимая дилемма, именно она побуждает к форсированному мышлению. И человек с обыденным когнитивным стилем никогда не сможет устранить КД именно ввиду того, что ему необходима тотальная проверка всей структуры личности, чего он совершить не в состоянии, потому и пытается зацепиться за любую стабильность. Вот по моей теории---деньги, это временный уравнитель практически любых противоречий. Потому имеющие их как бы впрок на будущие негоразды накапливают, и привыкают этому посвящать всю свою жизнь, коррумпируюсь и впадая в беззаконие, но приди беды на них---и они тут же доходят до самоубийства, как это практиковалось с древности, что по утрате богатства обычно совершали суицид. Это и есть сильнейший когнитивный диссонанс, т.е. КД никуда не делся, он был только скомпенсирован богатством и отупением на этой почве, изменив в этом амплуа почти все (а не только одну) свои когниции. Так и в Притчах сказано, что семь раз падёт праведник и поднимется, а нечестивый и от первого падения уничтожается. Так что, Владимир Фёдорович ВФКГ, не надо примитивизировать объективные феномены человеческого ума и души, у всех они одинаковы, но не у всех уровень ума позволяет совладать с этим, и самыми подверженными всем злоключениям КД--служат именно богатые, гордецы и коммунисты. Всех благ.
"Если ты такой умный, то почему такой бедный? Ведь я такой богатый, потому что такой умный!" Людям надо во что-то верить и грех отбирать веру, если они ещё не готовы воспринять иное объяснение своей жизни.
Хотел бы быть более эмоциональным, но у каждого свой крест. Поэтому желаю своевременной реализации потенций! Я похоже запоздал с воплощением и это омрачает.
Уважаемый, Владимир Фёдорович ВФКГ, в том-то и дело, что талантливый ум обязатльно альтруистичен, и это качество всегда элиминируется вместе с талантом, когда этот человек впадает в карьеризм, или сугубо меркантильно пытается талант использовать. Сразу же утрачивается глубина мышления и объём схватывания материала, и это именно с тем, чтобы обычно возникающий когнитивный диссонанс их обыденной жизни, усиленный притязаниями ума, был ими преодолён именно богатством ума, подавая всем, кто восприемлет их труд---феноменологически вложенную в этот труд, практику преодоления КД. Приведу выписку из готовящегося поста-----
Необычайно познавательным в Стэнфордском тюремном эксперименте---есть результат Хейни. The Menace Within - Stanford ИССЛЕДОВАТЕЛИ---Крейг Хейни----Аспирант Зимбардо, Хейни, MA '71, '78 PhD, JD '78, был ответственен за контроль эксперимента и анализа данных, собранных из него. Он пошел дальше и стал профессором в UC-Санта - Крус, сейчас ведущий специалист по психологическим эффектам лишения свободы и выступает за реформу пенитенциарной системы .
То, что мы думали, что мы собирались найти то, что было бы тонкие поведенческие изменения, которые происходят с течением времени. Были моменты, в процессе принятия решения о том, следует ли это делать, где мы колебались. Не потому, что мы думали, что зайдём слишком далеко или всё будет слишком драматично, но потому, что мы не были уверены, что ничего должно было случиться. Я помню, в одной точке спрашивает: «Что, если они просто будут сидеть, играть на гитаре в течение двух недель? И какого черта мы будем тогда это позволять?"
Люди говорили мне, вы должны знать, это должно было случиться. Мы didn't-и не были наивными. Мы были очень хорошо осведомлены по литературе. Мы просто не ожидали такого рода вещей так реально. Это действительно был уникальный опыт, чтобы наблюдать, как поведение человека превращается в ваших глазах. И я могу честно сказать, что я стараюсь никогда не забывать об этом. Я провожу много времени с реальными заключенными и настоящими охранниками, и, увидев, что я видел тогда, когда будучи аспирантом, с данным мне уважением к власти институциональной среды, способствовал превращению хороших людей в нечто другое.
Я также понял, как быстро мы привыкаем к вещам, которые шокируют один день, и через неделю становятся прозаичными. Во время исследования, когда мы решили разнести заключенных по различным частям тюрьмы, мы поняли, что они собирались увидеть и напомнить, что они не в тюрьме---они только в здании на психологически Стэнфорде. Мы не хотели, чтобы это произошло.
Так что мы помещаем бумажные мешки над их головами. В первый раз я увидел, что это был шок. На следующий день мы помещаем мешки на их головы и не думаем об этом. Это происходит все время в реальных исправительных учреждениях. Вы привыкнете к этому. Я делаю много работы в уединенных-размерных единиц, на психологических последствий Supermax тюрем. В таких местах, как, что, когда заключенные проходят так называемые консультации терапии, они содержатся в реальных клетках. Я постоянно не напоминать себе, никогда не привыкну к виду зарешёчанных клеток.
Заключенные в этом исследовании были разбиты к концу него. Даже ребята, которые не ломаются---болели. Это был действительно трудный опыт. И для меня это был так же урок. Реальные заключенные узнают общением, как замаскировать их боль и действовать таким образом, как будто это не имеет значения. Исследование показало, что человек чувствует в тюрьме, как тот, который не научился тому подобным общением, как носить эту непробиваемую маску, неким конструктивным образом подчеркивая этот опыт именно у адаптированных к таким трудностям людей, как уникальность человеческого восприятия, многократно усиливаемого общением. Я стараюсь, чтобы поговорить с заключенными о том, что их жизнь очень интересна, и я не думаю, что я пришел бы к такого рода сопереживанию, если бы я не видел, что я увидел в Стэнфорде. Если кто-то сказал, что в течение шести дней вы можете взять 10 здоровых детей в колледже, в хорошем состоянии и на пике устойчивости, и сломать их, подвергая их к вещам, которые являются обычным явлением и относительно мягкими по меркам реальной тюрьмы, то не уверен, что я бы не поверил, если бы я не видел, как это произошло.
А ныне наше Министерство юстиции России утвердило поправки в правила внутреннего распорядка следственных изоляторов.
Отныне тюремный жаргон в следственных изоляторах под строгим запретом. Даже матерые уголовники в стенах СИЗО обязаны выражаться культурно [[Нам же философски достоверно известно, что всякое познание имеет речевой эквивалент, и потому действия Министерства юстиции России---ничто иное, как дополнительное давление на взятых под стражу, что бы манипулировать их мнением за счёт явного уменьшения интуитивно-речевой адаптации по феноменологической социологии Альфреда Шюца, чтоб всякое попрание человеческого достоинства арестованного, он сам не имел права интерпретировать не как «Божью Россу», так сказать единственно возможная культурная ложь, утверждённая юридически]].
Правозащитники давно говорили о том, что узок круг предметов, разрешённых в камере следственного изолятора. Что не грех внести разумные дополнения в этот список. Тюремное ведомство с этим согласилось. Однако, кроме того, пользуясь случаем, было решено и освежить список запретов. Пожалуй, самое яркое добавление касается правил общения. Теперь арестантам запретят использовать нецензурные, угрожающие, оскорбительные или клеветнические выражения, а также жаргон (Словарь уголовного жаргона.).
Любопытно, что несколько лет назад некий заключенный пытался даже оспорить запрет на мат в колониях в Верховном суде России. В своем заявлении осужденный ссылался на Закон "О государственном языке Российской Федерации" и уверял, что запрет "необоснованно нарушает его права на употребление таких слов по месту отбытия наказания". Верховный суд страны с такой логикой не согласился и признал антиматерный пункт совершенно законным.
"Согласно уголовно-исполнительному законодательству основной обязанностью осужденных при отбытии наказания является соблюдение принятых в обществе нравственных норм поведения, - говорилось в решении Верховного суда России. - Осужденные обязаны вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным". Но Верховный суд России никак от персонала не требует человеческого отношения к достоинству заключённых, в желании администрации сломать волю человека и отчаянием довести в бесприкословное себе подчинение.
Притч.6:16. Вот шесть, чтó ненавидит Господь, даже семь, чтó мерзость душе Его:
Притч.6:17. глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную,
Притч.6:18. сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству,
Притч.6:19. лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями.
И всё это, являясь вертухайским уделом власти---обязательно приведёт к должному справедливому воздаянию
Притч.29:1. Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления.
Притч.29:4. Царь правосудием утверждает землю, а любящий подарки разоряет ее.
А по разорению---и возмездие не заржавеет, медлит Господь, но Погибель нечестивых---не дремлет.
Уважаемый, Владимир Фёдорович ВФКГ, в том-то и дело, что таланту всегда лютой ненавистью завидуют, но не понимают, что это Божия компенсация КД, вызванного и притязанием таланта и альтруизмом его реализации, и именно с целью инсталлирования этого опыта в другие души, но жаба и злоба этого сделать не дают. ведь, если бы я не видел на зоне людей, адаптировавшихся без утраты личности, то вряд ли смог это совершить сам, и кто бы они ни были бы, я всегда буду их уважать, ибо их знанием я спас себя, потому и могу умствовать непрерывно, а власть хочет это отобрать, и чтобы зэки лицемерно уважали тех (вертухаев), которые имеют утверждённый департаментом план, как множить стукачество и интригами и унижением---удерживать власть над вверенных им в исправление. Во цинизм, и всё считается в норме. Всех благ.