Концепция проекта
«Развитие человеческого потенциала как главного ресурса социально-экономического развития страны и демократического государства», Алматы, 2009.
Содержание
I. Актуальность проекта
II. Социальные компетенции как смысловое содержание и единицы измерения человеческого потенциала
III. Проблемы современного общества, зависящие от уровня развития социальных компетенций взрослых граждан страны
IV. Духовный потенциал страны и социальные компетенции взрослых
V. Развитие демократии и социальная компетентность взрослых граждан
VI. Международный опыт в области развития человеческого потенциал
VII. Существующая система социального образования взрослых в казахстане сегодня
VIII. Цели и задачи национальной системы развития социальных компетенций взрослых в казахстане
IX. Модель национальной системы развития социальных компетенций взрослых
X. Актуальность общественного диалога
XI. Заключение: системный подход к развитию социальных компетенций взрослых
Приложения
Приложение 1. Другие употребляемые названия понятия «социальная компетентность».
Приложение 2. Раскрытие смысла понятия «социальная компетентность».
Приложение 3. Пример таблиц диагностики социальных компетенций
Приложение 4. Примеры описаний компонентного состава социальной компетентности.
I. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Развитие человеческого потенциала сегодня в мире формулируется как ключевая задача, так как это является основой развития и модернизации всех социальных секторов общества - промышленности, образования, здравоохранения, науки, политики и других, которые можно рассматривать, в первую очередь, как сектора аккумуляции человеческого потенциала и только во вторую, как элементы инфраструктуры экономики.
Развитие человеческого потенциала можно и необходимо рассматривать как комплексный образовательный процесс и, соответственно, подходить к нему с ответственных позиций проектирования и менеджмента. Задачей такого процесса ставится развитие культуры общества, что всегда означает создание в обществе чего-то нового.
Проектирование результатов в области культуры осложняется тем, что оперировать приходится интеллектуальными, «тонко-материальными категориями», имеющими множество разночтений и смысловых содержаний.
Смысл понятия «культура» необоснованно заужен его представлениями, как областью искусств художественного самовыражения: песенного и изобразительного искусств, киноискусства, литературного творчества и т.д. Однако, к деятелям не из художественной сферы тоже возможно применить определение «культурный», и наоборот. Что отражено в понятиях «культура менеджмента», «культура мышления», «культура поведения» в различных социальных ситуациях, «корпоративная бизнес-культура», «социальная субкультура» и т.п.
«Благодаря» узкому пониманию и общему смыслу понятия «культуры», в любой системе управления (государственной, корпоративной, общинной и семейной) становится затруднительным:
Поэтому, необходим какой-то ПОКАЗАТЕЛЬ, регламентирующий формирование и развитие конкретных «культурных» характеристик, как у отдельных личностей, так и общества в целом, позволяющий проектировать и регулировать развитие и поддержание культуры общества, отдельных социальных групп и индивидуумов.
Мы предположили, что таким показателем может быть СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ личности и/или социальной группы, состоящая из определенных СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ.
II. СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КАК СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
В данной Концепции мы предлагаем видение социальной компетентности личности, как набора конкретных знаний и умений (социальных компетенций), которые необходимы каждому человеку для успешной жизни в социуме и которые можно намеренно и сознательно развивать при специально организованном процессе обучения.
Тот факт, что данный тип компетентности и ее конкретные содержательные составляющие, как базовые элементы культуры личности, часто не осознаются педагогами, социальными лидерами и менеджерами как самостоятельная цель, затрудняет реализацию основной цели системы образования и стабильного повышения культурного уровня населения страны.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ "СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ"
Социальная компетентность человека проявляется в виде знаний «как действовать», и «как сосуществовать», а также как личностные навыки, используемые человеком в различных ситуациях общения человека с другими людьми и с самим собой.
При рассмотрении определения «социальная компетентность» акцент ставится на следующих позициях:
Именно уровень развития социальной компетентности отличает взрослого человека от ребенка, проводит отличительную черту в понятиях «взрослость» и «детство», «зрелая личность» и «незрелая личность».
Социальная компетентность человека определяет гармоничность его интеллектуального, эмоционального и физического состояния, качество общения и межличностных взаимодействий, педагогическое и воспитательное влияние на окружение, характер восприятия окружающего мира и взаимодействия с обществом, наконец, его самореализацию как ЛИЧНОСТИ, ГРАЖДАНИНА И ДУХОВНОГО СУЩЕСТВА.
Очевидно, что люди с высокой социальной компетентностью, имеют больше возможностей для карьерного роста или развития эффективного бизнеса, зарабатывают больше денег для компании и для себя. Социально-компетентные руководители государственных и общественных организаций, общественные лидеры мнений и просто главы семей, имеют больше возможностей для влияния и развития тех сфер и групп людей, за которые они несут социальную ответственность.
«Социально компетентные» люди хорошо понимают других людей, легко и свободно взаимодействуют и сотрудничают с окружающими. В ответ на это, окружение считает их – «хорошими», «лидерами», «надежными», «уверенными», «ответственными», «самостоятельными», «независимыми», «харизматичными», «обаятельными» и т.п. Безусловно, что люди с высокой социальной компетентностью более продуктивны, результативны и более стремятся к физическому и личностному совершенствованию.
В отличие от них, «социально некомпетентные» люди, например, специалисты, обладающие обширными профессионально-предметными знаниями, но не умеющие ставить личные цели и грамотно выстраивать свои отношения с людьми, не достигают успехов в области карьеры.
Учителя и родители с низкой социальной компетентностью, т.е. не обладающие развитым умением ставить цели и недостаточно гибкие в своих коммуникациях, оказывая влияние на поведение детей и своих подопечных, получают в качестве своего «педагогического результата» преступников или посредственных работников.
Взрослые мужчины и женщины, не владея навыками системного мышления и межличностного диалога, создают неудовлетворяющие их семейные отношения и корпоративные культуры в своих организациях.
Подавляющее большинство людей, считающихся в силу своего официального возраста «взрослыми», не зная принципов собственной творческой природы и не умея коммуницировать с собственным внутренним миром, по существу, ведут себя, «как малые неразумные дети», превращая свою жизнь в серию негативных и болезненных опытов.
Итак, социальная компетентность человека, в своей определенной фазе развития, является своеобразным «показателем» культурного и духовного потенциала человека.
В Приложении 1 представлены варианты других названий понятия «социальная компетентность», используемые в современном научном сообществе.
В Приложении 2 приведен пример таблиц диагностики социальной компетентности, используемых в Российской педагогической практике, уровни развития которой выражаются также как определенный социальный статус.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ "СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ"
Социальная компетентность человека, как показатель, имеет широкий компонентный состав, т.е. социальная компетентность образована или состоит из набора отдельных социальных компетенций, как определенных знаний и навыков.
К отдельным социальным компетенциям можно отнести, например, такие умения:
- умение ориентироваться в ситуации общения;
- умение вступать в контакт и поддерживать его;
- умение адресовать свое сообщение;
- умение привлечь внимание собеседника и удерживать его;
- умение предложить свою помощь и принять ее от других;
- умение уместно использовать адекватные ситуации, словесные и несловесные средства общения;
- умение сформировать и аргументировано пояснить свою точку зрения;
- умение принять точку зрения собеседника;
- умение не допускать и решать конфликтные ситуации в общении;
- умение критично относиться к своим действиям и высказываниям;
и многие другие конкретные умения, основанные на определенных знаниях, которые человек получает только в процессе общения и, благодаря которым выстраивает взаимоотношения с «самим собой», с социумом и окружающим миром, практически вне зависимости от его профессиональных компетенций.
В различных источниках они называются - жизненными, базовыми, ключевыми, культурными, надпрофессиональными, коммуникативными и т.д. знаниями и навыками.
Мы предлагаем следующие обобщенные определения социальных компетенций. Это:
В Приложении 3 приведены примеры набора компетенций, образующих собой в целом социальную компетентность человека.
В Приложении 4 приведены примеры названий и различных классификаций социальных компетенций, используемых в современной научной литературе.
Социальные компетенции обусловлены, в первую очередь, условиями социального воспитания, и только во-вторую - условиями окружающей среды и наследственными задатками.
Что дает понимание компонентного состава социальной компетентности и понимания методов их развития?
Имея четкие определения результата и моделей подобного образовательного процесса, мы можем в любом типе образовательных учреждений и в управленческой практике:
1. Ориентироваться не на обобщенные понятия «самоактуализации», «нравственности», «культуры» или «духовности», а на содержательно описанные конкретные проявления личностных знаний и умений;
2. Вместо бесперспективных диагнозов в связи с «плохим», «некультурным» или «безнравственным» поведением взрослых людей (или детей), говорить о дефиците конкретных социальных компетенций, рассматривая его в аспекте дальнейшего социального проектирования, что ведет за собой решение различных социальных проблем;
3. Точнее и эффективнее выбирать методологию обучения, с целью восполнения дефицита определенных социальных компетенций для различных социальных групп.
Очевидно, что многим гражданам нашей страны, не только молодым, но и взрослым людям, необходимо развивать эти базовые компетенции, радикально обновлять ограничивающие их идеологические представления, ценностные ориентации, творческие, лидерские и коммуникативные навыки.
В противном случае, дефицит социальной компетентности у многих взрослых, как представителей определенных профессиональных и социальных групп, приводит к перекосам в общественном развитии.
Так как социальные компетенции являются управляющей инстанцией по отношению к любой профессиональной деятельности, то именно их уровень развития определяет показатели благосостояния и демократии страны, показатели здоровья нации, а также коэффициенты бедности, преступности и других негативных общественных явлений.
Так, мировая напряженность в целом, напрямую связана с коммуникативными умениями политических лидеров, дипломатов, бизнесменов и общественных деятелей.
Развитие бизнеса в стране зависит от умения или неумения большинства людей быть предпринимателями, причем вне зависимости от сферы профессиональной деятельности. Личные способности понимать потребности людей (на рынке), вдохновлять других и выстраивать отношения имеют большее значение для создания любого дела, чем владение специализированными знаниями и навыками.
Наша правовая система перегружена конфликтами, основной причиной которых является неумение профессионалов от юриспруденции согласовывать конфликтующие мнения, несмотря на «подтвержденность» этого умения в дипломах.
В средствах массовой информации преобладают чувства осуждения, ярости и обид людей, потому что многие взрослые не умеют моделировать образы желаемых целей и конструктивно сформулировать предложения и стратегии по решению различных актуальных проблем.
Количество больниц растет только потому, что большинство людей не умеют «общаться» с собственным телом и быть ответственными за сохранение собственного здоровья.
Наконец, такие «монстры нашего времени» как терроризм, коррупция, наркомания и преступность – это, в своем большинстве, просто группы взрослых людей, не научившихся искать оптимальные решения и коммуницировать так, чтобы достигать желаемого, а потому оказавшихся перед ограниченным выбором – либо обратиться к беспорядкам и лжи, либо к насилию и наркотикам.
Современный рынок труда требует специалистов, способных проявлять активность и творчество в изменяющихся условиях рынка. Дефицит социальных компетенций у многих взрослых является главной причиной безработицы, причем «тянущейся» через поколения. Очевидно, что если взрослые, профессионально обученные мужчины и женщины думают, что не способны заработать себе на жизнь, позаботиться о себе и своей семье, то их детям негде научиться навыкам принятия решений и заботы, а потому труднее вырваться из капкана нищеты.
Никакие льготы и пособия по безработице, сколь велики бы они ни были, не смогут дать людям самого главного - уверенности в себе и в своем будущем. Только постоянное развитие жизненных, бытийных компетенций, позволит людям полнее реализовывать заложенные в них природой таланты, осваивать новые профессии, нести ответственность за собственное дело или просто бесстрашно менять места работы.
Одной из самых критичных областей негативного влияния дефицита социальной компетентности взрослых является система образования.
Есть пример, показывающий состояние современной системы образования.
Профессор технического университета однажды сказал, что он вынужден давать дипломы молодым инженерам только потому, что они сдали экзамены, хотя он убежден, что они не являются истинными инженерами. На вопрос, что означает «истинные инженеры», он заговорил о культурной и социальной ответственности людей, являющихся ведущими фигурами в научных и технических исследованиях. Он продолжил тем, что выпускники не были готовы к принятию этой ответственности на себя. Многие из них занимают ведущие позиции, так и не научившись работать с сотрудниками. Многие не понимают важности системного и творческого подхода к своей области деятельности. И очень многие - начисто лишены предпринимательских «инстинктов».
Этот пример ярко демонстрирует тот факт, что основные задачи системы образования до сих пор не реализуются и это значительно тормозит наступление эпохи, в которой общественным развитием движут творчество и интеллект.
Безусловно, что во всем мире меняется общее понимание того, что такое «образование». Образовательные технологии становятся все более ориентированными на пользователя. Меняются методы обучения в сторону приоритета развития личной мотивации, критического мышления и умения учиться.
Профессия учителя также меняет свое изначальное содержание. Учителя становятся во все большей степени консультантами, наставниками, посредниками и тренерами, чья задача - помочь человеку самому добыть и сформировать свою систему знаний и умений, осознать свою личную ответственность за собственное образование.
Но в целом, существующая модель системы образования в мире (и в Казахстане) напоминает модель тоталитарного государства и устаревшие промышленные методы производства: стандартная конвейерная программа обучения, разделенная по предметам, преподаваемая блоками, разбитая на классы и контролируемая с помощью стандартизированных тестов.
Более того, многие современные шаги по «реформированию системы образования» равноценны гигантскому шагу назад: «учиться, чтобы сдать тест?».
Реализует эту образовательную модель огромная армия взрослых учителей и менеджеров системы образования, многие из которых, в силу дефицита социальных компетенций, неспособны обучить молодежь быть предпринимателями, исследователями, творчески подходить к жизни, ломать стереотипы и нести социальную ответственность за культуру и будущее своей страны.
Сколько в стране педагогов, действительно влюбленных в свое дело, исследующих новейшие образовательные и психологические подходы? Сколько из них проектировщиков учебного процесса, умеющих построить индивидуальные образовательные технологии? Сколько из них лидеров? Людей, просто уверенных в своем будущем, считающих себя успешными и счастливыми?
Ровно столько, насколько система образования задействует на настоящий момент возможности своего человеческого потенциала.
Социально-компетентных и именно поэтому - выдающихся учителей отличает следующее - они:
В итоге, из учеников таких педагогов получаются:
Поэтому мы считаем, что решение проблем системы образования (в широком смысле слова), в первую очередь, лежит в области повышения социальной компетентности самих педагогов.
IV. ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТРАНЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЗРОСЛЫХ
Что такое - духовный потенциал страны, как сегодня, так и во все времена?
Это умения взрослого населения страны проявлять личную волю, устремляться к целям, самостоятельно принимать решения. Это умения каждого отдельного человека ставить перед собой рекордные цели и задачи, это личная готовность людей к мобильности, это их способность мыслить в геокультурных координатах, это их личные способности проектного отношения к своим перспективам и своему окружению.
Очевидно, что речь здесь идет о различных социальных компетенциях взрослого населения страны.
Социальные компетенции всего населения отдельно взятой страны, «в сумме» образуют, так называемый «социальный капитал» страны. Часто его называют интеллектуальным или креативным капиталом, и на самом деле, именно он является проявлением духа народа и фундаментом прогресса любой страны.
Социальный капитал является своеобразным «внешним показателем» духовного потенциала страны.
Поэтому каким-либо образом организованный процесс воспроизводства «социального капитала» можно рассматривать как ключевой способ повышения и обогащения духовного потенциала страны.
Можно привести пример из истории: японское и корейское «технологическое чудо» основано на философии и непрерывной практике «кайзен», которая является, по существу, тем самым специально организованным процессом социального образования и воспитания людей на рабочих местах.
В эпоху глобализации при постановке и решении масштабных национальных задач, связанных с развитием любого сектора рынка и любых социально-культурных сфер страны можно рассчитывать только на развитые социальные компетенции взрослых людей, вне зависимости от их профессиональной деятельности.
Поэтому способность страны воспроизводить «социальный капитал» является определяющей все перспективы ее экономического развития и проявления ее духовного потенциала в мировом сообществе.
V. РАЗВИТИЕ ДЕМОКРАТИИ И СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВЗРОСЛЫХ ГРАЖДАН
Мировой финансовый кризис есть одно из проявлений общего кризиса культуры. Потому что проблема не в том, чтобы реформировать какие-то внешние по отношению к людям институты. Проблема в том, что первое и главное, что нужно реформировать - это те представления, которые не находятся где-то снаружи, а находятся в головах людей. Начав с изменения культурных принципов в головах, мы легко сможем перестроить затем и всю видимую материальную культуру.
Современное общество все более атомизируется и взаимодействие в нём все более распадается. При этом, люди, будучи членами общества, и, фактически сбрасывая с себя моральный груз ответственности перед обществом, перекладывают, чисто формально этот груз на кого-то, на некое абстрактное государство или власть, которые и должны заботиться о выполнении этих общественно значимых функций.
Может ли это привести к демократическому обществу? Безусловно, нет. Подобная позиция ведёт к двум следствия - развалу собственно общества и моральной, интеллектуальной, культурной деградации граждан, скатывающихся ко всё более примитивным потребностям и реализации интересов, сосредоточенных только на собственном выживании.
Какую же позицию должен занимать здравомыслящий профессионально и социально компетентный человек, как гражданин по-настоящему демократического общества?
На самом деле, любой человек испытывает удовлетворение, когда совершает что-то на благо общества и дискомфорт, когда предпринятые им действия неуспешны и наносят обществу вред. Он не разделяет собственные интересы, личную позицию и интересы общества.
Но лишь обладая определенными развитыми социальными компетенциями, человек способен рассматривать ситуацию и собственные действия в плане решения общественно значимых задач в целом, в плане внесения им вклада в преодоление проблем, стоящих перед страной, перед нацией, перед обществом в целом. При этом необходимость действовать на благо человечества - есть его личная внутренняя позиция, и представление о том, каким должно быть это благо, в рамках каких схем и при помощи каких методов достигнуто - это тоже есть его внутреннее представление, убеждение, существующее вне зависимости от того, придерживаются ли окружающие точно такой же позиции.
Таким образом, при повальной социальной некомпетентности граждан, демократия, представляемая как некое волшебное средство суммирования и реализации желаний и воли граждан, есть лишь вредная иллюзия и ничего больше. Если же вести речь об истинной демократии, то нужно выяснить для начала условия её осуществления. В отличие от формальной демократии, которая никакого реального участия в управлении обществом гражданам не обеспечивает, мы должны рассмотреть условия, при которых это участие будет реальным.
Человек, который плохо понимает суть задач, стоящих перед обществом, плохо ориентируется в сути проблем экономики, например, и т. д., никакого фактического участия в управлении принимать не может.
Никакой демократии не может быть в обществе, где граждане принимают решения, основываясь на детских страхах и наивных эмоциональных оценках.
Демократия в стране может развиваться успешно лишь в одном случае - когда основные идеи, задачи текущего момента, цели, стоящие перед нацией, осознаются не только руководителями, но и всеми людьми, когда всё пропитано духом преобразований, когда люди способны сами, по своей инициативе соотносить свои действия с задачами, стоящими перед страной, когда они сами способны проявлять инициативу, когда они сами, не дожидаясь никаких команд сверху, способны двигать процесс в правильном направлении.
Для того, чтобы истинная демократия могла быть осуществлена, для того, чтобы к управлению страной могли прийти профессиональные люди, которые на самом деле обладают и умом и ответственностью перед страной, и каких в Казахстане не так уж и мало, должен быть создан механизм, который тестирует людей на компетентность, который заставляет их аргументировано и точно обосновывать собственную программу, раскрывать пути решения проблем, доказывать свою правоту в открытой дискуссии.
Практически модели развития человеческого потенциала в масштабе государственной политики, так или иначе, уже находят во многих странах Европы, в Америке, в Южной Корее, Японии, Сингапуре и других.
Во всем мире приветствуются и внедряются идеи непрерывного, неформального и дополнительного образования взрослых.
Но, в целом, мир только вступает в эпоху, когда к социальному капиталу страны становится возможным применить системный развивающий подход.
Однако, в мире накоплено достаточно знаний и опыта в области развития различных социальных компетенций людей.
Существует богатейший арсенал воспитательных и образовательных методик, основанных на глубоких исторических корнях и древних знаниях, на высших духовно-нравственных идеалах человечества, на традициях милосердия и благотворительности.
На стыке и в синтезе наук в этой области знаний изучается, выявляется и показывается, каким образом можно восстанавливать природные жизненные навыки человека, сознательно и намеренно высвобождать совершенствовать человеческий потенциал. В этой области сплавлены педагогика и психология, социология и политология, сочетаются интересы экологии и практической деятельности, художественное творчество и устремленность к историческим переменам.
Следует обратить внимание, что у многих взрослых людей и, особенно, у педагогов, существует типичное ошибочное отношение к воспитанию и развитию компетенций:
1. Вести воспитательную работу нужно только с детьми, подростками и молодежью. Это не работает! Любое социальное взаимодействие, вне зависимости от возраста, несет в себе воспитательный потенциал и никогда не является нейтральным. Любое слово руководителя, политического лидера, диктора, журналиста и философа является примером и воспитательным актом для его аудитории.
2. Вести воспитательную работу должны специалисты, например, психологи. Нет! В этой работе должны осознанно участвовать все взрослые. Если на каких-то занятиях дети или взрослые усвоили некие полезные знания и навыки, а в семье, коллективе или с экранов телевизоров демонстрируется их отсутствие – навыки не будут применяться!
В этом контексте возникает острая потребность вести речь не только об образовании и воспитании подрастающих поколений, а о формировании воспитывающей атмосферы в стране, которая возникает только внутри отношений ВСЕХ участников «общего образовательного процесса». Личности «будущих поколений» формируются, когда включаются в систему существующих отношений, сравнивая и анализируя проявляющиеся в ходе этих отношений системы ценностей и жизненные стратегии своих отцов.
Поэтому во многих странах мира образование взрослых уже становится новой, наднациональной отраслью, имеющей международную, европейскую, азиатскую, африканскую и другие континентальные, национальные структуры управления и распространения.
В «Повестке дня на XXI век» Организация Объединенных Наций рекомендовала правительствам, национальным и международным неправительственным организациям искать новые пути партнерства государственных и общественных структур, средств массовой информации, деловых и промышленных кругов, работников образования, ученых, молодежи для реализации основных принципов устойчивого развития. Особое место среди этих принципов занимает непрерывное образование взрослых в течение всей жизни.
Документы европейских саммитов заключают, что образовательные системы должны приспособиться к новым реалиям XXI века и непрерывное образование должно стать главной политической программой гражданского общества, социального единства и занятости.
Общие выводы и соглашения, положенные в основу системы образования взрослых, можно суммировать следующим образом:
1. Весьма важно, что в основе своей образование взрослых минимально использует или вообще не потребляет средства из государственного бюджета. Главная задача — это создание условий, предпосылок, законов, позволяющих обеспечить непрерывное образование:
Необходимо конституционно поддержать начавшийся процесс создания правовой базы, гарантирующей:
2. Важно поощрять развивающуюся сеть государственных и негосударственных учебных заведений и структур, аккумулирующих средства для финансирования образовательной деятельности. Естественно, что без правовой и налоговой поддержки работодателей со стороны государства этого не произойдет.
Необходимо создать и довести до автоматического применения систему персонального кредитования обучающегося взрослого населения. Необходимо создать государственные и налоговые льготы предприятиям, аккумулирующим средства для образования взрослого населения, а также: всем предприятиям системы образования взрослых, работодателям, обеспечивающим непрерывное образование взрослых в течение всей жизни, предприятиям, взявшим на себя пенсионное обеспечение своих рабочих и служащих.
3. Важно обеспечить формирование в общественном сознании установок на непрерывное образование в течение всей жизни, что обеспечивается интеграцией и взаимодействием государственных органов управления и неправительственных организаций.
Образование должно быть основным непрерывным видом деятельности всего взрослого населения, совмещаемым с наукой, производством, сферой обслуживания в течение всей жизни. Только перемежая и чередуя в течение всей жизни образование, труд и свободное время для своих увлечений, для семьи, для общественных занятий, мы станем эффективными, долговечными и счастливыми, нужными друг другу, предыдущим и будущим поколениям и стране, вернем соскальзывающую в пропасть планету к устойчивому варианту развития.
Хотя государства ЕС до сих пор не выработали всеобъемлющей стратегии такого образовательного процесса, тем не менее, они осознают, что такая стратегия должна базироваться на сотрудничестве властей и общественных организаций, так называемых «социальных партнеров», поскольку именно они ближе всего связаны с интересами и потребностями отдельных граждан и сообществ. Последние программы ЕС в области образования и молодежной политики направлены на развитие социального партнерства, как на местном, так и на транснациональном уровне.
Помимо этого, активно ищутся пути для усиления связей между учреждениями формального и неформального образования.
В процессе создания системы непрерывного образования, ориентированного на потребности развития личности, все организации культурно-просветительского характера постепенно сольются в единую образовательную сеть. Этот процесс уже идет в создании системы открытых университетов, различных тренингов и курсов и т.п., и сами вузы должны активнее расширять и открывать свои образовательные возможности для широких кругов общества.
Таким образом, система образования взрослых в мире становится отдельной, самостоятельной суперотраслью в жизни человеческого общества, в которой основной акцент ставится не на профессиональной переподготовке кадров, а на развитии жизненных, творческих и коммуникативных компетенций взрослых людей.
Мы предлагаем назвать этот специфический образовательный процесс – СОЦИАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ, с целями условного отличия его от среднего и профессионального образовании, а также для системного подхода к его исследованию и проектированию.
VII. СУЩЕСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ В КАЗАХСТАНЕ СЕГОДНЯ
Cоциальное образование взрослых в Казахстане, как некая образовательная система, в настоящее время развивается в значительной степени стихийно и чаще называется «неформальным образованием».
Участниками существующего на настоящий момент отрасли социального образования являются все учреждения, ставящие своей целью развитие каких-либо социальных знаний и навыков взрослых людей.
К ним можно отнести:
Все эти организации являются элементами существующей системы социального образования, так как напрямую или опосредовано развивают у взрослых людей знания более удовлетворяющего мировоззрения и подхода к жизни, новые способности к общению с собой, окружающими людьми и миром, изменяют представления людей о самих себе, о том, что они способны выдержать, с чем справиться, что могут интегрировать в себе.
Можно наблюдать своеобразную «специализацию» таких организаций на видах социального образования взрослых.
Например, бизнес-тренинги тренируют намерение достигать результата, развивают деловые навыки взрослых, мышление «человека цели» и «человека успеха», ответственность, умение формировать команду и быть лидером. Психологические центры обучают людей регулировать общее физическое и эмоциональное состояние, решать внутренние конфликты, изменять умственный настрой и ментальные установки. Религиозные учебные центры, на основе изучения различных религиозных доктрин, расширяют мировоззрение и обучают способам философского и духовного поиска. Также вопросами социального и духовного образования людей занимаются все холистические системы, такие как суфизм, дзен-буддизм, йога, астрология, эзотерические школы и т.д.
В любом случае, такое «неформальное» обучение помогает взрослым вырабатывать более оптимальные стратегии, открывать большую продуктивность и делать жизнь более богатой, интересной и духовной. Именно здесь часто успешно решаются многие задачи интеграции в социум и психологической адаптации людей к новым условиям. Именно здесь появляется возможность урегулировать конфликт с собственной природой и не выносить этот конфликт вовне. Именно здесь люди находят ответы на вопрос, как совместить свою деятельность со своей жизненной философией.
Деятельность всех участников системы, в целом, нацелена на поиск и развитие оптимальных механизмов культурно- и социально-образовательных процессов в условиях реформируемого социума, на разработку различных новых образовательных моделей и практик.
Но скорость изменений в стране такова, что предложение, также как и спрос на образовательные услуги драматически отстают от требований времени. И, к сожалению, они остаются недоступными или неизвестными для большей части взрослого населения, что приводит к их социальной пассивности.
Как и любая другая стихийно-развивающаяся система, за неимением четкого понимания и критериев оценки для спроса качественных услуг, этот рынок также заполнен суррогатными предложениями. Если одни участники этой системы действительно развивают социальные компетенции людей и человеческий потенциал региона, то участие других субъектов данного стихийного рынка услуг, таких как псевдо-учителя, псевдо-наставники и псевдо-консультанты, может являться серьезной проблемой, требующей всестороннего анализа.
(Приложение 5. Отчет по исследованию рынка социально-образовательных услуг в городах Алматы, Астана, Усть-Каменогорск, Шымкент).
VIII. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЗРОСЛЫХ В КАЗАХСТАНЕ
В данной Концепции мы предлагаем рассмотреть универсальный подход к развитию культуры общества, гармонично совмещающий развитие духовного потенциала народа и экономики страны.
Мы предлагаем создать Национальную систему, которая будет способна систематически воспроизводить «социальный капитал» страны, развивать и поддерживать в тонусе социальные компетенции взрослого населения, в дополнение к существующей системе формального и профессионального образования.
Главными целями этой системы станут развитие человеческого потенциала, через обогащение «социального капитала», развитие культуры общения и взаимодействия, формирование новой личностно-ориентированной социальной политики страны.
Национальную систему развития социальных компетенций взрослых, в аспекте ее экономических отношений, мы предлагаем рассматривать как РЫНОК СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ, самостоятельный относительно государственной системы образования и рынка профессионально-образовательных услуг, но теснейшим образом взаимосвязанный со всеми сферами культуры нашего общества.
В процессе своего естественного развития, хаотичный на настоящий момент рынок неформального образования взрослых, со временем наработает свой тезуарус, понимание ценности предлагаемых потребителям социально-образовательных услуг и организационную культуру, позволяющую цивилизованно конкурировать друг с другом.
Но так как деятельность субъектов данного рынка является практическим инструментом реализации скорейшего обогащения социального капитала страны, следовательно, и ее духовного потенциала, мы предлагаем систематизировать наработанный казахстанскими новаторами и международными организациями опыт в этой важнейшей области профессиональной деятельности, чтобы содействовать росту и развитию существующего на настоящий момент так называемого «рынка социально-образовательных услуг».
Рынок социально-образовательных услуг, как инфраструктура и воплощение Национальной системы развития социальных компетенций взрослых, будет представлять собой открытую социо-культурную образовательную и информационную систему, стимулировать развитие человеческого потенциала страны, способствовать творчеству и инновациям в любой отрасли и секторе рынка, в том числе, в существующей системе образования, и оказывать позитивное влияние на все сферы жизни каждого взрослого человека и, в результате, на подрастающие поколения.
Предметом экономических отношений на данном рынке является социально-образовательная услуга и ее результат - социальная компетентность взрослого человека.
Из следующих характеристик также можно убедиться в том, что социально-образовательные услуги есть объект рыночных отношений.
1. Экономические отношения в сфере социального образования складываются в процессе производства специфических социальных благ, выступающих в форме услуг. Социально-образовательная услуга является социальной ценностью, относящейся к невещественному богатству и отличается от остальных нематериальных услуг особой потребительской стоимостью: способностью удовлетворять потребности человека в его духовном, эмоциональном и социальном развитии.
2. Социально-образовательные услуги, как и другие общественные блага, обладают свойствами внутреннего и внешнего эффектов. Внутренний эффект от потребления этих услуг ведет к тому, что каждый индивид, обладающий повышенной социальной компетентностью, чувствует себя более уверенным, креативным и способным принимать верные жизненные и профессиональные решения. Внешний положительный эффект социальной компетентности выражается в росте производимых продуктов личного творчества (производительности труда) и повышении возможности получать больший доход по сравнению с другими.
3. Социальное образование входит в общую систему экономических отношений, подчиняется общим экономическим законам, господствующим в обществе.
4.Социально-образовательные услуги неотделимы от труда работников социального образования.
5. Социально-образовательные услуги требуют постоянных изменений видов и качества с ростом и индивидуализации запросов потребителей услуг. Это требует непрерывного повышения профессионализма работников, предоставляющих услуги.
Таким образом, способствуя развитию нового широко востребованного рынка социально-образовательных услуг, становится возможным получить следующие результаты:
По существу, нам необходимо спроектировать и запустить в действие новый тип рыночных отношений, основанных на понимании ценности результатов развития интеллекта, духовности, личностной и социальной компетентности человека.
Очевидно, что такой проект должен осуществляться поэтапно, с экспериментом и сетевым графиком на несколько лет, чтобы реализовать следующие задачи:
Все мероприятия Программы предполагают «привязку» и адаптацию в каждом регионе, в каждом социально-образовательном учреждении с учетом экономического, социального, демографического, национального окружения, а также имеющихся материально-техническтх ресурсов, уровня социальной ответственности бизнес-сообщества и масштаба гражданских инициатив. Поэтому необходимым является предварительное исследование региона, с целью определения средств и методов влияния на задействование или развитие всех перечисленных факторов.
Национальная система включает организации и лиц - всех, кто профессионально занимается или оказывает влияние на развитие социальных компетенций людей.
Курируется Министерством культуры и информации, т.к. развивает культуру общества (как культуру общения).
Управляющей структурой является Координационный центр.
Координационный Центр Национальной системы РСК
(центр развития социальных компетенций взрослых):
Элементами инфраструктуры Национальной системы могут стать:
1. Государственные Тренинговые университеты для подготовки гос. и бизнес-элит, социальных лидеров во всех секторах общества.
2. Государственный Евразийский Тренинговый университет (основанный на идее евразийства) для развития сотрудничества всех социальных лидеров стран Евразии.
3. Коммерческие компании, предоставляющие тренинговые и развивающие услуги.
4. Центры исследования и развития способностей и сверхспособностей человека и т.п.
5. Общественные организации, предоставляющие тренинговые и развивающие СК услуги.
6. Продюсерские центры, предоставляющие услуги по организации специализированных издательств, киноцентров, СМИ, центров художественного творчества, центров здоровья и спорта и т.п.
7. Промышленные и производственные компании, построенные по принципу саморазвивающихся организаций.
8. Управляющие и исследовательские структуры Национальной системы РСК и рынка социально-образовательных услуг.
X. АКТУАЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ДИАЛОГА
На первом этапе такого проекта становится необходимым обмен идеями, информацией и опытом между социальными лидерами и различными специалистами в этой области знаний, которые сконцентрируют свои усилия на решении задач развития социальных компетенций взрослых в Казахстане. Нам необходима широкая общественная дискуссия или Общественный диалог, который поможет прояснить цели в этой сложной культурной сфере.
Реализация Общественного диалога возможна при помощи организации регулярных казахстанских и международных форумов, круглых столов, конференций, освещения тем и проблем развития человеческого потенциала в СМИ.
В ходе проведенного исследования была выявлена следующая проблематика. Участники существующего рынка социально-образовательных услуг, в силу своей деятельности в различных секторах общества и рассогласованности терминологии, испытывают затруднения в понимании и передаче смыслов (отношений) в области развития духовного потенциала человека, описаний требований к его поведенческим проявлениям, а также в формулировании конструктивных предложений по решению проблем развития человека и социума.
Поэтому первоначальным мы считаем необходимым инициировать общественный диалог для прояснения и выработки согласованного понимания по следующим актуальным общим вопросам:
1. Важность развития духовного потенциала - для радикального обновления компетенций взрослых, повышения конкурентоспособности страны, предотвращения гуманитарной катастрофы, реформирования системы образования и т.д.
2. Проявления в действии и составляющие духовного потенциала. Примеры развитых социальных компетенций.
3. Способы и школы развития социальных компетенций.
4. Мотивация различных категорий взрослых к специальным тренингам по развитию социальных компетенций.
5. Роль тренеров, как инструментов и катализаторов транзитного процесса к обществу с развитым духовным потенциалом и социальным капиталом.
6. Влияние социальных лидеров и СМИ на развитие социальных компетенций взрослых.
7. Понимание роли и места в обществе социального лидера и тренера социальных компетенций, их педагогические компетенции.
8. Проблемы и перспективы развития рынка социально-образовательных услуг (вплоть до отпадания его необходимости в случае полного исчезновения признаков гуманитарной катастрофы, когда все родители (взрослые) смогут самостоятельно развивать все социальные компетенции детей (не взрослых).
9. Философия и модель Национальной системы развития социальных компетенций взрослых. Модель рынка социально-образовательных услуг.
В дальнейшем эти темы будут развиваться и детализироваться по не менее важным направлениям социального образования, а отдельные научные теоретические и методологические разработки из этой области знаний гармонично вольются в общую картину.
В настоящее время в Казахстане и за рубежом исследуются такие проблемы как пограничная социальная ситуация и возможность ее реинтеграции, маргинальные социальные группы как объекты социального образования, социальные проблемы семьи, социальное сиротство, социальная реабилитация людей с ограниченными возможностями, социокультурные аспекты старения общества и многие другие.
К сожалению, эти актуальные для общества разработки часто не выходят за пределы научных экспериментальных площадок, потому что А) социальное образование не воспринимается как социокультурная ценность, Б) у самих участников научного сообщества зачастую отсутствуют развитые социальные компетенции, в частности, навыки предпринимательства и В) из-за разобщенности специалистов, общие идеи звучат «на разных языках», за счет чего создается видимость взаимонепонимания и терминологической конкуренции. (Как пример, различие терминов в названиях социальных компетенций, Приложение 3)
Поэтому новая парадигма, которой предстоит «родиться» в умах, посредством Общественного диалога, может стать важным катализатором эволюции общественного сознания, и сыграть роль критического фактора, как в развитии Казахстана, так и всего мира, поскольку хорошо известно, что судьбоносные решения развития общества являются исключительной прерогативой взрослого населения планеты.
XI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЗРОСЛЫХ
Системный подход к развитию социальных компетенций взрослых в Казахстане позволит решить следующие задачи:
Наконец, жизнь каждого из нас можно рассматривать как социальный проект, для реализации которого на каждом этапе от человека требуются все новые и более совершенные компетенции. Поэтому, для каждого человека в любом возрасте и в любой профессии жизненно необходимо уметь грамотно ставить цели, создавать и проектировать образ желаемого будущего, уметь учиться и ориентироваться в потоке информации, системно мыслить, выбирать пути достижения, отслеживать и корректировать результаты. Каждому из нас важно иметь знания о принципах и приемах собственного личностного, нравственного и духовного роста и развития. Каждому из нас важно уметь осознавать себя как индивидуальность, как носителя определенной культуры, как гражданина страны и мира.
Разработчики: Байканова Галия, Бахмутова Наталья
Комментарии
Как корабль назовешь - так он и поплывет.
В чьих руках будет находиться этот "бизнес", тот и будет "командовать парадом".